Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

23 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ Тони имели свои названия: Колониха, Великая Изба, Ильменево Дворище, Олений Рог, Макуев Камень, Лодочный Ручей, Черемховый Остров, Варничная, Крестовая, Боярская, Новая, Боль­ шая, Глубокая, Огородная, Тетрина и так далее. Каждая оценивалась при переделе угодий в определенное количество луков. Нередко писцы указывали число ловцов на тоне, на­ пример: Варзужское устье, «а ловят 12-ю кар­ басами, а в карбасе по два человека», у Быкова острова — 4-мя карбасами, Кича — 9-ю кар­ басами, а на речке—забор (изгородь из кольев исетей, в которыхделался проход, ведший семгу в ловушку-мережь). Некоторые из «живущих тонь» в 60-х годах XVII века превратились вдеревни —постоянные бесцерковные селения. Это, прежде всего, тоня Кузонима (русифицированное карельское на­ звание, означающее «еловый мыс»). В писцовой книге Василия Агалина 1575 года сказано: «На Варзуге ж реке тоня Кузонима», в ней ловили семгу 20 карбасами, да в верхней Кузонеме—8-ю карбасами. В описи 1678 года поселение названо «деревня Куземино», в которой жили отдельными дворами двое Рогозиных да плот­ ник Дмитрий Федоров. Это крестьяне патри­ аршие, «поселились вновь со 182 году», или по современному календарю в 1674 году [48, с. 321]. В переписной книге Соловецкой вот­ чины находим такие сведения: два бобыль- ских двора стоят «в деревне Кузомине, что поселились вновь из Варзужской волости со 175-го (1667) году» [49, с. 158]. По-видимому, начало расселению села Вар­ зуги положили патриаршие власти. В переписи 1678 года самое раннее выселение относится к 1660 году: «Да у моря ж на Терской стороне слободка Тетрино, а в ней патриаршиже кресть- яня» Тимофей Степанов сын Корела и другие, по их рассказу «они поселились из Варзужской волости со168 году» [49, с. 321]. Селение Тетрино названо «слободкой» потому, что внем жили крестьяне вотчины, осво­ божденной от платежа государевых податей по жалованной грамоте 1619 года. Монастыри Соловецкий, Троице-Сергиев, Антониево- Сийский и Николо-Корельский платили в царскую казну с варзужских луков оброчную подать [49, с. 152]. Варзужскими крестьянами и отчасти выход­ цами с Двины были образованы деревни Оле- ница, Кашкаранцы, Чаваньга, Стрельна, Чапома и Пялица. За рекою Пялицей простирались вла­ дения «терских лопарей, то им межа »[47, с. 172]. Что из себя представляли варзужские вы­ селки, можно судить по переписным книгам Соловецкого монастыря. В описи 19 января 1669 года говорится: «Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат... Да келья брат­ ская с сеньми теплыми и чуланами. Да келья столовая с сеньми холодными (без печи)...Да 4 анбара... и поварня, и квасоварня, и сушило, под чем рыбу коптят, и сарай на столбах, под чем рыбу семгу вялят» [71, л. 9 об.]. Постоянно жили в деревеньке бобыли Левка Кашкаранец и Амоска Евсевьев. Промысловый стан в Чаваньге: «Келья братская с сеньми, а в сенях поварня, а противо кельи анбар, а под анбаром погреб рыбной...» [71, л. 8 об.]. Монастырские станы находились также в Коше (устье реки Варзуги), Стрельне, Чапоме иТочильном. В 1660 году Соловецкий монастырь вывез с Варзуги 6630 семог весом 727 пудов [70, л. 3]. После расселения села Варзуги изменилось понятие «волости». В ранних документах оно означало, прежде всего, селение, а затем уже— территорию, находящуюся в его владении. С появлением деревень-выселков акцент сме­ стился: теперь волость — это округа главного селения — «села», где находился приходский храм и местные власти. 9. СТАРЕЦ ГЕРАСИМ ФИРСОВ В 1653 году патриарх Никон начал проводить обрядовую реформу в Русской Церкви. Вместо земных поклонов вводились поясные, дву­ перстие заменялось трёхперстием (предписы­ валось крестить себя не двумя, а тремя паль­ цами), вместо имени «Исус» патриарх велел писать «Иисус» и т. д. Часть русского общества не приняла нов­ шеств Никона, осталась верна «древнему благо­ честию». Вождем противников реформы, так называемых раскольников, стал протопоп Авва­ кум. Основным очагом сопротивления реформе являлся Соловецкий монастырь, который вел вооруженную борьбу с правительственными войсками с 1668 по 1676 год. Во время вос­ стания и его подавления монастырское хо­ зяйство пришло в расстройство. Более 360 человек, защищавших монастырь, были истреб­ лены и подвергнуты «лютейшей казни», уце­ левшие монахи оказались в тюрьмах и ссылках [13, с. 634]. Таков был печальный итог соло­ вецкой драмы. Одним из зачинателей «смуты» являлся старец Варзужской службы Герасим Фирсов, личность довольно примечательная в истории раскола. Человек необузданного нрава, хитрый и лов­ кий пройдоха, он не раз подвергался жестоким наказаниям. Еще в миру, до пострижения в монахи, его били в Москве «кнутом на козле, что он из рядов (на торгу. — И. У.) имел обманом жемчуг исоболи». В Соловках, в 1655 году, ночью, он пришел в чужую келью «и поколол ножом... старца Афонасья, и по сыску за то его смиряли». Однако в 1657 году ему, как человеку весьма образованному и способному защитнику цер­ ковного благочестия, присваивается звание соборного старца, то есть члена руководящего органа монастыря — собора. Герасиму Фир- сову доверяют Варзужскую службу — управ­ ление одной из вотчин монастыря. Но и здесь он проштрафился: «семгу продал и деньгами хотел завладеть». За неоднократное воровство крупных сумм денег и имущества у монахов Герасима лишили звания соборного старца, взыскали 190 рублей и исправляли на правеже. За курение табака и бражничанье в 1663 году

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz