Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
23 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ Тони имели свои названия: Колониха, Великая Изба, Ильменево Дворище, Олений Рог, Макуев Камень, Лодочный Ручей, Черемховый Остров, Варничная, Крестовая, Боярская, Новая, Боль шая, Глубокая, Огородная, Тетрина и так далее. Каждая оценивалась при переделе угодий в определенное количество луков. Нередко писцы указывали число ловцов на тоне, на пример: Варзужское устье, «а ловят 12-ю кар басами, а в карбасе по два человека», у Быкова острова — 4-мя карбасами, Кича — 9-ю кар басами, а на речке—забор (изгородь из кольев исетей, в которыхделался проход, ведший семгу в ловушку-мережь). Некоторые из «живущих тонь» в 60-х годах XVII века превратились вдеревни —постоянные бесцерковные селения. Это, прежде всего, тоня Кузонима (русифицированное карельское на звание, означающее «еловый мыс»). В писцовой книге Василия Агалина 1575 года сказано: «На Варзуге ж реке тоня Кузонима», в ней ловили семгу 20 карбасами, да в верхней Кузонеме—8-ю карбасами. В описи 1678 года поселение названо «деревня Куземино», в которой жили отдельными дворами двое Рогозиных да плот ник Дмитрий Федоров. Это крестьяне патри аршие, «поселились вновь со 182 году», или по современному календарю в 1674 году [48, с. 321]. В переписной книге Соловецкой вот чины находим такие сведения: два бобыль- ских двора стоят «в деревне Кузомине, что поселились вновь из Варзужской волости со 175-го (1667) году» [49, с. 158]. По-видимому, начало расселению села Вар зуги положили патриаршие власти. В переписи 1678 года самое раннее выселение относится к 1660 году: «Да у моря ж на Терской стороне слободка Тетрино, а в ней патриаршиже кресть- яня» Тимофей Степанов сын Корела и другие, по их рассказу «они поселились из Варзужской волости со168 году» [49, с. 321]. Селение Тетрино названо «слободкой» потому, что внем жили крестьяне вотчины, осво божденной от платежа государевых податей по жалованной грамоте 1619 года. Монастыри Соловецкий, Троице-Сергиев, Антониево- Сийский и Николо-Корельский платили в царскую казну с варзужских луков оброчную подать [49, с. 152]. Варзужскими крестьянами и отчасти выход цами с Двины были образованы деревни Оле- ница, Кашкаранцы, Чаваньга, Стрельна, Чапома и Пялица. За рекою Пялицей простирались вла дения «терских лопарей, то им межа »[47, с. 172]. Что из себя представляли варзужские вы селки, можно судить по переписным книгам Соловецкого монастыря. В описи 19 января 1669 года говорится: «Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат... Да келья брат ская с сеньми теплыми и чуланами. Да келья столовая с сеньми холодными (без печи)...Да 4 анбара... и поварня, и квасоварня, и сушило, под чем рыбу коптят, и сарай на столбах, под чем рыбу семгу вялят» [71, л. 9 об.]. Постоянно жили в деревеньке бобыли Левка Кашкаранец и Амоска Евсевьев. Промысловый стан в Чаваньге: «Келья братская с сеньми, а в сенях поварня, а противо кельи анбар, а под анбаром погреб рыбной...» [71, л. 8 об.]. Монастырские станы находились также в Коше (устье реки Варзуги), Стрельне, Чапоме иТочильном. В 1660 году Соловецкий монастырь вывез с Варзуги 6630 семог весом 727 пудов [70, л. 3]. После расселения села Варзуги изменилось понятие «волости». В ранних документах оно означало, прежде всего, селение, а затем уже— территорию, находящуюся в его владении. С появлением деревень-выселков акцент сме стился: теперь волость — это округа главного селения — «села», где находился приходский храм и местные власти. 9. СТАРЕЦ ГЕРАСИМ ФИРСОВ В 1653 году патриарх Никон начал проводить обрядовую реформу в Русской Церкви. Вместо земных поклонов вводились поясные, дву перстие заменялось трёхперстием (предписы валось крестить себя не двумя, а тремя паль цами), вместо имени «Исус» патриарх велел писать «Иисус» и т. д. Часть русского общества не приняла нов шеств Никона, осталась верна «древнему благо честию». Вождем противников реформы, так называемых раскольников, стал протопоп Авва кум. Основным очагом сопротивления реформе являлся Соловецкий монастырь, который вел вооруженную борьбу с правительственными войсками с 1668 по 1676 год. Во время вос стания и его подавления монастырское хо зяйство пришло в расстройство. Более 360 человек, защищавших монастырь, были истреб лены и подвергнуты «лютейшей казни», уце левшие монахи оказались в тюрьмах и ссылках [13, с. 634]. Таков был печальный итог соло вецкой драмы. Одним из зачинателей «смуты» являлся старец Варзужской службы Герасим Фирсов, личность довольно примечательная в истории раскола. Человек необузданного нрава, хитрый и лов кий пройдоха, он не раз подвергался жестоким наказаниям. Еще в миру, до пострижения в монахи, его били в Москве «кнутом на козле, что он из рядов (на торгу. — И. У.) имел обманом жемчуг исоболи». В Соловках, в 1655 году, ночью, он пришел в чужую келью «и поколол ножом... старца Афонасья, и по сыску за то его смиряли». Однако в 1657 году ему, как человеку весьма образованному и способному защитнику цер ковного благочестия, присваивается звание соборного старца, то есть члена руководящего органа монастыря — собора. Герасиму Фир- сову доверяют Варзужскую службу — управ ление одной из вотчин монастыря. Но и здесь он проштрафился: «семгу продал и деньгами хотел завладеть». За неоднократное воровство крупных сумм денег и имущества у монахов Герасима лишили звания соборного старца, взыскали 190 рублей и исправляли на правеже. За курение табака и бражничанье в 1663 году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz