Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 2. УМБА Деревня Умба возникла в одном из лучших мест Терского берега — в ни зовьях богатой семгой реки Умбы. Наряду с Варзугой Умба — древ нейшее русское селение на кольской земле. Оно впервые упомянуто в до кументах Соловецкого монастыря под 1466 годом. Уже в XV веке монастырь завел в Умбе рыбные промыслы, на которые посылался старец Фотей с работниками (с "содельники своя” ). В XV веке крестьяне предпочитали селиться не у самого моря, а в некото ром удалении от него, боясь появле ния на судах разбойников-скандина- вов ("немцев” ). Но в XVI веке умбяне переселились поближе к устью реки. В описи 1585 года сказано: "Вверх по реке по Умбе, от волости десять верст, погост старой, где стояла во лость Умба преж сего, а на погосте церковь Воскресение Христово пуста, и на том погосте косят сено". В 1569 году село, имевшее 42 двора, разгромили за неуплату долга двинянам царские опричники во главе с Басаргой Леонтьевым. Крестьяне, лишившись имущества, часть своих угодий ("л уко в ” ) продали монахам Ки- рилло-Белозерского монастыря. Не довольствуясь приобретением, кирил ловские монахи подали Ивану IV чело битную с просьбой об отдаче им всей волости — селения и его земельных владений. Такое пожалование после довало 27 июня 1578 года. Соловецкие и кирилловские монахи поссорились между собою и добились размежева ния своих "л уко в ” . В 1585 году в селе ние приехал подьячий Григорий Ники тин и отвел Соловецкому монастырю в вотчинное владение четверть волос ти Умбы — 9 крестьянских дворов, 2 соляных варницы и 14 тоней. Кирил- ло-Белозерскому монастырю отошло 46 крестьянских дворов, 7 варниц и 41 тоня. В совместном владении оста лись семужьи заборы, мельница, ле са, покосы, звериные и птичьи лови- ща, доходы от которых делились про порционально числу ’’л уко в” : соло вецким монахам — четверть, кирил ловским — три четверти. Раздельная книга Григория Никити на содержит полное описание волос ти. Вот некоторые выдержки из нее: в селе "церковь теплая Воскресение Христово, да другая церковь студеная (без печи) верховных апостол Петра и Павла, да придел преподобного Ки рилла Белоозерского чудотворца... В Умской ж волосте двор Соловец кого монастыря, а нем живут старцы и слуги соловецкие... Да Соловецкого же монастыря крестьян... пять огоро дишек... они те огородишки п аш уг из- стари... Вверх по реке по Умбе, от волости три версты, в реке Умбе за бор, ловят в нем семгу... Соляные вар ницы Соловецкого монастыря: варни ца в Лех-губе, варница в Пильской губе...” В 1589 году северо-западное Бело- морье подверглось разорению швед скими войсками. Побывали они и в Ум бе, ограбили и выжгли селение. Жи тели спаслись бегством в лес. По слу чаю "немецкого прихода и пожара” 28 мая 1591 года Соловецкий монас тырь освободил на два года своих умбских крестьян от платежа оброка, с тем чтобы они за это время "в во лости дворы поставили” . В льготной грамоте 1591 года четко определены повинности умбских кре стьян: выловленную ими семгу делить ” на трое, на монастырь две доли, а третья доля крестьянам” , да сверх того давать десятую долю с добычи вольных промыслов: рыбных, зверо бойных и жемчужных; подворного об рока (по истечении срока льготы) — по 20 копеек с домохозяина. Мо настырь взимал пошлину с "приезжих гостей” (торговцев) и "ка за ко в ” — вольных людей, приходивших в Ум- бу на заработки. В начале XVII века вследствие не урожаев, смуты (гражданской войны) и иностранной интервенции в России наступило всеобщее обедне ние. Кирилло-Белозерский монастырь в 1614— 1623 годах сдавал свои сему жьи промыслы в реке Умбе голланд скому купцу Карпу Де Мулену. По переписи 1722 года в Умбекой волости оказалось в наличии 197 душ м уж ского пола (129 — Кирилло-Бело- зерского монастыря и 68 — Соловец кого). При Екатерине II, в 1764 году, монас тыри лишились своих владений на Кольском полуострове. Все угодья пе решли к крестьянам, которые стали платить подати государству. Для наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца (23 мая 1769 года) Петербургская Академия наук построила в Умбе временную обсер ваторию. Работы вели астроном Людо вик ПиктЗ (швейцарец по националь ности) и подштурман Евдоким Замета- ев. Они сделали измерения, необходи мые для картографии, но в день явле ния Венеры в солнечном диске погода не благоприятствовала наблюдениям. Экономическое состояние умбских крестьян отражено в описании 1785 года. В это время в сельской общине состояло 300 человек. Из 146 душ м уж ского пола числилось: домовитых промышленников — 98; бездомовных бобылей — 9; бедных, не платящих подушной подати, — 18; нищих, пита ющихся милостынею, — 15; живущих по паспортам в посторонних местах — 6. Самый богатый крестьянин — Михаил Яковлевич Нестеров. Он имел мореходное судно (кочмару ’’Святой Гавриил” ) грузоподъемнос тью в 2700 пудов и две коровы. За ним следуют: Василий Степанович Несте ров — владелец лодьи "Святой Миха ил” , вмещавшей 3000 пудов груза, Яков Федорович Чукчин, имевший суд но "Святой Петр” грузоподъемностью в 2000 пудов. Одна зажиточная семья в 1782 году записалась в кольское ме щанство. В 12 крестьянских дворах на считывалось 25 грамотных мужчин. Земельные владения волости прости рались "в длину на 81 версту, а в ши рину примерно на 200 верст” . Крестья нам принадлежало 55 рыболовных то ней. Каждая носила определенное на звание: Олений Рог, Саин Крест, Ши- бутиха, Красная Щелья, Хлебная Кор та, Великая Пожня, Закорожная и т. д. По административной реформе Ека терины II Умбская волость в 1780 году из Двинского уезда перешла состав Кольского. В Умбе исстари было много люби телей чтения. В 1676 году у умбянина раскольника Ивана Андреева власти отобрали около десятка книг. По уче ту 1826 года в Умбе обучалось грамо те 42 подростка, тогда как в городе Коле — 32, в селе Варзуга — 35 детей. Занятия вели за плату наиболее об разованные крестьяне, обычно стари ки, уже не имевшие сил ходить на морские промыслы. Во время Крымской войны, в 1855 году, умбяне мужественно отражали нападения англичан, пытавшихся за хватить их скот. Пристав Серебренни ков и отставной солдат Леонтьев со здали отряд из 90 крестьян, вооружен ных охотничьими ружьями, и распре делили их ” на устье реки Умбы в скрытых и удобных местах, дабы воспрепятствовать неприятелю войти в реку” . 5 июля английский фрегат, не дойдя двух верст до устья Умбы, свер нул к острову Лудка, высадил на бар касах матросов, которые стали стре лять по овцам, пасшимся на острове. Как только на корабле заметили кре стьян, намеревавшихся двинуться к острову, бертовое орудие дало выс-, трел. По э-тому.. сигналу, говорите- в донесении, "баркасы возвратились к пароходу с такою поспешностиіе и в таком беспорядке, что один из находившихся на островке неприяте лей оставил калоши” . Англичанам удалось захватить 28 овец на Волье- острове, в пяти верстах от Умбы (оце ночный убыток — 30 рублей). 26 июля умбские крестьяне отбили нападение англичан и французов воз ле мыса Будрач, а на другой день — еще в двух пунктах недалеко от Умбы. В бою отличились крестьяне Петр Девяткин, Яков Нестеров, Яков Мельников, Павел Березин и Михаил Подымников. Последнее сражение с захватчиками произошло 11 августа 1855 года. Отряд Леонтьева из 20 че ловек не позволил высадиться врагу в губе Сосновая. Англичане взяли лишь карбас с сеном, принадлежав ший умбскому крестьянину Сергею Дурынину. Само селение во время Крымской войны не пострадало. Украшением села являлся храм Воскресения Христова, возведенный в 1778 году (замененный в 1894 году новой постройкой). Кроме него в Умбе стояли часовни в честь апостолов Пет ра и Павла и Троицкая, сооруженные в конце XVIII века. ' RJ2 1856 году писатель С. В. Максимов D восторженно отозвался о селе: ” И вот — Умба, лучшее (после Варзуги) селение Терского берега, с огромным забором, глубокой, картинно обстав ленной высокими скалами рекой. С одной из варак глядит высоко под нявшаяся к небу деревянная часовня, словно орлиное гнездо, чуть держа щаяся на обрывистой, сероватой, гра нитной крутизне. С параллели этой скалы и часовни, из-за чащи высоких сосновых деревьев, уже сереет сво ими избами и самое село... Умба, ко торая пользуется лучшей рекой во всех прибрежьях моря, рекой, поро жистой только на две версты выше села, где и устроен забор для сем ги...” В селе в это время было 56 дворов, а жителей 207 человек м уж ского и 243 женского пола. В состав "волости” , ка к административной еди ницы, входили деревни Кузрека (13 дворов), Порья Губа (15 дворов), пра вобережная Оленица (6 дворов) и Вя- лозерский погост (5 дворов). В июне 1859 года умбские промыс лы обследовал и подробно описал вы дающийся ученый Николай Яковлевич Данилевский (впоследствии — автор известной книги ’’Россия и Европа” ). Вот выдержка из его отчета: ” В Умбе, немного повыше порога, ежегодно ус траивается забор... Соединяются по 5 душ, и каждый пяток выставляет одного работника; эти работники горо дят забор бесплатно, материал же на него идет из общего леса... Общество отдает забор ка к бы в аренду ко му-нибудь из местных богачей, кото рый... рядится лишь о цене семги... Взявший забор вносит за все 280 душ, приписанных к Умбе, подати вперед за будущее полугодие. Нужда в день гах для уплаты податей составляет причину, почему соглашаются на де шевую цену за семгу. Когда наступит лов, то те же работники, которые строили забор, вьжимают семгу из его мереж, разрезают ее, чистят и све жею передают арендатору, а он уже солит ее-... Уговорная цена на семгу меняется от 1 ру;бля до 2 рублей 50 копеек серебром... Это в половину, а иногда в три и четыре раза дешевле против настоящей ее стоимости". Имеются полные статистические сведения о хозяйственной жизни кре стьян Умбекой волости за 1889 год. В пяти селениях числилось 905 жите лей (415 іэёвизских "д уш "), действи тельных работников — 342 человека; скота: 6 быков, 145 коров, 45 телят, 374 овцы и 463 оленя. Использовались на морских, речных и озерных про мыслах 203 карбаса и 246 неводов, "хо зяев” значилось 307 человек. За год добыто: семги — 2223 пуда стои мостью 18505 рублей (чистой прибыли — 10749 рублей); сельди — 3307,5 пу да (4410 бочонков) стоимостью 1686 рублей; трески — 751 пуд на 329 руб лей; прочей рыбы — 267 пудов на 318 рублей 75 копеек. Из ружья убита од на белуха — 10 рублей 80 копеек. Лесной охотой занимались 22 челове ка, ими добыто: 5 лисиц, 3 куницы. 12 оленей общей стоимостью 91 рубль 20 копеек; птиц (глухарей, тетеревов, рябчиков, уток и прочих) 79 штук це ною 8 рублей 48 копеек. Мелкой тор говлей по билетам занимались 43 мужчины и 15 женщин, отходничество — 3 человека. В течение года жители потребляли хлеба 16290 пудов: пуд хлеба обходился 77— 80 копеек. В селе Умба показано 25 десятин "расчищенной земли” , пригодной для огородничества и сенокошения. Умбя не имели 2 больших и 2 малых море ходных судна. В церковноприходской школе в 1889 году обучалось грамоте 7 мальчиков. Она не имела ни здания, ни учебных пособий. Занятия вел в своей квар тире местный псаломщик. Становой пристав в дрнесеним начальству отме чал: "Обучение -детей идет довольно вяло” , иначір -гов'оря, малорезульта тивно. Еще в мае 1735 года умбяне Иван Попов, Яков Нестеров; Андрей Курба нов и Иван Волосков нащл'и близ села три месторождения сере’бросвинцо- вых руд — "один на Хендалажском, другой на Ройменском, третий на Пи- рьегубском наволоках ” . Исследова ния специалистов показали бедность руд, а потому от разработки их "при были не будет1'. 37 лет спустя место рождение обследовал академик Иван Иванович Лепёхин. В донесении, по сланном из Умбы 25 июля 1772 года, он писал: ” На реке Умбе, в Роймин- ском наволоке, саженях в 100 от той горы, на которой поставлена была Умбская обсерватория, в кварцевой прожиле оказываются признаки се ребристой руды с медною помаскою. так?*е и в Хендалакском наволоке, в одной версте от устья реки Умбы". Образцы умбских руд были'отправле- ны в Петербургскую Академию наук. Прошло более ста лет, и деловые люди снова обратили внимание на умбские руды. Группа капиталистов получила разрешение на разработку свинцового блеска в урочище Хенда- лакша и летом 1882 года начала до бычу руд. Но предприятие оказалось малодоходным и вскоре, к'р ад о сти умбских крестьян, закрылось. ' В 1898 году петербургский капита лист Яков Петрович Беляев близ губы Пирьей основал лесопильный завод на три рамы. В 1902 году на нем рабо тало 520 человек. Некоторые умбяне в непромысловое время стали нани маться на заготовку бревен для заво да. Р еволюционные веяния начала XX века слабо затронули умбских крестьян. Прежний уклад общинной жизни продолжал существовать почти без изменений. Лишь в 1911 году, ког да отмечалось 50-летие отмены кре постного права, молодежь ночью вы весила красное полотнище с надпи сью: ” Да здравствует освобождение крестьян!” . В описании Умбс'кой волости 1910 года отмечен новый вид промысла: "Выше забора, на плесе Лембачамба. и ниже забора, на плесе Куриньга, всем обществом производится под ледный лов семги гарвами. Лов этот начинается с половины ноября и про должается всю зиму. Выставляется до 2000 гарв". На всех речных подледных тонях в 1909 году умбяне добыли око ло 170 пудов семги на 2393 рубля 30 копеек. В селе действовали казенная вин ная лавка, соляной магазин, фельд шерский пункт. В 1895 году церков ноприходская школа получила прос торное здание. В 1900 году в ней учи лось 30 мальчиков и 14 девочек. Гра моте обучала выпускница епархиаль ного училища Ольга Николаевна Га лактионова; закон Божий преподавал священник Анатолий Анатольевич По пов. "Приходская церковь в селении Ум бе, — говорится в описании 1900 года, — трехпрестольная; построена на средства прихожан в 1894 году... дере вянная, одноэтажная, теплая... огра ды никакой не имеет... Престолы: главный в честь Воскресения Христо ва; правый во имя апостолов Петра и Павла; левый в честь Знамения пре подобной Богородице... Иконостасы новые, золоченые, двухъярусные” . Сохранился план села Умбы, сос тавленный в 1914 году. На нем показа ны 115 зданий, включая дома волост ного правления, церковного причта и торговой фирмы ” И. Я. Язиков с сы новьями” . , Кроме крестьян в селе жили уряд ник, лесник, акцизный надзиратель, фельдшер и другие служащие. Нака нуне февральской революции в Умбе насчитывалось 527 жителей. Многие крестьяне были мобилизованы на вой ну. Один из умбян — Иван Васильевич Подымников — в 1917 году служил на знаменитом крейсере ' Аврора” . Летом 1916 года Умбу посетил ин женер-механик Д. Н. Любавин. Его изумила благоустроенность беляев- ского завода: великолепная пристань, электрическое освещение, телефоны, водопровод, школа, библиотека, боль ница, клуб с театральным залом на 250 человек, с двумя бильярдными комнатами, танцевальным помещени ем. "Селение Умба, — писал Люба вин, — расположено в 4 верстах от завода, отделяясь горою, в красивой котловине реки, утопает в зелени, имеет красивую церковь... Здесь так же школа. Несомненно, это одно из красивейших мест Поморья". Теперь под именем Умбы обычно понимается тот поселок, который воз ник при беляевском лесопильном за воде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz