Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Древнее Тетрино Статью «Тетрино» но моей просьбе написал д о к­ тор исторических наук, профессор И. Ф. Ушаков. Очень хотелось бы, чтобы статью напечатала район­ ная газета. Не потому, что это мое родное селго: мне достаточно и того, что этот материал у меня есть. Многие ведь не знают истории своего села. Может, газета поможет вернуть в село его уроженцев. И еще одна причина. «Полярка» под рубрикой «Издано в Мурманске» рассказала о книге В. Смир­ нова «Поворотная вода». Там промелькнула мысль: жителям села нечем гордиться, в истории села нет ничего примечательного. Надеюсь, наш прославлен­ ный поэт больше так думать не будет. Н. К УШ КОВ, председатель Чаваньгского сельсовета. Урочище Тетрино в источ- дельцы пребывали в селе никах XVI века упомянуто Варзуге, иногда на Двине, в сотной выписи 1563 года: Постоянное селение при здесь стояла запустевшая устье реки Тетрина возник- варница старца (монаха) ло в 1660 году. СвидетЬль- . Николо-Корельского мона- ство об этом содержится в стыря Ефрема*. переписи Афанасия Фонвизи- В устьях рек Терского бе- на. писца, посланного на рега находились так назы- Терский берег царским пра- ваемые «живущие тони» — вительСтвОм в 1678 году: рыбные ловли, где имелась «Да у моря ж на Терской промысловая изба, в кото- стороне, — говорится в опи- рой жили только во время си, — слободка Тетрино, а лова сёмги, а зимою ее яла- в ней патриаршии же кре- стьяия: Тимофей Степанов сын Корела с внуком н дру­ гие: по скаске их, они по­ селились из Варзуской во­ лости со 168-го году». ** Дйты до календарной ре­ формы Петра I обозначали от «сотворения мира», за 5508 лет до рождества Хри­ стова. Поэтому (7) 168-й год соответствует 1660 го­ ду от так называемого «рож­ дества 'Христову». Селение принадлежало патриарху Иоакиму, и подобно про­ чим вотчинным землям церкви не облагалось госу­ даревыми налогами, яв­ лялось «слободкой» (то есть свободной от государствен­ ных повинностей). Духовные вотчины были ликвидированы в 1764 году. Терские крестьяне стали го­ сударственными. Согласно подворной опи­ си 1785 года в Тетринской слободе проживало пять се­ мей: Яким Стрелков с тре­ мя сыновьями, Емельян Лоп- ской с четырьмя сыновьями и братом Михаилом, у ко­ торого было два сына, Бо­ рис Тарабарин с сыном, Сте­ пан Клишев с сыном и Иван Клишев с двумя сыновьями. Всего по ревизии 1782 го­ да числилось 23 мужских и 20 женских душ. Ведомость 1785 года со­ держит полные сведения о занятиях жителей Тетрина, их состоятельности, грамот­ ности и т. д. Самый зажи­ точный Яким Стрелков имел две кочмары (мореходных судна), 6 голов скота, его дети были грамотными, тор­ говал в Архангельске. Са­ мый бедный Борис Тараба­ рин имел три овцы, зани­ мался зверобойным промыс­ лом и ловом семги по най­ му богатых варзужан. О самом селении сказано: «Длиной слободка по бере­ гу моря 300 сажен», то есть более 600 метров. Скота имеют 10 коров, 1 быка и 20 овец. Лошадей не дер­ жат: «Ездим на оленях, — сообщают тетринцы, — со­ держим во всей Тетринской слободке 50 оленей, кормим белым мхом». Добывают в среднем по 50 бо'чек сельди и по 30 пу­ дов семги на продажу. «Ло­ вят по большей части в осеннее время' сетьми... Мор­ ских зверей — серку, зай­ цев и нерпу промышляют побойкою на льдах и стре­ ляют из ружей». Не лишены интереса све­ дения о домашнем быте и (общественной жизни тет- ринцев. Мужчины носят одежду из сермяжного сукна, жен­ щины — кумачевые и ка- разейные сарафаны, на го­ лове — цветистые сороки, а девушки — «повязки золо­ тые, челки круглые и ла- пости, а на шеях носят за- бороснины жемчужные, и перла, и цепочки серебря­ ные». Зимою они «прядут кудели и ткут», а мужчины вяжут сети. Трудовые будни чередова­ лись с праздниками. О сво­ их развлечениях тетринцы говорят так: «Бывают днев­ ные игрища, а вечеринок не бывает. Горы (катания на санках) бывают и гуляют на оленях. О святой неделе (на пасху) качели, о Троице (семь недель спустя) и По­ крове (1 октября по старо­ му стилю) днях хороводы бывают». Хотя с 1718 года сущест­ вовало обложение по ревиз­ ским (мужским) душам, Тетрино жило своим обыча­ ем: богатые, платили боль­ ше, чем их бедные одно­ сельчане; раскладку пода­ тей и всяких сборов произ­ водили «с промыслов и су­ дов» — в соответствии с имущественным положени­ ем***. Морские промыслы, осо­ бенно зверобойный, зачас­ тую приносили большой до­ ход, но были довольно опасными. Вот отчет о ходе дел в Тетринской волости за 1889 год. Из села Тетрина утонул в море Марк Клишев 40 лет, из Пялицы — Федор Ильин 26 лет, из Чаваньги — Никонор Будучин 27 лет. Выходило из Тетринской волости на торосовый промысел 145 че­ ловек (все население волос­ ти: 589 .человек мужского и 596 — женского нола). Промысел 1889 года ока­ зался малоуспешным —- за­ падные ветры отогнали льды от берега. Удалось добыть лишь 208 взрослых тюленей и 320 (бельков).**** Чиновник по крестьянским делам , IT. Н. Макшеев, по­ знакомившись с жизнью по­ моров, писал в 1892 году: «Весь Терский берег обстав­ лен крестами... Местами они стоят десятками. Все они суть символы печали, немые свидетели разных бедствий и несчастий, тут пережитых. Судя по числу этих крестов, немало проли­ то слез о почивших кормиль­ цах семей: отцах, мужьях, братьях. У берегов скалис­ тых больше крестов, чем у берегов песчаных*****. В каждом селении стояла или церковь, или часовня. В Тетрине, как центре волос­ ти, было две церкви: во имя Василия Великого — постро­ ена в 1883 году и Троицкая — построена в 1900 го­ д у * * * * * * . В Чаваньге была церковь Михаила Арханге­ ла (сооружена прихожана­ ми в 1863 году). Наши предки были людь­ ми верующими. В храме они молились о благополучии промысла, просили божьей милости, поминали погиб­ ших, а также крестили де­ тей, венчались, вступая в брак; из церкви отправля­ лись в последний путь. Храмы, кресты, колокола — памятники нашей истории. Их надо оберегать от раз­ рушения, как свидетелей прошлой жизни. И. УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор, г. Мурманск. * $ $ Примечания. *. Сборник грамот Колле­ гии экономии. Т. I, с. 171. **. Там же, т. II, с. 321. ** * ГААО, ф. I, on. 2, д. 135, л. 1— 10. ****. ГАМО, ф. 21-И, on. 1, д. 38, л. 52 об. — 53, 77, 58, 82, 62. * * *** , Сборник «Нивы». СПб. 1892. № 5, с. 418. * * * * * * * ГАМО, ф. 17-И № 204, л. 207.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz