Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 22 Век XVII 7. ВОТЧИНА ДУХОВНЫХ ФЕОДАЛОВ В начале XVII столетия на долю России выпали страшные бедствия: голод, гражданская война, вторжение польско-литовских и швед ских интервентов, сильно пострадали юг центр страны. Разбойные нападения затронули и Север. «Влето7121-е, зимою(1613—сообщает «Летописец Соловецкий», — приходили до Кандалакши черкасы (украинские казаки) и русские изменники под именем литовских людей (находящихся на службе у Литвы) и Поморие воевали» [115, с. 27]. Грабители разо рили ряд селений, но Варзуга, защищенная бездорожьем,уцелела. После изгнания поляков из Москвы на русском престоле утвердился Михаил Романов, который стал раздавать имения своим род ственникам и приближенным. Внимание правительства привлекла и богатая семгой (а она всегда была в большой цене) Варзужская волость. В 1614 году царь пожаловал «в вотчину» треть черносошных крестьян волости — 35 семей со 134 луками — московскому Ново спасскому монастырю, при котором находилась родовая усыпальница бояр Романовых. Глава монастыря архимандрит Иосиф оказал важную услугу 16-летнему Михаилу. Во время об суждения кандидатур на престол Иосиф выхо дил на Красную площадь и с Лобного места агитировал народ и воинство за избрание Михаила Романова. В результате, «яко из единых уст, вси возопиша: “Михаил Федорович да будет царь!..”» [53, с. 232]. 14 июня 1619 года, после восьми с половиной лет плена, из Польши вернулся в Москву отец царя—патриарх Филарет. «Страдальцу» за Рус скую землю были оказаны царские милости и почести. В патриаршее ведомство отошла, среди прочих пожалований, ичерносошная часть села Варзуги. Филарет Никитич получил «две трети волости Варзуги, в ней крестьянских тяглых 61 двор, со всеми людьми, которые в тех двух третях живут, что остались за дачею Спаского монастыря, что на Новом, с рыбным и з звериными и со птичьими и на море и в реках и в заборех и с черными неводными ловлями и со всякими угодьями; а угодий у них 267 луков... и тое волость велено обелить во всем и ведать в Дому Пресвятые Богородицы и патриарше». Патриаршие крестьяне исклю чались из административного подчинения «двинским старостам и целовальникам и соц- ким». Выражение «обелить во всем» означало освободить от всех платежей и повинностей в пользу государя — крестьяне переходили в «вотчинное» владение духовного феодала [48, с. 151]. Во всей Варзужской волости не осталось ни одного черносошного (государева) кресть янина. Управляли крестьянами вотчинные власти — монастырские и патриаршие «при казные старцы». Как вотчинные крестьяне, варзужане платили своим владельцам установленную подать. Часть угодий отдавалась крестьянам в кортому (арен ду) за денежный оброк или за «изделье»—пряжу для сетей, изготовленную из монастырских материалов [43, с. 189]. Сохранилось несколько соловецких приходо-расходных книг «Варзуж ской службы» 1660—1684 годов, отражающих отношения монастыря с крестьянами. Приведу типичные записи: «Февраля в 5 день отдана тоня Кривая соловецкому бобылю Павелку Федотову Мыздрину, а оброку с него взял рубль. Того ж числа у соловецкого бобыля у Якова Стрельцова за пожню за Подмощицу оброку взял 6 алтын» (18 копеек); «Месяца октября в 28 день у соловецкого бобыля у Кирила Пушки за Крестовую тоню принял кортомы 27 алтын 4 денги» (83 копейки) [71, л. 6 об.], «За кортому 9 тонь в Варзуге взято 25 рублев 3 алтына 2 денги» [67, л. 6 об.], «Да с 5 дворов бобыльских взято оброку с двора по 3 алтына по 2 денги на год» [68, л. 2 об.]. Работы, выполненные сверх установленных повинностей, оплачивались: «За- борщику Саве дано от заборного дела и с ря довыми работниками 4 рубли 18 алтын 5 денег на 168 (1660-й) год» [72, л. 15 об.]\ «Месяца майя в 3 день... Соловецкого монатыря бобы лям Кондрашки да Ивану Панозеру отхоромного строения дано 10 рублев» [7, л. 3 об.]. Луковую подать вотчинные крестьяне пла тили преимущественно определенной долей промысловой добычи. Так, 3 марта 1643 года из Варзуги в Москву «на домовой обиход» патриарху было доставлено на ямских подводах 166 с половиной пудов (2730 кг) «оброчной рыбы семги» [46, с. 793]. В Патриарший дом поступал также жемчуг — «десятое лучшее зерно» из добычи его вотчин ных крестьян в Варзуге. В переписной книге казны патриарха Никона сказано: «Жемчуга всякого 28 зерен, крупного и мелкого... варзуж- ского сбору 163, 164, 165, (1655—1657) годов, весу в том жемчуге золотник» (4, 266 г.) [15 , с. 28 ]. Крепостной режим в духовных вотчинах, по сравнению с режимом вдворянских поместиях, был более мягким. Не существовало торговли людьми, значительно реже применялись те лесные наказания. 8. РАССЕЛЕНИЕ НА НОВЫЕ МЕСТА Ко второй половине XVII века международная обстановка на Севере изменилась к лучшему. Прекратились грабительские набеги сканди навов, стало значительно безопаснее на морях. В Коле для охраны края размещался пяти сотенный стрелецкий полк и команда пушкарей (в крепости стояло 54 орудия) [28, с. 237—238]. Возникла возможность для варзужан безбо язненно селиться близ мест семужьего про мысла. На тонях по морскому берегу, особенно при устьях рек, поморы исстари строили избушки, которыми пользовались только в период промысла, а на зиму оставляли их без при смотра. Такие поселения в писцовых книгах значатся как «живущие тони» [48, с. 163—165].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz