Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПОМОРСКИЕ СЁЛА 22 Век XVII 7. ВОТЧИНА ДУХОВНЫХ ФЕОДАЛОВ В начале XVII столетия на долю России выпали страшные бедствия: голод, гражданская война, вторжение польско-литовских и швед­ ских интервентов, сильно пострадали юг центр страны. Разбойные нападения затронули и Север. «Влето7121-е, зимою(1613—сообщает «Летописец Соловецкий», — приходили до Кандалакши черкасы (украинские казаки) и русские изменники под именем литовских людей (находящихся на службе у Литвы) и Поморие воевали» [115, с. 27]. Грабители разо­ рили ряд селений, но Варзуга, защищенная бездорожьем,уцелела. После изгнания поляков из Москвы на русском престоле утвердился Михаил Романов, который стал раздавать имения своим род­ ственникам и приближенным. Внимание правительства привлекла и богатая семгой (а она всегда была в большой цене) Варзужская волость. В 1614 году царь пожаловал «в вотчину» треть черносошных крестьян волости — 35 семей со 134 луками — московскому Ново­ спасскому монастырю, при котором находилась родовая усыпальница бояр Романовых. Глава монастыря архимандрит Иосиф оказал важную услугу 16-летнему Михаилу. Во время об­ суждения кандидатур на престол Иосиф выхо­ дил на Красную площадь и с Лобного места агитировал народ и воинство за избрание Михаила Романова. В результате, «яко из единых уст, вси возопиша: “Михаил Федорович да будет царь!..”» [53, с. 232]. 14 июня 1619 года, после восьми с половиной лет плена, из Польши вернулся в Москву отец царя—патриарх Филарет. «Страдальцу» за Рус­ скую землю были оказаны царские милости и почести. В патриаршее ведомство отошла, среди прочих пожалований, ичерносошная часть села Варзуги. Филарет Никитич получил «две трети волости Варзуги, в ней крестьянских тяглых 61 двор, со всеми людьми, которые в тех двух третях живут, что остались за дачею Спаского монастыря, что на Новом, с рыбным и з звериными и со птичьими и на море и в реках и в заборех и с черными неводными ловлями и со всякими угодьями; а угодий у них 267 луков... и тое волость велено обелить во всем и ведать в Дому Пресвятые Богородицы и патриарше». Патриаршие крестьяне исклю­ чались из административного подчинения «двинским старостам и целовальникам и соц- ким». Выражение «обелить во всем» означало освободить от всех платежей и повинностей в пользу государя — крестьяне переходили в «вотчинное» владение духовного феодала [48, с. 151]. Во всей Варзужской волости не осталось ни одного черносошного (государева) кресть­ янина. Управляли крестьянами вотчинные власти — монастырские и патриаршие «при­ казные старцы». Как вотчинные крестьяне, варзужане платили своим владельцам установленную подать. Часть угодий отдавалась крестьянам в кортому (арен­ ду) за денежный оброк или за «изделье»—пряжу для сетей, изготовленную из монастырских материалов [43, с. 189]. Сохранилось несколько соловецких приходо-расходных книг «Варзуж­ ской службы» 1660—1684 годов, отражающих отношения монастыря с крестьянами. Приведу типичные записи: «Февраля в 5 день отдана тоня Кривая соловецкому бобылю Павелку Федотову Мыздрину, а оброку с него взял рубль. Того ж числа у соловецкого бобыля у Якова Стрельцова за пожню за Подмощицу оброку взял 6 алтын» (18 копеек); «Месяца октября в 28 день у соловецкого бобыля у Кирила Пушки за Крестовую тоню принял кортомы 27 алтын 4 денги» (83 копейки) [71, л. 6 об.], «За кортому 9 тонь в Варзуге взято 25 рублев 3 алтына 2 денги» [67, л. 6 об.], «Да с 5 дворов бобыльских взято оброку с двора по 3 алтына по 2 денги на год» [68, л. 2 об.]. Работы, выполненные сверх установленных повинностей, оплачивались: «За- борщику Саве дано от заборного дела и с ря­ довыми работниками 4 рубли 18 алтын 5 денег на 168 (1660-й) год» [72, л. 15 об.]\ «Месяца майя в 3 день... Соловецкого монатыря бобы­ лям Кондрашки да Ивану Панозеру отхоромного строения дано 10 рублев» [7, л. 3 об.]. Луковую подать вотчинные крестьяне пла­ тили преимущественно определенной долей промысловой добычи. Так, 3 марта 1643 года из Варзуги в Москву «на домовой обиход» патриарху было доставлено на ямских подводах 166 с половиной пудов (2730 кг) «оброчной рыбы семги» [46, с. 793]. В Патриарший дом поступал также жемчуг — «десятое лучшее зерно» из добычи его вотчин­ ных крестьян в Варзуге. В переписной книге казны патриарха Никона сказано: «Жемчуга всякого 28 зерен, крупного и мелкого... варзуж- ского сбору 163, 164, 165, (1655—1657) годов, весу в том жемчуге золотник» (4, 266 г.) [15 , с. 28 ]. Крепостной режим в духовных вотчинах, по сравнению с режимом вдворянских поместиях, был более мягким. Не существовало торговли людьми, значительно реже применялись те­ лесные наказания. 8. РАССЕЛЕНИЕ НА НОВЫЕ МЕСТА Ко второй половине XVII века международная обстановка на Севере изменилась к лучшему. Прекратились грабительские набеги сканди­ навов, стало значительно безопаснее на морях. В Коле для охраны края размещался пяти­ сотенный стрелецкий полк и команда пушкарей (в крепости стояло 54 орудия) [28, с. 237—238]. Возникла возможность для варзужан безбо­ язненно селиться близ мест семужьего про­ мысла. На тонях по морскому берегу, особенно при устьях рек, поморы исстари строили избушки, которыми пользовались только в период промысла, а на зиму оставляли их без при­ смотра. Такие поселения в писцовых книгах значатся как «живущие тони» [48, с. 163—165].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz