Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
СЕЛО ПОНОЙ Иван УШАКОВ, краевед (Начало в "СМ" за 8, 12, 13 и 14 октября. 9. Русско-лопарское единство Сближению терских лопарей и русских крестьян, поселившихся в Поное, способ ствовали три обстоятельства: единая ве ра, совместные промыслы и заинтересо ванность во взаимовыгодной торговле. При понойской церкви Апостолов Пет ра и Павла происходили богослужения, которые посещали, особенно в празднич ные дни, как русские жители, так и о к рестные лопари. Они, как прихожане, вместе обеспечивали церковь всем необ ходимым, предоставляли причту часть се мужьих угодий и покосов. Когда первый храм, построенный еще при Иване Гроз ном, обветшал, прихожане взамен в 1797 году построили новый, более просторный и красивый. В 1817 году они соорудили на свои средства придельную Успенскую церковь для богослужения в зимнее вре мя. При главном храме стояла звонница на пять колоколов. В 1854 году в Петропавловском прихо де числилось: в селе Поной — 24 двора и 164 жителя обоего пола; лопарей — в Сосновском погосте — 85 человек, Лумбовском — 108, Иокангском — 109, Куролтевском — 60 и Каменском — 93 человека. Село Поной и пять погостов терской лопи составляли единую волость с вы борными должностными лицами — стар шиной, сельскими старостами, десятски ми, писарем, судьями. На общем сходе лопарей и русских решались вопросы распределения угодий, продажи коллек тивного улова рыбы, уплаты податей и другие. Права и обязанности по сущест вовавшему законодательству у русских крестьян и лопарей были совершенно одинаковы. Во время переписи ’’пяти погостов Тер ской лопи” в 1785 году лопари сказали: "Русской язык сами знают и жены их и дети тож; русскую грамоту не знают” . Лопари, обитавшие в тундровой зоне, имели иной тип хозяйства, нежели поно- яне,— занимались оленеводством и охо той, ведя полукочевую жизнь. В селе По ной лопари покупали муку, ткани, метал лические и другие ремесленные изделия, пряжу и т. д. у крестьян, имевших море ходные суда и привозивших товары из Архангельска, и у торговцев, которым сбывали меха, оленье мясо, кожи, семгу. Некоторые зажиточные лопари жени лись на малоимущих поноянках, обычно вдовах, и переходили на постоянное жи тельство в русское село, становились полноправными членами сельского об щества. Иногда к ним подселивались дру зья и родственники из тундровых пого стов. В 1871 году в селе имелось уже 35 жилых строений, 185 человек крестьян, у которых было 83 речных судна, 15 ко ров, 64 овцы и 293 оленя. Сохранился документ о "водворении на оседлое постоянное жительство" в Поное тринадцати лопарских семейств, датированный 3 января 1870 года. "Мы,— писали лопари,— с давних лет постоянно проживаем в селении Поное, почти все имеем в Поное свою собственную недви жимость, дома; многие из нас имеют жен из местных понойских жительниц". В по- нойское общество были приняты: Матвей Степанович Друженьков, Максим Петро вич Горбунцов, Егор Яковлевич Друже ньков, Андрей Петрович Данилов, Тимо фей Семенович Данилов и его брат Гри горий, Иван Петрович Матрехин, Андрей Арефьевич Матрехин, Денис Ильич Ермо лин с братом Антоном, Петр Филимоно вич Харлин, Василий Федорович Матре хин, Алексей Иевлевич Матрехин и Яков Константинович Данилов. Процесс смешения русских и лопарей в Поное привел к тому, что далеко не всегда внешне можно было определить национальность местных жителей, хотя по физическому облику лопари и русские совершенно разные типы. Антрополог А. И. Кельсиев в 1877 году сообщал своим коллегам в Москву: "Восточные лопари так похожи наружностью и бытом на рус ских, что приходится раза по два рас спрашивать, кто лопарь, а кто нет” . Осенью 1884 года в Поное открылась церковноприходская школа, в которой совместно обучались русские и лопар ские дети. Занятия вел священник Нико лай Иванович Шмаков, воспитанник Ар хангельской духовной семинарии. Он вы делялся своей образованностью, добрым отношением к учащимся и прихожанам. В Поное он создал общество трезвости и добился уменьшения пьянства. За свою службу он был награжден орденом свя той Анны III степени. Грамотные лопари в Поное выбирались старшинами и цер ковными старостами, работали оспопри вивателями. Церковная библиотека, ко торой могли пользоваться все желаю щие, в конце XIX века насчитывала 190 названий книг и журналов, преимущест венно духовно-нравственного содержа ния. Лопари, как и русские, получали меди цинскую помощь. Сельский староста в Поное лопарь Алексей Харлин на за прос властей, как работает фельдшер Смирнов, собственноручно написал: "С больными обходится очень велико душно... и очень полезен для населения” . Более тридцати лет лопарей Понойской волости успешно и безвозмездно лечила смотрительница Орловского маяка Татья на Ивановна Куковерова, прозванная "матерью лопарей” . (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz