Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
СЕЛО ПОКОИ Иван УШАКОВ, краевед 7. Описание 1785 года Среди многочисленных документаль ных материалов о Поное особо значимое место занимает Описание, проведенное архангельским генерал-губернатором Т. И. Тутолминым в 1785 году. Сведения о селениях собирались по анкете, состо явшей из 53 вопросов. Одновременно проводилась подворная опись хозяйства жителей. Село Поной, согласно Описанию, раз мещалось на правом берегу одноимен ной реки на протяжении 200 сажен и со стояло из шести крестьянских дворов, в которых проживало 20 человек — четы ре промышленных семьи и три — "бездо- мовых” . Грамотных хозяев трое. Самый состоятельный в селе — Василий Алексе евич Русинов. У него 2 коровы, бык и 5 овец, сена снимает 55 куч; имеет мореходное судно — сойму грузоподъем ностью в 1000 пудов; кроме лова семги "в Белом море промышляет лысунов, не рпу и серку, а на Мурманском берегу треску, продает тогда же по улове све жею приезжающим из Архангельска раз ным людям” . Описание содержит ответы поноян на вопросы анкеты (приводятся отрывочно). ’’Поверхность гор и тундр покрыта белым мхом... Сена родится по неудобности ка менистой земли весьма мало... Река По ной замерзает в октябре, а вскрывается в мае месяцах... Снега в самые снежные годы выпадает в аршин и менее. На высо ких горах при логовитых местах снег че рез лето не вытаивает... От села Поноя за семь верст в ручье, именуемом Русених, выкапывана была медная руда... В пост едят рыбу, а в мясоеды мясо оленье, а пьют всегда квас, а иногда и воду... Зимою около домов делают принадле жащие надобности; весною отходят на морской звериной и сальной промысел; летом промышляют на Мурманском бере гу треску и палтосину; осенью — в реке Поное семгу... Женщины и девки зимою прядут из льна прядено; весною из того прядена ткут для своей надобности хол стину, а летом и осенью собирают ягоды и грибы... Муку ржаную и прочие хлебные припа сы каждогодно запасают покупкою в го роде Архангельском... • Ездят на оленях, держат иной до 5, иной до 10, до 20 и до 50 и кормят белым мхом. В тундрах водятся песцы, лисицы и ди кие олени. Промышляют только песцов и лисиц на продажу... Летом мужчины носят верхнее платье кафтаны простого мужичья шитья с клиньем смурого и белого простого сук на; исподнее — балахоны, белье холще- вое крашенинное, а зимою верхнее — печки... А на ногах летом бахилы ко жаные, а зимою в ярах, иначе пимах; а женщины — вседневное сарафаны хол стяные, крашеные сандалом, празднич ное — китаешные, кумашные и каразей- ные. Женщины головные уборы носят по названию зборники — кумажные, бумаж ные, камчатые, а девки — повязки из лент шелковых, а шейных уборов у них не имеется... В добрый год крестьянин с женою мо жет достать промыслом и рукоделием рублей до 20, а лучший и семейной — рублей до 30; из того числа на подать государеву издерживает 3 рубля 77 с по ловиною копеек за ревизскую душу, а до- стальные — на мирские расходы и про домашний обиход. Употребляют посуду медную, оловян ную и деревянную, а пищу варят в глиня ных горшках, которые покупают в Архан гельске, и в медных котлах. Болезней, кроме оспы и корюхи, не бывает, а приходят чрез 20 и 25 лет. Сверх оных, бывает цинга и уколная бо лезнь... Женятся они двадцати и двадцати пяти и тридцати лет, а замуж выдают около шестнадцати и двадцати и двадцати пяти годов. Старые люди живут лет до семиде сяти и осмидесяти, а обыкновенно умира ют лет около сорока и пятидесяти... Про тив соседних терских лопарей, они, крес тьяне, ростом более и телом несколько тверже... Игрищ никаких не бывает, а о масле ной неделе прогуливаются по реке По ною пустым местом на оленях... Празднуют в году храмовые праздники: первой Петра и Павла, второй — Успения Пресвятые Богородицы” . 8. Взгляд со стороны Поморские села заметно отличались одно от другого, и почти у каждого была своя "слава” . Поной располагался в глу боком ущелье и у человека, привыкшего к простору, открытой местности, вызывал уныние, какое-то придавленное настрое ние. Но коренные обитатели села жили небедно при своих "изящных промыс лах” , позволяли себе тратиться на не мыслимые для большинства крестьян продукты питания и немалые деньги ос тавлять в кабаке. В Поморье о Поное и его жителях (местное именование — "понояне” , сто роннее — "понойцы ” ) отзывались не очень лестно. В народе ходил стишок: Тут гора и тут гора, А сверху дыра. Дома под горой — Это хмурый Поной. Об обитателях села говорили: ’Поной- цы — пропойцы” . Местный священник писал: "Понояне все страшные пьяницы. Промыслы у них почти всегда изобильны и дают хороший доход; осенью приходят в Поной поморы, навезут из Норвегии рому, разных ликеров и вин, выменяют их на промысел, а понояне и пойдут пьян ствовать, и не только мужчины, но и жен щины, и даже ребята; пьют, словом, все поголовно. Простой водки никто и знать не хочет, а подавай ликеру или шампан ского... Здесь все держатся пословицы: "Хоть на час, да вскачь” , пьянствуют на пропалую и нисколько не заботятся о бу дущем... Все мужчины в синих кафтанах, бабы и девки разряжены, как на свадьбе, а прийдет дело к весне, будет здесь чис тый голод... и понесут они все эти обновы и все, что имеют, в кабак, и будут все ходить в лохмотьях. Поверенному по пи тейной части здесь житье: у него и водку берут в счет будущих промыслов, и хлеб, и другие припасы в долг. При мне смени лось несколько таких поверенных; при едет какая-нибудь голь, весь в лохмо тьях, есть нечего, — глядишь, он имеет уже ладью и в купцы записался” . Понойские женщины считались модни цами, в хозяйстве бестолковыми, любя щими разгулье. В поморской речи быто вало характерное выражение: "И умен ты, товарищ, а судишь, как понойская баба” . В июле 1837 года Поной посетил вели кий ученый, петербургский академик К. М. Бэр. Увидев в селе двухэтажный дом, он спросил проводника: "Видно, хо зяин дома богат?” и получил ответ: "Так богат, что пропивает по 60 рублей, когда у других нет уже ни гроша". Путешест венники остановились у одного из зажи точных поноян. "Мы со всеми нашими спутниками, — пишет Бэр, — ... прибыв в Понойское ущелье, в жилище крестья нина, совсем не имевшего пашен, не только могли восстановить свои силы, но даже встретили отличное угощение. Вы мывшись в удобной бане, мы в веселой, просторной, не только опрятной, но даже красиво убранной избе нашли более по стельного белья и удобств, нежели нам нужно было. Не было недостатка ни в чае, и при том самого отборного сорта, ни во всех принадлежностях к нему, как то сахаре и роме, ни в красивом самова ре и потребной фарфоровой посуде, ни, на другое утро, в фаянсе для сытного завтрака, состоявшего из многих блюд” . Лесничий К. А. Соловцов, в течение трех недель живший в Поное и опублико вавший в "Архангельских губернских ве домостях” в 1861 году свои впечатления о селе, отмечал: "Понояне любят рос кошь... Они все пьют чай и кофе, привози мые из Норвегии... орехи, пряники и дру гие лакомства в большом употреблении; они любят щеголять платьем, хотя бы в ущерб желудку; часто посещают друг друга и, по их выражению, угощаются по-городски, то есть потчуют гостей чаем, кофе и лакомствами” . Образованного лесничего поразил дикарский способ ле чения больных цингою: таковых ’’сажают в бочку и пускают оную по отлогому скату горы". В очерке Соловцова есть еще од на бытовая деталь: ввиду обилия кома ров ” в каждом доме в черепке тлеют ветошки, давая густой и едкий дым; без подобного курева никто не выходит на улицу” . / У поноян сложился своеобразный, "без обидный” для всех способ пользования семужьими угодьями. Исследователь се верных промыслов профессор Н. Я. Дани левский в 1862 году писал: "Тони ежегод но распределяются по жеребью... С Пет рова дня (29 июня) начинают общими си лами и средствами строить забор в реке Поное. Все, что попадает в забор, делит ся по душам поровну. Так продолжается до Ивана Постного (29 августа). В этот день с раннего утра все лодки стоят у бе рега близ крестов... Собирается весь на род, молится и затем разом бросается в лодки. С лодки каждый спешит забить в выбранном им месте по два, по три кола для обозначения того, что берет его в свое владение... и ловит здесь на себя всю осень. Рыба, попадающаяся у забо ра, по-прежнему делится по душам” . Порядок лова и продажи семги опреде ляли сами крестьяне на сходе. А. Я. Ефи менко, исследовательница артелей Севе ра, сообщает: ’’Для надзора за устрой ством забора в Поное и ведением сему жьего промысла мир выбирает из своей среды знающего и опытного крестьянина, который называется заборщиком. На его обязанности лежит также вынимать рыбу из сетей, солить и продавать ее, хранить деньги и производить нужные расходы с согласия общества. За свой труд он получает известный проценте выручки за семгу... Сначала уловом семги в заборе покрываются общественные расходы и издержки на устройство забора, осталь ные деньги, вырученные от продажи крупной семги скупщикам, делится по ровну... мелкая рыба не продается, а де лится натурою по душам” (1874 год). Понояне, отказавшись от сдачи своих угодий в аренду сторонним промышлен никам, по общему мнению, в меньшей степени зависели от местных богачей и приезжих скупщиков, чем крестьяне других поморских селений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz