Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

СЕЛО ПОКОИ Иван УШАКОВ, краевед 7. Описание 1785 года Среди многочисленных документаль­ ных материалов о Поное особо значимое место занимает Описание, проведенное архангельским генерал-губернатором Т. И. Тутолминым в 1785 году. Сведения о селениях собирались по анкете, состо­ явшей из 53 вопросов. Одновременно проводилась подворная опись хозяйства жителей. Село Поной, согласно Описанию, раз­ мещалось на правом берегу одноимен­ ной реки на протяжении 200 сажен и со­ стояло из шести крестьянских дворов, в которых проживало 20 человек — четы­ ре промышленных семьи и три — "бездо- мовых” . Грамотных хозяев трое. Самый состоятельный в селе — Василий Алексе­ евич Русинов. У него 2 коровы, бык и 5 овец, сена снимает 55 куч; имеет мореходное судно — сойму грузоподъем­ ностью в 1000 пудов; кроме лова семги "в Белом море промышляет лысунов, не­ рпу и серку, а на Мурманском берегу треску, продает тогда же по улове све­ жею приезжающим из Архангельска раз­ ным людям” . Описание содержит ответы поноян на вопросы анкеты (приводятся отрывочно). ’’Поверхность гор и тундр покрыта белым мхом... Сена родится по неудобности ка­ менистой земли весьма мало... Река По­ ной замерзает в октябре, а вскрывается в мае месяцах... Снега в самые снежные годы выпадает в аршин и менее. На высо­ ких горах при логовитых местах снег че­ рез лето не вытаивает... От села Поноя за семь верст в ручье, именуемом Русених, выкапывана была медная руда... В пост едят рыбу, а в мясоеды мясо оленье, а пьют всегда квас, а иногда и воду... Зимою около домов делают принадле­ жащие надобности; весною отходят на морской звериной и сальной промысел; летом промышляют на Мурманском бере­ гу треску и палтосину; осенью — в реке Поное семгу... Женщины и девки зимою прядут из льна прядено; весною из того прядена ткут для своей надобности хол­ стину, а летом и осенью собирают ягоды и грибы... Муку ржаную и прочие хлебные припа­ сы каждогодно запасают покупкою в го­ роде Архангельском... • Ездят на оленях, держат иной до 5, иной до 10, до 20 и до 50 и кормят белым мхом. В тундрах водятся песцы, лисицы и ди­ кие олени. Промышляют только песцов и лисиц на продажу... Летом мужчины носят верхнее платье кафтаны простого мужичья шитья с клиньем смурого и белого простого сук­ на; исподнее — балахоны, белье холще- вое крашенинное, а зимою верхнее — печки... А на ногах летом бахилы ко­ жаные, а зимою в ярах, иначе пимах; а женщины — вседневное сарафаны хол­ стяные, крашеные сандалом, празднич­ ное — китаешные, кумашные и каразей- ные. Женщины головные уборы носят по названию зборники — кумажные, бумаж­ ные, камчатые, а девки — повязки из лент шелковых, а шейных уборов у них не имеется... В добрый год крестьянин с женою мо­ жет достать промыслом и рукоделием рублей до 20, а лучший и семейной — рублей до 30; из того числа на подать государеву издерживает 3 рубля 77 с по­ ловиною копеек за ревизскую душу, а до- стальные — на мирские расходы и про домашний обиход. Употребляют посуду медную, оловян­ ную и деревянную, а пищу варят в глиня­ ных горшках, которые покупают в Архан­ гельске, и в медных котлах. Болезней, кроме оспы и корюхи, не бывает, а приходят чрез 20 и 25 лет. Сверх оных, бывает цинга и уколная бо­ лезнь... Женятся они двадцати и двадцати пяти и тридцати лет, а замуж выдают около шестнадцати и двадцати и двадцати пяти годов. Старые люди живут лет до семиде­ сяти и осмидесяти, а обыкновенно умира­ ют лет около сорока и пятидесяти... Про­ тив соседних терских лопарей, они, крес­ тьяне, ростом более и телом несколько тверже... Игрищ никаких не бывает, а о масле­ ной неделе прогуливаются по реке По­ ною пустым местом на оленях... Празднуют в году храмовые праздники: первой Петра и Павла, второй — Успения Пресвятые Богородицы” . 8. Взгляд со стороны Поморские села заметно отличались одно от другого, и почти у каждого была своя "слава” . Поной располагался в глу­ боком ущелье и у человека, привыкшего к простору, открытой местности, вызывал уныние, какое-то придавленное настрое­ ние. Но коренные обитатели села жили небедно при своих "изящных промыс­ лах” , позволяли себе тратиться на не­ мыслимые для большинства крестьян продукты питания и немалые деньги ос­ тавлять в кабаке. В Поморье о Поное и его жителях (местное именование — "понояне” , сто­ роннее — "понойцы ” ) отзывались не очень лестно. В народе ходил стишок: Тут гора и тут гора, А сверху дыра. Дома под горой — Это хмурый Поной. Об обитателях села говорили: ’Поной- цы — пропойцы” . Местный священник писал: "Понояне все страшные пьяницы. Промыслы у них почти всегда изобильны и дают хороший доход; осенью приходят в Поной поморы, навезут из Норвегии рому, разных ликеров и вин, выменяют их на промысел, а понояне и пойдут пьян­ ствовать, и не только мужчины, но и жен­ щины, и даже ребята; пьют, словом, все поголовно. Простой водки никто и знать не хочет, а подавай ликеру или шампан­ ского... Здесь все держатся пословицы: "Хоть на час, да вскачь” , пьянствуют на­ пропалую и нисколько не заботятся о бу­ дущем... Все мужчины в синих кафтанах, бабы и девки разряжены, как на свадьбе, а прийдет дело к весне, будет здесь чис­ тый голод... и понесут они все эти обновы и все, что имеют, в кабак, и будут все ходить в лохмотьях. Поверенному по пи­ тейной части здесь житье: у него и водку берут в счет будущих промыслов, и хлеб, и другие припасы в долг. При мне смени­ лось несколько таких поверенных; при­ едет какая-нибудь голь, весь в лохмо­ тьях, есть нечего, — глядишь, он имеет уже ладью и в купцы записался” . Понойские женщины считались модни­ цами, в хозяйстве бестолковыми, любя­ щими разгулье. В поморской речи быто­ вало характерное выражение: "И умен ты, товарищ, а судишь, как понойская баба” . В июле 1837 года Поной посетил вели­ кий ученый, петербургский академик К. М. Бэр. Увидев в селе двухэтажный дом, он спросил проводника: "Видно, хо­ зяин дома богат?” и получил ответ: "Так богат, что пропивает по 60 рублей, когда у других нет уже ни гроша". Путешест­ венники остановились у одного из зажи­ точных поноян. "Мы со всеми нашими спутниками, — пишет Бэр, — ... прибыв в Понойское ущелье, в жилище крестья­ нина, совсем не имевшего пашен, не только могли восстановить свои силы, но даже встретили отличное угощение. Вы­ мывшись в удобной бане, мы в веселой, просторной, не только опрятной, но даже красиво убранной избе нашли более по­ стельного белья и удобств, нежели нам нужно было. Не было недостатка ни в чае, и при том самого отборного сорта, ни во всех принадлежностях к нему, как то сахаре и роме, ни в красивом самова­ ре и потребной фарфоровой посуде, ни, на другое утро, в фаянсе для сытного завтрака, состоявшего из многих блюд” . Лесничий К. А. Соловцов, в течение трех недель живший в Поное и опублико­ вавший в "Архангельских губернских ве­ домостях” в 1861 году свои впечатления о селе, отмечал: "Понояне любят рос­ кошь... Они все пьют чай и кофе, привози­ мые из Норвегии... орехи, пряники и дру­ гие лакомства в большом употреблении; они любят щеголять платьем, хотя бы в ущерб желудку; часто посещают друг друга и, по их выражению, угощаются по-городски, то есть потчуют гостей чаем, кофе и лакомствами” . Образованного лесничего поразил дикарский способ ле­ чения больных цингою: таковых ’’сажают в бочку и пускают оную по отлогому скату горы". В очерке Соловцова есть еще од­ на бытовая деталь: ввиду обилия кома­ ров ” в каждом доме в черепке тлеют ветошки, давая густой и едкий дым; без подобного курева никто не выходит на улицу” . / У поноян сложился своеобразный, "без­ обидный” для всех способ пользования семужьими угодьями. Исследователь се­ верных промыслов профессор Н. Я. Дани­ левский в 1862 году писал: "Тони ежегод­ но распределяются по жеребью... С Пет­ рова дня (29 июня) начинают общими си­ лами и средствами строить забор в реке Поное. Все, что попадает в забор, делит­ ся по душам поровну. Так продолжается до Ивана Постного (29 августа). В этот день с раннего утра все лодки стоят у бе­ рега близ крестов... Собирается весь на­ род, молится и затем разом бросается в лодки. С лодки каждый спешит забить в выбранном им месте по два, по три кола для обозначения того, что берет его в свое владение... и ловит здесь на себя всю осень. Рыба, попадающаяся у забо­ ра, по-прежнему делится по душам” . Порядок лова и продажи семги опреде­ ляли сами крестьяне на сходе. А. Я. Ефи­ менко, исследовательница артелей Севе­ ра, сообщает: ’’Для надзора за устрой­ ством забора в Поное и ведением сему­ жьего промысла мир выбирает из своей среды знающего и опытного крестьянина, который называется заборщиком. На его обязанности лежит также вынимать рыбу из сетей, солить и продавать ее, хранить деньги и производить нужные расходы с согласия общества. За свой труд он получает известный проценте выручки за семгу... Сначала уловом семги в заборе покрываются общественные расходы и издержки на устройство забора, осталь­ ные деньги, вырученные от продажи крупной семги скупщикам, делится по­ ровну... мелкая рыба не продается, а де­ лится натурою по душам” (1874 год). Понояне, отказавшись от сдачи своих угодий в аренду сторонним промышлен­ никам, по общему мнению, в меньшей степени зависели от местных богачей и приезжих скупщиков, чем крестьяне других поморских селений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz