Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
СЕЛО ПОНОЙ Иван УШАКОВ, краевед Впоследнее вр е т тивленно обсуждается вопрос о возрождении поморских селений, и чаще всего речь sfflBTofktttoe- некогда f * скоі Ы. m._ Настоящие заметки, основанные ш докуме тальных материалах, повествуют о дореволюционной истории Поноя. - 1. ’’Преизящное” место В низовьях реки Поной древние стоян ки существовали уж е три-четыре тысячи лет назад, о чем свидетельствуют камен ные лабиринты близ устья — Большой и Малый, культовые сооружения перво бытных людей. И это не случайно. Ниж нее течение Поноя, от Большого порога и до моря, на протяжении около 20 кило метров изобиловало ценнейшей рыбой — семгой. Другое богатство понойского берега — скопления морского зверя на льдах, тысячные стада гренландского тю леня в феврале-марте, когда у животных появлялись детеныши. Природные условия мало благоприят ствовали оседлой жизни в низовьях По ноя. Вокруг простиралась каменистая тундра, покрытая лишайниками, а в логах — мелким березняком и ивняком. Стро евой лес находился в верховьях реки, на расстоянии 150—200 километров от места возникновения села Поной. При впадении в Белое море река По ной напоминает залив и носит название Лахты. Судоходство здесь было возмож но только во время морских приливов, которые достигали высоты более 6 мет ров. В "прибылую воду” суда могли под ходить к селению, при ’’убылой воде” по Пахте нельзя было плавать даже на кар басах. Окрестности позволяли заниматься оленеводством, но для разведения до машнего скота не хватало сенокосов. Затрудняли освоение края отдален ность от обжитых побережий Русского Севера, сезонность морского сообщения, суровость климата, но все это в сознании поморов отступало на второй план по сравнению с обильными промыслами се мги и тюленя, обеспечивавшими высокие доходы. . В одном из документов средневековой эпохи, когда по ряду обстоятельств по- нойские угодья пустовали, выразительно сказано: "Промыслы лежат преизящ- ные” . За обладание понойскими промыс лами в разное время боролись влиятель ные монастыри, поморские богачи и ино странные арендаторы. Исконными владельцами низовий По ноя являлись терские лопари, письмен ные сведения о которых восходят к IX веку. 2. Основание селения Терские лопари — подданные Русско го государства — долго сохраняли свои языческие верования. Около 1570 года на Поное поселился монах Феогност и в ре зультате длительной проповеднической деятельности убедил лопарей принять христианство. По их просьбе присланные царем плотники поставили близ устья По ноя православный храм во имя апостолов Петра и Павла. Все необходимое для бо гослужения — книги, иконы, церковную утварь, священнические облачения и прочее — прислал в дар лопарям Иван Грозный. После крещения лопарей понойская церковь какое-то время не действовала. В царской грамоте от 16 апреля 1581 года отмечалось: храм Петра и Павла "стоит пуст, без пенья: попа и дьячка и понома ря нет” . Богатый Троице-Сергиев монас тырь изъявил готовность возобновить бо гослужение, но просил Ивана Грозного предоставить церковному причту полови ну улова семги в понойском заборе (лов ле посредством перегораживания реки). При Петропавловской церкви поселил ся священник Федор Юрьевич Рогуев, су дя по фамилии, карел, возможно, знав ший лопарский язык. В декабре 1581 года Рогуев с братьями отдал церковную долю угодий в аренду на 6 лет холмогорским промышленникам, которые обязались вести семужий промысел на свои сред ства ’’люцким покрутом” — путем при сылки в Поной своих наемных работни ков. При церкви Петра и Павла возник небольшой поселок. По описи 1608 года, ’’село” состояло из пяти семей: священника Ивана Губина с детьми, дьячка Микулы Тихонова с бра том и детьми, пономаря Семена Вереща гина с отчимом Онцифором Шестым (бра том игумена Пертоминского монастыря), двух семей бобылей — Петра Левонтьева и Ильи Алимпиева. Двор двинянина Они- кима Клюева пустовал. Из какой местности происходили пер вопоселенцы Поноя — неизвестно. По преданию, они прибыли на Терский берег из вотчин Троице-Сергиева монастыря. Лингвист А. В. Марков летом 1899 года, услышав речь понойских крестьян, нема ло удивился: "Говор их почти не отличал ся от московского” . Русские "ж ил ьцы ” Поноя духовного и мирского звания стали деятельно зани маться рыбными и зверобойными про мыслами. Губины и Верещагины купили у лопа рей за 170 рублей Пулонгский берег (реки Кумжовку, Пулонгу, Лиходеевку) со все ми тонями и Сосновский берег до реки Снежницы и "тони в Орлове — Каменную и Ручьевую” . Летом село Поной становилось люд ным: собирались на лов семги окрестные лопари, приезжали промышленники-дви- няне, являлись скупщики и торговцы из разных волостей южного Беломорья. 3. В духовной вотчине В результате Смуты Русское государст во в начале XVII века ослабло. Разорение центра страны сказалось и на состоянии Севера. Сократилась торгово-промыш ленная деятельность поморского населе ния. Обедневшие владельцы промыслов брали ссуды у монастырей или продава ли свои угодья. 14 сентября 1618 года понояне Губины — Иван, Тит, Козьма и Емельян — уступили Антониево-Сий- скому монастырю за 64 рубля 75 копеек половину своих угодий "от Орлова наво лока и до Пушочного ручья” , а также Сосновский и Пулонгский берега — "до полу-Пялицы реки” со всеми тонями с ус ловием до их кончины снабжать "запа сом и солью” их промыслы на другой половине угодий и бесплатно перевозить добытую рыбу на монастырских лодьях. 16 февраля 1621 года понойский крестья нин Онцифор Верещагин продал за 50 рублей свою долю промысловых угодий Троице-Сергиеву монастырю с условием, что ему будет позволено пользоваться этими угодиями до своей смерти. Лов семги в понойском заборе брали в аренду богатые промышленники. Как сообщает документ 1623 года, реку Поной у лопарей берет ” из найму Голанские земли гость (голландский купец) Юрий Клинкин, и от Юрия Клинкина приезжают приказчики для рыбного промыслу” . В 1655 году понойские лопари отдали в аренду семужьи ловли в Поное, Лахте и Иоканге Патриаршему Дому, который обязался ежегодно платить лопарям "по 100 рублев хлебными припасами” . По прошению патриарха Никона царь Алексей Михайлович 27 марта 1658 года дал жалованную грамоту, согласно кото рой Поной со всеми угодьями терских лопарей переходил ” в вотчину... вовеки неподвижно” двум патриаршим монасты рям — Крестному (на Кий-острове в устье Онеги) и Воскресенскому (’’Новый Иеру салим” на реке Истре в Московском уез де). Монастыри создали в Поное прочное промысловое хозяйство. В 1659 году ими было добыто в Поное 23852 семги — око ло 4500 пудов (72,8 тонны). Не ограничи ваясь Лахтой и Поноем, вотчинники за хватывали морские тони своих соседей. В 1662 году антониево-сийские монахи жаловались царю, что приказчики Крест ного монастыря ’’наезжают на те наши промыслы с своими стрельцами и с ины ми многими людьми и наших промышлен ников по вся годы с тех промыслов збива- ют силно, надеючись на свою мочь” . С 1666 года ведущая роль в организа ции промыслов в Поное перешла к Вос кресенскому монастырю, потому что Крестному "за скудостью и за строением после пожаров... к тем рыбным ловлям ка к судов и снастей, так и инструментов и материалов построить было нечем” . Часть добытой рыбы шла в доход Крест ного монастыря как вотчинного владель ца угодий. Собственная доля Воскресен ского монастыря, по словам монахов, со ставляла 2 тысячи пудов, ” а в иной год больше и меньше” . Посторонним людям селиться в Поное запрещалось. Когда в 1678 году патриарх Иоаким узнал о том, что бобыль Поной- ской волости Евдоким Федоров принял к себе ’’гулящих людей две семьи” , то приказал немедленно выслать их "с же нами и с детьми... хто откуда пришел” . Русское население в Поное увеличива лось медленно. По переписи 1677 года, в 6 дворах числилось 18 взрослых муж чин. В 1712 году в 14 дворах проживало 23 семьи (62 человека мужского пола). По описанию 1716 года село Поной состо яло из "государева двора” , в котором жили священник и дьякон” , и 8 крестьян ских дворов. Коренными жителями села являлись: староста Иван Никитич Губин; 44 лет; Григорий Фролович Звонков, 56 лет, с пятью сыновьями; Еким Иванович Русинов, 30 лет, с братом-близнецом Си дором; Федор Макаров; Антипа Евсеев; Алексей Комаров; Конон Гоголев и Пар- фен Панов. Всех мужчин в наличии ока залось 54 человека. Вотчинные крестьяне брали у монас тырей рыболовные тони в оброчное поль зование за плату по договоренности. Сверх того понойские крестьяне платили своим феодальным владельцам ” бо- быльское тягло” по 25 копеек в год ” с человека” . В 1730-—'1733 годах понойские крестья не предприняли попытку избавиться от власти монастырей. Мирской "посыль- щик” , "грамоте читать и писать худож- ный” , Сидор Русинов вместе с лопарем Василием Бородиным ездил в Москву и Петербург, где они подавали прави тельству прошения, чтобы быть вотчин ным людям "с черносошными крестьяна ми в равенстве” и не нести монастырских повинностей. Однако освободиться от мо настырей 'не удалось. 17 июня 1733 года Сенат вынес решение: понойским крес тьянам "надлежит быть во владении за Крестным и Воскресенским монастырями по-прежнему” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz