Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

21 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ поморов сохранялся обширный цикл новго­ родских былин [8 ]. Длинными зимними вече­ рами варзужане собирались на посиделки, слушали сказителей старин, хором пели лю­ бимые песни. На тонях, в ожидании подхода рыбы и в непогоду, памятливые рассказчики развлекали слушателей сказками, бываль- щинами, потешками. Как известно, в Новгороде была широко распространена грамотность. Поморы унасле­ довали обычай: у грамотного отца должен быть хотя бы один грамотный сын. Торгово-про­ мышленная жизнь требовала умения считать и писать. Деловые документы (купчие, данные, челобитные) XVI века свидетельствуют о гра­ мотности многих варзужан [46, с. 184, 242, 293, 490]. Севернорусские монастыри имели книжные собрания. Богоугодным делом монахов счи­ талась переписка книг. Через монастырские подворья рукописная книга проникала и в Варзугу. Богатые поморы, соответственно своим интересам, заказывали книги профес­ сиональным писцам или покупали на Двине. Как правило, это были «соборники» — книги, состоявшие из ряда произведений религиоз­ ного и светского содержания, — своего рода целая библиотека в миниатюре. Из книг XVI века, обращавшихся в Варзуге, сохранился Соборник, принадлежавший не­ коему Кириллу. Человек, написавший книгу, скрыл свое имя, обозначив его цифровой тайнописью, которая расшифровывается как «Андроний». Соборник— книга большого фор­ мата, в кожаном переплете, имеет 285 бумаж­ ных листов и содержит более 60 произведений. В предисловии сказано, что книга изготовлена для христолюбца и благодетеля Кирилла, когда Андроний пребывал в какой-то горести («егда убо уных от печали и написал сие»). Книга предназначалась не только для одного Кирилла: «Да прочтется сия книга, —пишет Андроний, — и иным нашей братии, у вас пребывающих» [12, с. 344]. Работа над книгой была закончена «во цар­ ство государя нашего благоверного... Бориса Федоровича» Годунова. Андроний был не просто переписчиком, но и в какой-то мере твор­ цом, соавтором произведений, включенных в сборник. Обращаясь к Кириллу в уничижи­ тельном тоне, он называет себя многогрешным и непотребным, книгу «злоукорным моим язы­ ком слагал и вдахом твоей боголюбивой душе». Книга помечена цифрой 13. По-видимому, это ее библиотечный номер. Сборник состоит из трех частей. Первая со­ держит Правило об искуплении и 24 канона (церковныхпеснопения) кхристианским празд­ никам и святым. Среди последних — Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам, и карго- польскому «новому чудотворцу» Александру Ошевенскому. Интересно и разнообразно содержание второй части. Это — сочинение о календаре («О некоем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев»), сказание о яйце, дающее картину мироздания, «Слово о видении апостола Павла», «Сошествие святого Иоанна Предтечи в ад», «О кончине века и антихристе», «О исходе души», «Изложение о вере Максима исповедника», рассказы о чудесах («Чудо Николы Зарайского», «Чудо на Михайлов день архангела» идругие), притчи и поучения, жития (святого Андрея Критского, святого Ефстафия), обличительные сочинения («О мятущихся черн- цах», «О нечувствии душ»), похвальные «слова» святым на определенные календарные дни и т. д. Одна из притч дана в форме вопросов и ответов (например: —Рцы (скажи), кто страшит и кто вовеки мучит? Ответ: Смерть страшит, а грех довека мучит). Всячески порицается греховная жизнь. Осуж­ даются тати (воры), блудники (развратники), ростовщики, «скоморохи и плясники», монахи, «назирающие, где пирове, бывают чреву суще рабы, а не Богу», даются картины мучений греш­ ников ваду. Наставник добропорядочной жизни удивляется: «Яко веды (ведь знаем. — И. У.), какоспастися, и нехощем». Среди наставлений, как следует вести себя в обществе, есть и такое: «Тихий да смирный себе есть сладок и инем на пользу. Сердитый же и гневливый себе есть во вред, а инем на пакость». Первая и вторая часть написаны рукой Андрония, причем иногда проступает его цо­ кающая речь («притца»). Третью часть книги составляют повесть о приходе Стефана Батория с войсками под Псков и жизни монахов Пе­ черского монастыря в этот период (начало 80-х годов XVI века) и Пасхалия (роспись кален­ дарных дат пасхи), занимающая последнюю страницу. Эта часть написана другим почерком; указан источник повести: «Сице поведа нам святогорский старец». Описание варзужской книги дал дорево­ люционный исследователь Гр. Бугославский, который так сказал о значении древнерусских соборников: «По содержанию включенных в них статей мы можем определить степень умствен­ ного развития среднего грамотного человека данного времени, его литературные вкусы, его умственные запросы; они дают нам возмож­ ность уяснить, чем, какими вопросами он интересовался, откуда, из каких источников чер­ пал ответы для разрешения их...» [11, с. 882]. Большинство старинных книг не дошло до нашего времени — погибло при пожарах или просто износилось от постоянного чтения. Одна сохранившаяся книга, конечно, не дает полного представления о том, что читали варзужане в XVI столетии. Но можно безошибочно заключить, что они, живя буквально на краю Русской земли, не были оторваны от общего культурного раз­ вития своей страны. Нельзя думать также, что книга была досто­ янием узкого круга грамотных людей. В те времена книгу подобного содержания читали всем прихожанам в церкви. Люди собирались послушать чтеца и в домашней обстановке, где можно было обменяться мнениями, обсудить малопонятные места и наиболее волнующие вопросы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz