Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
21 И. Ушаков ВАРЗУГА. ПОСТУПЬ ВЕКОВ поморов сохранялся обширный цикл новго родских былин [8 ]. Длинными зимними вече рами варзужане собирались на посиделки, слушали сказителей старин, хором пели лю бимые песни. На тонях, в ожидании подхода рыбы и в непогоду, памятливые рассказчики развлекали слушателей сказками, бываль- щинами, потешками. Как известно, в Новгороде была широко распространена грамотность. Поморы унасле довали обычай: у грамотного отца должен быть хотя бы один грамотный сын. Торгово-про мышленная жизнь требовала умения считать и писать. Деловые документы (купчие, данные, челобитные) XVI века свидетельствуют о гра мотности многих варзужан [46, с. 184, 242, 293, 490]. Севернорусские монастыри имели книжные собрания. Богоугодным делом монахов счи талась переписка книг. Через монастырские подворья рукописная книга проникала и в Варзугу. Богатые поморы, соответственно своим интересам, заказывали книги профес сиональным писцам или покупали на Двине. Как правило, это были «соборники» — книги, состоявшие из ряда произведений религиоз ного и светского содержания, — своего рода целая библиотека в миниатюре. Из книг XVI века, обращавшихся в Варзуге, сохранился Соборник, принадлежавший не коему Кириллу. Человек, написавший книгу, скрыл свое имя, обозначив его цифровой тайнописью, которая расшифровывается как «Андроний». Соборник— книга большого фор мата, в кожаном переплете, имеет 285 бумаж ных листов и содержит более 60 произведений. В предисловии сказано, что книга изготовлена для христолюбца и благодетеля Кирилла, когда Андроний пребывал в какой-то горести («егда убо уных от печали и написал сие»). Книга предназначалась не только для одного Кирилла: «Да прочтется сия книга, —пишет Андроний, — и иным нашей братии, у вас пребывающих» [12, с. 344]. Работа над книгой была закончена «во цар ство государя нашего благоверного... Бориса Федоровича» Годунова. Андроний был не просто переписчиком, но и в какой-то мере твор цом, соавтором произведений, включенных в сборник. Обращаясь к Кириллу в уничижи тельном тоне, он называет себя многогрешным и непотребным, книгу «злоукорным моим язы ком слагал и вдахом твоей боголюбивой душе». Книга помечена цифрой 13. По-видимому, это ее библиотечный номер. Сборник состоит из трех частей. Первая со держит Правило об искуплении и 24 канона (церковныхпеснопения) кхристианским празд никам и святым. Среди последних — Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам, и карго- польскому «новому чудотворцу» Александру Ошевенскому. Интересно и разнообразно содержание второй части. Это — сочинение о календаре («О некоем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев»), сказание о яйце, дающее картину мироздания, «Слово о видении апостола Павла», «Сошествие святого Иоанна Предтечи в ад», «О кончине века и антихристе», «О исходе души», «Изложение о вере Максима исповедника», рассказы о чудесах («Чудо Николы Зарайского», «Чудо на Михайлов день архангела» идругие), притчи и поучения, жития (святого Андрея Критского, святого Ефстафия), обличительные сочинения («О мятущихся черн- цах», «О нечувствии душ»), похвальные «слова» святым на определенные календарные дни и т. д. Одна из притч дана в форме вопросов и ответов (например: —Рцы (скажи), кто страшит и кто вовеки мучит? Ответ: Смерть страшит, а грех довека мучит). Всячески порицается греховная жизнь. Осуж даются тати (воры), блудники (развратники), ростовщики, «скоморохи и плясники», монахи, «назирающие, где пирове, бывают чреву суще рабы, а не Богу», даются картины мучений греш ников ваду. Наставник добропорядочной жизни удивляется: «Яко веды (ведь знаем. — И. У.), какоспастися, и нехощем». Среди наставлений, как следует вести себя в обществе, есть и такое: «Тихий да смирный себе есть сладок и инем на пользу. Сердитый же и гневливый себе есть во вред, а инем на пакость». Первая и вторая часть написаны рукой Андрония, причем иногда проступает его цо кающая речь («притца»). Третью часть книги составляют повесть о приходе Стефана Батория с войсками под Псков и жизни монахов Пе черского монастыря в этот период (начало 80-х годов XVI века) и Пасхалия (роспись кален дарных дат пасхи), занимающая последнюю страницу. Эта часть написана другим почерком; указан источник повести: «Сице поведа нам святогорский старец». Описание варзужской книги дал дорево люционный исследователь Гр. Бугославский, который так сказал о значении древнерусских соборников: «По содержанию включенных в них статей мы можем определить степень умствен ного развития среднего грамотного человека данного времени, его литературные вкусы, его умственные запросы; они дают нам возмож ность уяснить, чем, какими вопросами он интересовался, откуда, из каких источников чер пал ответы для разрешения их...» [11, с. 882]. Большинство старинных книг не дошло до нашего времени — погибло при пожарах или просто износилось от постоянного чтения. Одна сохранившаяся книга, конечно, не дает полного представления о том, что читали варзужане в XVI столетии. Но можно безошибочно заключить, что они, живя буквально на краю Русской земли, не были оторваны от общего культурного раз вития своей страны. Нельзя думать также, что книга была досто янием узкого круга грамотных людей. В те времена книгу подобного содержания читали всем прихожанам в церкви. Люди собирались послушать чтеца и в домашней обстановке, где можно было обменяться мнениями, обсудить малопонятные места и наиболее волнующие вопросы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz