Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
северному беломорью Иван УШ А КОВ , к р а е в е д ?Окончание. Начало в № № 165, 166, 167.) 7. СТРЕЛЬНА 8. ПУЛОНЬГА В описи рыболовных ловель на Тер ском берегу в 1563 году упомянута "реч ка Стрельна", которой тогда владели двиняне. В 17 веке здесь находилась то ня, принадлежавшая Соловецкому мо настырю. В описании варзужской вотчи ны 1669 года читаем: "Да в реке Стрельне промысл рыбной. Келья братская с сень- ми и поварня, а против келье анбар, а под ним погреб рыбной...” Затем следу ет перечень имущества — сетей, тары, карбасов, домашней утвари. В расходной книге монастыря в 1677 году записано:” В реке Стрельне построена изба новая для рыбного промысла, найму от строенья дано денег 2 рубля". В 1855 году, во время Крымской войны, Стрельна. состоявшая из 5 дворов (жи телей — 17 человек мужского и 16— жен ского пола), подверглась нападению анг ло-французского флота. Первую попытку врага высадиться на берег 6 июля жи тели с успехом отбили. Один из фран цузов, бывший на катере, упал, сражен ный пулей. При отражении неприятеля отличились крестьяне Терентий Чеченин и Сергей Стрелков. 14 июля к Стрельне снова подошли фрегат и пароход, с кото рых были спущены баркасы с вооружен ным десантом. В донесении с места собы тия говорится: матросы "открыли огонь из ружей по деревне, жители коей снача ла отвечали им таковыми же из винтовок, а потом, когда неприятель в числе 200 человек' вышел на берег, крестьяне по малочисленности их должны были уда литься из деревни: тогда неприятель за жег из своих рук деревню, исключая двух амбаров". Убыток крестьян составил 800 рублей. В 1889 году в Стрельне "усердием кре стьян Якова Ивановича и Константина Сергеевича Стрелковых" из бывшей ча совни была устроена церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, соло вецких чудотворцев; в одной связи с ней возвели и колокольню. Стрельнинская церковь имела свой причт, но считалась приписной к Чапом- скому приходу. В начале 20 века священ ником являлся Назарий Синцов, женатый на дочери главного терского богача — "торгующего крестьянина Алексея За- борщикова” — Александре. Он окончил Архангельскую духовную семинарию и стал первым служителем Зосимо-Сав- ватиевской церкви. Псаломщиком был Алексей Резанов, воспитанник Тотемско- го духовного училища. Его дочь Алексан дра по окончании епархиального учили ща обучала детей в Варзужской церков ноприходской школе. В начале 20-х годов ей присвоили звание "Героя труда” . В 1900 году в Стрельне насчитывалось 10 крестьянских дворов и 71 человек жи телей. Годовые праздники в селении от мечали: 17 апреля — память преподоб ного Зосимы, 8 августа — перенесение мощей Зосимы и Савватия, 27 сентября — память преподобного Савватия. На юго-востоке Кольского полуостро ва, возле самой узкой части Горла Бело го моря, исстари существовала семужья тоня при устье речки Пулоньги. Сначала ею владели терские лопари, которые продали угодье "понойским жильцам” — русским поселенцам Губиным и Вере щагиным. В 1617 — 1618 годах Губины ус тупили свою часть Пулонгского берега Антониево-Сийскому монастырю, а Вере щагины свою "тоню и избушку на Пулонг- ском берегу" дали вкладом Троице-Сер- гиеву монастырю. В марте 1658 года царь Алексей Михай лович по ходатайству патриарха Никона пожаловал всю восточную Лапландию "в вотчину” Крестному и Воскресенскому монастырям. Сами монастыри семгу здесь не лови ли, а отдавали угодье в аренду "охочим людям” — местным жителям. Так, со гласно приходной книге Онежского Крестного монастыря, в 1752 году реку Пулоньгу и половину тони Насонихи брал за 4 рубля 50 копеек пялицкий крестья нин Кирилл Самохвалов. В 19 веке при устье реки Пулоньги об разовался "выселок” , в котором стояло два дома. В двух верстах от выселка Пулоньги, на песчаном холме морского берега была устроена сигнальная башня как ориентир для судоводителей. В 1900 году в Пулоньге числилось 10 жителей. Но накануне первой мировой войны в выселке было уже 13 дворов и 87 постоянных жителей, состоявших в Ча- помском церковном приходе. По отсутствию леса избы на Пулонг- ском берегу строились небольшие, напо добие "мещанских домиков". "Они, — писал чиновник Н.Н. Макшеев, —- ско лочены из небольших дерев... обшивают ся тесом... Я встречал поразительно ма ленькие домики — в рост человека, так что когда я подходил к крыше дома, то голова моя касалась крыши” . Зимою жители Пулоньги ходили на то росы (подвижные льды на море) бить тюленей. Промышленники иногда удаля лись от берега до 20 верст. ’’Они берут с собой лодку и собаку... Собака везет кереж ку — маленькое корыто, сделан ное наподобие лодочки, в которое кладут хлеб, ружье и запасное платье... В луч шем случае убивают в сутки 5 нерп, а то 1 — 2... Шкуру с жиром сдирают, а мясо бросают в воду” , — рассказывает Н.Н.Макшеев. Своеобразен вид зверобоев. Они одеты в меховую одежду (юпы), "на голове — лопская шапка, на ногах бахилы, то есть сапоги без каблуков из черной кожи. Шерстяные чулки окутывают их ноги... У каждого промышленника висит через плечо сухарник, лямка, которою он тянет за собой лодку или сало убитого зверя; на поясе висит нож, а в руках он держит кокот — длинную палку с железным крю ком, которым бьет зверя по переносице” . По роду хозяйственной деятельности и укладу быта жители Пулоньги мало чем отличались от остальных терских помо ров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz