Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

северному і**ОЛВИЦЛ Иван УШАКОВ, краевед 5. С АЛ ЬНИЦ А В 50 километрах к западу от Кузомени возник выселок Сальница. В 1854 году он состоял из 5 домиков, в которых жило 17 человек — прихожан варзужской Успен­ ской церкви. В декабре 1890 года Сальница вошла во вновь созданный Кашкаранский при­ ход. Зажиточный крестьянин деревеньки Сальницы Никифор Дворников в 1896 го­ ду построил на свои средства часовню ” в честь святого Благоверного князя Алек­ сандра Невского в память священного коронования их Императорских вели­ честв" Николая Александровича и Алек­ сандры Федоровны. Два раза в год — 20 июля и 23 ноября — из Кашкаранцев приезжали священ­ ник с псаломщиком и совершали в часов­ не богослужение. Как и другие терские поморы, жители Сальницы занимались ловом семги и от­ части зверобойным промыслом. На 5 сен­ тября 1914 года в Сальнице было 6 до­ мов, а в них — 17 человек мужского и 15 человек женского пола. 6. УСТЬ-ВАРЗУГА Устье реки Варзуги — одно из лучших мест семужьей ловли на Терском берегу. Еще в новгородские времена здесь на­ ходилось карельское поселение. Об этом свидетельствует летопись под 1419 го­ дом: воины из северной Скандинавии ("мурмане” ), приплыв морем ” в бусах и в шнеках” , пограбили "погост Кориль- ский” у Варзуги. Часть Терского берега "от Кашкаран- ского ручья до Красные Щелейки" по вкладу известной новгородской боярыни Марфы Борецкой с 1470 года принадле­ жала Соловецкому монастырю, который основал близ устья Варзуги промысло­ вую базу под названием Кош. Однако само устье реки являлось владением варзужских крестьян. Опись 1563 года со­ общает: тоня на устье Варзуги, "а ловят 12-ю карбасы, а в карбасе по два челове­ ка ” — жильцы Варзужской волости. Полные сведения о поселении содер­ жит соловецкая переписная книга, сос­ тавленная старцем Антонием в январе 1669 года: ” Да на варзужском Устье, в Кошу, двор монастырской. Кругом дво­ ра огорожено частоколом, а во дворе хоромов: келья столовая с сеньми холод­ ными, а сенех образ Зосимы и Савватия, по службам три креста древяных. В сенех три чюлана, а вверху четыре чюлана. Другая келья с холодными сеньми... Три анбара о двух жирах (этажах)... Да анбар запасной о двух жирах... да анбар но­ вой... Шесть чюланов трудничных (для ра­ ботников), да колодец среди двора... и поварня новая и конюшня промеж ан­ бар, и среди двора келья, двери на крю ­ ках, сени холодные... Да анбар хлебных запасов...” Далее следует длинный пере­ чень монастырского имущества: разного продовольствия (муки,' круп, толокна), промыслового снаряжения (карбасов, се­ тей, якорей), тары и утвари (бочек, кот­ лов, чанов, кадей, ушатов, мешков) и т. п. В архиве Соловецкого монастыря со­ хранилось немало деловых записей, вро­ де: "Старец Елиазар строил в Кошу брац- кую келью... найму дано плотникам от сего строения 3 рубля 20 алтын” (1677 год); ” В Кош сечено дров 60 сажен, най­ ма плачено рубль 26 алтын 4 денги” ; "Анбар в Кошу отдан на оброк карго- польцу Андреяну Ефимову сыну Кипри- янову за 20 алтын” (1685 год). Из Коша ежегодно отправлялись в Со­ ловки лодьи с добытой семгой. В расход­ ной книге под 17 августа 1685 года запи­ сано: уплачено 5 копеек иеромонаху Флавию за то, что "пел молебен у креста, как крест ставили в Кошу и лодью от- пущали” . Совершалось это для того, что­ бы Бог даровал благополучное плавание, чтоб в пути судно не застигла буря. При Екатерине II монастырские угодья стали владением местных крестьян. В че­ тырех верстах от Устья Варзуги разраста­ лось селение Кузомень. На месте Коша стояло несколько промысловых избушек и часовня. В 1861 году часовню перестро- ' или в одноглавую церковь Покрова Бого­ родицы (на левом берегу реки). Особого причта в ней не было, так как поблизости, в Кузомени, находилась приходская Дми­ триевская церковь. "Богослужение в По­ кровской церкви, — говорится в отчете священника, — совершается неоднократ­ но в течение года: по преимуществу осе­ нью, когда народ находится на рыбном промысле и живет недалеко от храма” . Устье реки Варзуги не раз огражда­ лось ’’огородинами” от наступления пес­ ков. Кузоменское сельское общество тратило на это по 50 рублей в год. В 1908 году между варзужанами и кузо- млянами возникли споры о порядке поль­ зования угодьями в низовьях Варзуги. 17 июня 1909 года Кузоменское сельское общество просило чиновника по крес­ тьянским делам "запретить крестьянам села Варзуги ловить на устье реки Вар­ зуги более чем одним неводом на каждой стороне устья, так как усиленный лов рыбы на устье реки Варзуги не пущает рыбу в реку Кицу, принадлежащую крес­ тьянам Кузоменского сельского общест­ ва” . После ликвидации соловецкой вотчины (1764 год) место ее промысловой базы называлось Устьем Варзуги. Старинное наименование сохранилось лишь в назва­ нии тони — "Кошевская". От р е д а к ц и и . Продолжение зарисовок-очерков Ивана Федоровича Ушакова ” По Северному Беломорью " редакция решила сопроводить его же репликой по поводу одной из наших недавних публикаций на краеведческую тематику. Чем вызвана эта необ­ ходимость, думаем, будет понятно из предлагаемого материала. НЕСКОЛЬКО ВОЗРАЖЕНИЙ МОЕМУ КОЛЛЕГЕ 25 августа "Советский Мурман " опуб­ ликовал под рубрикой "Энциклопедия Кольского края" статью Виктора Яков­ левича, Шашкова "К истории освоения Кольского полуострова...", которой предпосланы в заголовке слова: "...Не­ обходимо народ удалить с Севера ..а вы хлопочете наоборот и объясняете о ка­ ком-то Гольфштреме, которого на Севе­ ре быть не может". Автор статьи — спе­ циалист по советскому периоду нашей истории — допускает, на мой взгляд, ря д неверных утверждений относитель­ но заселения Кольского полуострова и вносит путаницу в краеведение. "Первые русские поселения, — чита­ ем в названной статье В.Шашкова, — на полуострове появились в ХІ-ХІІІ веках. Древнейшее из них — Кандалакша — было освоено в XI веке ". О том. что село Кандалакша возникло только в XVI веке, писалось неоднократно /см.^'По­ лярная правда " от 23 сентября 1989 года "Старше матушки Москвы?"; "Комсомо­ лец Заполярья " от 30 ноября 1991 года "Старинная Кандалакша": "Советский Мурман" от 22 апреля 1992 года "Кан­ далакша"/. Если Виктор Яковлевич рас­ полагает документальными материала­ ми, подтверждающими его точку зрения, их обязательно следует указать. То же касается времени возникновения "в ХІІ-ХІІІ веках" русских селений Варзуги, Умбы /они появились в середине XV ве­ ка/, Порьей Губы, Кашкаранцев, Кузоме­ ни, Чаваньги, Тетрино, Чапомы "и дру­ гих" /ставших постоянными селениями в ХѴІ-ХУІІ веках/. Определяя численность саамского на­ селения, В.Шашков ссылается на "пис­ цовую книгу царя Алексея Михайлови­ ча". Такой книги никогда не существова­ ло. Сохранилась одна-единственная пис­ цовая книга Кольского уезда, составлен­ ная Алаем Ивановичем Михалковым и его помощниками в 1608— 1611 годах по распоряжению царя Василия Шуйско­ го. Учитывалось не все лопарское насе­ ление, а только налогоплательщики. Ав­ тор почему-то приводит цифру живших лишь "на юго-западе Кольского полу­ острова" /186 человек/ и сопоставляет ее с 1852 годом: "...насчитывалось уже 1605 саамов". Нельзя сопоставлять часть с целым. Отдельные неточности встречаются и в других абзацах /например: "Печенг- ский монастырь был разрушен э 1590 году"; есть три совершенно разнород­ ных источника, которые называют, неза­ висимо друг от друга, точную да ту швед­ ского нападения на Печенгу — 30 нояб­ ря 1589 года; будто бы в середине XIX века в Печенге была монастырская ко­ лония, в которой проживало 139 чело­ век, и т.д./. Видимо, требуют некоторого поясне­ ния слова царского сановника Зиновье­ ва, вынесенные в заголовок статьи. Они, конечно, свидетельствуют о невежестве столичного аристократа. Заметим: до от­ крытия пароходства /1871 год/ в центре страны плохо знали о жизни на Крайнем Севере. Гольфстрим у Мурманского по­ бережья был открыт лишь в 1869 году. Заявление Зиновьева, сделанное в 1867 году во время голода в северных губер­ ниях, известно нам лишь в сомнитель­ ном пересказе патриота Севера, капита­ листа М.К.Сидорова, весьма склонного к преувеличениям и утопическим пла­ нам. Попытки правительственного коми­ тета доставить хлеб зимой не имели упе- ха, хотя возглавлял комитет сам наслед­ ник престола, будущий император Алек­ сандр III. Учитывая все это, слова Зино­ вьева выглядят не столь уж абсурдно. "Необходимо, — сказал он, имея в виду голодающих, — народ удалить с Севера во внутренние области государства". Рубрика "Энциклопедия Кольского края" в газете "Советский Мурман" ве­ дется в предположении издать в буду­ щем, когда накопится достаточный и разносторонний материал, отдельную книгу наиболее ценных и интересных сведений о нашем крае, систематизиро­ ванных по определенным отраслям зна­ ний. Такие справочные книги уже суще­ ствуют в некоторых областях. Краевед­ ческие материалы, публикуемые в газе­ те "Советский Мурман ", насколько мне известно, используют в своей работе в школах Мурманской области учителя истории, литературы, географии. К ним проявляют интерес читатели — жители Кольского Севера, желающие получить правдивую информацию о прошлом и настоящем своего края, его заселении и освоении, памятниках природы, архи­ тектуры. поморской письменности и т. д. Необходимо ответственно относиться к подбору сведений, публикуемых под научной рубрикой "Энциклопедия. .. ", не допускать искажений, подобных содер­ жащимся в статьедоцента В. Шашкова. И. УШАКОВ, автор книги ’’Кольская земля".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz