Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
северному і**ОЛВИЦЛ Иван УШАКОВ, краевед 5. С АЛ ЬНИЦ А В 50 километрах к западу от Кузомени возник выселок Сальница. В 1854 году он состоял из 5 домиков, в которых жило 17 человек — прихожан варзужской Успен ской церкви. В декабре 1890 года Сальница вошла во вновь созданный Кашкаранский при ход. Зажиточный крестьянин деревеньки Сальницы Никифор Дворников в 1896 го ду построил на свои средства часовню ” в честь святого Благоверного князя Алек сандра Невского в память священного коронования их Императорских вели честв" Николая Александровича и Алек сандры Федоровны. Два раза в год — 20 июля и 23 ноября — из Кашкаранцев приезжали священ ник с псаломщиком и совершали в часов не богослужение. Как и другие терские поморы, жители Сальницы занимались ловом семги и от части зверобойным промыслом. На 5 сен тября 1914 года в Сальнице было 6 до мов, а в них — 17 человек мужского и 15 человек женского пола. 6. УСТЬ-ВАРЗУГА Устье реки Варзуги — одно из лучших мест семужьей ловли на Терском берегу. Еще в новгородские времена здесь на ходилось карельское поселение. Об этом свидетельствует летопись под 1419 го дом: воины из северной Скандинавии ("мурмане” ), приплыв морем ” в бусах и в шнеках” , пограбили "погост Кориль- ский” у Варзуги. Часть Терского берега "от Кашкаран- ского ручья до Красные Щелейки" по вкладу известной новгородской боярыни Марфы Борецкой с 1470 года принадле жала Соловецкому монастырю, который основал близ устья Варзуги промысло вую базу под названием Кош. Однако само устье реки являлось владением варзужских крестьян. Опись 1563 года со общает: тоня на устье Варзуги, "а ловят 12-ю карбасы, а в карбасе по два челове ка ” — жильцы Варзужской волости. Полные сведения о поселении содер жит соловецкая переписная книга, сос тавленная старцем Антонием в январе 1669 года: ” Да на варзужском Устье, в Кошу, двор монастырской. Кругом дво ра огорожено частоколом, а во дворе хоромов: келья столовая с сеньми холод ными, а сенех образ Зосимы и Савватия, по службам три креста древяных. В сенех три чюлана, а вверху четыре чюлана. Другая келья с холодными сеньми... Три анбара о двух жирах (этажах)... Да анбар запасной о двух жирах... да анбар но вой... Шесть чюланов трудничных (для ра ботников), да колодец среди двора... и поварня новая и конюшня промеж ан бар, и среди двора келья, двери на крю ках, сени холодные... Да анбар хлебных запасов...” Далее следует длинный пере чень монастырского имущества: разного продовольствия (муки,' круп, толокна), промыслового снаряжения (карбасов, се тей, якорей), тары и утвари (бочек, кот лов, чанов, кадей, ушатов, мешков) и т. п. В архиве Соловецкого монастыря со хранилось немало деловых записей, вро де: "Старец Елиазар строил в Кошу брац- кую келью... найму дано плотникам от сего строения 3 рубля 20 алтын” (1677 год); ” В Кош сечено дров 60 сажен, най ма плачено рубль 26 алтын 4 денги” ; "Анбар в Кошу отдан на оброк карго- польцу Андреяну Ефимову сыну Кипри- янову за 20 алтын” (1685 год). Из Коша ежегодно отправлялись в Со ловки лодьи с добытой семгой. В расход ной книге под 17 августа 1685 года запи сано: уплачено 5 копеек иеромонаху Флавию за то, что "пел молебен у креста, как крест ставили в Кошу и лодью от- пущали” . Совершалось это для того, что бы Бог даровал благополучное плавание, чтоб в пути судно не застигла буря. При Екатерине II монастырские угодья стали владением местных крестьян. В че тырех верстах от Устья Варзуги разраста лось селение Кузомень. На месте Коша стояло несколько промысловых избушек и часовня. В 1861 году часовню перестро- ' или в одноглавую церковь Покрова Бого родицы (на левом берегу реки). Особого причта в ней не было, так как поблизости, в Кузомени, находилась приходская Дми триевская церковь. "Богослужение в По кровской церкви, — говорится в отчете священника, — совершается неоднократ но в течение года: по преимуществу осе нью, когда народ находится на рыбном промысле и живет недалеко от храма” . Устье реки Варзуги не раз огражда лось ’’огородинами” от наступления пес ков. Кузоменское сельское общество тратило на это по 50 рублей в год. В 1908 году между варзужанами и кузо- млянами возникли споры о порядке поль зования угодьями в низовьях Варзуги. 17 июня 1909 года Кузоменское сельское общество просило чиновника по крес тьянским делам "запретить крестьянам села Варзуги ловить на устье реки Вар зуги более чем одним неводом на каждой стороне устья, так как усиленный лов рыбы на устье реки Варзуги не пущает рыбу в реку Кицу, принадлежащую крес тьянам Кузоменского сельского общест ва” . После ликвидации соловецкой вотчины (1764 год) место ее промысловой базы называлось Устьем Варзуги. Старинное наименование сохранилось лишь в назва нии тони — "Кошевская". От р е д а к ц и и . Продолжение зарисовок-очерков Ивана Федоровича Ушакова ” По Северному Беломорью " редакция решила сопроводить его же репликой по поводу одной из наших недавних публикаций на краеведческую тематику. Чем вызвана эта необ ходимость, думаем, будет понятно из предлагаемого материала. НЕСКОЛЬКО ВОЗРАЖЕНИЙ МОЕМУ КОЛЛЕГЕ 25 августа "Советский Мурман " опуб ликовал под рубрикой "Энциклопедия Кольского края" статью Виктора Яков левича, Шашкова "К истории освоения Кольского полуострова...", которой предпосланы в заголовке слова: "...Не обходимо народ удалить с Севера ..а вы хлопочете наоборот и объясняете о ка ком-то Гольфштреме, которого на Севе ре быть не может". Автор статьи — спе циалист по советскому периоду нашей истории — допускает, на мой взгляд, ря д неверных утверждений относитель но заселения Кольского полуострова и вносит путаницу в краеведение. "Первые русские поселения, — чита ем в названной статье В.Шашкова, — на полуострове появились в ХІ-ХІІІ веках. Древнейшее из них — Кандалакша — было освоено в XI веке ". О том. что село Кандалакша возникло только в XVI веке, писалось неоднократно /см.^'По лярная правда " от 23 сентября 1989 года "Старше матушки Москвы?"; "Комсомо лец Заполярья " от 30 ноября 1991 года "Старинная Кандалакша": "Советский Мурман" от 22 апреля 1992 года "Кан далакша"/. Если Виктор Яковлевич рас полагает документальными материала ми, подтверждающими его точку зрения, их обязательно следует указать. То же касается времени возникновения "в ХІІ-ХІІІ веках" русских селений Варзуги, Умбы /они появились в середине XV ве ка/, Порьей Губы, Кашкаранцев, Кузоме ни, Чаваньги, Тетрино, Чапомы "и дру гих" /ставших постоянными селениями в ХѴІ-ХУІІ веках/. Определяя численность саамского на селения, В.Шашков ссылается на "пис цовую книгу царя Алексея Михайлови ча". Такой книги никогда не существова ло. Сохранилась одна-единственная пис цовая книга Кольского уезда, составлен ная Алаем Ивановичем Михалковым и его помощниками в 1608— 1611 годах по распоряжению царя Василия Шуйско го. Учитывалось не все лопарское насе ление, а только налогоплательщики. Ав тор почему-то приводит цифру живших лишь "на юго-западе Кольского полу острова" /186 человек/ и сопоставляет ее с 1852 годом: "...насчитывалось уже 1605 саамов". Нельзя сопоставлять часть с целым. Отдельные неточности встречаются и в других абзацах /например: "Печенг- ский монастырь был разрушен э 1590 году"; есть три совершенно разнород ных источника, которые называют, неза висимо друг от друга, точную да ту швед ского нападения на Печенгу — 30 нояб ря 1589 года; будто бы в середине XIX века в Печенге была монастырская ко лония, в которой проживало 139 чело век, и т.д./. Видимо, требуют некоторого поясне ния слова царского сановника Зиновье ва, вынесенные в заголовок статьи. Они, конечно, свидетельствуют о невежестве столичного аристократа. Заметим: до от крытия пароходства /1871 год/ в центре страны плохо знали о жизни на Крайнем Севере. Гольфстрим у Мурманского по бережья был открыт лишь в 1869 году. Заявление Зиновьева, сделанное в 1867 году во время голода в северных губер ниях, известно нам лишь в сомнитель ном пересказе патриота Севера, капита листа М.К.Сидорова, весьма склонного к преувеличениям и утопическим пла нам. Попытки правительственного коми тета доставить хлеб зимой не имели упе- ха, хотя возглавлял комитет сам наслед ник престола, будущий император Алек сандр III. Учитывая все это, слова Зино вьева выглядят не столь уж абсурдно. "Необходимо, — сказал он, имея в виду голодающих, — народ удалить с Севера во внутренние области государства". Рубрика "Энциклопедия Кольского края" в газете "Советский Мурман" ве дется в предположении издать в буду щем, когда накопится достаточный и разносторонний материал, отдельную книгу наиболее ценных и интересных сведений о нашем крае, систематизиро ванных по определенным отраслям зна ний. Такие справочные книги уже суще ствуют в некоторых областях. Краевед ческие материалы, публикуемые в газе те "Советский Мурман ", насколько мне известно, используют в своей работе в школах Мурманской области учителя истории, литературы, географии. К ним проявляют интерес читатели — жители Кольского Севера, желающие получить правдивую информацию о прошлом и настоящем своего края, его заселении и освоении, памятниках природы, архи тектуры. поморской письменности и т. д. Необходимо ответственно относиться к подбору сведений, публикуемых под научной рубрикой "Энциклопедия. .. ", не допускать искажений, подобных содер жащимся в статьедоцента В. Шашкова. И. УШАКОВ, автор книги ’’Кольская земля".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz