Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
і£КОАВИЦА, Иван УШ А КОВ , к р а е в е д (Продолжение. Начало в N° 165.) 3. КОЛВИЦА Как и Лувеньга, Колвица некогда яв лялась усольем и тоней кандалакшских крестьян и монахов. В писцовой книге 1611 года читаем: "Да за монастырем же по морскому берегу... две варницы в Ко- львинской губе" и далее: "старцы... про мышляют на море на тонях и в реках в Ниве и в Кольвице и в Лупце в заборех рыбною ловлею... с волостными людьми вместе... во всяких угодьях переменяяся по годам” — то есть один год Колвицей пользовались монахи, другой — крестья не. Опись 1705 года дает ясное представ ление о Колвицком усолье: ” В Колвицкой губе соляной промысел, а в нем двор и кельи и со всем дворовым строением; конюшенный двор — 8 лошадей езжалых со всею конскою снастью. Варница со всем варничным строением и с анбаром соляным, церен изгарок; да рогатого ско та в том усолье 3 коровы дойных. В том же усолье медной посуды: 8 котлов, 4 ме- деника, братина да ставчик...” Далее пе речисляются невода, сети, рыболовные суда и имеющиеся в наличии дрова ("се ченых 1600 сажен"). Первым известным по документам вла дельцем Колвицы был житель Кандалак ши Митрофан Кукин, который в 1563 году отдал свои угодья — "два с половиной лука в Колвице” — Кандалакшскому мо настырю в виде пожертвования. После упразднения монастыря в 1742 году колвицкими угодьями стали пользо ваться кандалакшские крестьяне. В начале 90-х годов прошлого века на реке Колвице обосновались четыре ка рельских семейства. В течение пяти лет они ютились "во временных хижинах в лесу, так как Кандалакша наотрез от казала в разрешении построиться на пус товавших монастырских распашках” . Ко- лвичанам "приходилось промышлять ис ключительно на озерах, преимуществен но на Колвицком, и на впадающей в него речке Тикше” . Лишь в 1900 году колви- чане с помощью чиновника по крестьян ским делам добились права заниматься сельдяным промыслом на море. Они ста ли также брать в аренду у кандалакшан две семужьих тони за 146 рублей 50 копе ек в год. В 1904 году карелы 8 дворами поселились на правом берегу реки Кол вицы. Среди первых жителей выселка Колвицы в источниках упоминается Ки рилл Петрович Артемьев. В 1910 году в Колвице числилось 15 дворов и 105 жителей. Помимо лова сем ги и сельди карелы по подряду у лесоза водчика Беляева зимою заготовляли бревна близ Колвицкого озера, в восьми верстах от селения, а по весне занима лись их сплавом к морю. Работали семей ными артелями. Два работника с соб ственной лошадью зарабатывали от 250 до 400 рублей в зимнее время и до 300 рублей — на сплаве леса за 4— 5 недель своего труда. Подсобным занятием являлась лесная охота. Зимой 1908-09 гг. колвичане до были 35 куниц, 12 лисиц, 4 медведя и 20 оленей общей стоимостью около 500 руб лей. Чиновник Р. П. Якобсон, обследовав ший селение Колвицу, так отозвался о нем: "Дома новые, все огорожены за- борамиг везде чистота и порядок; в ого родах, кроме неизменной во всех помор ских селениях репы, встречается карто фель; население трезвое, трудолюбивое и во многих отношениях превосходит обывателей других поморских селений” . Незадолго до революции часть колви- чан отделилась и образовала выселок Верес-Ручей. 4. ВЯЛОЗЕРО В 156Й году опричники Ивана Грозного под видом "взыскания долгов" разорили Умбскую волость. Крестьяне лишились промыслового снаряжения, скота, запа сов продовольствия. Обнищанием помо ров воспользовались монахи Соловецко го и Кирилло-Белозерского монастырей. Они по частям ("л укам ") скупили у кре стьян Умбы их угодья. Между монастыря ми возникли споры о том, кому чем вла деть. В 1585 году подьячий Григорий Ни китин произвел раздел угодий: три чет верти их досталось Кирилло-Белозерско- му монастырю и четверть — Соловецко му. В раздельной книге приводятся такие сведения: "В верху Умбы реки, над Вяло- озером, волостка Вялоозеро, а в ней дво ришка Кириллова монастыря: во дворе Микитка корелянин; во дворе Сенка Хав ка; во дЦоре вдова Овдотьица_ с сыном с Омельянком; во дворе Барма лопин; дворище пусто Тулуповское; дворище пусто Сидоровское Мохнаткина. Да в Вя- леозере ж дворишко Соловецкого монас тыря, а в. нем живет Тимошка лопин да зять его Манулко... А промышляют в ле ших озерах белым рыбишком и зверь бьют, тем и кормятця” . Приведенная запись показывает, что в селении, состоящем из пяти жилых дво ров, обитали русские, карелы и лопари. Они не занимались морскими промысла ми, имели свой особый уклад жизни. В XIX веке существовало уже два Вяло- зера: северное (Вялозерский погост) и южное (Летнее Вялозеро). По описи 1889 года, в Северном Вялозере жили: две семьи Буториных (13 человек), две семьи Мининых (12 человек) и семья Ели сея Нестерова (9 человек) — все "пере селившиеся сюда из Умбы"; здесь же жили обрусевшие лопари: две семьи Ни киф о р о вы х (5 человек) и семья Ивана Юлина, переселившегося в 1860 году из Ловозера. В Летнем Вялозере жили две семьи: крестьянина из Умбы Владимира Нестерова (9 человек) и лопаря Егора Никифоркова (3 человека). Согласно церковной ведомости в 1914 году в Сейерном Вялозере было 8 домов и 43 жителя обоего пола. Не имея семужьих угодий, вялозерцы жили сравнительно бедно. О хозяйствен ном состоянии Вялозера дают некоторое представление сведения за 1871 год. У 47 жителей было 9 голов крупного рогатого скота, 40 овец и 75 оленей. Селение сос тояло из 6 жилых домов и 8 нежилых строений. На речных и озерных промыс лах использовалось 11 судов. Годовой до ход 27 работников равнялся 432 рублям. Крестьяне села Умбы имели дохода в два с половиной раза больше, чем жители Вялозера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz