Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
северному беломорью И ван УШ А КОВ , к р а е в е д Редакция предлагает вниманию читателей новые кра еведческие материалы, подготовленные нашим посто янным автором, доктором исторических наук, профес сором Иваном Федоровичем Ушаковым. В предлагае мых заметках приводятся сведения о небольших насе ленных пунктах кольского Беломорья, которые не име ли статуса ’’сельского общества”, а входили на правах ’’выселка” в состав соседних, ранее возникших и более крупных селений. 1. ФЕДОСЕЕВО Известия об урочище Федосеево вос ходят к XVI столетию. Близ устья реки Канды, на мысу, стояла варница, в кото рой из морской воды в зимнее время вываривалась соль. Для этого требова лось много дров. Когда в окрестностях варницы леса истощились, она прекрати ла действие. Крестьяне-солевары пере селились к устью реки Нивы. На прежнем месте кандалакшане заготовляли сено, ловили семгу и сельдь. В писцовой книге 1611 года указаны угодья: "пожни и роз- чисти сенные покосы: ...от Великого ка мени... к морю до Федосеева порожка... от Федосеева порожка на море берегом до Варничного наволока. Островок про тив Стефановы варницы” , а также ’’тони по морскому берегу: ...тоня Варничный наволок, тоня на усть Канды реки, речка Канда” . В XIX веке несколько кандалакшских крестьян, желая находиться поближе к местам промысла, поселились на Кан де, в 12 верстах от села. Согласно описа нию 1910 года в выселке Федосееве на считывалось 16 дворов и 44 постоянных жителя, у которых имелось 11 коров, 1 лошадь, 68 овец и 300 оленей. ’’Посре дине селения, — отмечает исследователь Р. П. Якобсон, — имеется пролив шири ной в полсажени (чуть более метра), сое диняющий озеро Федорово с заливом Канда” . Основные доходы жители полу чали от лова сельди и семги, хотя отчасти занимались лесной охотой и зверобой ным промыслом на море, выращивали репу и картофель. Федосеевцы являлись членами кандалакшского сельского об щества, и все распорядки и обычаи в пользовании угодьями были у крестьян Кандалакши и Федосеева одинаковыми. По церковному учету 1914 года в вы селке Федосееве проживало 66 крестьян православного вероисповедания. 2. ЛУВЕНЬГА У каждого есть своя, как теперь гово рят, малая родина — то единственное и дорогое сердцу место, где прошли годы детства, где человек впервые осознал себя личностью, проникся любовью к ок ружающему миру, даже если этот мир и не очень благодатен. На память прихо дят стихи В. Анисимова о своей родной деревеньке: Темные, старинные Спят леса за Лувеньгой, За далекой Лувеньгой Плавает туман. Ночь проходит длинная, День похож на сумерки... И шумит без умолку Море-океан. Но дороже Юга мне Наши зимы с вьюгами. Хмурые, холодные Снежные края. Потому что Лувеньга, В три избенки Лувеньга, Всем ветрам открытая, — Родина моя. Как тоня — сезонное поселение помо ров для рыбного промысла — Лувеньга известна с XVI века. Здесь же длитель ное время действовала соляная варница Кандалакшского монастыря. В писцовой книге 1611 года сказано: "В речке в Лу- вонге на устье тонишко Лувонга... За мо настырем же по морскому берегу... вар ница в Лувенской губе на наволоке (мы су), варница в Лувенской же губе в кути" (в окончании залива). Выварка соли приносила немалый до ход. Она велась в зимнее, непромысло вое время. За сезон на варнице выпари валось до 2— 3 тысяч пудов соли. За один пуд соли в XVI— XVII веках давали три пуда муки. Царь Федор Иванович жало ванной грамотой 24 января 1592 года ос вободил Кандалакшский монастырь от взимания государевых пошлин ” с соля ных 4 варниц, с рыбных ловель с 6 тонь да с речки Лувенги...” В жалованной гра моте царя Михаила Романова 20 мая 1615 года монахам Кандалакшского монасты ря сказано: "Да что у них ходит монас тырских 8 лодей с солью на Колмогоры” — никаких пошлин не брать. В грамоте от 13 марта 1622 года сделано уточнение: ” ...с продажной соли 10 тысяч пудов... никаких пошлин по городам имать не ве лено, а буде сверх того соли будет ли шек, имать по уставным грамотам” . По реке Лувеньге к варницам сплав лялся дровяной лес. Усолье не испыты вало недостатка в топливе, устойчиво ра ботало на протяжении более 130 лет. По описи 1712 года при Лувеньгской варнице стояли две избы "для приходу работных людей, а приходят в то их усолье рабо тать — дров сечь и соль варить Канда лакшские крестьяне и иных волостей вся кие люди из найму” . Вследствие конкуренции высококаче ственной соли-пермянки (выпариваемой из подземных источников) производство соли-морянки становилось все менее и менее выгодным и наконец прекрати лось. В 1724 году Лувеньгское усолье уже пустовало. В описи монастырского хозяй ства сказано: "...варница соляная, в кото рой пред сего варили соль, а ныне за хлебною скудостию стоит впусте” . В последующее время Лувеньга явля лась тонею жителей села Кандалакши, занимавшихся здесь рыбным промыслом. {Продолжение следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz