Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 20 горенка, затем сени, клеть, хлевы и сенники), внутреннее пространство предназначалось для хранения дров и лесных материалов. Но существовал и другой тип двора. 11 июля 1583 года Алексей Иванов продал за 30 рублей свой двор «в Варзуге, на Никольской стороне у колокольницы... А в дворе хоромов: изба на подклете да сени с подсеньем, да повалыша с подкпетом, да сенник с двема хлевы, да анбар с подкпетом, да мыльня, да за двором огород» [118, л. 45]. Во дворе, как правило, жила большая семья — хозяин с женатыми сыновьями, а также разные родственники и постояльцы. 5. БАСАРГИН ПРАВЁЖ Удаленность от моря обеспечивала Варзуге относительную безопасность от нападения шве дов, неоднократно вторгавшихся на Кольскую землю. На всякий случай варзужане имели за селом два скрытых убежища, так называемые Прямое и Косое городища. Местное предание гласит: однажды «немцы» (так в старину здесь называли скандинавов), оставив суда за порогами, вооруженные мечами, пеши пришли грабить село; варзужане не дрог нули, схватили пики, которыми зимою на льдах били зверя (тюленей) и разгромили врага. В подтверждение легенды рассказчики указы вают место побоища — «Немецкую падь», где похоронены сорок налетчиков [92, л. 6]. По- видимому, в основе предания лежит действи тельное происшествие, не отраженное в пись менных источниках. Но главное бедствие, пережитое селом, принесли не иноземные захватчики, а царские опричники. Иван Грозный, борясь со своими полити ческими противниками, взял Двинскую землю с Холмогорами в свой государев удел —«оприч нину», а Терский берег остался в земщине — территории, управляемой старой Боярской думой. Пользуясь покровительством царя, богатые двинские промышленники Бачурины, бравшие на откуп взимание десятины с жителей Бело- морья, предъявили варзужанам иск на 450 рублей долга [44, с. 60]. Это было вымышленное требование, и варзужане решительно отка зались платить деньги наглецам. Бачурины пожаловались Ивану Грозному. Царь «разгне вался» и послал в Варзугу карательный отряд опричников во главе с Басаргой Леонтьевым. Это произошло в 1568 году. Лютые опричники и их двинские пособники учинили в селе страшный погром. У варзужан забирали все ценное, ломали дома, грузили награбленное на суда, везли имущество на Двину и распродавали на торгу [45, с. 462]. Люди разбегались кто куда, одни — на Мурман — в Колу и Печенгский монастырь, другие — в ка рельские места [46, с. 304—305]. Вслед за Варзугой опричники разграбили Умбу, Порью Губу, Кандалакшу и селения Кемского по бережья. В памяти жителей Поморья этот чудовищный погром остался под названием «Басаргин пра веж» (правеж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Именем Басарги пугали непослушных детей. Донесения о правеже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния от четливо видны в сотной выписи от 6 мая 1575 года из книг царского писца Василия Агалина. Спустя 7 лет после Басаргина правежа в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли кресть янские дома; пустовало 11 тонь, на которых ранее варзужане ловили «красную рыбу семгу неводы и гарвами» (ставными сетями). Вместе с новыми поселенцами, которым было велено на покинутых местах «дворы свои поставити», в селе насчитывалось лишь 138 семей [51, с. 33, 35 ]. Объясняя огромную убыль податного населения в Поморье, Василий Агалин сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басаргина правежу, от голоду и от лихого по ветрия» (эпидемии). Разорением поморов не замедлили восполь зоваться севернорусские монастыри. Они по дешевке скупали у крестьян их луки, брали к себе на содержание престарелых и немощных людей с условием, что после смерти их доля угодий будет принадлежать монастырю; монахи давали нуждающимся под залог луков ссуды на обзаведение хозяйством, предоставляли в долг под проценты муку и разные вещи. В большинстве случаев обнищавшие поморы не могли своевременно погасить долги и теряли право на заложенные им луки. До Басаргина правежа только 26 луков (3 процента волостных угодий) принадлежало монастырям, в 1575 году— 128 луков (14,8 про центов угодий) находились в собственности мо настырей (в том числе: Соловецкого — 105, Ни- коло-Корельского—16,5 иАнтониево-Сийского по-прежнему 6,5 лука) [51, с. 36—37]. В начале 80-х годов XVI века 56 с половиной луков приобрел в Варзужской волости богатый и известный в России государев монастырь—Тро- ице-Сергиев (под Москвой) [47, с. 166,238—296]. В селе появились новые монастырские под ворья и хозяйственные службы. Но варзужане еще не стали крепостными вотчинными кресть янами — они продолжали быть государевыми черносошными людьми. 6. СОБОРНИККИРИЛЛА Новгородская закваска долго и основательно бродила в варзужанах. В речи было слышно цоканье: говорили «целовек» вместо «человек», «ноцка» вместо «ночка», употребляли слово «ручей» вместо «ключ» в говоре Северо-Вос точной Руси. Жилища строили с подкпетом, без полатей; русская печь открытой стороной была обращена не к фасаду, а к боковой стене дома. Юго-западный ветер варзужане называли «ше- лоником» —так, как в Новгороде, где он дул от реки Шелони. Вплоть до XX века у терских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz