Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПОМОРСКИЕ СЁЛА 20 горенка, затем сени, клеть, хлевы и сенники), внутреннее пространство предназначалось для хранения дров и лесных материалов. Но существовал и другой тип двора. 11 июля 1583 года Алексей Иванов продал за 30 рублей свой двор «в Варзуге, на Никольской стороне у колокольницы... А в дворе хоромов: изба на подклете да сени с подсеньем, да повалыша с подкпетом, да сенник с двема хлевы, да анбар с подкпетом, да мыльня, да за двором огород» [118, л. 45]. Во дворе, как правило, жила большая семья — хозяин с женатыми сыновьями, а также разные родственники и постояльцы. 5. БАСАРГИН ПРАВЁЖ Удаленность от моря обеспечивала Варзуге относительную безопасность от нападения шве­ дов, неоднократно вторгавшихся на Кольскую землю. На всякий случай варзужане имели за селом два скрытых убежища, так называемые Прямое и Косое городища. Местное предание гласит: однажды «немцы» (так в старину здесь называли скандинавов), оставив суда за порогами, вооруженные мечами, пеши пришли грабить село; варзужане не дрог­ нули, схватили пики, которыми зимою на льдах били зверя (тюленей) и разгромили врага. В подтверждение легенды рассказчики указы­ вают место побоища — «Немецкую падь», где похоронены сорок налетчиков [92, л. 6]. По- видимому, в основе предания лежит действи­ тельное происшествие, не отраженное в пись­ менных источниках. Но главное бедствие, пережитое селом, принесли не иноземные захватчики, а царские опричники. Иван Грозный, борясь со своими полити­ ческими противниками, взял Двинскую землю с Холмогорами в свой государев удел —«оприч­ нину», а Терский берег остался в земщине — территории, управляемой старой Боярской думой. Пользуясь покровительством царя, богатые двинские промышленники Бачурины, бравшие на откуп взимание десятины с жителей Бело- морья, предъявили варзужанам иск на 450 рублей долга [44, с. 60]. Это было вымышленное требование, и варзужане решительно отка­ зались платить деньги наглецам. Бачурины пожаловались Ивану Грозному. Царь «разгне­ вался» и послал в Варзугу карательный отряд опричников во главе с Басаргой Леонтьевым. Это произошло в 1568 году. Лютые опричники и их двинские пособники учинили в селе страшный погром. У варзужан забирали все ценное, ломали дома, грузили награбленное на суда, везли имущество на Двину и распродавали на торгу [45, с. 462]. Люди разбегались кто куда, одни — на Мурман — в Колу и Печенгский монастырь, другие — в ка­ рельские места [46, с. 304—305]. Вслед за Варзугой опричники разграбили Умбу, Порью Губу, Кандалакшу и селения Кемского по­ бережья. В памяти жителей Поморья этот чудовищный погром остался под названием «Басаргин пра­ веж» (правеж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Именем Басарги пугали непослушных детей. Донесения о правеже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния от­ четливо видны в сотной выписи от 6 мая 1575 года из книг царского писца Василия Агалина. Спустя 7 лет после Басаргина правежа в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли кресть­ янские дома; пустовало 11 тонь, на которых ранее варзужане ловили «красную рыбу семгу неводы и гарвами» (ставными сетями). Вместе с новыми поселенцами, которым было велено на покинутых местах «дворы свои поставити», в селе насчитывалось лишь 138 семей [51, с. 33, 35 ]. Объясняя огромную убыль податного населения в Поморье, Василий Агалин сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басаргина правежу, от голоду и от лихого по­ ветрия» (эпидемии). Разорением поморов не замедлили восполь­ зоваться севернорусские монастыри. Они по дешевке скупали у крестьян их луки, брали к себе на содержание престарелых и немощных людей с условием, что после смерти их доля угодий будет принадлежать монастырю; монахи давали нуждающимся под залог луков ссуды на обзаведение хозяйством, предоставляли в долг под проценты муку и разные вещи. В большинстве случаев обнищавшие поморы не могли своевременно погасить долги и теряли право на заложенные им луки. До Басаргина правежа только 26 луков (3 процента волостных угодий) принадлежало монастырям, в 1575 году— 128 луков (14,8 про­ центов угодий) находились в собственности мо­ настырей (в том числе: Соловецкого — 105, Ни- коло-Корельского—16,5 иАнтониево-Сийского по-прежнему 6,5 лука) [51, с. 36—37]. В начале 80-х годов XVI века 56 с половиной луков приобрел в Варзужской волости богатый и известный в России государев монастырь—Тро- ице-Сергиев (под Москвой) [47, с. 166,238—296]. В селе появились новые монастырские под­ ворья и хозяйственные службы. Но варзужане еще не стали крепостными вотчинными кресть­ янами — они продолжали быть государевыми черносошными людьми. 6. СОБОРНИККИРИЛЛА Новгородская закваска долго и основательно бродила в варзужанах. В речи было слышно цоканье: говорили «целовек» вместо «человек», «ноцка» вместо «ночка», употребляли слово «ручей» вместо «ключ» в говоре Северо-Вос­ точной Руси. Жилища строили с подкпетом, без полатей; русская печь открытой стороной была обращена не к фасаду, а к боковой стене дома. Юго-западный ветер варзужане называли «ше- лоником» —так, как в Новгороде, где он дул от реки Шелони. Вплоть до XX века у терских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz