Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПЕРВЫЕ ГОДЫ МУРМАНСКА 18 Желавшие померяться силой и ловкостью по предварительной записи могли выступить на арене в состязании с «известным публике борцом под именем Белая Маска». Такие «вечера спорта» были платными. 2 августа 1919 года, в праздник освобождения Северной области от большевиков, спортивный комитет союз­ ных войск организовал на футбольном плацу состязания с участием русского населения— бег, скачки налошадях и т. п. Оповещение гласило: «Масса интереса и смеху. Военный оркестр броненосца “Глори” будет играть по перерывам. Запись желающих принимать участие в празднике с 28 июля в конторе коменданта Базы у сержанта- переводчика». Люди с другими запросами шли на публичные лекции или вобщедоступную библиотеку. Местные интеллиген­ ты (зоолог Г. А. Клюге, полярник Н. А. Транзе, инженер Н. К. Случевский и др.) знакомили слушателей с дости­ жениями науки и техники. VII. ШКОЛЫ РАБОТАЛИ В период белой власти вМурманске действовали три школы: две низшие (иначе «школы грамоты») — Базовая начальная иПортовая двухкомплектная (с двумя учителями) и Высшее начальное училище, куда поступали после начальной школы, а по окончании его выпускники могли поступить на вакантные места без экзамена в мужскую гимназию или в 4-й класс реального училища. До середины октября 1918 года школами в уезде ведал отдел народного просвещения Мурманского краевого Совета. После ликвидации Советов школы передали в ведение земских управ, которые обязаны были финанси­ ровать учебные заведения. Школы обладали автономией в организации учебно-воспитательной работы, внутрен­ него распорядка школы и в хозяйственных вопросах. Решения принимал педагогический совет с учетом мнения родительского комитета. Первое время, до мобилизации на военную службу, возглавлял школьное образование в крае Андрей Федоро­ вич Палатников. Накануне нового, 1918/19, учебного года в обращении к учительству он писал: «В настоящее время, как никогда, вМурманском крае приходится работать втяжелых условиях. Край отрезан от России; желез­ ные дороги и мосты испорчены, и на быстрое восстановление правильного сообщения с Россией и снабжением из России всем необходимым школам рассчитывать не приходится... Многие училища остаются без отопления и освещения... Уже сделан заказ на канцелярские принадлежности нашим союзникам...». В Высшем начальном училище преподавались как общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика, география, история, физика с природоведением) в объеме первых четырех классов гимназии, так и дополнительные предметы (иностранный язык, чистописание, пение, гимнастика, рукоделие, рисование и черче­ ние). На особом положении находился Закон Божий. Северное правительство, отменив «большевистские распо­ ряжения», сделало его обязательным предметом обучения, но с оговорками: по желанию родителей дети могут освобождаться от изучения Закона Божия, отсутствие знаний по нему не препятствует переходу ученика в следу­ ющий класс. В мурманских школах Закон Божий преподавался (занятия вел священник Николай Кузнецов) по 8 уроков в неделю. К концу 1919 года в Мурманском Высшем начальном училище обучалось: в 1 классе 33 ученика, во 2-м — 15, в 3-м — 12 и в 4-м —- 5 человек. Заведующим училищем и преподавателем русского языка являлся Павел Нико­ лаевич Истомин: он же по избранию возглавлял педагогический совет. Дополнительные предметы вели: француз­ ский язык — О. Попова, рукоделие — А. А. Сампсонова, гимнастику — Е. М. Богданов, пение — П. П. Иванов, рисование и графические искусства — А. М. Запелов. Основная учебная нагрузка учителя составляла 12 часов в неделю. Дополнительные часыработы оплачивались сверх жалованья по тойже ставке (60—65 рублей за один урок). В Портовой школе всем предметам по программе начальной школы обучали сестры О. Н. и Г. Н. Диомидовы, в Базовой школе — Г. К. Талый. Инструктором по образованию в Александровском уезде работал Константин Александрович Гоман, в 1907 году окончивший двухлетние педагогические курсы в Архангельске. Главное городское училище помещалось в здании, плохо приспособленном для занятий. Согласно отчету, это был «барак английской постройки, не проконопаченный какследует быть ипотому очень холодный... приходилось отапливать его два раза в день, так как учение производится в две смены: с 9 часов до 1 часа дня и с 2-х часов до 8 часов вечера. Освещение электрическое; классы большие и имеющегося числа ламп недостаточно для нормаль­ ного освещения... В здании Высшего начального училища помещается в низшее начальное училище, в котором обучается около 200 человек». Заведующий училищем Истомин указывал на недостаток средств для устройства физического кабинета, приобретение инвентаря и книг для библиотеки. С родителей учащихся взималась плата за обучение в размере 100 рублей за учебный год. Кроме того, в доход училища поступало около 40 000 рублей «от благотворительных спектаклей и пожертвований от некоторых лиц». Существовал Союз учителей Александровского уезда. На съезде учительства 11— 16 июня 1919 года помимо педагогических вопросов обсуждалось материальное положение работников просвещения в связи с обесценени­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz