Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ (Окончание. Начало в номерах за 1, 6, 15, 22. 29 ноября, 6 и 11 декабря). X. Предвидение губернатора Русские патриоты давно меч тали о создании крупного пор та на Мурмане. Когда в 1899 го ду был открыт город Александ ровск, Савва Морозов востор женно телеграфировал: “О т крытие северного порта есть факт высокого культурного развития нашего Отечества...” . Поздравил строителей “с от крытием порта” великий уче ный Д. И. Менделеев. Едва родившись, Мурманск уже был довольно известен тем, что это — единственный при морский порт с круглогодич ным свободным выходом в Ми ровой океан. Балтика и Черное море в условиях войны были за перты противниками, и только Мурманск обеспечивал беспе ребойную связь с союзниками. Правящие верхи понимали го сударственное значение Мурма на, предприняли постройку же лезной дороги к Кольскому за ливу и тем обеспечили перспек тиву роста города. Царское правительство надеялось за три-четыре года европейски обустроить свое детище, но ход политических событий поме шал осуществлению грандиоз ного замысла. Советская ко миссия 1920 года отмечала: пер воначальный план застройки Мурманска “не выполнен и в 1/10 части”. Мурманск 1919 года выгля дел далеко не привлекательно. Разбросанный на обширном пространстве отдельными по селками, он мало походил на единый город. Улицы сущест вовали только на плане города. Адреса на официальных и част ных бумагах писались так: “Господину Онучину. За лини ей, в норвежском бараке” , “Красный фанерный барак № 3 (бывшее помещение Центросо юза)”, “База. Дом № 27. Управ ление города” и тому подобное. Упоминаются улицы с неплано выми названиями: Итальянский тупик, Чесмина, Варничная, Ва ряжская, Верхняя Нахаловка. Преобладали неказистые строения — бараки, склады, будки, землянки. Под жилье ис пользовались вагоны. Выделя лась беспорядочностью за стройки “Портовая Нахалов ка” . Приезжих поражало “убо жество деревянных построек”, захламленность и жалкий вид города. Не многие догадывались тог да, что ждет новорожденный город после войны. Едва ли не исключением был Владимир Владимирович Марушевский, один из руководителей белого движения на Русском Севере. Он писал: “Этому уголку пред стоит большая будущность. Во время моей работы по должно сти генерал-губернатора мне не раз приходилось держать в ру ках план разбивки Мурманска, составленный еще во времена проектирования постройки же лезной дороги... Разбивка ю р о да была спроектирована ка кою -то большою знаменито стью по этой части в Европе Наиболее значимыми и круп ными зданиями в Мурманске являлись: дом № 19 Начальника края, с мачтой и флагштоком высотой 14 метров; дом общест венных собраний, казарма датской роты (586 квадратных метров, рублена из бревен, кры та толем, 8 печей), городская больница (619 квадратных мет ров), кинематограф П. С. Скря бина, портовый театр (дом № 562: 327 квадратных метров, “дощатый, крыша толевая”), один зал здания Английского консульства. Французской во енной миссии, Северного бан ка, железнодорожной станции (136 квадратных метров площа ди), дом Начальника управле ния Мурманского участка же лезной дороги (площадью 234 квадратных метра). Примечательностью Мур манска являлся “трамвай”, ина че ’’дековилька” — узкоколей ный рельсовый путь из одного конца города в другой протя женностью в 5 верст. (имеется в виду профессор Ду- белир. — И. У.), и первые по стройки были поставлены в строгом соответствии с этой разбивкой... Я всегда видел пе ред собою грандиозный порт, обслуживающий всю Россию, и развернувшийся около него на обоих берегах бухты богатый, красивый город, залитый элект ричеством, изобилующий оте лями, дворцами, кишащий сот нями тысяч жителей. Это будет. В торговом отношении Мур манск будет играть гораздо бо лее высокую роль, чем Владиво сток, еще 50 лет тому назад представлявший собою ничто жную деревню” . Вопреки распространенному тогда мнению, что после войны порт, построенный для получе ния поставок от союзников, бу дет уже не нужен, что приезжий 1 люд “уедет в Россию”, В. В. Ма- § рушенский провидчески описал і наш современный Мурманск! | 22 сентября 2002 года. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz