Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ (Окончание. Начало в номерах за 1, 6, 15, 22. 29 ноября, 6 и 11 декабря). X. Предвидение губернатора Русские патриоты давно меч­ тали о создании крупного пор­ та на Мурмане. Когда в 1899 го­ ду был открыт город Александ­ ровск, Савва Морозов востор­ женно телеграфировал: “О т­ крытие северного порта есть факт высокого культурного развития нашего Отечества...” . Поздравил строителей “с от­ крытием порта” великий уче­ ный Д. И. Менделеев. Едва родившись, Мурманск уже был довольно известен тем, что это — единственный при­ морский порт с круглогодич­ ным свободным выходом в Ми­ ровой океан. Балтика и Черное море в условиях войны были за­ перты противниками, и только Мурманск обеспечивал беспе­ ребойную связь с союзниками. Правящие верхи понимали го­ сударственное значение Мурма­ на, предприняли постройку же­ лезной дороги к Кольскому за­ ливу и тем обеспечили перспек­ тиву роста города. Царское правительство надеялось за три-четыре года европейски обустроить свое детище, но ход политических событий поме­ шал осуществлению грандиоз­ ного замысла. Советская ко­ миссия 1920 года отмечала: пер­ воначальный план застройки Мурманска “не выполнен и в 1/10 части”. Мурманск 1919 года выгля­ дел далеко не привлекательно. Разбросанный на обширном пространстве отдельными по­ селками, он мало походил на единый город. Улицы сущест­ вовали только на плане города. Адреса на официальных и част­ ных бумагах писались так: “Господину Онучину. За лини­ ей, в норвежском бараке” , “Красный фанерный барак № 3 (бывшее помещение Центросо­ юза)”, “База. Дом № 27. Управ­ ление города” и тому подобное. Упоминаются улицы с неплано­ выми названиями: Итальянский тупик, Чесмина, Варничная, Ва­ ряжская, Верхняя Нахаловка. Преобладали неказистые строения — бараки, склады, будки, землянки. Под жилье ис­ пользовались вагоны. Выделя­ лась беспорядочностью за­ стройки “Портовая Нахалов­ ка” . Приезжих поражало “убо­ жество деревянных построек”, захламленность и жалкий вид города. Не многие догадывались тог­ да, что ждет новорожденный город после войны. Едва ли не исключением был Владимир Владимирович Марушевский, один из руководителей белого движения на Русском Севере. Он писал: “Этому уголку пред­ стоит большая будущность. Во время моей работы по должно­ сти генерал-губернатора мне не раз приходилось держать в ру­ ках план разбивки Мурманска, составленный еще во времена проектирования постройки же­ лезной дороги... Разбивка ю р о ­ да была спроектирована ка­ кою -то большою знаменито­ стью по этой части в Европе Наиболее значимыми и круп­ ными зданиями в Мурманске являлись: дом № 19 Начальника края, с мачтой и флагштоком высотой 14 метров; дом общест­ венных собраний, казарма датской роты (586 квадратных метров, рублена из бревен, кры­ та толем, 8 печей), городская больница (619 квадратных мет­ ров), кинематограф П. С. Скря­ бина, портовый театр (дом № 562: 327 квадратных метров, “дощатый, крыша толевая”), один зал здания Английского консульства. Французской во­ енной миссии, Северного бан­ ка, железнодорожной станции (136 квадратных метров площа­ ди), дом Начальника управле­ ния Мурманского участка же­ лезной дороги (площадью 234 квадратных метра). Примечательностью Мур­ манска являлся “трамвай”, ина­ че ’’дековилька” — узкоколей­ ный рельсовый путь из одного конца города в другой протя­ женностью в 5 верст. (имеется в виду профессор Ду- белир. — И. У.), и первые по­ стройки были поставлены в строгом соответствии с этой разбивкой... Я всегда видел пе­ ред собою грандиозный порт, обслуживающий всю Россию, и развернувшийся около него на обоих берегах бухты богатый, красивый город, залитый элект­ ричеством, изобилующий оте­ лями, дворцами, кишащий сот­ нями тысяч жителей. Это будет. В торговом отношении Мур­ манск будет играть гораздо бо­ лее высокую роль, чем Владиво­ сток, еще 50 лет тому назад представлявший собою ничто­ жную деревню” . Вопреки распространенному тогда мнению, что после войны порт, построенный для получе­ ния поставок от союзников, бу­ дет уже не нужен, что приезжий 1 люд “уедет в Россию”, В. В. Ма- § рушенский провидчески описал і наш современный Мурманск! | 22 сентября 2002 года. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz