Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Ж Т It ч Ml 3 1 2 ; Иван УШАКОВ (Продолжение. Начало в номерах за 1, 6, 15 ноября 2002 г.). VII. Школы работали В период белой власти в Мур манске действовали три школы: две низшие (иначе “школы гра моты”) — Базовая начальная и Портовая двухкомплектная (с двумя учителями) и Высшее на чальное училище, куда поступа ли после начальной школы, а по окончании его выпускники могли поступить на вакантные места без экзамена в мужскую гимназию или в 4-й класс ре ального училища. До середины октября 1918 го да школами в уезде ведал отдел народного просвещения Мур манского краевого Совета. По сле ликвидации Советов школы передали в ведение земских уп рав, которые обязаны были фи нансировать учебные заведе ния. Школы обладали автоно мией в организации учеб но-воспитательной работы, внутреннего распорядка школы и в хозяйственных вопросах. Ре шения принимал педагогичес кий совет с учетом мнения ро дительского комитета. Первое время, до мобилиза ции на военную службу, возгла влял школьное образование в крае Андрей Федорович Палат- ников. Накануне нового, 1918/1919, учебного года в об ращении к учительству он пи сал: “В настоящее время, как никогда, в Мурманском крае приходится работать в тяжелых условиях. Край отрезан от Рос сии; железные дороги и мосты испорчены, и на быстрое вос становление правильного сооб щения с Россией и снабжением из России всем необходимым школам рассчитывать не прихо дится... Многие училища оста ются без отопления и освеще ния... Уже сделан заказ на кан целярские принадлежности на шим союзникам...”. В Высшем начальном учили ще преподавались как общеоб разовательные предметы (рус ский язык, литература, матема тика, география, история, физи ка с природоведением) в объеме первых четырех классов гимна зии, так и дополнительные предметы (иностранный язык, чистописание, пение, гимнасти ка, рукоделие, рисование и чер чение). На особом положении находился Закон Божий. Север ное правительство, отменив “большевистские распоряже ния”, сделало его обязательным предметом обучения, но с ого ворками: по желанию родите лей, дети могут освобождаться от изучения Закона Божия, от сутствие знаний по нему не пре пятствует переходу ученика в следующий класс. В мурман ских школах Закон Божий пре подавался (занятия вел священ ник Николай Кузнецов по 8 уроков в неделю). К концу 1919 года в Мурман ском Высшем начальном учили ще обучалось: в 1 классе 33 уче ника, во 2-м — 15, в 3-м — 12 и в 4-м — 5 человек. Заведующим училищем и преподавателем русского языка являлся Павел Николаевич Истомин; он же по избранию возглавлял педагоги ческий совет. Дополнительные предметы вели: французский язык — О. Попова, рукоделие — А. А. Сампсонова, гимнасти ку — Е. М. Богданов, пение — П. П. Иванов, рисование и гра фические искусства — А. М. За- пелов. Основная учебная на грузка учителя составляла 12 часов в неделю. Дополнитель ные часы работы оплачивались сверх жалованья по той же став ке (60-65 рублей за один урок). В Портовой школе всем пред метам по программе начальной школы обучали сестры О. Н. и Г. Н. Диомидовы, в Базовой школе — Г. К. Талый. Инструктором по образова нию в Александровском уезде работал Константин Александ рович Гоман, в 1907 году окон чивший двухлетние педагогиче ские курсы в Архангельске. Главное городское училище помещалось в здании, плохо приспособленном для занятий. Согласно отчету, это был “ба рак английской постройки, не проконопаченный как следует быть и потому очень холод ный... приходилось отапливать его два раза в день, так как уче ние производится в две смены: с 9 часов до 1 часа дня и с 2-х ча сов до 8 часов вечера. Освеще ние электрическое; классы большие и имеющегося числа ламп недостаточно для нор мального освещения... В здании Высшего начального училища помещается в низшее начальное училище, в котором обучается около 200 человек”. Заведующий училищем Исто мин указывал на недостаток средств для устройства физиче ского кабинета, приобретение инвентаря и книг для библиоте ки. С родителей учащихся взи малась плата за обучение в раз мере 100 рублей за учебный год. Кроме того, в доход училища поступало около 40000 рублей “от благотворительных спекта клей и пожертвований от неко торых лиц”. Существовал Союз учителей Александровского уезда. На съезде учительства 11-16 июня 1919 года помимо педагогичес ких вопросов обсуждалось ма териальное положение работ ников просвещения в связи с обесценением северного рубля. Средний месячный оклад жало ванья учителя в Высшем на чальном училище равнялся 500 рублям, в низших школах — на 50 рублей меньше. За каждое пятилетие педагогической ра боты жалованье повышалось на 50 рублей в месяц. Полагались “климатические надбавки” (по-современному — “поляр ные”) в размере 20 процентов оклада. Наконец, на Пасху и Рождество Северное правитель ство давало учителям “денеж ное пособие” в размере 59 про центов жалованья. Для покрытия минимальных потребностей, по мнению съез да, учитель должен получать “при готовой квартире, отопле нии и освещении” всех выплат 1131 рубль 30 копеек в месяц. Съезд обратил внимание на чальства на невыдачу овощей, масла, кислой капусты и при прав, которые по климатичес ким условиям крайне необходи мы, ибо “даже коренные жите ли, ранее не знавшие, что такое цинга, ...массами подвергаются заболеваниям цингой”. При рассмотрении педагоги ческих проблем съезд высказал ся за “устройство ремесленных классов в некоторых училищах”, сохранение опытных кадров в школах и повышение квалифи кации учителей на педагогичес ких курсах в Архангельске. Во время мобилизаций не сколько учителей оказались на службе в Белой армии. Учителя просили вернуть их в школы. Однако военное начальство зая вило: “Борьба за обновление России еще не закончена... Без военного успеха совершенно по гибнет и дело народного обра зования... Нельзя упускать из вида того нравственного и ду ховного влияния, какое может оказать на солдатскую массу присутствие интеллигента”. Де ло увольнения с фронта на педа гогическое поприще поставили в зависимость от “обстановки и личности военнослужащего”. Летом 1919 года губернское земство организовало педаго гические курсы. Из Александ ровского уезда на повышение квалификации выезжало 10 учителей. На устройство “ры бацкой школы” был отпущен кредит в 80 тысяч рублей, а все го на содержание училищ Алек сандровского уезда губернская земская управа ассигновала 200 тысяч рублей. Этих денег не хватало на все нужды образования, но при поддержке населения и благо творителей все школы ху до-бедно в ту тяжкую годину действовали. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz