Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Ж Т It ч Ml 3 1 2 ; Иван УШАКОВ (Продолжение. Начало в номерах за 1, 6, 15 ноября 2002 г.). VII. Школы работали В период белой власти в Мур­ манске действовали три школы: две низшие (иначе “школы гра­ моты”) — Базовая начальная и Портовая двухкомплектная (с двумя учителями) и Высшее на­ чальное училище, куда поступа­ ли после начальной школы, а по окончании его выпускники могли поступить на вакантные места без экзамена в мужскую гимназию или в 4-й класс ре­ ального училища. До середины октября 1918 го­ да школами в уезде ведал отдел народного просвещения Мур­ манского краевого Совета. По­ сле ликвидации Советов школы передали в ведение земских уп­ рав, которые обязаны были фи­ нансировать учебные заведе­ ния. Школы обладали автоно­ мией в организации учеб­ но-воспитательной работы, внутреннего распорядка школы и в хозяйственных вопросах. Ре­ шения принимал педагогичес­ кий совет с учетом мнения ро­ дительского комитета. Первое время, до мобилиза­ ции на военную службу, возгла­ влял школьное образование в крае Андрей Федорович Палат- ников. Накануне нового, 1918/1919, учебного года в об­ ращении к учительству он пи­ сал: “В настоящее время, как никогда, в Мурманском крае приходится работать в тяжелых условиях. Край отрезан от Рос­ сии; железные дороги и мосты испорчены, и на быстрое вос­ становление правильного сооб­ щения с Россией и снабжением из России всем необходимым школам рассчитывать не прихо­ дится... Многие училища оста­ ются без отопления и освеще­ ния... Уже сделан заказ на кан­ целярские принадлежности на­ шим союзникам...”. В Высшем начальном учили­ ще преподавались как общеоб­ разовательные предметы (рус­ ский язык, литература, матема­ тика, география, история, физи­ ка с природоведением) в объеме первых четырех классов гимна­ зии, так и дополнительные предметы (иностранный язык, чистописание, пение, гимнасти­ ка, рукоделие, рисование и чер­ чение). На особом положении находился Закон Божий. Север­ ное правительство, отменив “большевистские распоряже­ ния”, сделало его обязательным предметом обучения, но с ого­ ворками: по желанию родите­ лей, дети могут освобождаться от изучения Закона Божия, от­ сутствие знаний по нему не пре­ пятствует переходу ученика в следующий класс. В мурман­ ских школах Закон Божий пре­ подавался (занятия вел священ­ ник Николай Кузнецов по 8 уроков в неделю). К концу 1919 года в Мурман­ ском Высшем начальном учили­ ще обучалось: в 1 классе 33 уче­ ника, во 2-м — 15, в 3-м — 12 и в 4-м — 5 человек. Заведующим училищем и преподавателем русского языка являлся Павел Николаевич Истомин; он же по избранию возглавлял педагоги­ ческий совет. Дополнительные предметы вели: французский язык — О. Попова, рукоделие — А. А. Сампсонова, гимнасти­ ку — Е. М. Богданов, пение — П. П. Иванов, рисование и гра­ фические искусства — А. М. За- пелов. Основная учебная на­ грузка учителя составляла 12 часов в неделю. Дополнитель­ ные часы работы оплачивались сверх жалованья по той же став­ ке (60-65 рублей за один урок). В Портовой школе всем пред­ метам по программе начальной школы обучали сестры О. Н. и Г. Н. Диомидовы, в Базовой школе — Г. К. Талый. Инструктором по образова­ нию в Александровском уезде работал Константин Александ­ рович Гоман, в 1907 году окон­ чивший двухлетние педагогиче­ ские курсы в Архангельске. Главное городское училище помещалось в здании, плохо приспособленном для занятий. Согласно отчету, это был “ба­ рак английской постройки, не проконопаченный как следует быть и потому очень холод­ ный... приходилось отапливать его два раза в день, так как уче­ ние производится в две смены: с 9 часов до 1 часа дня и с 2-х ча­ сов до 8 часов вечера. Освеще­ ние электрическое; классы большие и имеющегося числа ламп недостаточно для нор­ мального освещения... В здании Высшего начального училища помещается в низшее начальное училище, в котором обучается около 200 человек”. Заведующий училищем Исто­ мин указывал на недостаток средств для устройства физиче­ ского кабинета, приобретение инвентаря и книг для библиоте­ ки. С родителей учащихся взи­ малась плата за обучение в раз­ мере 100 рублей за учебный год. Кроме того, в доход училища поступало около 40000 рублей “от благотворительных спекта­ клей и пожертвований от неко­ торых лиц”. Существовал Союз учителей Александровского уезда. На съезде учительства 11-16 июня 1919 года помимо педагогичес­ ких вопросов обсуждалось ма­ териальное положение работ­ ников просвещения в связи с обесценением северного рубля. Средний месячный оклад жало­ ванья учителя в Высшем на­ чальном училище равнялся 500 рублям, в низших школах — на 50 рублей меньше. За каждое пятилетие педагогической ра­ боты жалованье повышалось на 50 рублей в месяц. Полагались “климатические надбавки” (по-современному — “поляр­ ные”) в размере 20 процентов оклада. Наконец, на Пасху и Рождество Северное правитель­ ство давало учителям “денеж­ ное пособие” в размере 59 про­ центов жалованья. Для покрытия минимальных потребностей, по мнению съез­ да, учитель должен получать “при готовой квартире, отопле­ нии и освещении” всех выплат 1131 рубль 30 копеек в месяц. Съезд обратил внимание на­ чальства на невыдачу овощей, масла, кислой капусты и при­ прав, которые по климатичес­ ким условиям крайне необходи­ мы, ибо “даже коренные жите­ ли, ранее не знавшие, что такое цинга, ...массами подвергаются заболеваниям цингой”. При рассмотрении педагоги­ ческих проблем съезд высказал­ ся за “устройство ремесленных классов в некоторых училищах”, сохранение опытных кадров в школах и повышение квалифи­ кации учителей на педагогичес­ ких курсах в Архангельске. Во время мобилизаций не­ сколько учителей оказались на службе в Белой армии. Учителя просили вернуть их в школы. Однако военное начальство зая­ вило: “Борьба за обновление России еще не закончена... Без военного успеха совершенно по­ гибнет и дело народного обра­ зования... Нельзя упускать из вида того нравственного и ду­ ховного влияния, какое может оказать на солдатскую массу присутствие интеллигента”. Де­ ло увольнения с фронта на педа­ гогическое поприще поставили в зависимость от “обстановки и личности военнослужащего”. Летом 1919 года губернское земство организовало педаго­ гические курсы. Из Александ­ ровского уезда на повышение квалификации выезжало 10 учителей. На устройство “ры­ бацкой школы” был отпущен кредит в 80 тысяч рублей, а все­ го на содержание училищ Алек­ сандровского уезда губернская земская управа ассигновала 200 тысяч рублей. Этих денег не хватало на все нужды образования, но при поддержке населения и благо­ творителей все школы ху­ до-бедно в ту тяжкую годину действовали. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz