Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПОМОРСКИЕ СЁЛА 18 Четыре года спустя известная новгородская боярыня Марфа Борецкая оформила анало гичную данную грамоту на «вотчину свою по морскому берегу, рыбные ловища, землю и воды, и пожни (сенокосы), и лешей лес, от Умбские межи от Кашкаранского ручья до Красные щелейки, и тони: тоню Каменную, тоню Каш- каранский наволок, тоню Точильной ручей» [19, с. 242 -243 ]. В конце 60-х годов XV века в Варзуге жило уже второе поколение русских поселенцев. Во вкладных грамотах Макария и Нестора Ива новича участки названы «отчинами», то есть владениями, полученными от отцов по наслед ству [19, с. 246, 270], но еще ни у одного из вкладчиков не было «дедин», как это встречается в двинских пожертвованиях и купчих грамотах. Скорее всего, поморы поселились на Терском берегу во второй четверти XV века. 2. ПЕРВЫЙ ХРАМ Русские поселенцы принесли с собой на Терский берег довольно высокую материальную идуховную культуру, отношения, свойственные развитому феодальному обществу, «нравы свои отческие, законы и обычаи новгородские» [59 , с. 4 ]. Они являлись православными христианами, и первейшей духовной потреб ностью было поклонение Богу, исполнение христианских обрядов. На первых порах, судя по всему, поморы молились в часовне и дома, а религиозные требы совершались приез жавшими время от времени священнослужи телями из обжитого Поморья. В ранний период существования Варзужской волости большую роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, возникший в 1429—1436 годах. Его основатели Зосима, Савватий и Гер ман много сделали для хозяйственного освоения Беломорья. Незадолго до падения новгородской са мостоятельности Зосима побывал в Новгороде, получил щедрые дары от бояр на развитие монастыря. Среди жертвователей на святое дело была и Марфа Борецкая, которая сначала отнеслась к Зосиме неприязненно, но затем, следуя примеру других, дала монастырю свою сумскую деревню и упомянутые выше владе ния по Терскому берегу [24, с. 237—238]. Благодаря этому Соловецкий монастырь расширил промысловую деятельность и, в частности, построил подворье в Варзуге, стал вести здесь лов семги. В 1485 году монастырь в Соловках почти полностью сгорел, что на некоторое время осла било его экономически [54, с. 35]. Однако «нескудной помощью христолюбцев» он вско ре снова отстроился, а затем направил плот ников в Варзугу и возвел на левом берегу реки первый на Терской земле храм во имя покро вителя мореходов, наиболее авторитетного у поморов святого — Николая. Соловецкий игумен Исайя обратился к новгородскому архиепископу Геннадию с просьбой о предоставлении новопостроенной церкви разных льгот. 15 марта 1491 года вла дыка подписал и направил в Соловки жало ванную грамоту о том, что «кто у тое церкви имет пети, игумен или поп, ино не надобе тому игумену или попу и всему причту церковному мои подъезд, ни иные мои никоторые пошлины, также и десятинником моим пошлин своих десятинничь, ни подвод у них не имати. Атамо их десятинником моим не судити ни в какове деле...». Иными словами: причт Варзужской церкви освобождался от платежа пошлин и сборов, от подводной повинности и, наконец, от суда должностных лиц архиепископа — де- сятинников. Варзужскому причту обеспечи валась судебная защита непосредственно в Новгороде Великом («стати пред мною, архи епископом») [2, с. 20—21]. В XVI веке в селе появились еще две церкви: близ Никольской — в честь апостолов Петра и Павла, а на правом берегу реки — в память Успения Пречистой Богородицы. Православные храмы были построены также в Кандалакше (1526), Коле иПеченге (1532), на Паз-реке (1565), в Поное (около 1570). 3. В ГОСУДАРЕВОМ ТЯГЛЕ С переходом Кольского полуострова под власть Москвы (1478) Иван III провел описание земель и доходов жителей Варзуги. Сбор по датей и пошлин он передал своему наместнику в Холмогорах. Опись Варзужской волости времен Ивана III не сохранилась. Известнолишь, что варзужане платили великому князю 334 рубля 47 копеек в год — сумму весьма значи тельную, свидетельствующую о развитых про мыслах и торговле приполярного села [51, с. 33]. Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в сотной выписи с книг царских писцов Якима Романова и Никиты Пятунина, составленной 15 июня 1563 года. В селе насчитывалось 167 семей в 124 дво рах. По масштабам Русского Севера того вре мени это — многолюдное селение. Все промысловые и сельскохозяйственные угодья в волости находились в совместном владении членов сельской общины и отчасти собственников-монастырей. В Варзуге сложи лась оригинальная система землепользова ния. Вся совокупность угодий по числу жителей приравнивалась сначала к 624, а затем к 866 условным долям, которые именовались «лу ками». По многолетнему опыту крестьяне знали примерную доходность того или иного угодья и принимали его за определенное количество луков. Ежегодно чередуясь, домохозяева получали в пользование рыболовные тони и покосы соответственно числу луков, «кто чем владеет». Луковладелец имел право на полу чение своей части из доходов общины от сдачи угодий в аренду и от продажи коллективного улова рыбы. Вместе с тем государевы подати взимались с жителей тоже соответственно числу при надлежащих им луков. Согласно сотной выписи 1563 года варзужане платили: 1) по 6 копеек с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz