Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
того от англичан”, поэтому можно устроить небольшое предприятие для распиловки бревен на доски. Многие здания, доставшиеся городу от союзников, требова ли достройки. “Больница вслед ствие ремонта не имела женско го отделения вообще и родиль ного в частности... вмещает 30 человек, после ремонта будет 45... Амбулаторных больных около 8000... Не хватает ле карств... На приобретение ме дикаментов и перевязочных средств нужна заграничная ва люта в размере 100000 рублей... Механическая прачечная сдана городу Союзным Командова нием в недостроенном виде... Огромное число амбулаторно лечащихся говорит о не совсем благополучном состоянии здо ровья населения в Мурманске... Городской богадельни пока нет, а призрение инвалидов и стариков в больнице обходится до 60 рублей в день... Кормят больных почти исключительно консервами... Городская баня является самой обширной и наиболее благоустроенной в Мурманске... число посетите лей достигает иногда 500 чело век в день... один раз в неделю открыта специально для воин ских команд, плата с частных лиц 5 рублей за посещение... В городе два участка милиции... Грузы развозит городской кон ный обоз из 10 лошадей... На благоустройство города: ре монт домов и складов... требу ется 813200 рублей”. Гражданского населения в начале 1920 года в Мурманске проживало около 5000 человек, из них половина в “городе”, то есть вне ведомственных посел ков (по одним данным - 2487 че ловек, по исчислению земства - 2000 человек мужского пола и 500 - женского пола). II. В Совдепию В разгар гражданской войны среди приезжих жителей появи лось много недовольных белой властью и ее иноземными по кровителями. Англичане чувст вовали себя на Русском Севере хозяевами, часто действовали бесцеремонно, унижали рус ских. Строительные работы в Мурманске сократились до минимума. Часть людей оста лась без занятий. Некоторые ус троились на работу к англича нам, другие, сидя в бараках, иг рали в карты. Участились хище ния казенного имущества и “буйства”. Начальник края В. В. Ермо лов дал руководителям ве домств установку “освободить ся от негодного элемента среди наличных работников”. Жела ющим выехать из Мурманска давали расчет, бесплатный проезд по Мурманской желез ной дороге и пособие на жизнь в размере двухмесячного окла да по месту последней работы. Сохранились списки поки давших Мурманск в январе 1919 года. Указаны возраст лю дей, их занятия, иногда сосло вие, национальность и куда уезжают. Состав желавших уе хать пестрый: чернорабочие, матросы, рыбаки, плотники, кочегары, конторщики, домо хозяйки “при муже”, два тор говца из Карелии и даже радио техник. Некоторые (нерусские) ехали в Норвегию, большинст во же - в свои родные края, в Советскую Россию, или, как го ворили тогда, в Совдепию. Новая волна отъезжающих наблюдалась весной 1919 года. Власти вывесили объявление: “Кто желает ехать в Совдепию, должен получить в администра ции пропуск до 20 апреля”. При этом не обошлось без предупре ждений. “Большевизм - измена Родине, - гласил приказ, опуб ликованный 15 апреля. - Боль шевики, возглавляемые Лени ным и Троцким, - преступники. Кто бросает свое дело и идет к ним, нам, русским, вставшим за Родину, - чужой”. Белые писали о тяготах жизни в Советской России, но почти никто не обра щал на это внимания. Записав шихся в отъезд сразу лишали пайка и выселяли из жилищ. Каждый мужчина подписывал присягу “не поднимать оружия за большевиков”. Юрист С. Ц. Добровольский, прибывший в Мурманск 26 ап реля 1919 года, писал: “Мы могли сами воочию убедиться в большевистских симпатиях населения... был разрешен сво бодный выезд в Совдепию всем желавшим туда уехать, и вот на наших глазах отошел поезд, перегруженный красны ми, которых дружески, с яв ным сочувствием провожало почти все остальное население Мурманска. Наблюдали эту картину и англичане, поддер живавшие белую власть, кото рая не имела прочной соци альной опоры в местном об ществе”. Позднее белые правители стали изредка практиковать высылку “за фронт” в виде наказания, свободного выезда в Совдепию уже не сущест вовало. (Продолжение следует). т р Иван УШАКОВ Настоящие заметки посвящены не стержневым вопросам истории Мурманска (об этом написан особый очерк), а сопутствующим явлениям и событиям внутренней жизни города. Речь идет о времени обособления края от Советской России (март 1918-го - февраль 1920-го) I. Что такое “город Мурманск”? В рассматриваемый период “Мурманск” и “город Мурман ск” - разные понятия. Городом считалось поселение на взгорье Кольского залива между мысами Зеленым и Хал- деевым, вне пределов трех ве домственных поселков: Желез нодорожного, Портового и Ба зового. Мурманск под названием Ро- манов-на-Мурмане возник, как известно, 21 сентября 1916 года, когда города как такового еще не существовало. По первона чальному замыслу министра пу тей сообщения А. Ф. Трепова городским поселением и в даль нейшем городом должен был стать поселок при железнодоро жной станции Мурманск. Одна ко при царском дворе возник проект создания за три-четыре года крупного, европейски обу строенного города, достойного его патрона Николая II. “Попе чителем” города Романова-на- Мурмане царь назначил своего приближенного, графа Нирода. Инженер Сабанин составил чет ко спланированный, проект за стройки города Романова, но февральская, а затем Октябрь ская революции помешали осу ществлению первоначального проекта. Мурманский Совет рабочих и солдатских депутатов (сокра щенно - Совдеп) не признал по зорного Брестского мира и при звал для обороны края от нем цев и финнов союзников России по войне с Германией - англи чан и французов. При содейст вии союзников в Архангель ске 2 августа 1918 года образо валось белое правительство. Совдеп порвал отношения с Советским правительством. На Севере началась гражданская война. Мурманский порт использо вался союзниками для боепита ния войск, сражавшихся с Крас ной Армией. Сюда шли постав ки продовольствия, снаряже ния, топлива. Прибывали воо руженные силы - новые попол нения. Архангельское правительство выделяло средства на строи тельство необходимых зданий и портовых сооружений в Мур манске. Появилась организация “Городстройка”. Возглавляв ший ее инженер получил звание “Начальника Города”. 9 января 1919 года Временное правительство Северной облас ти во главе с Н. В. Чайковским утвердило “план поселка Мур манска” и возложило обязанно сть “наблюдения за точным ис полнением постановления” на архитектора А. А. Каретнико ва. 4 апреля 1919 года Северное правительство постановило: “Поселок Мурманск переиме новать в безуездный город Мурманск; учредить должность городского Комиссара”. Им стал Иван Иванович Сербинов, который должен был ведать всеми делами города, в том чис ле “зачислять вновь поселяю щихся лиц в постоянные жители города”. Явились предприни матели, подрядчики. Так, 21 июня Торгово-промышленная и строительная контора сооб щала о своей готовности “развить строительство города до наивысшего напряжения... возвести к баракам Города- стройки дополнительные по стройки”. “Мурманском” во многих до кументах, а особенно в речи приезжих людей - рабочих, слу жащих, военных, - именовались в совокупности все четыре по селка, включая и “город”, имев ший особое управление. По оп- ники за 500 рублей в месяц... Столярная мастерская в поло вину работала на союзников... Из 80 лошадей 20 уступлены Английскому командованию... Молочная ферма состоит из 21 коровы, из них 12 дойных... Все молоко поступает в распоряже ние больницы, которая распре деляет молоко исключительно между больными и детьми по рецептам врачей... Прачечная работает в убыток, но является учреждением, необходимым в Мурманске, не имеющем воль ного населения... Работают 14 сапожников... Кожевенный за вод состоит из старого и нового заводов... работает 15-20 чело век сдельно, производительно сть 300-400 кож в месяц... Всех рабочих и служащих 299 чело век”. Дровами город снабжал подрядчик Гостев. Его дрово резка давала две кубические са жени дров в сутки. В отчете отмечается: “Текущая потреб ность не удовлетворяется. За паса дров в Мурманске нет никакого”. Таково положение дел в городе на 12 января 1919 года. ределению финансово-эконо мического совета Северного правительства “город Мурман ск - это междуведомственный чисто правительственный го род” со своими бюджетом и ка драми. Помимо жилого фонда (до мов, бараков) и служебных по мещений (управлений, учрежде ний) в ведении города нахо дились электростанция, улич ный транспорт (дековилька - узкоколейный железнодорож ный путь), школы, больница, коммунальное хозяйство (во доснабжение, баня, прачечная, конный обоз и т. п.), мастер ские, пекарни и другие заве дения. Отчеты городского управле ния содержат ряд небезынтерес ных деталей, проливающих свет на жизнь горожан при союзни ках. “Баней пользуются союз После отъезда союзников (англичане покинули Мурман ск 12-13 октября 1919 года) тру дности в жизни города заметно возросли. Ассигнований Север ного правительства не хватало на самые неотложные нужды. По словам авторов “Поясни тельной записки”, составлен ной в конце 1919 года, Мурман ск жил “в совершенно ненор мальных условиях... В ночное время электростанция бездейст вует, и освещение производится керосином и свечами... С насту плением зимы на узкоколейке могут работать только 40-силь ные тракторы в количестве двух; 20-сильные, пять штук, бездействуют... Запасов бензи на, оставленного англичанами, может хватить на полгода... Нет лесопилки, но имеются локомобиль и некоторые стан ки в числе инвентаря, приня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz