Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
122 ИВАН УШАКОВ лед не представлял большой помехи для су доходства. Ни одна другая бухта таких достоинств в совокупности не имела. Выбор был сделан. Сооружение порта Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семеновскую бухту прибыла первая артель рабочих-плот- ников, нанятых в Пензенской губернии. Она приступила к возведению бараков для стро ителей северного участка Мурманской ж е лезной дороги. Летом была готова времен ная пристань для приема строительных ма териалов и оборудования. В начале 1916 года на стройку приехал инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп ный специалист, ранее сооружавший Влади востокский порт. Правительство требовало в самые сжатые сроки обеспечить прием военных грузов из-за границы. Строительство М урманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915 1916 годов выдалась очень морозной. Не доставало жилья, строительных материа лов, инструментов и механизмов. Рабочая сипа вербовалась через подрядчиков в цен тральных губерниях. Везти нанятых людей приходилось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным дорогам, а затем морем . Положение дел на стройке отражают телеграммы , которые посылали в Петро град инженеры И.А.Матвеичев и Б.Е.Веде неев. 15 января 1916 года: «Работает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром ». 20 января: «Большин ство рабочих изъявило желание уехать в Канаду на прибывшем пароходе «Цари ца»... Забита передняя свайная линия со единяющей эстакады, завтра приступаю к бойке свай для устройства понтонной при стани по северной причальной линии». 5 февраля: «Залив Семеновых замерз. Тол щина льда'три дюйма». 8 февраля: «Ус пешность работ... сильно зависит от по го ды ... Ветер нагоняет лед к строящейся пристани». 24 марта Веденеев сообщал, что к 1 ап реля будут готовы «два глубоководных при чала, один лихтерный в Семеновской, один глубоководный в Дровяном и один глубоко водный в Александровске — всего пять при чалов». Еще недостроенный, порт уж е принимал массу военных грузов, которые частично перевозились гу ж о м через Лапландию к Финляндской железной доро ге . Первый «заведывающий М урм ан ским портом» Н.И.Тульский в конце марта организовал от правку в Архангельск ледокола «Айсланд», который благополучно доставил 61140 пу дов пороха, 8244 пуда колючей проволоки, много патронов, снарядов, ручных гранат, шрапнели, капсюлей, 538 пудов авиацион ных частей, 50 ящиков автомобильных мото ров, 12696 пудов сапог и т.д. Вслед за «Айс- ландом» вскоре пошли к Архангельску и другие ледокольные суда. Одновременно с причальными с оору жениями на территории порта строились ба раки, столовая, пекарня, баня, складские помещения, подъездные ж е л е зн о д о р ож ные пути, мастерские. К 1 июня был готов водопровод, подававший около 90 тонн чис той воды в сутки. Однако правительство считало темп ра бот слишком медленным. 7 июня 1916 года Отдел торговых портов Министерства тор говли и промышленности направил Б.Е.Ве денееву телеграмму: «Скорейшее оконча ние работ по постройке М урманского порта является вопросом чрезвычайного значе ния. Примите все возможные меры к ско рейшему производству работ, причем чис ло причалов в порте Семеновских островов должно быть увеличено до восьми.... не поз же 1 декабря». Летом 1916 года на строительство пор та прибыли новые партии завербованных рабочих. Осенью по недостатку вольнона емных (шли одна за другой мобилизации мужчин на войну) прислали военизирован ные команды , так называемых «ратников флота». К де кабрю на сооружении порта трудилось 620 человек. Рабочий день длился десять часов. Строители работали в условиях полярной ночи и частых ураганов. Жили скученно в бараках и на судах. Нес колько раз разбушевавшаяся стихия лома ла копры и разбрасывала служебные суда. «Снежным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причине ны повреждения строящемуся 4-м у прича лу, сброшен в воду береговой паровой ка тер, повреждены два плавучих, из них один опрокинут, разбит моторный катер-изы скатель, выкинут на А б р ам -ко р гу плавучий к р а н ...» Благодаря труду сотен рабочих и воен нослужащих порт расширялся и все больше помогал фронту. К марту 1917 года дейст вовала портовая электростанция, три бер е говых и один плавучий краны для разгрузки судов. На территории порта стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 го да он принял 66455 тонн различных грузов. «С окончанием четвертого и пятого прича лов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Веденеев, — суточная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz