Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

122 ИВАН УШАКОВ лед не представлял большой помехи для су­ доходства. Ни одна другая бухта таких достоинств в совокупности не имела. Выбор был сделан. Сооружение порта Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семеновскую бухту прибыла первая артель рабочих-плот- ников, нанятых в Пензенской губернии. Она приступила к возведению бараков для стро­ ителей северного участка Мурманской ж е ­ лезной дороги. Летом была готова времен­ ная пристань для приема строительных ма­ териалов и оборудования. В начале 1916 года на стройку приехал инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп­ ный специалист, ранее сооружавший Влади­ востокский порт. Правительство требовало в самые сжатые сроки обеспечить прием военных грузов из-за границы. Строительство М урманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915­ 1916 годов выдалась очень морозной. Не­ доставало жилья, строительных материа­ лов, инструментов и механизмов. Рабочая сипа вербовалась через подрядчиков в цен­ тральных губерниях. Везти нанятых людей приходилось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным дорогам, а затем морем . Положение дел на стройке отражают телеграммы , которые посылали в Петро­ град инженеры И.А.Матвеичев и Б.Е.Веде­ неев. 15 января 1916 года: «Работает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром ». 20 января: «Большин­ ство рабочих изъявило желание уехать в Канаду на прибывшем пароходе «Цари­ ца»... Забита передняя свайная линия со­ единяющей эстакады, завтра приступаю к бойке свай для устройства понтонной при­ стани по северной причальной линии». 5 февраля: «Залив Семеновых замерз. Тол­ щина льда'три дюйма». 8 февраля: «Ус­ пешность работ... сильно зависит от по го­ ды ... Ветер нагоняет лед к строящейся пристани». 24 марта Веденеев сообщал, что к 1 ап­ реля будут готовы «два глубоководных при­ чала, один лихтерный в Семеновской, один глубоководный в Дровяном и один глубоко­ водный в Александровске — всего пять при­ чалов». Еще недостроенный, порт уж е принимал массу военных грузов, которые частично перевозились гу ж о м через Лапландию к Финляндской железной доро ге . Первый «заведывающий М урм ан ским портом» Н.И.Тульский в конце марта организовал от­ правку в Архангельск ледокола «Айсланд», который благополучно доставил 61140 пу­ дов пороха, 8244 пуда колючей проволоки, много патронов, снарядов, ручных гранат, шрапнели, капсюлей, 538 пудов авиацион­ ных частей, 50 ящиков автомобильных мото­ ров, 12696 пудов сапог и т.д. Вслед за «Айс- ландом» вскоре пошли к Архангельску и другие ледокольные суда. Одновременно с причальными с оору­ жениями на территории порта строились ба­ раки, столовая, пекарня, баня, складские помещения, подъездные ж е л е зн о д о р ож ­ ные пути, мастерские. К 1 июня был готов водопровод, подававший около 90 тонн чис­ той воды в сутки. Однако правительство считало темп ра­ бот слишком медленным. 7 июня 1916 года Отдел торговых портов Министерства тор­ говли и промышленности направил Б.Е.Ве­ денееву телеграмму: «Скорейшее оконча­ ние работ по постройке М урманского порта является вопросом чрезвычайного значе­ ния. Примите все возможные меры к ско­ рейшему производству работ, причем чис­ ло причалов в порте Семеновских островов должно быть увеличено до восьми.... не поз­ же 1 декабря». Летом 1916 года на строительство пор­ та прибыли новые партии завербованных рабочих. Осенью по недостатку вольнона­ емных (шли одна за другой мобилизации мужчин на войну) прислали военизирован­ ные команды , так называемых «ратников флота». К де кабрю на сооружении порта трудилось 620 человек. Рабочий день длился десять часов. Строители работали в условиях полярной ночи и частых ураганов. Жили скученно в бараках и на судах. Нес­ колько раз разбушевавшаяся стихия лома­ ла копры и разбрасывала служебные суда. «Снежным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причине­ ны повреждения строящемуся 4-м у прича­ лу, сброшен в воду береговой паровой ка­ тер, повреждены два плавучих, из них один опрокинут, разбит моторный катер-изы ­ скатель, выкинут на А б р ам -ко р гу плавучий к р а н ...» Благодаря труду сотен рабочих и воен­ нослужащих порт расширялся и все больше помогал фронту. К марту 1917 года дейст­ вовала портовая электростанция, три бер е­ говых и один плавучий краны для разгрузки судов. На территории порта стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 го ­ да он принял 66455 тонн различных грузов. «С окончанием четвертого и пятого прича­ лов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Веденеев, — суточная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz