Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
РОЖДЕНИЕ МУРМАНСКА 121 ни я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впе чатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань. Мы эту гавань подробно осматривали, стояли там не сколько суток». Витте составил обстоятельный доклад, в котором решительно высказался за соору жение крупного порта на Кольском заливе, проведение к нему двухколейной железной дороги и устройство при военно-морской базе мощной электростанции. Он всесто ронне обосновал преимущества Мурмана в сравнении с Либавой в случае войны с Гер манией. Однако тяжело больной Александр III в октябре того ж е 1894 года скончался в Кры му, не сделав какой-либо резолюции на до кладе своего министра. Преемник умерше го императора Николай II, находившийся под влиянием сторонников постройки порта в Либаве, отказался от предложений Витте. Из почтения ж е к замыслам отца новый пра витель России ассигновал 400 тысяч рублей на строительство при Екатерининской гавани «коммерческого порта». 24 июня 1899 года состоялось торжественное открытие горо да, в честь Александра III получившего на звание «Александровск» (ныне Полярный). Сюда из Колы были переведены уездные учреждения и служившие в них чиновники. Торгового значения Александровск не имел. Он играл роль административного центра края. Когда гром грянул Дальнейшие события показали правоту Витте. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну Рос сии. На полях Галиции и в Восточной Прус сии развернулись кровопролитные с раже ния. Уж е через три месяца были почти из расходованы накопленные в мирное время запасы патронов и снарядов. Массовые мобилизации резервистов в армию выявили ужа сающ ую нехватку оружия и снаряже ния. Одних винтовок требовалось несколь ко миллионов. Российская промышленность не могла в коро ткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, боеприпасах, об мундировании, медикаментах и т.д. Приш лось все недостающее заказывать за грани цей — в Англии, Франции, США . Основная масса военных поставок — сотни тысяч тонн грузов — ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать в Рос сии? Путь к балтийским портам закрыли немцы, к черноморским — турки. Владиво сток находился крайне далеко от театра во енных действий, и перевозка грузов обош лась бы слишком дорого. Главный порт Рус ского Севера — Архангельский — не удов летворял тем, что, скованный льдами, почти полгода бездействовал. К тому ж е пропуск ная способность узкоколейной железной дороги Архангельск —• Вологда была недос таточной. Ее следовало перешить на широ кую общероссийскую колею . _ Потребовался порт, способный прини мать океанские суда круглый год и находя щийся сравнительно близко к странам-по- ставщикам. Внимание правящих кругов все более обращалось к незамерзающим бух там Мурмана. По рукам ходила неофици ально напечатанная брошюра Витте (его до клад, составленный в 1894 году) «Либава или Мурман?» ' Война заставила правительство взяться за дело всерьез и с полной отдачей сил. 11 февраля 1915 года Совет министров, по представлению Министерства путей сооб щения, ассигновал три с половиной миллио на рублей на подготовительные работы по сооружению железной дороги от Кеми до Колы. Для выбора места строительства пор та снарядили гидрографическую экспеди цию во главе с Валерианом Евгеньевичем Ляхницким, которой предстояло дать оцен ку всех бухт Мурмана. В печати того времени оживленно обсу ждался вопрос, где создавать Мурманский порт. Некоторые указывали на Печенгскую губу. Знаток Севера, публицист А .А .Ж и - линский, пылко обосновывал выгоды Под- пахты — губы немного восточнее устья реки Вороньей. «Вот где именно создастся, — писал он, — второй Вардё (процветающий город на крайнем севере Норвегии. — И .У.), а не где-то, с позволения сказать, у черта на куличках в Кольской губе. Доста точно, кажется, ставить нам памятников вроде уродливого кабинетного измышления города Александровска». Обстоятельное изучение местных усло вий показало, что наилучшим участком для порта является урочище Семеновское в ю ж н ом колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная бере говая полоса, к которой примыкала вторая терраса, пригодная для размещения боль шого города; местность сухая, песчаная, здоровая, с наличием хорошей питьевой во ды (ручьи Семеновский и Варничный). Глу бина залива позволяла принимать суда лю бого тоннажа. Окрестные сопки защищали рейд от ветров, а удаленность от океана об легчала оборону при нападениях вражеско го флота. Семеновская бухта замерзала лишь в особенно суровые зимы, но тонкий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz