Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

120 ИВАН УШАКОВ тинскими буквами обозначено название «Солинэ» — видимо, искаженное русское слово «Соляные», слышанное иноземцами от проводников-колян. В писцовой книге 1608 года сказано: «В Кольской губе варница... Да у варницы ж избушка да два анбара соляных да двор дро- вовозный, а на дворе две кельи, да анбар, да конюшня, да баня, да за ручьем сарай, да кузница, монастырские ж». Как видим, в начале XVII века на старом усолье действовала лишь одна варница. Ко­ гда окрестные леса были вырублены, при­ брежные участки стали использоваться для сенокошения. В 1826 году описание Кольского залива производил лейтенант флота М .Ф .Рейнеке. Уж е ничто не напоминало о некогда суще­ ствовавших здесь солеварнях. «На островах и по берегам залива, — отмечал гидро­ граф, — паслось несколько стад оленей», принадлежавших колянам; напротив двух песчаных Семеновских островков виднелись «изрядные рощи», где м ож но было загото­ влять дрова. На мысах Халдеев, Абрамова пахта, Еловый и Дровяной стояли «рыбачьи хижины и вежи (шалаши), обитаемые с вес­ ны до июля лопарями, приходящими для ло­ вли семги». Незаселенная местность вокруг Варнич­ ного ручья административно входила в со­ став угодий Кильдинского погоста. Поездка Витте на Мурман После отмены крепостного права (1861 год) экономическое развитие России уско­ рилось. На Кольский Север усилился приток капиталов и людей. На М урм анском берегу возникли «колонии» — постоянные селения рыбопромышленников, появилось пароход­ ное сообщение, стали строиться лесопиль­ ные заводы. Международная обстановка в Европе поднимала значение Мурмана для Россий­ ско го государства. Пруссия в 1870-1871 го ­ дах разгромила Францию и получила от нее 5 миллиардов франков контрибуции. «Золотой дождь» способствовал бы стро­ м у росту военной мощи Германии. Ее за­ хватнические устремления пугали Россию. В царском правительстве стали раздаваться голоса о необходимости усилить позиции России путем постройки новой военно­ м орской базы. Руководители м о р с ко го ве­ домства склонялись к том у, чтобы строить ее на Балтике, в Либаве (Лиепая в западной Латвии). Император Александр III не разделял такого мнения. «У него, — писал служив­ ший тогда министром финансов Сергей Юльевич Витте, — была мысль устроить порт в таком месте, где бы, с одной сторо­ ны, была гавань, не замерзающая круглый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть, чтобы это был такой порт, из котор ого м о ж н о было бы прямо выходить в море», на просторы мирового океана. Таким тре­ бованиям в Европейской России удовлетво­ ряла одна-единственная местность — М у р ­ манский берег. В беседах с Витте Александр III, считав­ ший себя покровителем Севера, высказы­ вал свою мечту — чтобы край этот «не был обделен железными дорогами». В ответ на ходатайства архангельского губернатора А.П.Энгельгардта и пом о р с ко го населения правительство весной 1894 года направило на Кольский полуо стров для изыскания трассы будущей железной дороги талант­ ливого инженера Бориса Александровича Риппаса. Одновременно Александр III обратился к Витте с предложением «поехать на Се­ вер, познакомиться с ним и узнать... где м ож н о было бы строить... главную м о р ­ с кую базу». С.Ю .Витте являлся крупным специали­ стом желе знодорож ного дела, мог, не под­ лаживаясь, высказать царю собственное су­ ждение, которое нередко расходилось с мнением большинства царедворцев. Алек­ сандр III доверял Витте больше, чем деяте­ лям м орского ведомства,, выступавшим за строительство порта в Либаве. П оездку Витте на М урм ан освещал со­ тр уд ни к «М о с ко в с ки х ведомостей» Е .Л .Коче то в (псевдоним — «Русский странник Евгений Львов»). В Териберке, рассказывает он, встречать министра с о ­ бралось около 800 рыбаков — «все к о р е ­ настые молодцы в сапогах, кожаны х или толстых шерстяных куртках и картузах, с р усскими клинообразными или окладисты­ ми бородам и, с серыми умными и энер­ гичными глазами. Никаких шумных оваций и восторгов при встрече с начальством по­ моры не проявили, а, поздоровавшись, тотчас надели шапки и вели себя с каким -то вселяющим уважение спокойным природ­ ным достоинством». По пути к Кольском у заливу осмотрели губ у Порчниху — глубоководную и закры ­ тую от всех ветров бухту. Но о ней тотчас забыли, как только увидели Екатеринин­ с кую гавань. Пятнадцать лет спустя в своих «Воспоминаниях» Витте писал: гавань заме­ чательна «как по своему объем у, полново­ дью , так и по своей защищенности... ни ко­ гда не замерзает вследствие теплого тече­ ния Гольфстрима. Такой грандиозной гава-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz