Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

МУРМАНСКУ - 79 ЛЕТ Иван УШАКОВ, краевед, почетный гражданин Мурманска 1. Рождение порта Я помню, как наши газеты, помещая ма­ териалы в связи с очередной годовщиной Мурманска, броско выносили в заголовок слова: "Город, рожденный Октябрем". Это явно не соответствовало действительности - к октябрю 1917 года город, хотя и барач­ ного типа, уже существовал, - но опровер­ гать несуразицу никто не решался. Мурманск породила не Октябрьская ре­ волюция, а первая мировая война. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. На полях Галиции и в Восточной Пруссии раз­ вернулись кровопролитные сражения. Уже через три месяца были почти израсходова­ ны накопленные в мирное время запасы патронов и снарядов. Массовые мобилиза­ ции резервистов в армию выявили ужаса­ ющую нехватку оружия и снаряжения. Од­ них винтовок требовалось несколько мил­ лионов. Русская промышленность не могла в ко­ роткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, боеприпасах, об­ мундировании, медикаментах и т. д. При­ шлось все недостающее заказывать за гра­ ницей - в Англии, Франции, США. Основная масса военных поставок - сот­ ни тысяч тонн грузов - ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать? Пути к балтийским и черноморским портам пе­ рекрыли немцы и турки. Владивосток нахо­ дился слишком далеко от театра военных действий, и перевозка грузов обошлась бы очень дорого. Главный порт Севера - Архангельский - не удовлетворял тем, что, скованный льда­ ми, почти полгода бездействовал. К тому же пропускная способность узкоколейной дороги Архангельск -Вологда была недо­ статочной. Ее следовало перешить на ши­ рокую общероссийскую колею. России был нужен порт, способный при­ нимать океанские суда круглый год и нахо­ дящийся сравнительно близко к странам- поставщикам. Внимание правящих верхов привлекли незамерзающие бухты Мурман­ ского побережья. Для выбора места стро­ ительства порта снарядили гидрографиче­ скую экспедицию во главе с Валерианом Ляхницким. Обстоятельное изучение местных усло­ вий показало, что наилучшим участком для порта является урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная бе­ реговая полоса, к которой примыкала вто­ рая терраса, пригодная для размещения большого города; местность сухая, песча­ ная, здоровая, с наличием хорошей питье­ вой воды (ручьи Семеновский и Варнич­ ный). Глубина залива позволяла принимать суда любого тоннажа. Окрестные сопки за­ щищали рейд от ветров, а удаленность от океана облегчала оборону от нападений вражеского флота. Залив близ урочища Семеново замерзал редко, в особенно су­ ровые зимы, но тонкий лед большой поме­ хи для судоходства не предствлял. Весной 1915 года началась прокладка рельсового пути на Мурман. В Семеново прибыла первая артель рабочих-плотни- ков, которая приступила к сооружению ба­ раков для строителей северного участка Мурманской железной дороги. Летом была готова временная пристань для приема строительных материалов, копров для за­ бивки свай и другого оборудования. В начале 1916 года в Семеново приехал инженер Борис Веденеев, ранее сооружав­ ший Владивостокский порт. Русская армия центральных губерниях. Везти нанятых ра­ бочих приходилось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным доро­ гам, а затем морем. В конце марта 1916 года три глубоковод­ ных причала уже начали принимать грузы. Одновременно с ними на территории порта строились бараки, столовая, пекарня, баня, складские помещения, мастерские. Правительство торопило. 7 июня посту­ пила телеграмма на имя начальника строй­ ки Б. Е. Веденеева: "Скорейшее окончание работ по постройке Мурманского порта яв- ШШИСТРЪ ПУТЕЙ С00БШЕЯ1Я. ч 1ц Ц I fj лт \ Ч АВГ-1916 » / Ш j О . т . г г . 1 « ш 1 Срочно. августа 1916 г . ' При семь прилагается копія всеподданнѣйша- го доклада. . Ч \ ^Его Сіятельству ^ кяяаю В.Ы. ШАХОВСКОМУ. £ЗЯП П Ц р З | д е : " а д е » . 1 ■S/ Ш Л ' 1 кнлаь Всеволодъ Николаевичь. « 29-го Ікия с . г . я имѣлъ счастів всепод- даннѣйсѳ докладывать ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕ­ ЛИЧЕСТВУ соображѳнія свои объ обрааовані*,вь свяви съ близкиі£ъ открытіемъ сплошного рѳдь- соваго пути, соѳдинлюшаго побережье Ледови- таго океана съ Имперскою сѢтыо кѳлѣанихъ до­ р о г*, иаъ возникающего у сталціи "Муриань" явлѣвнодорожнаго поселка городского поселѳ- н ія. Г0СУ„АНС ИМПЕРАТОРУ блэгоугодно было ВЫСОЧАЙШЕ одобрить'въ сущѳствѣ прѳдположені* мои по указанному вопросу. Засимъ ЕГО ИМПЕ­ РАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, по всеподданнѣйліему докладу моему, состоявшемуся по соглашенію съ Прѳдсѣдателемъ Совѣта Министров*, вь б-й день минувшаго іюлл, повѳлѣть соизволил* по- печеніѳ объ устройств* оавачѳннаго поселка, коему ВЬІСОЧА.ішЕ присвоено налменованіѳ " К ) - ИАНОВЬ НА ЫУРЦАНЪ", и общій надаор* я руко­ водство мѣрами, необходимыми для преобрало- / / / / . -- . . of.s.. в 1915 году понесла тяжелые потери в борь­ бе с хорошо вооруженным противником. Поэтому правительство требовало в самые сжатые сроки устроить на Кольском заливе причалы и подъездные пути к ним для при­ ема военных грузов из-за границы. Сооружение Мурманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915/16 годов выдалась очень суровой. Недоставало жилья, строительных матери­ алов, инструментов и механизмов. Рабочая сила вербовалась через подрядчиков в ляется вопросом чрезвычайного значения. Примите все возможные меры к скорейше­ му производству работ, причем число при­ чалов в порте Семеновских островов дол­ жно быть увеличено до восьми..." Благодаря труду сотен рабочих и моби­ лизованных "ратников флота" (военизиро­ ванных команд) порт расширялся и прини­ мал с каждым месяцем все больше грузов. "С окончанием четвертого и пятого прича­ лов и установкой на них двух портальных кранов, - доносил Веденеев, - суточная раз­ грузка порта может быть доведена до 200 вагонов, при условии правильной подачи вагонов на причалы и интенсивной разгруз­ ки пароходов". 2. Открытие города Рядом с торговым портом сооружалась временная военно-морская база (ныне на этой территории находится рыбный порт). К 20 августа 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсоб­ ных строений; имелась электрическая стан­ ция. Целый поселок возник возле железнодо­ рожной станции Мурман. В нем жили стро­ ители и эксплуатационники железной доро­ ги, грузчики, служащие ведомства путей сообщения. Всего на первой террасе (по береговой полосе) к осени 1916 года уже стояло не менее четырехсот строений разного типа - бараков, избушек, будок, землянок, шала­ шей, складских помещений, "чемоданов" (домов наподобие футляра ручной швей­ ной машины, оставленных канадскими строителями дороги), мастерских и т. д. Под жилье использовались также стоявшие на рейде суда. На восточном берегу Кольского залива самостоятельно вели строительство три разных ведомства: торгово-промышлен­ ное, военно-морское и путей сообщения. В правящих верхах возник план создания "г о ­ рода” , прилегающего к порту. 12 мая 1916 года состоялось распределение террито­ рий между ведомствами. "Будущему горо­ ду" отвели 2000 десятин казенной земли на второй террасе между Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию пра­ вительства начертил план застройки город­ ской территории. От центральной площади расходились проспекты и улицы, которым предстояло появиться в ближайшие годы. Предполагалось до закладки зданий про­ ложить дороги, вымостить улицы, подвести водопровод и электричество, а потом толь­ ко начать раздачу участков поселенцам и частным предпринимателям. Назначенный "попечителем города" граф М. Е. Нирод, один из приближенных царя, заявил журналистам, что правитель­ ство намерено создать на Мурмане город "в соответствии с последним словом запад­ ноевропейского городского строительст­ ва" и "каждый его житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры", вследствие чего переселение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах. 6 июля 1916 года, по предложению мини­ стра путей сообщения А. Ф . Трепова, буду­ щему городу было "ВЫСОЧАЙШЕ присво­ ено наименование "РОМАНОВ-НА-МУР- МАНЕ". По мысли приближенных Николая II название города по фамилии царя долж ­ но было навеки запечатлеть и прославить "венценосного строителя, прорубившего на Севере России окно в Западную Евро­ пу” . На плане города центральная магист­ раль получила название Николаевского проспекта, соседние с ним проспекты - Александровский, Михайловский, Алексе- евский, улицы - Владимирская и Ольгин- ская - все в честь членов императорской фамилии. Официальным актом основания города явилась закладка храма во имя св. Николая 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. На торжественную церемонию приехали министры А. Ф . Трепов и И. К. Григорович, некоторые члены Государст­ венной думы и Государственного совета, архангельский губернатор, руководители отделов и строительных управлений, ду­ ховные лица, местные начальники. Из Колы специальным поездом привезли почти всех жителей. Собрались строители, железно­ дорожники, портовики и служащие всех ве­ домств. Сначала епископ Нафанаил совершил молебен на месте будущего собора, затем в углубление заложили металлическую пластину с памятной записью, министры положили первые кирпичи а основание ал­ таря, епископ окропил место храма и про­ изнес речь, в которой сказал: "На заре но­ вой напряженно трудовой жизни на Севере в благословение возникает новый светиль­ ник веры и благодати..." Министр путей сообщения поздравил строителей дороги с выходом пути к океану и поблагодарил их за проделанную работу. Потом инженерам и начальникам стройки были вручены ме­ дали. С этого момента начался отсчет исто­ рии города, который с 3 апреля 1917 года стал носить название Мурманск. 3, Снабжение армии Между тем продолжалась мировая вой­ на. Под ударами мощной немецкой артил­ лерии истекали кровью и гибли недостаточ­ но вооруженные русские войска. Нехватка боеприпасов, медикаментов, снаряжения оборачивалась лишними потерями людей, сдачей ряда территорий. Большевики, руководствуясь ленински­ ми установками - добиваться "превраще­ ния войны империалистической в войну гражданскую", - считали наилучшим исхо­ дом поражение России в ее войне с герман­ ским блоком. (К чему это привело, всем известно - к развалу российской армии и тяжелейшему Брестскому миру.) Советские историки в соответствии с ле­ нинской трактовкой рассматривали любую помощь фронту как содействие царизму в продолжении несправедливой, захватниче­ ской войны и предпочитали не писать о тех усилиях, которые предпринимались рус­ скими патриотами для лучшего снабжения действующей армии в 1915 - 191^ годах. Настало время сказать об этом. Российскую армию снабжали главным образом наши отечественные предприятия и службы, но в условиях ее слабой обеспе­ ченности немаловажную роль играли и по­ ставки из-за границы через Мурманский и Архангельский порты. Что и в каком количестве везли на М ур­ ман союзники России? Сохранились доне­ сения заведующего Мурманским портом Н. И. Тульского о прибытии грузов из-за рубежа. 17 марта 1916 года пароход "А й с ­ ланд" доставил из Англии 122470 пудов грузов (более 2 тысяч тонн), в том числе: 61140 пудов пороха, 7860 пудов пироксили­ на, 8244 пуда колючей проволоки, 13650 пудов толуола, 3285 пудов патронов, 2768 пудов трехдюймовых снарядов, 5103 пуда шрапнели, 538 пудов авиационных частей, 300 пудов автомобильных моторов, 3679 пудов гранат и капсюлей к ним, 2116 ящи­ ков сапог; упаковки с медикаментами, пе­ рископы, гидрофоны и прочее. Нужнейшие грузы из Мурманского порта спешно отправлялись в Петроград, причем до завершения прокладки рельсового пути использовались олени и лошади, на кото­ рых поклажа доставлялась к финляндской железной дороге. Правительство закупило в Канаде ледо­ колы, чтобы военные грузы с Мурмана от­ правлять в Архангельск. 29 марта 1916 года Главнокомандующий силами в Архангель­ ске Угрюмов телеграфировал морскому начальнику в Кольском заливе Кроткову: "В первую голову посылайте на ледоколах по­ рох, винтовки, сапоги, колючую проволоку, готовые снаряды, авиационные грузы". В ноябре 1916 года открылось сквозное движение по Мурманской железной доро­ ге. Зимой она использовалась в полную меру своих возможностей. Новый началь­ ник Мурманского порта А. И. Кавелин 12 февраля 1917 года доносил: "Под выгруз­ кой находится 10 пароходов... Вывезено с 1 января на внутреннюю имперскую сеть 6300 тонн (451 вагон и 61 платформа), сло­ жено на грузовом районе 7200 тонн... предстоит еще выгрузить с пароходов 47900 тонн". 5 марта 1917 года в Романове-на-Мурма- не был объявлен Манифест об отречении Николая II от престола. На собрании рабо­ чих и служащих порта А. И. Кавелин произ­ нес речь, в которой призывал "с еще боль­ шим усердием и рвением, чем раньше, приложить все усилия к тому, чтобы М ур­ манский порт, питающий наши доблестные войска и флот, ни на минуту не уменьшил и не прекращал своей работы... Все верные сыны России должны жить лишь одной мыслью, иметь одно лишь стремление: по­ беда и победа окончательная". В трудных условиях всякого рода неуря­ диц и начавшейся анархии Мурманск про­ должал поставлять фронту заграничные грузы. В мае 1917 года в порту разгружа­ лись 50 судов: 32 английских, 15 русских, 2 французских и 1 американское, которые доставили 13129322 пуда военных поста­ вок. К сентябрю из Мурманска на Званку (Волховстрой) отправлялось в среднем 200 вагонов в сутки. Революционные события нарушили обычный ход дел на Мурмане. Осенью 191 7 года порт и железная дорога были почти парализованы вопиющими беспорядками. Падение Временного правительства и ино­ странная интервенция означали новый и далеко не лучший этап в истории города. Иллюстрация: извещение министра путей сообщения А. Ф. Трепова о пове­ лении Николая II именовать новый город на Кольском заливе "Романов-на Мур­ мане".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz