Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
МУРМАНСКУ - 79 ЛЕТ Иван УШАКОВ, краевед, почетный гражданин Мурманска 1. Рождение порта Я помню, как наши газеты, помещая ма териалы в связи с очередной годовщиной Мурманска, броско выносили в заголовок слова: "Город, рожденный Октябрем". Это явно не соответствовало действительности - к октябрю 1917 года город, хотя и барач ного типа, уже существовал, - но опровер гать несуразицу никто не решался. Мурманск породила не Октябрьская ре волюция, а первая мировая война. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. На полях Галиции и в Восточной Пруссии раз вернулись кровопролитные сражения. Уже через три месяца были почти израсходова ны накопленные в мирное время запасы патронов и снарядов. Массовые мобилиза ции резервистов в армию выявили ужаса ющую нехватку оружия и снаряжения. Од них винтовок требовалось несколько мил лионов. Русская промышленность не могла в ко роткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, боеприпасах, об мундировании, медикаментах и т. д. При шлось все недостающее заказывать за гра ницей - в Англии, Франции, США. Основная масса военных поставок - сот ни тысяч тонн грузов - ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать? Пути к балтийским и черноморским портам пе рекрыли немцы и турки. Владивосток нахо дился слишком далеко от театра военных действий, и перевозка грузов обошлась бы очень дорого. Главный порт Севера - Архангельский - не удовлетворял тем, что, скованный льда ми, почти полгода бездействовал. К тому же пропускная способность узкоколейной дороги Архангельск -Вологда была недо статочной. Ее следовало перешить на ши рокую общероссийскую колею. России был нужен порт, способный при нимать океанские суда круглый год и нахо дящийся сравнительно близко к странам- поставщикам. Внимание правящих верхов привлекли незамерзающие бухты Мурман ского побережья. Для выбора места стро ительства порта снарядили гидрографиче скую экспедицию во главе с Валерианом Ляхницким. Обстоятельное изучение местных усло вий показало, что наилучшим участком для порта является урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная бе реговая полоса, к которой примыкала вто рая терраса, пригодная для размещения большого города; местность сухая, песча ная, здоровая, с наличием хорошей питье вой воды (ручьи Семеновский и Варнич ный). Глубина залива позволяла принимать суда любого тоннажа. Окрестные сопки за щищали рейд от ветров, а удаленность от океана облегчала оборону от нападений вражеского флота. Залив близ урочища Семеново замерзал редко, в особенно су ровые зимы, но тонкий лед большой поме хи для судоходства не предствлял. Весной 1915 года началась прокладка рельсового пути на Мурман. В Семеново прибыла первая артель рабочих-плотни- ков, которая приступила к сооружению ба раков для строителей северного участка Мурманской железной дороги. Летом была готова временная пристань для приема строительных материалов, копров для за бивки свай и другого оборудования. В начале 1916 года в Семеново приехал инженер Борис Веденеев, ранее сооружав ший Владивостокский порт. Русская армия центральных губерниях. Везти нанятых ра бочих приходилось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным доро гам, а затем морем. В конце марта 1916 года три глубоковод ных причала уже начали принимать грузы. Одновременно с ними на территории порта строились бараки, столовая, пекарня, баня, складские помещения, мастерские. Правительство торопило. 7 июня посту пила телеграмма на имя начальника строй ки Б. Е. Веденеева: "Скорейшее окончание работ по постройке Мурманского порта яв- ШШИСТРЪ ПУТЕЙ С00БШЕЯ1Я. ч 1ц Ц I fj лт \ Ч АВГ-1916 » / Ш j О . т . г г . 1 « ш 1 Срочно. августа 1916 г . ' При семь прилагается копія всеподданнѣйша- го доклада. . Ч \ ^Его Сіятельству ^ кяяаю В.Ы. ШАХОВСКОМУ. £ЗЯП П Ц р З | д е : " а д е » . 1 ■S/ Ш Л ' 1 кнлаь Всеволодъ Николаевичь. « 29-го Ікия с . г . я имѣлъ счастів всепод- даннѣйсѳ докладывать ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕ ЛИЧЕСТВУ соображѳнія свои объ обрааовані*,вь свяви съ близкиі£ъ открытіемъ сплошного рѳдь- соваго пути, соѳдинлюшаго побережье Ледови- таго океана съ Имперскою сѢтыо кѳлѣанихъ до р о г*, иаъ возникающего у сталціи "Муриань" явлѣвнодорожнаго поселка городского поселѳ- н ія. Г0СУ„АНС ИМПЕРАТОРУ блэгоугодно было ВЫСОЧАЙШЕ одобрить'въ сущѳствѣ прѳдположені* мои по указанному вопросу. Засимъ ЕГО ИМПЕ РАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, по всеподданнѣйліему докладу моему, состоявшемуся по соглашенію съ Прѳдсѣдателемъ Совѣта Министров*, вь б-й день минувшаго іюлл, повѳлѣть соизволил* по- печеніѳ объ устройств* оавачѳннаго поселка, коему ВЬІСОЧА.ішЕ присвоено налменованіѳ " К ) - ИАНОВЬ НА ЫУРЦАНЪ", и общій надаор* я руко водство мѣрами, необходимыми для преобрало- / / / / . -- . . of.s.. в 1915 году понесла тяжелые потери в борь бе с хорошо вооруженным противником. Поэтому правительство требовало в самые сжатые сроки устроить на Кольском заливе причалы и подъездные пути к ним для при ема военных грузов из-за границы. Сооружение Мурманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915/16 годов выдалась очень суровой. Недоставало жилья, строительных матери алов, инструментов и механизмов. Рабочая сила вербовалась через подрядчиков в ляется вопросом чрезвычайного значения. Примите все возможные меры к скорейше му производству работ, причем число при чалов в порте Семеновских островов дол жно быть увеличено до восьми..." Благодаря труду сотен рабочих и моби лизованных "ратников флота" (военизиро ванных команд) порт расширялся и прини мал с каждым месяцем все больше грузов. "С окончанием четвертого и пятого прича лов и установкой на них двух портальных кранов, - доносил Веденеев, - суточная раз грузка порта может быть доведена до 200 вагонов, при условии правильной подачи вагонов на причалы и интенсивной разгруз ки пароходов". 2. Открытие города Рядом с торговым портом сооружалась временная военно-морская база (ныне на этой территории находится рыбный порт). К 20 августа 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсоб ных строений; имелась электрическая стан ция. Целый поселок возник возле железнодо рожной станции Мурман. В нем жили стро ители и эксплуатационники железной доро ги, грузчики, служащие ведомства путей сообщения. Всего на первой террасе (по береговой полосе) к осени 1916 года уже стояло не менее четырехсот строений разного типа - бараков, избушек, будок, землянок, шала шей, складских помещений, "чемоданов" (домов наподобие футляра ручной швей ной машины, оставленных канадскими строителями дороги), мастерских и т. д. Под жилье использовались также стоявшие на рейде суда. На восточном берегу Кольского залива самостоятельно вели строительство три разных ведомства: торгово-промышлен ное, военно-морское и путей сообщения. В правящих верхах возник план создания "г о рода” , прилегающего к порту. 12 мая 1916 года состоялось распределение террито рий между ведомствами. "Будущему горо ду" отвели 2000 десятин казенной земли на второй террасе между Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию пра вительства начертил план застройки город ской территории. От центральной площади расходились проспекты и улицы, которым предстояло появиться в ближайшие годы. Предполагалось до закладки зданий про ложить дороги, вымостить улицы, подвести водопровод и электричество, а потом толь ко начать раздачу участков поселенцам и частным предпринимателям. Назначенный "попечителем города" граф М. Е. Нирод, один из приближенных царя, заявил журналистам, что правитель ство намерено создать на Мурмане город "в соответствии с последним словом запад ноевропейского городского строительст ва" и "каждый его житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры", вследствие чего переселение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах. 6 июля 1916 года, по предложению мини стра путей сообщения А. Ф . Трепова, буду щему городу было "ВЫСОЧАЙШЕ присво ено наименование "РОМАНОВ-НА-МУР- МАНЕ". По мысли приближенных Николая II название города по фамилии царя долж но было навеки запечатлеть и прославить "венценосного строителя, прорубившего на Севере России окно в Западную Евро пу” . На плане города центральная магист раль получила название Николаевского проспекта, соседние с ним проспекты - Александровский, Михайловский, Алексе- евский, улицы - Владимирская и Ольгин- ская - все в честь членов императорской фамилии. Официальным актом основания города явилась закладка храма во имя св. Николая 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. На торжественную церемонию приехали министры А. Ф . Трепов и И. К. Григорович, некоторые члены Государст венной думы и Государственного совета, архангельский губернатор, руководители отделов и строительных управлений, ду ховные лица, местные начальники. Из Колы специальным поездом привезли почти всех жителей. Собрались строители, железно дорожники, портовики и служащие всех ве домств. Сначала епископ Нафанаил совершил молебен на месте будущего собора, затем в углубление заложили металлическую пластину с памятной записью, министры положили первые кирпичи а основание ал таря, епископ окропил место храма и про изнес речь, в которой сказал: "На заре но вой напряженно трудовой жизни на Севере в благословение возникает новый светиль ник веры и благодати..." Министр путей сообщения поздравил строителей дороги с выходом пути к океану и поблагодарил их за проделанную работу. Потом инженерам и начальникам стройки были вручены ме дали. С этого момента начался отсчет исто рии города, который с 3 апреля 1917 года стал носить название Мурманск. 3, Снабжение армии Между тем продолжалась мировая вой на. Под ударами мощной немецкой артил лерии истекали кровью и гибли недостаточ но вооруженные русские войска. Нехватка боеприпасов, медикаментов, снаряжения оборачивалась лишними потерями людей, сдачей ряда территорий. Большевики, руководствуясь ленински ми установками - добиваться "превраще ния войны империалистической в войну гражданскую", - считали наилучшим исхо дом поражение России в ее войне с герман ским блоком. (К чему это привело, всем известно - к развалу российской армии и тяжелейшему Брестскому миру.) Советские историки в соответствии с ле нинской трактовкой рассматривали любую помощь фронту как содействие царизму в продолжении несправедливой, захватниче ской войны и предпочитали не писать о тех усилиях, которые предпринимались рус скими патриотами для лучшего снабжения действующей армии в 1915 - 191^ годах. Настало время сказать об этом. Российскую армию снабжали главным образом наши отечественные предприятия и службы, но в условиях ее слабой обеспе ченности немаловажную роль играли и по ставки из-за границы через Мурманский и Архангельский порты. Что и в каком количестве везли на М ур ман союзники России? Сохранились доне сения заведующего Мурманским портом Н. И. Тульского о прибытии грузов из-за рубежа. 17 марта 1916 года пароход "А й с ланд" доставил из Англии 122470 пудов грузов (более 2 тысяч тонн), в том числе: 61140 пудов пороха, 7860 пудов пироксили на, 8244 пуда колючей проволоки, 13650 пудов толуола, 3285 пудов патронов, 2768 пудов трехдюймовых снарядов, 5103 пуда шрапнели, 538 пудов авиационных частей, 300 пудов автомобильных моторов, 3679 пудов гранат и капсюлей к ним, 2116 ящи ков сапог; упаковки с медикаментами, пе рископы, гидрофоны и прочее. Нужнейшие грузы из Мурманского порта спешно отправлялись в Петроград, причем до завершения прокладки рельсового пути использовались олени и лошади, на кото рых поклажа доставлялась к финляндской железной дороге. Правительство закупило в Канаде ледо колы, чтобы военные грузы с Мурмана от правлять в Архангельск. 29 марта 1916 года Главнокомандующий силами в Архангель ске Угрюмов телеграфировал морскому начальнику в Кольском заливе Кроткову: "В первую голову посылайте на ледоколах по рох, винтовки, сапоги, колючую проволоку, готовые снаряды, авиационные грузы". В ноябре 1916 года открылось сквозное движение по Мурманской железной доро ге. Зимой она использовалась в полную меру своих возможностей. Новый началь ник Мурманского порта А. И. Кавелин 12 февраля 1917 года доносил: "Под выгруз кой находится 10 пароходов... Вывезено с 1 января на внутреннюю имперскую сеть 6300 тонн (451 вагон и 61 платформа), сло жено на грузовом районе 7200 тонн... предстоит еще выгрузить с пароходов 47900 тонн". 5 марта 1917 года в Романове-на-Мурма- не был объявлен Манифест об отречении Николая II от престола. На собрании рабо чих и служащих порта А. И. Кавелин произ нес речь, в которой призывал "с еще боль шим усердием и рвением, чем раньше, приложить все усилия к тому, чтобы М ур манский порт, питающий наши доблестные войска и флот, ни на минуту не уменьшил и не прекращал своей работы... Все верные сыны России должны жить лишь одной мыслью, иметь одно лишь стремление: по беда и победа окончательная". В трудных условиях всякого рода неуря диц и начавшейся анархии Мурманск про должал поставлять фронту заграничные грузы. В мае 1917 года в порту разгружа лись 50 судов: 32 английских, 15 русских, 2 французских и 1 американское, которые доставили 13129322 пуда военных поста вок. К сентябрю из Мурманска на Званку (Волховстрой) отправлялось в среднем 200 вагонов в сутки. Революционные события нарушили обычный ход дел на Мурмане. Осенью 191 7 года порт и железная дорога были почти парализованы вопиющими беспорядками. Падение Временного правительства и ино странная интервенция означали новый и далеко не лучший этап в истории города. Иллюстрация: извещение министра путей сообщения А. Ф. Трепова о пове лении Николая II именовать новый город на Кольском заливе "Романов-на Мур мане".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz