Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
23 февраля 1917 года. Это был первый день революции, свергнувшей царское са модержавие. Затянувшаяся война измотала народ и ар мию. Миллионы русских солдат, сражаясь с войсками Германии, Австро-Венгрии и Тур ции, испытывали недостаток вооружения и боеприпасов. На Крайнем Севере, у незамерзающего моря, незадолго до того появился портовый город, названный в честь царя Романо- вым-на-Мурмане. Сюда от союзников, из Ан глии и Франции, шли суда с военными груза ми для русской армии. По наскоро построен ной железной дороге они отправлялись ту да, где лилась кровь, где в них была наи- крестьянин Никита Лунков увлек за собой многих грузчиков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик № 22. Когда густой дым стал проникать через угольный трюм в кочегарку, в 0 часов 35 минут механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, закрыл "водоне проницаемую переборку” — единственный выход из жилого помещения. В час ночи на ’’Нигерии'' произошел взрыв, пламя охватило второй и третий трюмы, огонь «СРАЗУ БОЛЬШОЙ ОГОНЬ» Иван УШАКОВ, краевед большая потребность. В Романове-на-Мурмане не хватало жилья. Портовых рабочих приходилось селить не только в бараках, но и на судах. На пароходе ’’Нигерия” , принадлежавшем английскому обществу "Р. Мартенс и К °” , в подпалубном помещении проживали 98 грузчиков — наем ных рабочих, завербованных преимуществен но в Тульской и Калужской губерниях, а так же беженцы из Гродненской губернии и дру гие российские подданные. Им обещали хо рошие заработки на разгрузке судов, осво бождение от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт разгрузки, полученный в Ар хангельске, на пристани в Бакарице; осталь ные были новичками. Вечером густой туман окутал залив, в кото ром стояло более трех десятков судов. В 23.30 старший механик парохода "Ниге рия” В. С. Вильямс обошел судно и доложил капитану, что на нем все в порядке. Дейст вительно, ничто не вызывало опасений. Вскоре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Большинство людей уже спали. Судовая команда -— 14 англичан — занимала другую часть судна, отделенную от жилого помещения русских. На исходе су ток сменилась пара дневальных по судну, заступила на дежурство новая пара... В 24 часа спереди по левому борту паро хода, в твиндеке (межпалубье), анезално вспыхнул, как указывалось после в докумен тах, ’’сразу большой огонь” . Он отрезал вы ход на верхнюю палубу. Один из грузчиков; 36-летний крестьянин Василий Шишов, бро сился в пламя и, несмотря на сильные ожоги, прорвался наружу. Но огонь бушевал столь яростно, что никто не последовал его приме ру. Существовал другой путь спасения: через трюм, наполненный углем, имелся тоннель в кочетарку, а из нее наружу. Первым этим путем прошмыгнул и спасся мальчик. Затем перекинулся на соседние суда — пароходы "Ольгу" и "К сению ” (названы в честь сестер Николая II). В 2 часа 20 минут патрульное судно "К упа ва” подошло к горящей "Ниге рии", с кормы которой англичане подали трос, и отбуксировало ее на расстояние, без опасное для "Мурманской пристани Романов ского торгового порта” . На "Нигерии” про должали рваться сигнальные ракеты. В 5 ча сов утра прогрохотали два сильных взрыва. К 10 часам огонь ослаб. Начальник портовой пожарной команды Русаневич в своем донесении отмечал, что по прибытии на "Нигерию” он спросил капитана: "Где именно остались люди?". "Не знаю ” , — почти равнодушно ответил Шутер. Спаса тели потребовали указать вход "в трюм, в ко тором помещалась команда". "Капитан, — пишет Русаневич, — указал мне железную дверь, закрытую внутренним замком. После взлома этой двери я попал не в помещение команды, а на вторую палубу” . Лишь позднее вошли в жилую часть парохода и увидели обгоревшие трупы и человеческие кости — останки русских грузчиков. Всего на "Нигерии" погибли 59 рабочих, из них один умер от ожогов в больнице. Никто из судовой команды не пострадал (смазчик И. Оксон и негр матрос Д. Смарт вышли через трюм в кочегарку; остальные находились вдали от очага пожара). Романовская трагедия 24 февраля 1917 го да на фоне случившихся за четыре месяца до того архангельских "фейерверков” выгляде ла мелким происшествием. 16 октября 1916 года в Бакарице взорвался пароход "Барон Дризен” , доставивший из Нью-Йорка почти 50 тысяч пудов пороха и взрывчатки, 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов, 50 тысяч гранат, 548 баллонов жид кого хлора. Пострадали портовые постройки, соседние суда. Одних убитых насчитывалось 650 человек, тысячи раненых. Взрывы греме ли шесть часов. Бакарица напоминала ад. 13 января 1917 года в Экономии (так назы валась другая пристань под Архангельском, где разгружались суда) взорвался ледоколь ный пароход "Семен Челюскин", на котором находилось 2200 тонн взрывчатки. Дома и склады горели целую неделю. Убитых и ра неных было 502 человека. В трагедиях, случившихся в Бакарице и Экономии, винили германских диверсантов, но ничего доказать не удалось. Правда, влас ти после этого приняли более строгие меры безопасности в местах разгрузки судов. Капитан "Нигерии” и другие англичане причиной пожара на судне считали "преду мышленный поджог” . Опрос спасшихся рабочих не дал убеди тельных подтверждений этой версии. Слабая тень подозрения пала на китайцев, прибыв ших 17 февраля с поездом Главноначальству ющего из Архангельска и помещенных на "Нигерию” . Крестьянин Николай Исаев, 26 лет, показал: "Помещение всегда содержа лось в чистоте и порядке. Ни керосина, ни бензина в жилом помещении никогда не бы ло... Первоначально огонь показался с того места из-под кроватей, где помещались ки тайцы, 22 человека. Над кроватями выше в два ряда расположены нары” . Выяснилось, что за день до пожара китайцев перевели на пароход "Саба” . После них в опустевшей спа льне остались веревки и какие-то брошенные вещи, к которым никто не прикасался. Паро ход освещался электричеством. ” У нас никог да не было ни свечей, ни керосина” , — гово рили рабочие. Курение на судне не допус калось. Глава рабочей команды Дмитрий Си- нюков, 30 лет, отмечал, что почти половина грузчиков "были люди опытные, работавшие в Архангельске с 1915 года, все хорошего поведения, не пьянствовали и в карты не играли... видевшие Бакарицу, люди знали опасность, берегли свою жизнь и только ко пили деньги для семьи". Они поддерживали на судне строгий порядок. В своих показаниях русские рабочие гово рили о китайцах уважительно: мол, те вели себя "чисто” и скромно. Раньше они служили матросами на английском пароходе ” Пиро- неа” , погибшем при взрыве в Экономии 13 января 1917 года. Совсем иначе русские грузчики отзывались об английской судовой команде. Василий Ши шов отмечал: английские матросы "всегда над нами смеялись, бросали картошками... и вообще относились к нам недружелюбно... к себе нас никогда не подпускали". Времена ми дело доходило до драк. На случай загорания на палубе обычно сто яли шесть ведер с водой: три на стороне англичан и три — у русских. ” 3а несколько дней до пожара, — показывал Николай Иса ев, — наши три ведра почему-то взяли анг лийские матросы” . Подозревали, что дверь из угольного трюма в кочегарку англичане заперли раньше времени, когда еще некото рые рабочие могли воспользоваться этим хо дом. Романовская трагедия почти совпала с па дением Романовской династии. Революция в Петрограде ошеломила жителей Романо- ва-на-Мурмане, отодвинула на задний план ’’несчастный случай” на "Нигерии” . Царская власть рухнула, новая еще не сформирова лась. Никому не хотелось нести ответствен ность за гибель 59 человек. Расследование дела прекратилось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz