Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

23 февраля 1917 года. Это был первый день революции, свергнувшей царское са­ модержавие. Затянувшаяся война измотала народ и ар­ мию. Миллионы русских солдат, сражаясь с войсками Германии, Австро-Венгрии и Тур­ ции, испытывали недостаток вооружения и боеприпасов. На Крайнем Севере, у незамерзающего моря, незадолго до того появился портовый город, названный в честь царя Романо- вым-на-Мурмане. Сюда от союзников, из Ан­ глии и Франции, шли суда с военными груза­ ми для русской армии. По наскоро построен­ ной железной дороге они отправлялись ту­ да, где лилась кровь, где в них была наи- крестьянин Никита Лунков увлек за собой многих грузчиков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик № 22. Когда густой дым стал проникать через угольный трюм в кочегарку, в 0 часов 35 минут механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, закрыл "водоне­ проницаемую переборку” — единственный выход из жилого помещения. В час ночи на ’’Нигерии'' произошел взрыв, пламя охватило второй и третий трюмы, огонь «СРАЗУ БОЛЬШОЙ ОГОНЬ» Иван УШАКОВ, краевед большая потребность. В Романове-на-Мурмане не хватало жилья. Портовых рабочих приходилось селить не только в бараках, но и на судах. На пароходе ’’Нигерия” , принадлежавшем английскому обществу "Р. Мартенс и К °” , в подпалубном помещении проживали 98 грузчиков — наем­ ных рабочих, завербованных преимуществен­ но в Тульской и Калужской губерниях, а так­ же беженцы из Гродненской губернии и дру­ гие российские подданные. Им обещали хо­ рошие заработки на разгрузке судов, осво­ бождение от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт разгрузки, полученный в Ар­ хангельске, на пристани в Бакарице; осталь­ ные были новичками. Вечером густой туман окутал залив, в кото­ ром стояло более трех десятков судов. В 23.30 старший механик парохода "Ниге­ рия” В. С. Вильямс обошел судно и доложил капитану, что на нем все в порядке. Дейст­ вительно, ничто не вызывало опасений. Вскоре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Большинство людей уже спали. Судовая команда -— 14 англичан — занимала другую часть судна, отделенную от жилого помещения русских. На исходе су­ ток сменилась пара дневальных по судну, заступила на дежурство новая пара... В 24 часа спереди по левому борту паро­ хода, в твиндеке (межпалубье), анезално вспыхнул, как указывалось после в докумен­ тах, ’’сразу большой огонь” . Он отрезал вы­ ход на верхнюю палубу. Один из грузчиков; 36-летний крестьянин Василий Шишов, бро­ сился в пламя и, несмотря на сильные ожоги, прорвался наружу. Но огонь бушевал столь яростно, что никто не последовал его приме­ ру. Существовал другой путь спасения: через трюм, наполненный углем, имелся тоннель в кочетарку, а из нее наружу. Первым этим путем прошмыгнул и спасся мальчик. Затем перекинулся на соседние суда — пароходы "Ольгу" и "К сению ” (названы в честь сестер Николая II). В 2 часа 20 минут патрульное судно "К упа ва” подошло к горящей "Ниге­ рии", с кормы которой англичане подали трос, и отбуксировало ее на расстояние, без­ опасное для "Мурманской пристани Романов­ ского торгового порта” . На "Нигерии” про­ должали рваться сигнальные ракеты. В 5 ча­ сов утра прогрохотали два сильных взрыва. К 10 часам огонь ослаб. Начальник портовой пожарной команды Русаневич в своем донесении отмечал, что по прибытии на "Нигерию” он спросил капитана: "Где именно остались люди?". "Не знаю ” , — почти равнодушно ответил Шутер. Спаса­ тели потребовали указать вход "в трюм, в ко­ тором помещалась команда". "Капитан, — пишет Русаневич, — указал мне железную дверь, закрытую внутренним замком. После взлома этой двери я попал не в помещение команды, а на вторую палубу” . Лишь позднее вошли в жилую часть парохода и увидели обгоревшие трупы и человеческие кости — останки русских грузчиков. Всего на "Нигерии" погибли 59 рабочих, из них один умер от ожогов в больнице. Никто из судовой команды не пострадал (смазчик И. Оксон и негр матрос Д. Смарт вышли через трюм в кочегарку; остальные находились вдали от очага пожара). Романовская трагедия 24 февраля 1917 го­ да на фоне случившихся за четыре месяца до того архангельских "фейерверков” выгляде­ ла мелким происшествием. 16 октября 1916 года в Бакарице взорвался пароход "Барон Дризен” , доставивший из Нью-Йорка почти 50 тысяч пудов пороха и взрывчатки, 25 тысяч детонаторных трубок для артиллерийских снарядов, 50 тысяч гранат, 548 баллонов жид­ кого хлора. Пострадали портовые постройки, соседние суда. Одних убитых насчитывалось 650 человек, тысячи раненых. Взрывы греме­ ли шесть часов. Бакарица напоминала ад. 13 января 1917 года в Экономии (так назы­ валась другая пристань под Архангельском, где разгружались суда) взорвался ледоколь­ ный пароход "Семен Челюскин", на котором находилось 2200 тонн взрывчатки. Дома и склады горели целую неделю. Убитых и ра­ неных было 502 человека. В трагедиях, случившихся в Бакарице и Экономии, винили германских диверсантов, но ничего доказать не удалось. Правда, влас­ ти после этого приняли более строгие меры безопасности в местах разгрузки судов. Капитан "Нигерии” и другие англичане причиной пожара на судне считали "преду­ мышленный поджог” . Опрос спасшихся рабочих не дал убеди­ тельных подтверждений этой версии. Слабая тень подозрения пала на китайцев, прибыв­ ших 17 февраля с поездом Главноначальству­ ющего из Архангельска и помещенных на "Нигерию” . Крестьянин Николай Исаев, 26 лет, показал: "Помещение всегда содержа­ лось в чистоте и порядке. Ни керосина, ни бензина в жилом помещении никогда не бы­ ло... Первоначально огонь показался с того места из-под кроватей, где помещались ки­ тайцы, 22 человека. Над кроватями выше в два ряда расположены нары” . Выяснилось, что за день до пожара китайцев перевели на пароход "Саба” . После них в опустевшей спа­ льне остались веревки и какие-то брошенные вещи, к которым никто не прикасался. Паро­ ход освещался электричеством. ” У нас никог­ да не было ни свечей, ни керосина” , — гово­ рили рабочие. Курение на судне не допус­ калось. Глава рабочей команды Дмитрий Си- нюков, 30 лет, отмечал, что почти половина грузчиков "были люди опытные, работавшие в Архангельске с 1915 года, все хорошего поведения, не пьянствовали и в карты не играли... видевшие Бакарицу, люди знали опасность, берегли свою жизнь и только ко­ пили деньги для семьи". Они поддерживали на судне строгий порядок. В своих показаниях русские рабочие гово­ рили о китайцах уважительно: мол, те вели себя "чисто” и скромно. Раньше они служили матросами на английском пароходе ” Пиро- неа” , погибшем при взрыве в Экономии 13 января 1917 года. Совсем иначе русские грузчики отзывались об английской судовой команде. Василий Ши­ шов отмечал: английские матросы "всегда над нами смеялись, бросали картошками... и вообще относились к нам недружелюбно... к себе нас никогда не подпускали". Времена­ ми дело доходило до драк. На случай загорания на палубе обычно сто­ яли шесть ведер с водой: три на стороне англичан и три — у русских. ” 3а несколько дней до пожара, — показывал Николай Иса­ ев, — наши три ведра почему-то взяли анг­ лийские матросы” . Подозревали, что дверь из угольного трюма в кочегарку англичане заперли раньше времени, когда еще некото­ рые рабочие могли воспользоваться этим хо­ дом. Романовская трагедия почти совпала с па­ дением Романовской династии. Революция в Петрограде ошеломила жителей Романо- ва-на-Мурмане, отодвинула на задний план ’’несчастный случай” на "Нигерии” . Царская власть рухнула, новая еще не сформирова­ лась. Никому не хотелось нести ответствен­ ность за гибель 59 человек. Расследование дела прекратилось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz