Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 39.) 3. Сооружение порта Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семеновскую бухту прибыла первая артель рабочих-плот- ников, нанятых в Пензенской губернии. Она приступила к возведению бараков для стро­ ителей северного участка Мурманской же­ лезной дороги. Летом была готова времен­ ная пристань для приема строительных ма­ териалов и оборудования (копров для за­ бивки свай и т. п.). В начале 1916 года на стройку приехал инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп­ ный специалист, ранее сооружавший Влади­ востокский порт. Правительство требовало в самые сжатые сроки соорудить на Кольс­ ком заливе причалы и подъездные пути к ним для приема военных грузов из-за гра­ ницы. Этого требовала обстановка на фрон­ тах после тяжелых потерь русской армии в борьбе с хорошо вооруженным противни­ ком. Строительство Мурманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915/16 года выдалась очень суровой. Недо­ ставало жилья, строительных материалов, инструментов и механизмов. Рабочая сила вербовалась через подрядчиков в централь­ ных губерниях. Везти нанятых рабочих при­ ходилось через Финляндию, Швецию и Нор­ вегию по железным дорогам, а затем мо­ рем. Положение дел на стройке отражают те­ леграммы, которые посылали в Петроград инженеры И. А. Матвеичев и Б. Е. Веденеев. 15 января 1916 года: Работает 150 чело­ век... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром". 20 января: "Большинство рабочих изъявило желание уехать в Канаду на прибывшем пароходе "Царица” ... Забита передняя свайная линия соединяющей эста­ кады, завтра приступаю к бойке свай для устройства понтонной пристани по северной причальной линии” . 5 февраля: "Запив Се­ меновых замерз. Толщина льда три дюйма". 8 февраля: "Успешность работ... сильно за­ висит от погоды... Ветер нагоняет лед к строящейся пристани” . 24 марта Веденеев сообщал, что к 1 ап­ реля будут готовы "два глубоководных при­ чала, один лихтерный в Семеновской, один глубоководный в Дровяном и один глубоко­ водный в Александровске — всего пять при­ чалов". Еще недостроенный, порт уже принимал массу военных грузов, которые частично пе­ ревозились гужом через Лапландию к фин­ ляндской железной дороге. Первый "заве- дывающий Мурманским портом" Н. И. Тульский в конце марта организовал от­ правку в Архангельск ледокола "Айсланд", который благополучно доставил 61140 пудов пороха, 8244 пуда колючей проволоки, мно­ го патронов, снарядов, ручных гранат, шрап­ нели, капсюлей, 538 пудов авиационных ча­ стей, 50 ящиков автомобильных моторов, 12696 пудов сапог и т. д. Вслед за "Айслан- дом” вскоре пошли к Архангельску и другие ледокольные суда. Одновременно с причальными сооруже­ ниями на территории порта строились бара­ ки, столовая, пекарня, баня, складские по­ мещения, подъездные железнодорожные пути, мастерские. К 1 июня был готов водо­ провод, подававший около 90 тонн чистой воды в сутки. Однако правительство считало темп ра­ бот слишком медленным. 7 июня 1916 года Отдел торговых портов Министерства тор­ говли и промышленности направил Б. Е. Ве­ денееву телеграмму: "Скорейшее оконча­ ние работ по постройке Мурманского порта является вопросом чрезвычайного значе­ ния. Примите все возможные меры к ско­ рейшему производству работ, причем число причалов в порте Семеновских островов должно быть увеличено до восьми... не по­ зже 1 декабря” . Летом 1916 года на строительство порта прибыли новые партии завербованных ра­ бочих. Осенью по недостатку вольнонаем­ ных (шли одна за другой мобилизации муж­ чин на войну) прислали военизированные команды, так называемых "ратников фло­ та” . К декабрю на сооружении порта труди­ лось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строители работали в условиях по­ лярной ночи и частых ураганов. Жили ску­ ченно в бараках и на судах. Несколько раз разбушевавшаяся стихия ломала копры и разбрасывала служебные суда. "Снеж­ ным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причинены повреж­ дения строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреж­ дены два плавучих, из них один опрокинут, разбит моторный катер-изыскатель, выки­ нут на Абрам-коргу плавучий кран...” Благодаря труду сотен рабочих и военно­ служащих порт расширялся и все более на­ бирал силу. К марту 1917 года действовала портовая электростанция, три береговых и один плавучий краны для разгрузки судов. На территории порта стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 года он при­ нял 66455 тонн различных грузов. ” С оконча­ нием 4 и 5 причалов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Ведене­ ев, — суточная разгрузка порта может быть доведена до 200 вагонов при условии пра­ вильной подачи вагонов на причалы и ин­ тенсивной разгрузки пароходов". 4. Открытие города Рядом с торговым портом сооружалась временная военно-морская база (ныне на этой территории находится рыбный порт). К 20 августа 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсоб­ ных строений, имелась электрическая стан­ ция. Осенью на объекте работало 873 чело­ века. Целый поселок возник возле железнодо­ рожной станции Мурман. В нем жили строи­ тели и эксплуатационники железной дороги, грузчики, служащие ведомства путей сооб­ щения. Всего на первой террасе (по береговой полосе) к осени 1916 года уже стояло не менее четырехсот строений разного типа — бараков, избушек, будок, землянок, ша­ лашей, складских помещений, "чемоданов" (домов наподобие футляра ручной швейной машины, оставленных канадскими строите­ лями дороги), мастерских и т. д. Под жилье использовались также стоявшие на рейде суда. По численности населения поселок, име­ новавшийся Семеново, в несколько раз пре­ восходил соседние города — Колу и Алек­ сандровск (ныне Полярный). Проведение железной дороги к Мурманскому порту обеспечивало поселку дальнейший рост и превращение его в крупный город. По берегу Кольского залива самостояте­ льно вели строительство три разных ведом­ ства: торгово-промышленное, военно-морс­ кое и путей сообщения. Собственно "город” мыслился как творение Министерства внут­ ренних дел. 12 мая 1916 года состоялось распределение территорий, прилегающих к порту. "Будущему городу” отвели 2000 десятин казенной земли на второй террасе между Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию прави­ тельства начертил план застройки горо­ дской территории. От центральной площади расходились проспекты и улицы, которым предстояло появиться через несколько лет. Согласно проекту, до постройки зданий сле­ довало проложить дороги, вымостить ули­ цы, подвести водопровод и электричество, а потом только начать раздачу участков частным предпринимателям и поселенцам. 29 июня 1916 года министр путей сообще­ ния А. Ф. Трепов обратился к царю с хода­ тайством "об образовании... из возникающе­ го у станции Мурман железнодорожного по­ селка городского поселения” . Николай II одобрил предложение и возложил "общий надзор и руководство” делами по созданию города на одного из своих приближенных — временно управляющего Министерством императорского двора графа М. Е. Нирода. IПродолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz