Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 39.) 3. Сооружение порта Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семеновскую бухту прибыла первая артель рабочих-плот- ников, нанятых в Пензенской губернии. Она приступила к возведению бараков для стро ителей северного участка Мурманской же лезной дороги. Летом была готова времен ная пристань для приема строительных ма териалов и оборудования (копров для за бивки свай и т. п.). В начале 1916 года на стройку приехал инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп ный специалист, ранее сооружавший Влади востокский порт. Правительство требовало в самые сжатые сроки соорудить на Кольс ком заливе причалы и подъездные пути к ним для приема военных грузов из-за гра ницы. Этого требовала обстановка на фрон тах после тяжелых потерь русской армии в борьбе с хорошо вооруженным противни ком. Строительство Мурманского порта шло в невероятно трудных условиях. Зима 1915/16 года выдалась очень суровой. Недо ставало жилья, строительных материалов, инструментов и механизмов. Рабочая сила вербовалась через подрядчиков в централь ных губерниях. Везти нанятых рабочих при ходилось через Финляндию, Швецию и Нор вегию по железным дорогам, а затем мо рем. Положение дел на стройке отражают те леграммы, которые посылали в Петроград инженеры И. А. Матвеичев и Б. Е. Веденеев. 15 января 1916 года: Работает 150 чело век... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром". 20 января: "Большинство рабочих изъявило желание уехать в Канаду на прибывшем пароходе "Царица” ... Забита передняя свайная линия соединяющей эста кады, завтра приступаю к бойке свай для устройства понтонной пристани по северной причальной линии” . 5 февраля: "Запив Се меновых замерз. Толщина льда три дюйма". 8 февраля: "Успешность работ... сильно за висит от погоды... Ветер нагоняет лед к строящейся пристани” . 24 марта Веденеев сообщал, что к 1 ап реля будут готовы "два глубоководных при чала, один лихтерный в Семеновской, один глубоководный в Дровяном и один глубоко водный в Александровске — всего пять при чалов". Еще недостроенный, порт уже принимал массу военных грузов, которые частично пе ревозились гужом через Лапландию к фин ляндской железной дороге. Первый "заве- дывающий Мурманским портом" Н. И. Тульский в конце марта организовал от правку в Архангельск ледокола "Айсланд", который благополучно доставил 61140 пудов пороха, 8244 пуда колючей проволоки, мно го патронов, снарядов, ручных гранат, шрап нели, капсюлей, 538 пудов авиационных ча стей, 50 ящиков автомобильных моторов, 12696 пудов сапог и т. д. Вслед за "Айслан- дом” вскоре пошли к Архангельску и другие ледокольные суда. Одновременно с причальными сооруже ниями на территории порта строились бара ки, столовая, пекарня, баня, складские по мещения, подъездные железнодорожные пути, мастерские. К 1 июня был готов водо провод, подававший около 90 тонн чистой воды в сутки. Однако правительство считало темп ра бот слишком медленным. 7 июня 1916 года Отдел торговых портов Министерства тор говли и промышленности направил Б. Е. Ве денееву телеграмму: "Скорейшее оконча ние работ по постройке Мурманского порта является вопросом чрезвычайного значе ния. Примите все возможные меры к ско рейшему производству работ, причем число причалов в порте Семеновских островов должно быть увеличено до восьми... не по зже 1 декабря” . Летом 1916 года на строительство порта прибыли новые партии завербованных ра бочих. Осенью по недостатку вольнонаем ных (шли одна за другой мобилизации муж чин на войну) прислали военизированные команды, так называемых "ратников фло та” . К декабрю на сооружении порта труди лось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строители работали в условиях по лярной ночи и частых ураганов. Жили ску ченно в бараках и на судах. Несколько раз разбушевавшаяся стихия ломала копры и разбрасывала служебные суда. "Снеж ным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причинены повреж дения строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреж дены два плавучих, из них один опрокинут, разбит моторный катер-изыскатель, выки нут на Абрам-коргу плавучий кран...” Благодаря труду сотен рабочих и военно служащих порт расширялся и все более на бирал силу. К марту 1917 года действовала портовая электростанция, три береговых и один плавучий краны для разгрузки судов. На территории порта стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 года он при нял 66455 тонн различных грузов. ” С оконча нием 4 и 5 причалов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Ведене ев, — суточная разгрузка порта может быть доведена до 200 вагонов при условии пра вильной подачи вагонов на причалы и ин тенсивной разгрузки пароходов". 4. Открытие города Рядом с торговым портом сооружалась временная военно-морская база (ныне на этой территории находится рыбный порт). К 20 августа 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсоб ных строений, имелась электрическая стан ция. Осенью на объекте работало 873 чело века. Целый поселок возник возле железнодо рожной станции Мурман. В нем жили строи тели и эксплуатационники железной дороги, грузчики, служащие ведомства путей сооб щения. Всего на первой террасе (по береговой полосе) к осени 1916 года уже стояло не менее четырехсот строений разного типа — бараков, избушек, будок, землянок, ша лашей, складских помещений, "чемоданов" (домов наподобие футляра ручной швейной машины, оставленных канадскими строите лями дороги), мастерских и т. д. Под жилье использовались также стоявшие на рейде суда. По численности населения поселок, име новавшийся Семеново, в несколько раз пре восходил соседние города — Колу и Алек сандровск (ныне Полярный). Проведение железной дороги к Мурманскому порту обеспечивало поселку дальнейший рост и превращение его в крупный город. По берегу Кольского залива самостояте льно вели строительство три разных ведом ства: торгово-промышленное, военно-морс кое и путей сообщения. Собственно "город” мыслился как творение Министерства внут ренних дел. 12 мая 1916 года состоялось распределение территорий, прилегающих к порту. "Будущему городу” отвели 2000 десятин казенной земли на второй террасе между Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию прави тельства начертил план застройки горо дской территории. От центральной площади расходились проспекты и улицы, которым предстояло появиться через несколько лет. Согласно проекту, до постройки зданий сле довало проложить дороги, вымостить ули цы, подвести водопровод и электричество, а потом только начать раздачу участков частным предпринимателям и поселенцам. 29 июня 1916 года министр путей сообще ния А. Ф. Трепов обратился к царю с хода тайством "об образовании... из возникающе го у станции Мурман железнодорожного по селка городского поселения” . Николай II одобрил предложение и возложил "общий надзор и руководство” делами по созданию города на одного из своих приближенных — временно управляющего Министерством императорского двора графа М. Е. Нирода. IПродолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz