Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 75 л е т н а з а д , в т р у д н о е в р ем я п е р в о й м и р о в о й в о й н ы , на К р а й н е м С е ве ре в о з н и к п о р т о в ы й го р о д , к о т о р ы й д о л ж е н б ы л с в я з а т ь Р о ссию с ее с о ю з н и к а м и и п о м о ч ь р у с с к о й а рм и и в з ащ и те О те ч е с тв а от а гр е с с и и ге р м а н с к о го б л о к а д е р ж а в . Отмечая юбилей города-героя, обратимся к его начальной истории. 1. Что здесь было Русские люди пришли в эти места в середине XVI столетия и основали при устье реки Колы небольшое поселение. Они занимались ловом семги и тресковыми промыс­ лами. Вскоре сюда явились агенты известных купцов Строгановых и устроили в Коле укрепленное подворье для торговли пушниной с иностранцами. Одновременно на Кольском заливе стали развертывать хозяйственную деятельность монахи Печенгс- кого монастыря. В 1576 году через Колу бежал за границу, бросив службу у Ивана Грозного, немец Генрих Штаден. По дороге он собирал сведения о селениях и укреплениях Русского Севера. "Печенгские монахи, — отмечал в своих записках Штаден, —- имеют двор на Кольском посаде” , они вываривают соль на берегу залива, да "Яков и Григорий Аникиевичи Строгановы около трех лет тому назад здесь же поставили еще солевар­ ню". Местонахождение усолья Строгановых указывает ручей, протекающий по террито­ рии города Мурманска, который до сих пор называется Варничным (в основной части заключен в трубу). Близ его устья и стояла тогда варница. Соль добывалась из морской воды путем выпаривания на большом противне— црене. Участок с дровяным лесом "от варницы по обе стороны ручья и до тундры” ( то есть горы, ныне — сопки Варничной, на которой помещается телецентр) был куплен Аникой Строгановым у муномашских лопарей, живших при устье речки Росты. Береговая полоса от Ав­ рамовой пахты (Абрам-мыса) до речки Лавны принадлежала "Ивану Быку и Михаилу — Оникеевым прикащикам” . В 1579 году Семен Аникиевич Строганов отдал кольское подворье и варницу Печенгско.му монастырю "на помин души” своего родителя. Сохранилась голландская гравюра конца XVI века, на которой изображен Кольский залив. В южной его части показано деревянное укрепление — Кольский острог, а к северо-востоку от него — две соляные варницы и жилой дом, под которым латинскими буквами обозначено географическое название "Солинэ” , видимо, ис­ каженное русское слово "Соляные” , слышанное от провожатых. В писцовой книге 1608 года сказано: "В Кольской губе варница... Да у варницы ж избушка да два анбара соляных, да двор дрововозный, а на дворе две кельи, да анбар, да конюшня, да баня, да за ручьем сарай, да кузница, монастырские ж ” . Как видим, в начале XVII века на старом усолье действовала лишь одна варница. Когда окрестные леса были вырублены, прибрежные участки стали использоваться для сенокошения. В 1826 году описание Кольского залива производил лейтенант флота М. Ф. Рейнеке. Ничто уже не напоминало о некогда существовавших солеварнях: "На островах и по берегам залива, — отмечал гидрограф, -— паслось несколько стад оленей", принад­ лежащих колянам: напротив двух песчаных островков Семеновских виднелись "из­ рядные рощи” , где можно было заготовлять дрова. На мысах Халдеев, Абрамова пахта, Еловый и Дровяной стояли ’’рыбачьи хижины и вежи (шалаши), обитаемые с весны до июля лопарями, приходящими для ловли семги” . В сентябре 1896 года участок близ устья Варничного ручья взял в аренду у лопарей "торгующий крестьянин" А. И. Буторин для устройства лесопильного завода. Однако, поразмыслив, он решил строить завод возле устья Дровяного ручья, а близ Семеновых островов в начале XX века соорудил пристань, к которой подходили иностранные суда за круглым лесом, сплавлявшимся сюда с верховий Лотты, Нотозера и Туломы. Семеновская пристань использовалась мало ввиду трудности сплава леса, сам завод временами бездействовал. Казалось, ничто не могло оживить малолюдный край. Но вскоре произошли события, резко поднявшие значение Мурмана для Рос­ сийского государства. 2. Где строить порт? 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. На полях Галиции и в Восточной Пруссии развернулись кровопролитные сражения. Уже через три месяца были почти израсходованы накопленные в мирное время запасы патронов и снарядов. Массовые мобилизации резервистов в армию выявили ужаса­ ющую нехватку оружия и снаряжения. Одних винтовок требовалось несколько милли­ онов. Русская промышленность не могла в короткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, боеприпасах, обмундировании, медикаментах и т. д. Пришлось все недостающее заказывать за границей — в Англии, Франции, США. Основная масса военных поставок — сотни тысяч тонн грузов — ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать в России? Пути к балтийским и черноморским портам перекрыли немцы и турки. Владивосток находился слишком далеко от театра военных действий, и перевозка грузов обошлась бы слишком дорого. Главный порт Севера — Архангельский — не удовлетворял тем, что скованный льдами, почти полгода бездействовал. К тому же пропускная способность узкоколейной железной На фото: закладка храма на месте будущего города Романова на Мурмане. дороги Архангельск— Вологда была недостаточной. Ее следовало перешить на широ­ кую общероссийскую колею. России был нужен порт, способный принимать океанские суда круглый год и нахо­ дящийся сравнительно близко к странам-поставщикам. Внимание правящих кругов все более обращалось к незамерзающим бухтам Мурмана, отвечавшим этим требова­ ниям. Вопрос о сооружении портового города на Мурмане поднимался много раз — в 1870, 1881, 1894, 1902 годах. Но только война заставила правительство взяться за дело всерьез. 11 февраля 1915 года Совет министров одобрил представление Министерства путей сообщения об ассигновании трех с половиной миллионов рублей на подготови­ тельные работы по сооружению железной дороги от Кеми до Колы. Для выбора места строительства порта снарядили гидрографическую экспедицию во главе с Валериа­ ном Евгеньевичем Ляхницким, которой предстояло дать оценку всех бухт Мурмана. В печати того времени бурно обсуждался вопрос, где создавать Мурманский порт. Некоторые предлагали Печенгскую губу. Публицист А. А. Жилинский пылко обосновы­ вал выгоды Подпахты — губы немного восточнее устья реки Вороньей. "Вот где именно создастся, — писал он. — второй Варде (процветающий город на крайнем севере Норвегии. — И. У.), а не где-то, с позволения сказать, у черта на куличках в Кольской губе. Достаточно, кажется, ставить нам памятников вроде уродливого кабинетного измышления города Александровска". Обстоятельное изучение местных условий показало, что наилучшим участком для порта является урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная береговая полоса, к которой примыкала вторая терраса, пригодная для размещения большого города, местность сухая, песчаная, здоровая, с наличием хорошей питьевой воды (ручьи Семеновский и Варничный). Глубина залива позволяла принимать суда любого тоннажа. Окрестные сопки защи­ щали рейд от ветров, а удаленность от океана облегчала оборону от нападений вражеского флота. Семеновская бухта почти никогда не замерзала (образующийся в особенно суровые зимы лед не представлял большой помехи для судоходства). ( Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz