Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 75 л е т н а з а д , в т р у д н о е в р ем я п е р в о й м и р о в о й в о й н ы , на К р а й н е м С е ве ре в о з н и к п о р т о в ы й го р о д , к о т о р ы й д о л ж е н б ы л с в я з а т ь Р о ссию с ее с о ю з н и к а м и и п о м о ч ь р у с с к о й а рм и и в з ащ и те О те ч е с тв а от а гр е с с и и ге р м а н с к о го б л о к а д е р ж а в . Отмечая юбилей города-героя, обратимся к его начальной истории. 1. Что здесь было Русские люди пришли в эти места в середине XVI столетия и основали при устье реки Колы небольшое поселение. Они занимались ловом семги и тресковыми промыс лами. Вскоре сюда явились агенты известных купцов Строгановых и устроили в Коле укрепленное подворье для торговли пушниной с иностранцами. Одновременно на Кольском заливе стали развертывать хозяйственную деятельность монахи Печенгс- кого монастыря. В 1576 году через Колу бежал за границу, бросив службу у Ивана Грозного, немец Генрих Штаден. По дороге он собирал сведения о селениях и укреплениях Русского Севера. "Печенгские монахи, — отмечал в своих записках Штаден, —- имеют двор на Кольском посаде” , они вываривают соль на берегу залива, да "Яков и Григорий Аникиевичи Строгановы около трех лет тому назад здесь же поставили еще солевар ню". Местонахождение усолья Строгановых указывает ручей, протекающий по террито рии города Мурманска, который до сих пор называется Варничным (в основной части заключен в трубу). Близ его устья и стояла тогда варница. Соль добывалась из морской воды путем выпаривания на большом противне— црене. Участок с дровяным лесом "от варницы по обе стороны ручья и до тундры” ( то есть горы, ныне — сопки Варничной, на которой помещается телецентр) был куплен Аникой Строгановым у муномашских лопарей, живших при устье речки Росты. Береговая полоса от Ав рамовой пахты (Абрам-мыса) до речки Лавны принадлежала "Ивану Быку и Михаилу — Оникеевым прикащикам” . В 1579 году Семен Аникиевич Строганов отдал кольское подворье и варницу Печенгско.му монастырю "на помин души” своего родителя. Сохранилась голландская гравюра конца XVI века, на которой изображен Кольский залив. В южной его части показано деревянное укрепление — Кольский острог, а к северо-востоку от него — две соляные варницы и жилой дом, под которым латинскими буквами обозначено географическое название "Солинэ” , видимо, ис каженное русское слово "Соляные” , слышанное от провожатых. В писцовой книге 1608 года сказано: "В Кольской губе варница... Да у варницы ж избушка да два анбара соляных, да двор дрововозный, а на дворе две кельи, да анбар, да конюшня, да баня, да за ручьем сарай, да кузница, монастырские ж ” . Как видим, в начале XVII века на старом усолье действовала лишь одна варница. Когда окрестные леса были вырублены, прибрежные участки стали использоваться для сенокошения. В 1826 году описание Кольского залива производил лейтенант флота М. Ф. Рейнеке. Ничто уже не напоминало о некогда существовавших солеварнях: "На островах и по берегам залива, — отмечал гидрограф, -— паслось несколько стад оленей", принад лежащих колянам: напротив двух песчаных островков Семеновских виднелись "из рядные рощи” , где можно было заготовлять дрова. На мысах Халдеев, Абрамова пахта, Еловый и Дровяной стояли ’’рыбачьи хижины и вежи (шалаши), обитаемые с весны до июля лопарями, приходящими для ловли семги” . В сентябре 1896 года участок близ устья Варничного ручья взял в аренду у лопарей "торгующий крестьянин" А. И. Буторин для устройства лесопильного завода. Однако, поразмыслив, он решил строить завод возле устья Дровяного ручья, а близ Семеновых островов в начале XX века соорудил пристань, к которой подходили иностранные суда за круглым лесом, сплавлявшимся сюда с верховий Лотты, Нотозера и Туломы. Семеновская пристань использовалась мало ввиду трудности сплава леса, сам завод временами бездействовал. Казалось, ничто не могло оживить малолюдный край. Но вскоре произошли события, резко поднявшие значение Мурмана для Рос сийского государства. 2. Где строить порт? 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. На полях Галиции и в Восточной Пруссии развернулись кровопролитные сражения. Уже через три месяца были почти израсходованы накопленные в мирное время запасы патронов и снарядов. Массовые мобилизации резервистов в армию выявили ужаса ющую нехватку оружия и снаряжения. Одних винтовок требовалось несколько милли онов. Русская промышленность не могла в короткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, боеприпасах, обмундировании, медикаментах и т. д. Пришлось все недостающее заказывать за границей — в Англии, Франции, США. Основная масса военных поставок — сотни тысяч тонн грузов — ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать в России? Пути к балтийским и черноморским портам перекрыли немцы и турки. Владивосток находился слишком далеко от театра военных действий, и перевозка грузов обошлась бы слишком дорого. Главный порт Севера — Архангельский — не удовлетворял тем, что скованный льдами, почти полгода бездействовал. К тому же пропускная способность узкоколейной железной На фото: закладка храма на месте будущего города Романова на Мурмане. дороги Архангельск— Вологда была недостаточной. Ее следовало перешить на широ кую общероссийскую колею. России был нужен порт, способный принимать океанские суда круглый год и нахо дящийся сравнительно близко к странам-поставщикам. Внимание правящих кругов все более обращалось к незамерзающим бухтам Мурмана, отвечавшим этим требова ниям. Вопрос о сооружении портового города на Мурмане поднимался много раз — в 1870, 1881, 1894, 1902 годах. Но только война заставила правительство взяться за дело всерьез. 11 февраля 1915 года Совет министров одобрил представление Министерства путей сообщения об ассигновании трех с половиной миллионов рублей на подготови тельные работы по сооружению железной дороги от Кеми до Колы. Для выбора места строительства порта снарядили гидрографическую экспедицию во главе с Валериа ном Евгеньевичем Ляхницким, которой предстояло дать оценку всех бухт Мурмана. В печати того времени бурно обсуждался вопрос, где создавать Мурманский порт. Некоторые предлагали Печенгскую губу. Публицист А. А. Жилинский пылко обосновы вал выгоды Подпахты — губы немного восточнее устья реки Вороньей. "Вот где именно создастся, — писал он. — второй Варде (процветающий город на крайнем севере Норвегии. — И. У.), а не где-то, с позволения сказать, у черта на куличках в Кольской губе. Достаточно, кажется, ставить нам памятников вроде уродливого кабинетного измышления города Александровска". Обстоятельное изучение местных условий показало, что наилучшим участком для порта является урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная береговая полоса, к которой примыкала вторая терраса, пригодная для размещения большого города, местность сухая, песчаная, здоровая, с наличием хорошей питьевой воды (ручьи Семеновский и Варничный). Глубина залива позволяла принимать суда любого тоннажа. Окрестные сопки защи щали рейд от ветров, а удаленность от океана облегчала оборону от нападений вражеского флота. Семеновская бухта почти никогда не замерзала (образующийся в особенно суровые зимы лед не представлял большой помехи для судоходства). ( Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz