Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ный в Семенозской, один глубоководный в Дровя ном и один глубоководный в Александровске — всего пять причалов». Еще недостроенный, порт уже принимал массу военных грузов, которые ча стично перевозились гужом через Лапландию к Фин ляндской железной дороге. Первый «заведывающий • i f t ■ 1— тонн различных грузов. «С окончанием 4 и 5 прича лов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Веденеев, — су точная разгрузка порта мо жет быть доведена до 200 вагонов при условии пра вильной подачи вагонов на причалы и интенсивной раз грузки пароходов». налйстами граф Нирод зая вил’ о том, что правитель ство намерено построить на Мурмане город «в со ответствии с последним словом западноевропей ского городского строи тельства», что «каждый его житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры», вследствие чего переселе- ( Начало в ЛЬ 106). СООРУЖЕНИЕ ПОРТА Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семе новскую бухту прибыла первая артель рабочих- ппотников, нанятых в Пен зенской губернии. Она приступила к возведению бараков для строителей се верного участка Мурман ской железной дороги. Летом была готова вре менная пристань для при ема строительных материа лов и оборудования (коп- роз для забивки свай и т. п.). В начале 1916 года на стройку прибыл инженер Борис Евгеньевич Ведене ев, крупный специалист, ранее сооружавший Влади востокский порт. Прави тельство требовало в са мые сжатые сроки соору дить на Кольском заливе причалы и подъездные пу ти к ним для приема воен ных грузов из-за границы. Так диктовали война, тяже лые поражения наших ■ойск на фронте. Строительство Мурман ского порта шло > неве роятно трудных условиях. Зима 1915/16 года выда лась очень суровой. Недо ставало жилья, строитель ных материалов, инстру ментов и механизмов. Ра бочая сила вербовалась через подрядчиков в цент ральных губерниях. Везти нанятых рабочих приходи лось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным дорогам, а за тем морем. Положение дел на строй ке отражают телеграммы, которые посылали в Петро град инженеры И. А. Мат- ■еичев и Б. Е. Веденеев. 15 января 1916 года: «Рабо тает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют св£и одним копром». 20 января: «Большинство ра бочих изъявило желание уехать в Канаду на при бывшем пароходе «Цари ца»... Забита передняя свай ная линия соединяющей эстакады, завтра приступаю к бойке свай для устройст ва понтонной пристани по северной причальной ли нии...» 5 февраля: «Залив Семеновых замерз. Толщи на льда три дюйма». 24 марта Веденеев сооб щал, что к 1 апреля будут готовы «два глубоковод ных причала, один лихтер Мурманским портом» Н. И. Тульский в конце марта организовал отправку в Архангельск ледокола «Айсланд», который бла гополучно доставил 61.140 пудов пороха, 8.244 пуда колючей проволоки, много патронов, снарядов, ручных гранат, шрапнели, капсю лей, 538 пудов авиацион ных частей, 50 ящиков ав томобильных моторов, 12.696 пудов сапог и т. д. Вслед за «Айсландом» вскоре пошли к Архангель ску и другие ледокольные суда. Одновременно с причаль ными сооружениями на территории порта строи лись бараки, столовая, пе карня, баня, складские по мещения, подъездные же лезнодорожные пути, ма стерские. К 1 июня был готов водопровод, пода вавший около 90 тонн чи стой воды в сутки. Летом 1916 года на строительство порта прибы ли новые партии завербо ванных рабочих. Осенью по недостатку вольнонаем ных (шли одна за другой мобилизации мужчин на войну) прислали военизи рованные команды, так на зываемых «ратников фло та». К декабрю на соору жении порта трудилось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строите ли работали в условиях по лярной ночи и частых ура ганов. Жили скученно в бараках и на судах. Не сколько раз разбушевав шаяся стихия ломала коп ры и разбрасывала слу жебные суда. «Снежным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причинены по вреждения строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреждены два плавучих, из них один оп рокинут, разбит моторный катер-изыскатель, выкинут на Абрам-коргу плавучий кран...» Благодаря труду сотен рабочих и военнослужащих порт расширялся и все бо лее набирал силу. К мар ту 1917 года действовали портовая электростанция, три береговых и один пла вучий кран для разгрузки судов. На территории пор та стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 года он принял 66.455 НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА Рядом с торговым пор том сооружалась времен ная военно-морская база (там, где ныне находится рыбный порт). К 20 авгу ста 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсобных строе ний, имелась электрическая станция. Осенью на объек те работало 873 человека. По численности населе ния Семеновский поселок в несколько раз превосходил соседние города — Колу и Александровск. ' Прове дение железной дороги обеспечивало ему возмож ности дальнейшего роста и превращения в крупный портовый город. Пока же каждое ведом ство — министерства тор гово-промышленное, мор-, ское и путей сообщения — вело свое самостоятель ное строительство. Собст венно «город» мыслился как творение министерства внутренних дел. 12 мая 1916 года состоялось рас пределение территорий, прилегающих к порту. «Бу дущему городу» отвели 2.000 десятин казенной зем ли на второй террасе меж ду Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию правительства начертил план застройки городской территории. От центральной площади рас ходились проспекты и ули цы, которым предстояло появиться через несколько лет. Согласно проекту, до постройки зданий предпо лагалось проложить доро ги, вымостить улицы, под вести водопровод и элект ричество, а потом только начать раздачу участков ча стным предпринимателям и поселенцам. 29 июня 1916 года ми нистр путей сообщения А. Ф. Трепов обратился к царю с ходатайством «об образовании... из возни кающего у станции Мур ман железнодорожного по селка городского поселе ния». Николай II одобрил предложение и возложил «общий надзор и руковод ство» делами по созданию города на одного из своих приближенных — времен но управляющего мини стерством императорского двора графа М. Е. Нирода. Вскоре в беседе с жур- ние сюда станет заманчи вым даже для людей, при выкших к жизни в больших городах. Решено было начать ос нование города с закладки храма в честь «святого покровителя» царствующе го дома Николая Мирли- кийского. На церемонию, состоявшуюся 21 сентября (4 октября по новому сти лю), приехали министры путей сообщения и мор ской, архангельский губер натор, некоторые члены Го сударственной думы и Го сударственного совета, ру ководители отделов и строительных управлений, духовные лица, местные начальники. Из Колы при везли специальным поез дом почти всех жителей. Собрались строители, же лезнодорожники, портови ки и служащие всех ве домств. Корреспондент газеты «Новое время» А. Ренни- ков подробно описал тор жество открытия нового города на Мурмане. Снача ла епископ Нафанаил со вершил богослужение на месте будущего городско го собора, затем в углуб ление заложили металли ческую пластину с выгра вированным на ней тек стом о дате закладки хра ма и именами высокопо ставленных лиц, присутст вовавших при этом, потом министры положили кир пичи в основание алтаря, епископ окропил место храма «святой водой». 30 октября 1916 года А. Ф. Трепов сообщил уп равлению города, что ми нистерство путей сообще ния «для уменьшения жи лищной нужды решило приобрести в Англии пере носные дома для помеще ния в них 1.500 рабочих и 100 служащих» и что он уже сделал «распоряжение о незамедлительной покуп ке указанных домов на об щую сумму около 20.000 фунтов стерлингов». К весне 1917 года в го роде и отчасти на судах проживало 12 с половиной тысяч челозек. На каждого из них в среднем прихо дилось два с четвертью квадратных’ метра жилой площади. И. УШАКОВ, краевед. ( Продолжение следует) аж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz