Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ный в Семенозской, один глубоководный в Дровя­ ном и один глубоководный в Александровске — всего пять причалов». Еще недостроенный, порт уже принимал массу военных грузов, которые ча­ стично перевозились гужом через Лапландию к Фин­ ляндской железной дороге. Первый «заведывающий • i f t ■ 1— тонн различных грузов. «С окончанием 4 и 5 прича­ лов и установкой на них двух портальных кранов, — писал Веденеев, — су­ точная разгрузка порта мо­ жет быть доведена до 200 вагонов при условии пра­ вильной подачи вагонов на причалы и интенсивной раз­ грузки пароходов». налйстами граф Нирод зая­ вил’ о том, что правитель­ ство намерено построить на Мурмане город «в со­ ответствии с последним словом западноевропей­ ского городского строи­ тельства», что «каждый его житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры», вследствие чего переселе- ( Начало в ЛЬ 106). СООРУЖЕНИЕ ПОРТА Прокладка рельсового пути на Мурман началась весной 1915 года. В Семе­ новскую бухту прибыла первая артель рабочих- ппотников, нанятых в Пен­ зенской губернии. Она приступила к возведению бараков для строителей се­ верного участка Мурман­ ской железной дороги. Летом была готова вре­ менная пристань для при­ ема строительных материа­ лов и оборудования (коп- роз для забивки свай и т. п.). В начале 1916 года на стройку прибыл инженер Борис Евгеньевич Ведене­ ев, крупный специалист, ранее сооружавший Влади­ востокский порт. Прави­ тельство требовало в са­ мые сжатые сроки соору­ дить на Кольском заливе причалы и подъездные пу­ ти к ним для приема воен­ ных грузов из-за границы. Так диктовали война, тяже­ лые поражения наших ■ойск на фронте. Строительство Мурман­ ского порта шло > неве­ роятно трудных условиях. Зима 1915/16 года выда­ лась очень суровой. Недо­ ставало жилья, строитель­ ных материалов, инстру­ ментов и механизмов. Ра­ бочая сила вербовалась через подрядчиков в цент­ ральных губерниях. Везти нанятых рабочих приходи­ лось через Финляндию, Швецию и Норвегию по железным дорогам, а за­ тем морем. Положение дел на строй­ ке отражают телеграммы, которые посылали в Петро­ град инженеры И. А. Мат- ■еичев и Б. Е. Веденеев. 15 января 1916 года: «Рабо­ тает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют св£и одним копром». 20 января: «Большинство ра­ бочих изъявило желание уехать в Канаду на при­ бывшем пароходе «Цари­ ца»... Забита передняя свай­ ная линия соединяющей эстакады, завтра приступаю к бойке свай для устройст­ ва понтонной пристани по северной причальной ли­ нии...» 5 февраля: «Залив Семеновых замерз. Толщи­ на льда три дюйма». 24 марта Веденеев сооб­ щал, что к 1 апреля будут готовы «два глубоковод­ ных причала, один лихтер­ Мурманским портом» Н. И. Тульский в конце марта организовал отправку в Архангельск ледокола «Айсланд», который бла­ гополучно доставил 61.140 пудов пороха, 8.244 пуда колючей проволоки, много патронов, снарядов, ручных гранат, шрапнели, капсю­ лей, 538 пудов авиацион­ ных частей, 50 ящиков ав­ томобильных моторов, 12.696 пудов сапог и т. д. Вслед за «Айсландом» вскоре пошли к Архангель­ ску и другие ледокольные суда. Одновременно с причаль­ ными сооружениями на территории порта строи­ лись бараки, столовая, пе­ карня, баня, складские по­ мещения, подъездные же­ лезнодорожные пути, ма­ стерские. К 1 июня был готов водопровод, пода­ вавший около 90 тонн чи­ стой воды в сутки. Летом 1916 года на строительство порта прибы­ ли новые партии завербо­ ванных рабочих. Осенью по недостатку вольнонаем­ ных (шли одна за другой мобилизации мужчин на войну) прислали военизи­ рованные команды, так на­ зываемых «ратников фло­ та». К декабрю на соору­ жении порта трудилось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строите­ ли работали в условиях по­ лярной ночи и частых ура­ ганов. Жили скученно в бараках и на судах. Не­ сколько раз разбушевав­ шаяся стихия ломала коп­ ры и разбрасывала слу­ жебные суда. «Снежным ураганом ночью 31 января, — извещал производитель работ, — причинены по­ вреждения строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреждены два плавучих, из них один оп­ рокинут, разбит моторный катер-изыскатель, выкинут на Абрам-коргу плавучий кран...» Благодаря труду сотен рабочих и военнослужащих порт расширялся и все бо­ лее набирал силу. К мар­ ту 1917 года действовали портовая электростанция, три береговых и один пла­ вучий кран для разгрузки судов. На территории пор­ та стояло около десятка жилых зданий. В феврале 1917 года он принял 66.455 НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА Рядом с торговым пор­ том сооружалась времен­ ная военно-морская база (там, где ныне находится рыбный порт). К 20 авгу­ ста 1916 года здесь были готовы административное здание, два офицерских дома, пять казарм, более десятка подсобных строе­ ний, имелась электрическая станция. Осенью на объек­ те работало 873 человека. По численности населе­ ния Семеновский поселок в несколько раз превосходил соседние города — Колу и Александровск. ' Прове­ дение железной дороги обеспечивало ему возмож­ ности дальнейшего роста и превращения в крупный портовый город. Пока же каждое ведом­ ство — министерства тор­ гово-промышленное, мор-, ское и путей сообщения — вело свое самостоятель­ ное строительство. Собст­ венно «город» мыслился как творение министерства внутренних дел. 12 мая 1916 года состоялось рас­ пределение территорий, прилегающих к порту. «Бу­ дущему городу» отвели 2.000 десятин казенной зем­ ли на второй террасе меж­ ду Варничным ручьем и Семеновским озером. Инженер Б. В. Сабанин по заданию правительства начертил план застройки городской территории. От центральной площади рас­ ходились проспекты и ули­ цы, которым предстояло появиться через несколько лет. Согласно проекту, до постройки зданий предпо­ лагалось проложить доро­ ги, вымостить улицы, под­ вести водопровод и элект­ ричество, а потом только начать раздачу участков ча­ стным предпринимателям и поселенцам. 29 июня 1916 года ми­ нистр путей сообщения А. Ф. Трепов обратился к царю с ходатайством «об образовании... из возни­ кающего у станции Мур­ ман железнодорожного по­ селка городского поселе­ ния». Николай II одобрил предложение и возложил «общий надзор и руковод­ ство» делами по созданию города на одного из своих приближенных — времен­ но управляющего мини­ стерством императорского двора графа М. Е. Нирода. Вскоре в беседе с жур- ние сюда станет заманчи­ вым даже для людей, при­ выкших к жизни в больших городах. Решено было начать ос­ нование города с закладки храма в честь «святого покровителя» царствующе­ го дома Николая Мирли- кийского. На церемонию, состоявшуюся 21 сентября (4 октября по новому сти­ лю), приехали министры путей сообщения и мор­ ской, архангельский губер­ натор, некоторые члены Го­ сударственной думы и Го­ сударственного совета, ру­ ководители отделов и строительных управлений, духовные лица, местные начальники. Из Колы при­ везли специальным поез­ дом почти всех жителей. Собрались строители, же­ лезнодорожники, портови­ ки и служащие всех ве­ домств. Корреспондент газеты «Новое время» А. Ренни- ков подробно описал тор­ жество открытия нового города на Мурмане. Снача­ ла епископ Нафанаил со­ вершил богослужение на месте будущего городско­ го собора, затем в углуб­ ление заложили металли­ ческую пластину с выгра­ вированным на ней тек­ стом о дате закладки хра­ ма и именами высокопо­ ставленных лиц, присутст­ вовавших при этом, потом министры положили кир­ пичи в основание алтаря, епископ окропил место храма «святой водой». 30 октября 1916 года А. Ф. Трепов сообщил уп­ равлению города, что ми­ нистерство путей сообще­ ния «для уменьшения жи­ лищной нужды решило приобрести в Англии пере­ носные дома для помеще­ ния в них 1.500 рабочих и 100 служащих» и что он уже сделал «распоряжение о незамедлительной покуп­ ке указанных домов на об­ щую сумму около 20.000 фунтов стерлингов». К весне 1917 года в го­ роде и отчасти на судах проживало 12 с половиной тысяч челозек. На каждого из них в среднем прихо­ дилось два с четвертью квадратных’ метра жилой площади. И. УШАКОВ, краевед. ( Продолжение следует) аж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz