Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

К 70-летию Мурманска РОЖДЕНИЕ ГОРОДА Что здесь было Приближается семидеся­ тилетие Мурманска, круп­ нейшего заполярного горо­ да. Но русский человек жил и трудился на этой земле не 70 лет, а несколько сто­ летий. Наивно думать, что начало освоения данного места положено первопро­ ходцами XX века. В середине XVI столетия русские крестьяне осноза- ли при устье Колы неболь­ шое поселение и стали за­ ниматься рыбным промыс­ лом. Вскоре сюда явились агенты известных купцов Строгановых и устроили в Коле укрепленное подворье для торговли пушниной с иностранцами. Одновремен­ но на Кольском залиае ста­ ли развертывать хозяйст­ венную деятельность мона­ хи Печенгского монастыря. В 1576 году через Колу бежал за границу, бросив службу у Ивана Грозного, немец Генрих Штаден. По дороге он собрал сведения о селениях и укреплениях Русского Севера. «Печенг- ские монахи, — отмечал Штаден, — имеют двор на Кольском посаде», ловят семгу и вываривают соль по берегам залива, а «Яков и Григорий Аникиевмчи Строгановы около трех лет тому назад здесь же поста­ вили е щ е солеварню». 'Местонахождение усолья Строгановых указывает ру­ чей, протекающий по тер­ ритории города Мурманска, который до сих пор назы­ вается Варничным (в ос­ новной части заключен в трубу). Близ его устья и стояла тогда варница. Соль добывалась из морской во­ ды путем выпаривания на большом противне — ЦР*“ не. Участок с дровяным лесом «от варницы по обе стороны ручья и до тунд­ ры» (то есть горы, ныне — сопки Варничной, на ко­ торой помещается теле­ центр) был куплен Аникой Строгановым у муномаш- ских лопарей, живших при устье речки Росты. Берего­ вая полоса от Абрамовой пахты (Абрам-мыс) до реч­ ки Лавньі принадлежала «Ивану Быку и Михаилу — Оникеевьім прикащикам». В писцовой книге 1608 года сказано: «В Кольской губе варница... Да у варни­ цы ж избушка да два ан- бара соляных, да двор дро- вовозный, а на дворе две кельи, да анбар, да конюш­ ня, да баня, да за ручьем сарай, да кузница, мона­ стырские ж». В 1826 году опись мест­ ностей по Кольскому зали­ ву производил лейтенант флота М. Ф. Рейнеке. Ни­ что уже не напоминало о некогда существовавших со­ леварнях — «на островах и по берегам залива пас­ лось несколько стад оле­ ней», принадлежавших ко­ лянам; напротив двух пес­ чаных островков Семеноз- ских виднелись «изрядные рощи», где можно было заготовлять дрова. На мы­ сах Халдеев, Абрамова пах­ та, Еловый и Дровяной стояли «рыбачьи хижины и вежи (шалаши), обитаемые с весны до июля лопгря- ми, приходящими для лов­ ли семги». В сентябре 1896 года уча­ сток близ устья Варнично­ го ручья взял в аренду у лопарей «торгующий кре­ стьянин» А. И. Буторин для устройства лесопильного за­ вода. Однако, поразмыслив, он решил, строить завод возле устья Дровяного ручья, а близ Семеноиых островов в начале XX века соорудил пристань, к ко­ торой подходили иностран­ ные суда за круглым лесом, сплавлявшимся сюда с вер­ ховий Лотты, Нотозера и Туломы. Семеновская пристань использовалась мало вви­ ду трудности сплава леса, да и сам завод временами бездействовал. Казалось, ничто не могло ожиаить эти безлюдные берега. Но вскоре произошли события, резко изменившие судьбу заброшенного Мурмана. Где строить порт? 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. На полях Галиции и в Восточной Пруссии раз­ вернулись кровопролитные сражения.. Уже через два- три месяца были израсхо­ дованы накопленные в мир­ ное время запасы патронов и снарядов. Массовые мо­ билизации резервистов в армию выявили ужасаю­ щую нехватку оружия и снаряжения. Одних винто-- вок требовалось несколько миллионов. Русская промышленность не могла в короткое время обеспечить потребности фронта в вооружении, бое­ припасах, обмундировании, медикаментах и т. д. При­ шлось все недостающее заказывать за границей — в Англии, Франции, США. Основная масса военных поставок — сотни тысяч тонн грузов — ожидалась в 1916 году. Встал вопрос: где их принимать в Рос­ сии? Пути к балтийским и черноморским портам пе­ ререзали немцы и турки. Владивосток находился слишком далеко от театра военных действий, и пере­ возка грузов обошлась бы слишком дорого. Главный порт Севера — Архангель­ ский — не удовлетворял тем, что скованный льдами полгода бездействовал. Вопрос о сооружении портового города на Мур­ мане в царское время под­ нимался много раз — в 1870, 1881, 1894, 1902 го­ дах. Но дело не двигалось с места. Только война по­ будила правительство за­ няться этим вопросом всерьез. В разных ведомст­ вах обсуждали проекты со­ оружения железной доро­ ги на Мурман. Показательно в этом от­ ношении заседание членоз Общества ревнителей исто­ рии 4 февраля 1915 года в Петрограде. Присутствова­ ли высшие чины армии и флота, бывший министр фи­ нансов граф С. Ю. Витте, подававший в 1894 году Александру III записку о необходимости создания военно-морской базы при Екатерининской гавани и современного города на Мурмане — с мощной электростанцией, оборудо­ ванными причалами, соеди­ ненного с Петербургом двухколейной железной до­ рогой. - Докладная записка Витте была прочитана присутст­ вующим и вызвала ожив­ ленную дискуссию, в кото-­ рой, как гозорится в газет­ ном отчете, «приняли уча­ стие и адмиралы, и генера­ лы, и штатские люди, жив­ шие на Мурмане... спорили относительно удобств и значения того или другого места (Екатерининская га­ вань, Владимирский порт, Борисовская церковь и пр.)». Ораторы отмечали дальновидность Витте и со­ жалели, что не вняли в свое время его голосу. С возражением выступил «г. Решетников, исходивший Мурман, о.н утзерждал, что Мурман имеет значение лишь для теперешней вой­ ны... нельзя же строить до­ рогу и порт для вывоза миллиона пудов трески,, а других особых богатств и лесов на Мурмане мало или почти нет», следова­ тельно, после войны порт будет не нужен. Большинство не согласи­ лось с оппонентом. Вице­ адмирал Линдстрем зая­ вил: «Значение Мурмане, если не будет коммерче­ ское или экономическое, то всегда будет государствен­ ное, ибо мы имеем тем единственный свободный выход в океан, незамер­ зающий порт (Александ­ ровск, построенный в 1896 —1899 годах)... На Мурман с высокими его берегами, которые можно отлично ук­ репить, к нам враги легко не сунутся. Пусть будут закрыты черноморские проливы, а мы все-таки имеем свободный выход, и с этой стороны пренебречь Мурманом было бы греш­ но». 11 февраля 1915 года Совет министров одобрил представление министерст­ ва путей сообщения об ас­ сигновании трех с полови­ ной миллионов рублей на подготовительные работы по сооружению железной дороги от Кеми до Колы. Но вопрос о месте строи­ тельства порта еще не был решен. Выбор его зависел от результатов изысканий и рекомендаций гидрогра­ фической экспедиции В. Е. Ляхницкого, которой пред­ стояло дать оценку Есех бухт Мурмана, пригодных для сооружения торгового порта. Обстоятельное изучение местных условий показало, что наилучшим участком для порта является урочи­ ще Семеновское в южном колене Кольского залива. Здесь имелась достаточно длинная и ровная берего­ вая полоса, к которой при­ мыкала вторая терраса, пригодная для размещения большого города, мест­ ность сухая, песчаная, здо­ ровая, с наличием хорошей питьевой воды (ручьи Се­ меновский и Варничный). Глубина залива позволяла принимать суда любого тоннажа. Окрестные сопки защищали рейд от ветров, а удаленность от океана облегчала оборону от на­ падений вражеского флота. Семеновская бухта почти никогда не замерзала (об­ разующийся в особенно суровые зимы лед не пред­ ставлял большой помехи для судоходства). И. УШАКОВ, краевед. На снимке: В. Е. ЛЯХНИЦ- КИЙ. ( Продолжение следует). З а п о л я р ь я 3 с т р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz