Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
l / 23 апреля 1986 г. А — ..... ................... ... ■■. АРКТИЧЕСКАЯ ЗВЕЗДА Н 70-ЛЕТИЮ ГОРОДА МУРМАНСКА ------------------------ ТРУДНОЕ РОЖДЕНИЕ Январь 1916 года. Б ур жуазно-помещичья Россия вела тогда войну с Герма нией, Австро-Венгрией и Турцией. Порты Балтий ского и Черного' морей оказались блокированны ми противником. . Острая нехватка вооружения, бое припасов, медикаментов и военного снаряжения по будила царског прави тельство к постройке же лезной дороги на Мурман, куда могли поступать гру зы от союзников — Анг лии и Франции. На Коль ском заливе стали соору жать причалы для приема крупных судов. Потребность в порте на Баренцевом море ощуща лась давно, так как глав ный гор'т Сгвера — Ар хангельск, — скованный зимою льдами, подолгу бездействовал. В 1896 — 1899 годах при Екатери нинской гавани был пост роен «коммерческий порт» Александровск (ныне По лярный).- Однако, как вскоре оказалось, без же лезнодорожного пути к нему, никакой торговли с Западом здесь не возник ло. Правители России при выкли смотреть на Лап ландию как на бесплодную и почТн бесполезную тер риторию. Воина заставила вполне оценить выгодное географическое положение Мурмана. В Обществе рев нителей истории в Петро граде вспомнили о доклад ной записке бывшего ми нистра финансов С. Ю. Витте императору Алек сандру III о необходимо сти создания порта на Мурмане (189-4 г.) и про ведения к нему железной дороги. 4 февраля 1915 года состоялось собрание с участием самого Витте (за две. недели до его кон чины), на котором обсуж дался вопрос, где быть порту? Присутствовали ад мирала, генералы, штат ские чины, знакомые с Мурманом. Называли Порт-Влади мир, Печенг- скую губу и некоторые бухты, включая Екатери- нинскую_тавань. Высказы вали сожаление, что рань ше не вняли голосам се верян и графа Витте. Од нако нашелся и противник сооружения порта — не кий господин Решетников. Он, -как сказано в газет ном отчете, «утверждал, что Мурман имеет значе ние лишь для теперешней войны, а раз это значение упустили и теперь уже ис пользовать нельзя, то пос ле войны оно совсем ис чезнет, ибо нельзя же строить дорогу и порт для вывоза миллиона пудов трески, а других особых богатств и лесов на Мур мане мало или почти нет». Сейчас, с позиций про шедших 70 лет, подобные высказывания интересны как показатель умонастро ения деятелей того време ни. Хозяйственное ■значе ние Мурмана в правящих верхах в расчет почти не принималось. Обращали внимание в основном на военно-стратегическое зна чение края. Вице-адмирал Линдштрем, возражая оп- понеету, заявил: «Значе ние Мурмана, если не бу дет коммерческое или эко номическое, то всегда бу дет государственное, ибо мы имеем там единствен ный свободный выход в океан, незамерзающий порт, тогда как даже чер номорские проливы, кото рыми мы будем, конечно, владеть, и они имеют ост ров Тенедос и соседей. Проливы надо защищать, а в океан к нам на Мур ман, с высокими его бе регами, которые можно отлично укрепить, враги легко не сунутся... и пре небречь Мурманом было бы грешно». Между тем правительст во приняло решение о продлении линии желез ной дороги от Сороки на Белом море до Северного океана. Для выбора места для устройства порта и конечного пункта желез ной дороги направили изыскателей во главе с В. Е. Ляхницким. Экспег диция высказалась за уча сток возле Семеновых ост ровов, где находилась при стань Дровяного лесо пильного завода. Глуби на Кольского залива здесь обеспечивала подход боль ших океанских пароходов; ширина залива позволяла судам маневрировать ,и бы ла достаточной для сто янки большого количества судов; песчаный, местами с галькой, грунт дна бла гоприятствовал устройству якорных стоянок. Длин ная (около 10 километ ров) и пологая береговая полоса с ровной прилега ющей к ней площадью д а вала возможность расти порту на север и на юг. Восточнее простиралась вторая терраса — терри тория, удобная для созда ния крупного городского поселения. По отзыву журналиста А. Репникова, место это было «совсем жизнерадостное... засло ненное довольно высокими горами, но они не давят, Taif как отстоят достаточ но далеко от залива», ме стность песчаная, сухая, ничем не зараженная, с наличием хорошей питье вой воды. Северное и сред нее колена Кольского за лива не имеют таких до стоинств. В условиях войны при ходилось думать и об обо роне порта. Облюбованный участок, находившийся далеко от входа в залив, было легко защитить от нападений вражеских ко раблей. 15 марта 1915 года ко нечный пункт будущей до роги Петрозаводск — Мурман обозначили поста новкой столоа, а в апреле сюда прибыла артель плот ников для сооружения ба раков строителям желез ной дороги. В 1У15 году Россия по терпела ряд крупных по ражений на германском qjpoH're. Армия нуждалась во всем. Царские прави тели возлагали большие надежды на поставки от союзников. Строить порт на Мурмане направили ин женера Бориса Евгеньеви ча Веденеева — крупного специалиста, ранее соорѵ- жавіиего Владивостокский порт. Работы приходилось ве сти в труднейших услови ях. Зима 1915 — 191(5 гг. выдалась очень суровоіі. Недоставало жилья, стро ительных материалов, ин струментов и механиз мов. Постоянно ощуща лась нехватка рабочих. Людей вербовали через подрядчика в централь ных губерниях и везли из Петрограда через Швецию и Норвегию до Нарвика, а оттуда на пароходе на Мурман. Руководители Порто- стройки регулярно сооб щали в столицу о состоя нии дел. Вот несколько первых телеграмм инжене ров И. А. Матвеичева и Б. Е. Веденеева: 15 янва ря 1910 года — «Работает і5 0 человек... Бьют сван одним конром. Крайне нужны плотники»; 20 ян варя — «Забита передняя свайная линия соединяю щей эстакады...»; 5 февра ля — «Залив Семеновых замерз, толщина льда три дюйма»; 8 февраля — «Успешность работ сильно зависит от погоды... Ветер нагоняет лед к строящей ся пристани» и т. д. 24 марта Веденеев доложил о том, что к 1 апреля будут готовы « два глубоковод ных причала и один лих-- терный в Семенове, один глубоководный в Дровя ном и один глубоко водныіі в Александровске — все го пять причалов. Первым «заведывающим Мурманским портом» яв лялся Н. И. Тульский. В конце марта он организо вал отправку в Архан гельск ледокола «Айс- ланд», который благопо лучно доставил 61110 пу дов пороха, 8244 пуда ко лючей проволоки, 12696 пудов сапог, 538 пудов авиационных частей, 50 ящиков автомобильных мо торов, много патронов, капсюлей, снарядов, руч ных гранат, шрапнели и т. д. Вслед за «Айслан- дом» вскоре пошли к Ар хангельску и другие ледо кольные суда. Одновременно с прича льными сооружениями на территории порта строи лись бараки, складские помещения, столовая, пе карня, баня, мастерские, подъездные железнодо рожные пути. К 1 июня был готов водопровод, д а вавший около 90 тонн чи стой воды в сутки. Однако правительство считало темп работ слиш ком медленным. 7 июля 1916 года Отдел торговых портов направил в Колу Б. Е. Веденееву теле грамму: «Скорейшее окон чание р а б о т по по стройке Мурманского порта является вопросом чрезвычайного значения. Примите все возможные меры к скорейшему, про изводству работ, причем число причалов в порте Семеновых островов долж но быть увеличено до 8... не позже первого декаб ря». Кроме, вольнонаемных, к работам привлекли вое низированные команды, так называемых «ратни ков флота». К декабрю на сооружении порта труди лись 620 человек. Для обороны Мурмана от участившихся нападе ний германских судов в июне 1916 года была сформирована военная Флотилия Северного Ле довитого океана и начата постройка временной во енно-морской базы по со седству с торговым пор том (южнее его — ныне это территория рыбного порта). На 1 декабря здесь работало 1628 чело век. К весне 1917 года на Базе размещались восемь казарм на 100 человек каждая, пять домов для командного состава, шесть бараков для рабочих, электростанция, лазарет, церковь, ' арестный дом, склады, мастерские, хле бопекарня, кухня, столо вая, а также пристань и радиосвязь. Рабочий день на строи тельстве порта длился 10 часов. В условиях по лярной ночи пользовались фонарями, жгли костры. Жили строители скученно в бараках и на судах. «Снежным ураганом но чью 31 января, — сооб щал производитель работ, — причинены поврежде ния строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреждены два плавучих, один из них опрокинут, разбит моторный катер- изыскатель, выкинут на Абрам-коргу плавучий кран...» В феврале 1917 года Мурманский порт принял различных грузов 66455 тонн. «С окончанием 4 и 5 причалов и установкой на них двух портальных кра нов, — писал В. Е. Веде неев, — суточная разгруз ка порта может быть до ведена до 200 вагонов при условии правильной пода чи вагонов на причалы и интенсивной разгрузки па роходов». Три соседствующих по селка — железнодорож ный, портовый и военно морской — образовали до НА СНИМКАХ: вверху — первый начальник стро ительства порта Мурманск Борис Евгеньевич ВIS ДЕНЕЕВ, именем которого названо судно и научно исследовательский институт; внизу — памятный знак-маяк в центральном районе порта. вольно крупное (по м ас штабам Краіінего Севера) поселение. 21 сентября (4 октября по новому сти лю) 1916 года состоялось официальное открытие но вого города — Романова- на-Мурмане, после паде ния царизма переимено ванного в город Мур манск... Скоро город-порт Мур манск отметит свое 70-ле тие.- Каждая страница ого биографии — трудовоі', и боевой подвиг. Стоит он сегодня, вытянувшись вдоль Кольского залива на многие километры, как памятник мужеству и стойкости советских лю дей, созидающей силе со циализма. Г ород-тружс- ник, город-герой, город славных традиций! И. УШАКОВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz