Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

l / 23 апреля 1986 г. А — ..... ................... ... ■■. АРКТИЧЕСКАЯ ЗВЕЗДА Н 70-ЛЕТИЮ ГОРОДА МУРМАНСКА ------------------------ ТРУДНОЕ РОЖДЕНИЕ Январь 1916 года. Б ур ­ жуазно-помещичья Россия вела тогда войну с Герма­ нией, Австро-Венгрией и Турцией. Порты Балтий­ ского и Черного' морей оказались блокированны­ ми противником. . Острая нехватка вооружения, бое­ припасов, медикаментов и военного снаряжения по­ будила царског прави­ тельство к постройке же­ лезной дороги на Мурман, куда могли поступать гру­ зы от союзников — Анг­ лии и Франции. На Коль­ ском заливе стали соору­ жать причалы для приема крупных судов. Потребность в порте на Баренцевом море ощуща­ лась давно, так как глав­ ный гор'т Сгвера — Ар­ хангельск, — скованный зимою льдами, подолгу бездействовал. В 1896 — 1899 годах при Екатери­ нинской гавани был пост­ роен «коммерческий порт» Александровск (ныне По­ лярный).- Однако, как вскоре оказалось, без же­ лезнодорожного пути к нему, никакой торговли с Западом здесь не возник­ ло. Правители России при­ выкли смотреть на Лап­ ландию как на бесплодную и почТн бесполезную тер­ риторию. Воина заставила вполне оценить выгодное географическое положение Мурмана. В Обществе рев­ нителей истории в Петро­ граде вспомнили о доклад­ ной записке бывшего ми­ нистра финансов С. Ю. Витте императору Алек­ сандру III о необходимо­ сти создания порта на Мурмане (189-4 г.) и про­ ведения к нему железной дороги. 4 февраля 1915 года состоялось собрание с участием самого Витте (за две. недели до его кон­ чины), на котором обсуж­ дался вопрос, где быть порту? Присутствовали ад­ мирала, генералы, штат­ ские чины, знакомые с Мурманом. Называли Порт-Влади мир, Печенг- скую губу и некоторые бухты, включая Екатери- нинскую_тавань. Высказы­ вали сожаление, что рань­ ше не вняли голосам се­ верян и графа Витте. Од­ нако нашелся и противник сооружения порта — не­ кий господин Решетников. Он, -как сказано в газет­ ном отчете, «утверждал, что Мурман имеет значе­ ние лишь для теперешней войны, а раз это значение упустили и теперь уже ис­ пользовать нельзя, то пос­ ле войны оно совсем ис­ чезнет, ибо нельзя же строить дорогу и порт для вывоза миллиона пудов трески, а других особых богатств и лесов на Мур­ мане мало или почти нет». Сейчас, с позиций про­ шедших 70 лет, подобные высказывания интересны как показатель умонастро­ ения деятелей того време­ ни. Хозяйственное ■значе­ ние Мурмана в правящих верхах в расчет почти не принималось. Обращали внимание в основном на военно-стратегическое зна­ чение края. Вице-адмирал Линдштрем, возражая оп- понеету, заявил: «Значе­ ние Мурмана, если не бу­ дет коммерческое или эко­ номическое, то всегда бу­ дет государственное, ибо мы имеем там единствен­ ный свободный выход в океан, незамерзающий порт, тогда как даже чер­ номорские проливы, кото­ рыми мы будем, конечно, владеть, и они имеют ост­ ров Тенедос и соседей. Проливы надо защищать, а в океан к нам на Мур­ ман, с высокими его бе­ регами, которые можно отлично укрепить, враги легко не сунутся... и пре­ небречь Мурманом было бы грешно». Между тем правительст­ во приняло решение о продлении линии желез­ ной дороги от Сороки на Белом море до Северного океана. Для выбора места для устройства порта и конечного пункта желез­ ной дороги направили изыскателей во главе с В. Е. Ляхницким. Экспег диция высказалась за уча­ сток возле Семеновых ост­ ровов, где находилась при­ стань Дровяного лесо­ пильного завода. Глуби­ на Кольского залива здесь обеспечивала подход боль­ ших океанских пароходов; ширина залива позволяла судам маневрировать ,и бы­ ла достаточной для сто­ янки большого количества судов; песчаный, местами с галькой, грунт дна бла­ гоприятствовал устройству якорных стоянок. Длин­ ная (около 10 километ­ ров) и пологая береговая полоса с ровной прилега­ ющей к ней площадью д а ­ вала возможность расти порту на север и на юг. Восточнее простиралась вторая терраса — терри­ тория, удобная для созда­ ния крупного городского поселения. По отзыву журналиста А. Репникова, место это было «совсем жизнерадостное... засло­ ненное довольно высокими горами, но они не давят, Taif как отстоят достаточ­ но далеко от залива», ме­ стность песчаная, сухая, ничем не зараженная, с наличием хорошей питье­ вой воды. Северное и сред­ нее колена Кольского за­ лива не имеют таких до­ стоинств. В условиях войны при­ ходилось думать и об обо­ роне порта. Облюбованный участок, находившийся далеко от входа в залив, было легко защитить от нападений вражеских ко­ раблей. 15 марта 1915 года ко­ нечный пункт будущей до­ роги Петрозаводск — Мурман обозначили поста­ новкой столоа, а в апреле сюда прибыла артель плот­ ников для сооружения ба­ раков строителям желез­ ной дороги. В 1У15 году Россия по­ терпела ряд крупных по­ ражений на германском qjpoH're. Армия нуждалась во всем. Царские прави­ тели возлагали большие надежды на поставки от союзников. Строить порт на Мурмане направили ин­ женера Бориса Евгеньеви­ ча Веденеева — крупного специалиста, ранее соорѵ- жавіиего Владивостокский порт. Работы приходилось ве­ сти в труднейших услови­ ях. Зима 1915 — 191(5 гг. выдалась очень суровоіі. Недоставало жилья, стро­ ительных материалов, ин­ струментов и механиз­ мов. Постоянно ощуща­ лась нехватка рабочих. Людей вербовали через подрядчика в централь­ ных губерниях и везли из Петрограда через Швецию и Норвегию до Нарвика, а оттуда на пароходе на Мурман. Руководители Порто- стройки регулярно сооб­ щали в столицу о состоя­ нии дел. Вот несколько первых телеграмм инжене­ ров И. А. Матвеичева и Б. Е. Веденеева: 15 янва­ ря 1910 года — «Работает і5 0 человек... Бьют сван одним конром. Крайне нужны плотники»; 20 ян­ варя — «Забита передняя свайная линия соединяю­ щей эстакады...»; 5 февра­ ля — «Залив Семеновых замерз, толщина льда три дюйма»; 8 февраля — «Успешность работ сильно зависит от погоды... Ветер нагоняет лед к строящей­ ся пристани» и т. д. 24 марта Веденеев доложил о том, что к 1 апреля будут готовы « два глубоковод­ ных причала и один лих-- терный в Семенове, один глубоководный в Дровя­ ном и один глубоко водныіі в Александровске — все­ го пять причалов. Первым «заведывающим Мурманским портом» яв­ лялся Н. И. Тульский. В конце марта он организо­ вал отправку в Архан­ гельск ледокола «Айс- ланд», который благопо­ лучно доставил 61110 пу­ дов пороха, 8244 пуда ко­ лючей проволоки, 12696 пудов сапог, 538 пудов авиационных частей, 50 ящиков автомобильных мо­ торов, много патронов, капсюлей, снарядов, руч­ ных гранат, шрапнели и т. д. Вслед за «Айслан- дом» вскоре пошли к Ар­ хангельску и другие ледо­ кольные суда. Одновременно с прича­ льными сооружениями на территории порта строи­ лись бараки, складские помещения, столовая, пе­ карня, баня, мастерские, подъездные железнодо­ рожные пути. К 1 июня был готов водопровод, д а ­ вавший около 90 тонн чи­ стой воды в сутки. Однако правительство считало темп работ слиш­ ком медленным. 7 июля 1916 года Отдел торговых портов направил в Колу Б. Е. Веденееву теле­ грамму: «Скорейшее окон­ чание р а б о т по по­ стройке Мурманского порта является вопросом чрезвычайного значения. Примите все возможные меры к скорейшему, про­ изводству работ, причем число причалов в порте Семеновых островов долж­ но быть увеличено до 8... не позже первого декаб­ ря». Кроме, вольнонаемных, к работам привлекли вое­ низированные команды, так называемых «ратни­ ков флота». К декабрю на сооружении порта труди­ лись 620 человек. Для обороны Мурмана от участившихся нападе­ ний германских судов в июне 1916 года была сформирована военная Флотилия Северного Ле­ довитого океана и начата постройка временной во­ енно-морской базы по со­ седству с торговым пор­ том (южнее его — ныне это территория рыбного порта). На 1 декабря здесь работало 1628 чело­ век. К весне 1917 года на Базе размещались восемь казарм на 100 человек каждая, пять домов для командного состава, шесть бараков для рабочих, электростанция, лазарет, церковь, ' арестный дом, склады, мастерские, хле­ бопекарня, кухня, столо­ вая, а также пристань и радиосвязь. Рабочий день на строи­ тельстве порта длился 10 часов. В условиях по­ лярной ночи пользовались фонарями, жгли костры. Жили строители скученно в бараках и на судах. «Снежным ураганом но­ чью 31 января, — сооб­ щал производитель работ, — причинены поврежде­ ния строящемуся 4-му причалу, сброшен в воду береговой паровой катер, повреждены два плавучих, один из них опрокинут, разбит моторный катер- изыскатель, выкинут на Абрам-коргу плавучий кран...» В феврале 1917 года Мурманский порт принял различных грузов 66455 тонн. «С окончанием 4 и 5 причалов и установкой на них двух портальных кра­ нов, — писал В. Е. Веде­ неев, — суточная разгруз­ ка порта может быть до­ ведена до 200 вагонов при условии правильной пода­ чи вагонов на причалы и интенсивной разгрузки па­ роходов». Три соседствующих по­ селка — железнодорож­ ный, портовый и военно­ морской — образовали до­ НА СНИМКАХ: вверху — первый начальник стро­ ительства порта Мурманск Борис Евгеньевич ВIS ДЕНЕЕВ, именем которого названо судно и научно­ исследовательский институт; внизу — памятный знак-маяк в центральном районе порта. вольно крупное (по м ас­ штабам Краіінего Севера) поселение. 21 сентября (4 октября по новому сти­ лю) 1916 года состоялось официальное открытие но­ вого города — Романова- на-Мурмане, после паде­ ния царизма переимено­ ванного в город Мур­ манск... Скоро город-порт Мур­ манск отметит свое 70-ле­ тие.- Каждая страница ого биографии — трудовоі', и боевой подвиг. Стоит он сегодня, вытянувшись вдоль Кольского залива на многие километры, как памятник мужеству и стойкости советских лю дей, созидающей силе со­ циализма. Г ород-тружс- ник, город-герой, город славных традиций! И. УШАКОВ, краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz