Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ПРИБЛИЖАЕТСЯ 70­ 1 1 летие Мурманска, на­ чинавшегося с пристани у Семёновских островов. И потому смело можно ска-, зать, что рождением своим Мурманск обязан именно порту. Вопрос о создании порто­ вых сооружений в одной из незамерзающих бухт Ба­ ренцева моря ставился не­ однократно еще во второй половине XIX века. Архан­ гельск» ворота Севера, не удовлетворял тем, что, ско­ ванный льдами, полгода без-- действовал. Выход же в от­ крытый океан необходим был всегда и беспрепятст­ венно. . . Правда, в 1899 году в Екатерининской гавани по­ строили Александровск (ны­ не Полярный) и нарекли его «коммерческим портом», но из-за отсутствия железнодо­ рожного пути он не имел экономического значения и не играл никакой роли в Страницы истории і РОЖДЕНИЕ ПОРТА торговле с Западом. Начавшаяся в 1914 году мировая война резко изме­ нила отношение правитель­ ства к Мурману. Россия оказалась отрезанной от сво­ их союзников — Англии и Франции. Пришлось спешно прокладывать рельсовый путь к северным водам вплоть до Кольского залива. После тщательных изы­ сканий решили строить тор­ говый порт в урочище Семе­ ново. В начале 1916 года сюда прибыл инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп­ ный специалист, ранее соо­ ружавший Владивостокский порт. Правительство требова­ ло построить причалы и подъездные пути в самые сжатые сроки. Надо было принимать военные грузы, заказанные за границей, а это было возможно только через Мурман. В стране не хватало вооружения, бое­ припасов, медикаментов, об­ мундирования, снаряжения. Русские войска несли боль­ шие потери. Словом, время не ждало. _Строительство порта на Кольском заливе шло в не­ вероятно трудных условиях. К тому же зима 1 9 1 5— 16 годов выдалась необычайно суровой. Вот документаль­ ные свидетельства, выдерж­ ки из телеграмм, которые посылали в Петроград ве­ дущие инженеры: «Работает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром»: «Большинство ра­ бочих изъявило желание уехать в Канаду на пароходе «Царица»; «Залив Семено­ вых замерз, толщина льда три дюйма»; «Успешность работ... сильно зависит от погоды... ветер нагоняет лед к строящейся пристани». Наконец были готовы пять причалов — четыре глубо­ ководных и одни лихтер­ ный. Зимой 1916 года с пре­ кращением навигации на Белоді море все суда, при­ бывавшие из-за границы, разгружались уже на Коль­ ском заливе. Одновременно с причаль­ ными сооружениями на тер­ ритории порта строились бараки, столовая, пекарня, баня. подъездные пути, мастерские, водопровод. Од­ нако правительство считало темп работ слишком мед­ ленным. И Б. Веденееву была послана телеграмма: «Скорейшее окончание ра­ бот по постройке Мурман­ ского порта является вопро­ сом чрезвычайного значения. Примите все возможные ме­ ры к скорейшему производ­ ству работ». Летом на строительство порта прибыли новые пар­ тии завербованных рабочих. Затем прислали военизиро­ ванные команды так назы­ ваемых «ратников флота». К зиме на сооружении пор­ та трудилось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строили в условиях полярной ночи н частых ураганов. Жили скученно в бараках и на судах. Не­ сколько раз разбушевавша­ яся стихия ломала копры и разбрасывала суда. Рядом с портом рос же­ лезнодорожный поселок, за­ ложенный с ним почти одно­ временно. Первое время его называли Семеново, а желез­ нодорожную станцию — Мурман. 21 сентября 1916 года состоялось официаль­ ное открытие нового города — Романова-на-Мурмане, после падения царизма пере­ именованного в Мурманск. Рожденный ' империали­ стической войной, созданный трудом народа. Мурманский торговый порт не оказал заметного влияния на ход боевых действий русской ар­ мии. Но в годы Советской власти он стал важным фак­ тором развития края, круп­ нейшим портом Заполярья. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz