Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ПРИБЛИЖАЕТСЯ 70 1 1 летие Мурманска, на чинавшегося с пристани у Семёновских островов. И потому смело можно ска-, зать, что рождением своим Мурманск обязан именно порту. Вопрос о создании порто вых сооружений в одной из незамерзающих бухт Ба ренцева моря ставился не однократно еще во второй половине XIX века. Архан гельск» ворота Севера, не удовлетворял тем, что, ско ванный льдами, полгода без-- действовал. Выход же в от крытый океан необходим был всегда и беспрепятст венно. . . Правда, в 1899 году в Екатерининской гавани по строили Александровск (ны не Полярный) и нарекли его «коммерческим портом», но из-за отсутствия железнодо рожного пути он не имел экономического значения и не играл никакой роли в Страницы истории і РОЖДЕНИЕ ПОРТА торговле с Западом. Начавшаяся в 1914 году мировая война резко изме нила отношение правитель ства к Мурману. Россия оказалась отрезанной от сво их союзников — Англии и Франции. Пришлось спешно прокладывать рельсовый путь к северным водам вплоть до Кольского залива. После тщательных изы сканий решили строить тор говый порт в урочище Семе ново. В начале 1916 года сюда прибыл инженер Борис Евгеньевич Веденеев, круп ный специалист, ранее соо ружавший Владивостокский порт. Правительство требова ло построить причалы и подъездные пути в самые сжатые сроки. Надо было принимать военные грузы, заказанные за границей, а это было возможно только через Мурман. В стране не хватало вооружения, бое припасов, медикаментов, об мундирования, снаряжения. Русские войска несли боль шие потери. Словом, время не ждало. _Строительство порта на Кольском заливе шло в не вероятно трудных условиях. К тому же зима 1 9 1 5— 16 годов выдалась необычайно суровой. Вот документаль ные свидетельства, выдерж ки из телеграмм, которые посылали в Петроград ве дущие инженеры: «Работает 150 человек... Крайне нужны плотники... Бьют сваи одним копром»: «Большинство ра бочих изъявило желание уехать в Канаду на пароходе «Царица»; «Залив Семено вых замерз, толщина льда три дюйма»; «Успешность работ... сильно зависит от погоды... ветер нагоняет лед к строящейся пристани». Наконец были готовы пять причалов — четыре глубо ководных и одни лихтер ный. Зимой 1916 года с пре кращением навигации на Белоді море все суда, при бывавшие из-за границы, разгружались уже на Коль ском заливе. Одновременно с причаль ными сооружениями на тер ритории порта строились бараки, столовая, пекарня, баня. подъездные пути, мастерские, водопровод. Од нако правительство считало темп работ слишком мед ленным. И Б. Веденееву была послана телеграмма: «Скорейшее окончание ра бот по постройке Мурман ского порта является вопро сом чрезвычайного значения. Примите все возможные ме ры к скорейшему производ ству работ». Летом на строительство порта прибыли новые пар тии завербованных рабочих. Затем прислали военизиро ванные команды так назы ваемых «ратников флота». К зиме на сооружении пор та трудилось 620 человек. Рабочий день длился 10 часов. Строили в условиях полярной ночи н частых ураганов. Жили скученно в бараках и на судах. Не сколько раз разбушевавша яся стихия ломала копры и разбрасывала суда. Рядом с портом рос же лезнодорожный поселок, за ложенный с ним почти одно временно. Первое время его называли Семеново, а желез нодорожную станцию — Мурман. 21 сентября 1916 года состоялось официаль ное открытие нового города — Романова-на-Мурмане, после падения царизма пере именованного в Мурманск. Рожденный ' империали стической войной, созданный трудом народа. Мурманский торговый порт не оказал заметного влияния на ход боевых действий русской ар мии. Но в годы Советской власти он стал важным фак тором развития края, круп нейшим портом Заполярья. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz