Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

4 октября—50 летМурманску® ТРУДНОЕ РОЖДЕНИЕ У каждого города есть своя предыстория. Есть она и у Мур­ манска. Мысль о постройке порта на Мурмане возникла вскоре после Крымской войны, когда царская Россия потерпела поражение и по Парижскому трактату лиши­ лась права иметь на Черном море военный флот и прибреж­ ные крепости. В правящих кру­ гах России стали раздаваться голоса о необходимости* построй­ ки новой крупной военно-мор­ ской базы. Одни предлагали соз­ дать ее на Балтике, в Либаве, другие — на незамерзающем Мурмане. Энергичным сторонником раз­ вития Мурмана был министр финансов С. Ю. Витте, отстаи­ вавший интересы русской бур­ жуазии и обуржуазившихся по­ мещиков. Император Александр III считал себя «покровителем Севера». Под влиянием ближай­ шего окружения (среди которо­ го был начальник личной ох­ раны царя Шереметьев — вла­ делец китобойного завода на Мурмане) Александр III отдал распоряжение о начале изыска­ ний трассы для прокладки ж е ­ лезной дороги на Крайний Се­ вер. Летом 1894 года на Мурман прибыл С. Ю. Витте, чтобы най­ ти здесь «такого рода незамер­ зающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая по­ служила бы нам главной мор- скою базою». Выбор пал на Екатерининскую гавань у выхода из Кольского залива. «Такой грандиозной га­ вани. — писал Витте, — я ни­ когда в своей жидни не видел... Мы эту гавань подробно осмат­ ривали, стояли там несколько суток... Она никогда не замерза­ ет, весьма обширна, легко может быть защищаема; оттуда наш флот будет иметь прямой доступ в океан». Докладывая об этом царю, Витте настаивал на проведении широких работ — постройке «двухколейной железной дороги с Петербургом». Хотя многие с Витте не согла­ шались, все же была объявлена «твердая воля монарха» — «за­ вершить великий путь России от океана к океану, от Владивосто­ ка и Артура до Архангельска и грядущего порта на Мурмане», Однако после смерти Алек­ сандра III противники строи­ тельства военно-морской базы на Севере добились того, что от плана Витте остались «рожки да ножки». I Вместо постройки железной j Дороги ограничились проведе­ нием телеграфной линии, а вме­ сто военно-морской базы — по­ стройкой «коммерческого порта-* в Екатерининской гавани. Так в 1899 году на карте по­ явился город Александровск (ныне Полярный). Сюда переве­ ли из Колы уездные учрежде­ ния. На 1 января 1902 годз s го­ роде было 360 жителей За по­ следующие десять лет их число Возросло... на 289 человек. Почти никакой «коммерции» здесь не было. Из промышленности бы ­ ли лишь ремонтная мастерская л кузница. Зато стояли большая церковь, просторное здание по­ лицейского управления, арест­ ное помещение. У причала — ад­ министративный пароход «Мур­ ман», пользуясь которым мест­ ное. начальство... осуществляло надзор за населением побережья. Таким был, Александровск — предшественник Мурманска, вторая (после Колы) «столица» края. В 1903 году Николай II, нако­ нец, повелел приступить к по­ стройке железной дороги на Мурман. Однако начавшаяся вскоре война с Японией, а затем подавление революции 1905— 1907 гг. поставили царизм на грань финансового банкротства. Теперь уж было не до железной дороги — шатались самые осно­ вы самодержавия; деньги шли на войну, на посылку каратель­ ных экспедиций, на тюрьмы, то есть на цели, ничего общего не имеющие с интересами народа. Дело не двигалось с места, по­ ка не грянул гром. Летом 1914 года началась ми­ ровая империалистическая вой­ на. Уже через два месяца боев русская армия оказалась в очень тяжелом положении; не хватало винтовок, снарядов, В октябре 1914 года прави­ тельство приняло решение о немедленном строительстве ж е­ лезной дороги от Петрозаводска до Мурмана длиною в 987 верст, чтобы иметь возможность полу­ чать всё необходимое для войны от своих союзников — Англии и Франции. За границей было заказано около 3 тысяч орудий, свыше 20 тысяч пулемётов, свыше 11 ты ­ сяч автомашин, большое количе­ ство боеприпасов и военных ма­ териалов, которые должны были поступить в Россию в 1916 году. С . постройкой дороги очень спешили. Её проложили в ре­ кордно короткий срок — за 20 месяцев (март 1915 — октябрь 1916 гг.). Обошлась железная до­ рога в 208 миллионов рублей зо­ лотом. Втрое дороже по сравне­ нию со стоимостью строительст­ ва дорог в средней полосе Рос­ сии. Одновременно с железной до­ рогой в конечном её пункте — Семёновской бухте строился порт, куда должны были прибы­ вать суда союзников. Сюда же стягивались русские боевые ко­ рабли созданной в 1916 году «Во­ енной флотилии Севера». Рядом с портом рождался посёлок, ко­ торый потом был преобразован в город Романов-на-Мурмане. Торжественное открытие горо­ да состоялось 21 сентября (по новому стилю — 4 октября) 1918 года, Строя железную дорогу, порт и город на Мурмане, царское правительство руководствова­ лось не заботой об экономиче­ ском И культурном развитии края, а исключительно военны­ ми соображениями. Настоящую жизнь Заполярью дали только Великий Октябрь и Советская власть. И. УШАКОВ, Доцент- кафедры истории Мурманского пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz