Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
4 октября—50 летМурманску® ТРУДНОЕ РОЖДЕНИЕ У каждого города есть своя предыстория. Есть она и у Мур манска. Мысль о постройке порта на Мурмане возникла вскоре после Крымской войны, когда царская Россия потерпела поражение и по Парижскому трактату лиши лась права иметь на Черном море военный флот и прибреж ные крепости. В правящих кру гах России стали раздаваться голоса о необходимости* построй ки новой крупной военно-мор ской базы. Одни предлагали соз дать ее на Балтике, в Либаве, другие — на незамерзающем Мурмане. Энергичным сторонником раз вития Мурмана был министр финансов С. Ю. Витте, отстаи вавший интересы русской бур жуазии и обуржуазившихся по мещиков. Император Александр III считал себя «покровителем Севера». Под влиянием ближай шего окружения (среди которо го был начальник личной ох раны царя Шереметьев — вла делец китобойного завода на Мурмане) Александр III отдал распоряжение о начале изыска ний трассы для прокладки ж е лезной дороги на Крайний Се вер. Летом 1894 года на Мурман прибыл С. Ю. Витте, чтобы най ти здесь «такого рода незамер зающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая по служила бы нам главной мор- скою базою». Выбор пал на Екатерининскую гавань у выхода из Кольского залива. «Такой грандиозной га вани. — писал Витте, — я ни когда в своей жидни не видел... Мы эту гавань подробно осмат ривали, стояли там несколько суток... Она никогда не замерза ет, весьма обширна, легко может быть защищаема; оттуда наш флот будет иметь прямой доступ в океан». Докладывая об этом царю, Витте настаивал на проведении широких работ — постройке «двухколейной железной дороги с Петербургом». Хотя многие с Витте не согла шались, все же была объявлена «твердая воля монарха» — «за вершить великий путь России от океана к океану, от Владивосто ка и Артура до Архангельска и грядущего порта на Мурмане», Однако после смерти Алек сандра III противники строи тельства военно-морской базы на Севере добились того, что от плана Витте остались «рожки да ножки». I Вместо постройки железной j Дороги ограничились проведе нием телеграфной линии, а вме сто военно-морской базы — по стройкой «коммерческого порта-* в Екатерининской гавани. Так в 1899 году на карте по явился город Александровск (ныне Полярный). Сюда переве ли из Колы уездные учрежде ния. На 1 января 1902 годз s го роде было 360 жителей За по следующие десять лет их число Возросло... на 289 человек. Почти никакой «коммерции» здесь не было. Из промышленности бы ли лишь ремонтная мастерская л кузница. Зато стояли большая церковь, просторное здание по лицейского управления, арест ное помещение. У причала — ад министративный пароход «Мур ман», пользуясь которым мест ное. начальство... осуществляло надзор за населением побережья. Таким был, Александровск — предшественник Мурманска, вторая (после Колы) «столица» края. В 1903 году Николай II, нако нец, повелел приступить к по стройке железной дороги на Мурман. Однако начавшаяся вскоре война с Японией, а затем подавление революции 1905— 1907 гг. поставили царизм на грань финансового банкротства. Теперь уж было не до железной дороги — шатались самые осно вы самодержавия; деньги шли на войну, на посылку каратель ных экспедиций, на тюрьмы, то есть на цели, ничего общего не имеющие с интересами народа. Дело не двигалось с места, по ка не грянул гром. Летом 1914 года началась ми ровая империалистическая вой на. Уже через два месяца боев русская армия оказалась в очень тяжелом положении; не хватало винтовок, снарядов, В октябре 1914 года прави тельство приняло решение о немедленном строительстве ж е лезной дороги от Петрозаводска до Мурмана длиною в 987 верст, чтобы иметь возможность полу чать всё необходимое для войны от своих союзников — Англии и Франции. За границей было заказано около 3 тысяч орудий, свыше 20 тысяч пулемётов, свыше 11 ты сяч автомашин, большое количе ство боеприпасов и военных ма териалов, которые должны были поступить в Россию в 1916 году. С . постройкой дороги очень спешили. Её проложили в ре кордно короткий срок — за 20 месяцев (март 1915 — октябрь 1916 гг.). Обошлась железная до рога в 208 миллионов рублей зо лотом. Втрое дороже по сравне нию со стоимостью строительст ва дорог в средней полосе Рос сии. Одновременно с железной до рогой в конечном её пункте — Семёновской бухте строился порт, куда должны были прибы вать суда союзников. Сюда же стягивались русские боевые ко рабли созданной в 1916 году «Во енной флотилии Севера». Рядом с портом рождался посёлок, ко торый потом был преобразован в город Романов-на-Мурмане. Торжественное открытие горо да состоялось 21 сентября (по новому стилю — 4 октября) 1918 года, Строя железную дорогу, порт и город на Мурмане, царское правительство руководствова лось не заботой об экономиче ском И культурном развитии края, а исключительно военны ми соображениями. Настоящую жизнь Заполярью дали только Великий Октябрь и Советская власть. И. УШАКОВ, Доцент- кафедры истории Мурманского пединститута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz