Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

ГОРОДУ ПОЛЯРНОМУ - 100 ЛЕТ ■ ■ ■ ш — Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 78, 80, 83, 91.) 5. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА И ПОРТА Александр III скончался 20 октября 1894 года на 50-м году своей жизни. С докладом Витте он успел ознакомиться, но какой-либо резолюции по его предложениям не сделал, видимо, считал необходимым сначала осно­ вательно обсудить их, а затем уже присту­ пить к делу. Новый монарх Николай II находился под влиянием сторонников создания порта в Ли- баве. Он передал предложения Витте на рассмотрение в "Комиссию по проведению железных дорог на Север России", в которой от военного министерства выступил гене­ рал-лейтенант Соллогуб. "В настоящее время, - сказал он, - Мурманский берег явля­ ется местом почти совершенно незаселен­ ным. Устройство военного порта в подобной местности потребовало бы от государства огромных денежных затрат... Если на Мур­ мане создадутся экономические интересы, если он населится, разовьет свои промыс­ лы, торговлю, то несомненно вслед за эко­ номическими интересами явятся и заботы об охране этих интересов как со стороны военного ведомства, так и со стороны мор­ ского. Начинать же с устройства военного порта - рискованно и преждевременно". До понимания интересов государственных, стратегических сей деятель не поднялся. Комиссия отвергла проект Витте. Но Нико­ лай II, не раз заявлявший о приверженности курсу своего родителя, не решился проигно­ рировать пожелание Александра III об уст­ ройстве порта на Севере. Он согласился на предложение о создании на Мурмане не военного, а "коммерческого порта". Компе­ тентные люди понимали, что без проведе­ ния железной дороги сколько-нибудь значи­ мой торговли при Екатерининской гавани не возникнет. Но и в таком варианте оборудо­ ванный порт "принесет пользу мореплава­ нию и мурманским промыслам". С учрежде­ нием пароходного сообщения ежегодно вес­ ною до 2000 промышленников собирались в Екатерининской гавани и разъезжались по своим становищам на рейсовом пароходе. Витте выдвинул предложение о переводе уездных учреждений из Колы в Екатеринин­ ское поселение, поближе к району промыс­ ловой деятельности и торговли. В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал на сооружение порта на Мурмане 400 тысяч рублей, причем 135 тысяч выделялись сразу для начала работ. Ведение дел поручили строительному отде­ лению Архангельской казенной палаты, а руководство стройкой - архангельскому гу­ бернатору Александру Платоновичу Эн- гельгардту. По смете предполагалось израсходовать на строительство жилых домов 147085 руб­ лей, на расчистку местности - 30000 рублей, на устройство пристани и набережной - 30000 рублей, на благоустройство городско­ го поселения - 25000 рублей, на транспорт­ ные расходы - 40000 рублей. Уже весной 1896 года Энгельгардт заклю­ чил контракт с норвежским инженером Уль- сеном, специалистом по взрывным работам, на подготовку местности для застройки. 20 июля 1896 года комиссия в составе губернского архитектора, врачебного ин­ спектора, горного инженера Сухоневича, уездного землемера, кольского исправника, капитана парохода "Мурман" Таратина и еще нескольких лиц во главе с Энгельгард- том выбрала место для будущего города. 26 норвежских и 76 русских рабочих приступи­ ли к устройству площади и пристани. Энергично велась заготовка строитель­ ных материалов. Всего было использовано около 20 тысяч бревен, 70 тысяч досок, 200 тысяч штук кирпича. Металлоизделия заку­ пали у тульских кустарей, стекло поступало с Северного завода в Петербурге. Устройст­ во электрического освещения взяла на себя петербургская фирма "Н. Глебов и К0". Де­ ревянные дома рубились на Двине, близ Ар­ хангельска, и в разобранном виде перевози­ лись на пароходах Мурманского товарище­ ства в Екатерининскую гавань. В 1897 году вчерне построили 30 зданий общественного назначения, в том числе церковь, училище, больницу, казначейство. Дома для служащих строились "соответст­ венно рангу хозяев": для исправника, свя­ щенника, врача и казначея - на четыре ком­ наты с кухнею; для бухгалтера казначейства - на три комнаты с кухнею, для полицейского надзирателя - на две комнаты с кухнею. В среднем ежедневно работало 200 русских строителей и 50 норвежцев. В зимнее время рабочих было меньше и трудились они в основном на внутренней отделке зданий. Особенно напряженно работы велись летом 1899 года. У подрядчика Егора Малахова были заняты 84 плотника, 7 столяров, 12 маляров, 14 конопатчиков и 8 печников. За работами следили архитектор Г. К. Иванов и периодически губернатор Энгельгардт. В феврале 1898 года последовало высо­ чайшее повеление о перенесении уездного управления из Колы в Екатерининскую га­ вань. 7 июня 1899 года Николай II утвердил следующее мнение Государственного Сове­ та: "Городскому поселению и порту при Ека­ терининской гавани присвоить название "АЛЕКСАНДРОВСК", а Кольский уезд в ны­ нешних его границах переименовать в Алек­ сандровский" (Третье Полное собрание за­ конов Российской империи, № 17123). К открытию города успели выполнить ра­ боты на 320 тысяч рублей, а именно сдела­ ли: каменную набережную с пристанью (в округленных цифрах) - 38000 рублей, камен­ ные дренаж и фундаменты зданий - 32000 рублей, шоссе до городской площади 639 метров - 14000 рублей, железную дорогу системы Дековиля от пристани, в обход при­ брежной скалы, 1453 метра с ветками к то­ варным складам, пожарному обозу и к бас­ сейну с пресной водою - 6000 рублей, водо­ провод и каменный бассейн - 4000 рублей, 40 деревянных зданий - 70000 рублей; ос­ тальные деньги были израсходованы на за­ купку и перевозку материалов, подготови­ тельные работы, на канцелярские и прочие потребности. Из 40 домов вполне готовыми считались 11, с малыми недоделками -18 и наполови­ ну готовыми -11. Среди построек выделялось здание пяти- Г лУЛ План Екатерининской гавани и ее окрестностей. главой церкви во имя Николая Мирликийско- го - святого покровителя моряков. Оно стояло на возвышенной каменной площадке близ набережной. Проектировал храм архитектор Иванов "в русском стиле". Резной иконостас в церкви был выполнен по рисункам художника В. М. Васнецова, а иконы написали академик А. А. Киселев и К. А. Коровин. Звоны (7 колоколов весом 87 пудов) подарил С. И. Мамонтов. В мае 1899 года на пароходе "Мурман" в Екатерининскую гавань перевезли имущест­ во казначейства и других уездных учрежде­ ний. В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арест­ ный дом, две полицейские будки. Шесть домов, построенных казной, пред­ назначались для частных поселенцев. Со­ оружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для меди­ цинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница. Получив донесение о 80-процентной го­ товности строений, правительство дало ука­ зание об официальном открытии города и порта на Кольском заливе, названного в честь императора Александра III Александ­ ровском. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz