Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ГОРОДУ ПОЛЯРНОМУ - 100 ЛЕТ ■ ■ ■ ш — Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 78, 80, 83, 91.) 5. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА И ПОРТА Александр III скончался 20 октября 1894 года на 50-м году своей жизни. С докладом Витте он успел ознакомиться, но какой-либо резолюции по его предложениям не сделал, видимо, считал необходимым сначала осно вательно обсудить их, а затем уже присту пить к делу. Новый монарх Николай II находился под влиянием сторонников создания порта в Ли- баве. Он передал предложения Витте на рассмотрение в "Комиссию по проведению железных дорог на Север России", в которой от военного министерства выступил гене рал-лейтенант Соллогуб. "В настоящее время, - сказал он, - Мурманский берег явля ется местом почти совершенно незаселен ным. Устройство военного порта в подобной местности потребовало бы от государства огромных денежных затрат... Если на Мур мане создадутся экономические интересы, если он населится, разовьет свои промыс лы, торговлю, то несомненно вслед за эко номическими интересами явятся и заботы об охране этих интересов как со стороны военного ведомства, так и со стороны мор ского. Начинать же с устройства военного порта - рискованно и преждевременно". До понимания интересов государственных, стратегических сей деятель не поднялся. Комиссия отвергла проект Витте. Но Нико лай II, не раз заявлявший о приверженности курсу своего родителя, не решился проигно рировать пожелание Александра III об уст ройстве порта на Севере. Он согласился на предложение о создании на Мурмане не военного, а "коммерческого порта". Компе тентные люди понимали, что без проведе ния железной дороги сколько-нибудь значи мой торговли при Екатерининской гавани не возникнет. Но и в таком варианте оборудо ванный порт "принесет пользу мореплава нию и мурманским промыслам". С учрежде нием пароходного сообщения ежегодно вес ною до 2000 промышленников собирались в Екатерининской гавани и разъезжались по своим становищам на рейсовом пароходе. Витте выдвинул предложение о переводе уездных учреждений из Колы в Екатеринин ское поселение, поближе к району промыс ловой деятельности и торговли. В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал на сооружение порта на Мурмане 400 тысяч рублей, причем 135 тысяч выделялись сразу для начала работ. Ведение дел поручили строительному отде лению Архангельской казенной палаты, а руководство стройкой - архангельскому гу бернатору Александру Платоновичу Эн- гельгардту. По смете предполагалось израсходовать на строительство жилых домов 147085 руб лей, на расчистку местности - 30000 рублей, на устройство пристани и набережной - 30000 рублей, на благоустройство городско го поселения - 25000 рублей, на транспорт ные расходы - 40000 рублей. Уже весной 1896 года Энгельгардт заклю чил контракт с норвежским инженером Уль- сеном, специалистом по взрывным работам, на подготовку местности для застройки. 20 июля 1896 года комиссия в составе губернского архитектора, врачебного ин спектора, горного инженера Сухоневича, уездного землемера, кольского исправника, капитана парохода "Мурман" Таратина и еще нескольких лиц во главе с Энгельгард- том выбрала место для будущего города. 26 норвежских и 76 русских рабочих приступи ли к устройству площади и пристани. Энергично велась заготовка строитель ных материалов. Всего было использовано около 20 тысяч бревен, 70 тысяч досок, 200 тысяч штук кирпича. Металлоизделия заку пали у тульских кустарей, стекло поступало с Северного завода в Петербурге. Устройст во электрического освещения взяла на себя петербургская фирма "Н. Глебов и К0". Де ревянные дома рубились на Двине, близ Ар хангельска, и в разобранном виде перевози лись на пароходах Мурманского товарище ства в Екатерининскую гавань. В 1897 году вчерне построили 30 зданий общественного назначения, в том числе церковь, училище, больницу, казначейство. Дома для служащих строились "соответст венно рангу хозяев": для исправника, свя щенника, врача и казначея - на четыре ком наты с кухнею; для бухгалтера казначейства - на три комнаты с кухнею, для полицейского надзирателя - на две комнаты с кухнею. В среднем ежедневно работало 200 русских строителей и 50 норвежцев. В зимнее время рабочих было меньше и трудились они в основном на внутренней отделке зданий. Особенно напряженно работы велись летом 1899 года. У подрядчика Егора Малахова были заняты 84 плотника, 7 столяров, 12 маляров, 14 конопатчиков и 8 печников. За работами следили архитектор Г. К. Иванов и периодически губернатор Энгельгардт. В феврале 1898 года последовало высо чайшее повеление о перенесении уездного управления из Колы в Екатерининскую га вань. 7 июня 1899 года Николай II утвердил следующее мнение Государственного Сове та: "Городскому поселению и порту при Ека терининской гавани присвоить название "АЛЕКСАНДРОВСК", а Кольский уезд в ны нешних его границах переименовать в Алек сандровский" (Третье Полное собрание за конов Российской империи, № 17123). К открытию города успели выполнить ра боты на 320 тысяч рублей, а именно сдела ли: каменную набережную с пристанью (в округленных цифрах) - 38000 рублей, камен ные дренаж и фундаменты зданий - 32000 рублей, шоссе до городской площади 639 метров - 14000 рублей, железную дорогу системы Дековиля от пристани, в обход при брежной скалы, 1453 метра с ветками к то варным складам, пожарному обозу и к бас сейну с пресной водою - 6000 рублей, водо провод и каменный бассейн - 4000 рублей, 40 деревянных зданий - 70000 рублей; ос тальные деньги были израсходованы на за купку и перевозку материалов, подготови тельные работы, на канцелярские и прочие потребности. Из 40 домов вполне готовыми считались 11, с малыми недоделками -18 и наполови ну готовыми -11. Среди построек выделялось здание пяти- Г лУЛ План Екатерининской гавани и ее окрестностей. главой церкви во имя Николая Мирликийско- го - святого покровителя моряков. Оно стояло на возвышенной каменной площадке близ набережной. Проектировал храм архитектор Иванов "в русском стиле". Резной иконостас в церкви был выполнен по рисункам художника В. М. Васнецова, а иконы написали академик А. А. Киселев и К. А. Коровин. Звоны (7 колоколов весом 87 пудов) подарил С. И. Мамонтов. В мае 1899 года на пароходе "Мурман" в Екатерининскую гавань перевезли имущест во казначейства и других уездных учрежде ний. В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арест ный дом, две полицейские будки. Шесть домов, построенных казной, пред назначались для частных поселенцев. Со оружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для меди цинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница. Получив донесение о 80-процентной го товности строений, правительство дало ука зание об официальном открытии города и порта на Кольском заливе, названного в честь императора Александра III Александ ровском. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz