Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

r o i p r ПОЛЯРНОМУ - 100 HI •>V*®R m <5Й^'«ЯЙК6ь.':ѵ. ш яШШк Щщ кщ Ш •: - - ...... ( ііІ К Ш І іШ й О 3 1 в ц Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в N s N b 78. 80. 83.) 4. ПОЖЕЛАНИЯ ИМПЕРАТОРА После убийства народовольцами царя Александра II в 1881 году российский пре­ стол занял его сын Александр III. Еще в 22-летнем возрасте он близко познакомился с Русским Севером, воз­ главляя комиссию по оказанию помощи голодающему населению Вологодской и Архангельской губерний. О Мурмане Александр III знал по рассказам бывше­ го начальника конвоя (личной охраны) генерал-адъютанта Шереметьева, с 1883 года возглавлявшего Арскую кито­ бойную компанию (предприятие в южной части Мотовского залива). Александр III хотел видеть Россию мощной и процветающей державой, до­ статочно защищенной от внешних напа­ дений, обеспеченной железнодорож­ ными путями от центра страны до Тихо­ го океана на востоке и до Ледовитого океана на севере. По свидетельству лейб-медика, академика Н. А. Вельями­ нова, "он не обладал выдающимися ум­ ственными способностями, но бесспор­ но не был лишен природного "здравого смысла" и известной житейской мудрос­ ти... Он работал не покладая рук... глу­ боко, до самозабвения любил Россию, верил в ее большое будущее и считал своим святым долгом служить ей всеми своими силами". Александр III охотно одобрял предло­ жения, направленные на развитие Мур­ мана и поднятие благосостояния про­ мыслового населения. 8 февраля 1883 года царь распорядился восстановить Кольский уезд, упраздненный после ра­ зорения города Колы и присоединен­ ный административно к Кемскому уезду. В распоряжение уездных влас­ тей "для разъездов по делам службы и преследования норвежских рыбопро­ мышленников, нарушающих интересы приморского населения", был предо­ ставлен 30-сильный пароход, получив­ ший название "Мурман", и особый кор­ мовой флаг: белый с двумя скрещенны­ ми посредине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии. Местом стоянки парохода стала Екате­ рининская гавань, в южной стороне ко­ торой, близ перешейка, были устроены пристань на сваях, мастерская, кузни­ ца, угольные склады и для проживания команды парохода "красивый, с резь­ бою в русском стиле, дом". Все эти по­ стройки были завершены в 1891 году. По ходатайству местной обществен­ ности Александр III в 1886 году запре­ тил беспошлинный ввоз спиртных на­ питков из-за границы и торговлю ими на Мурманском берегу. О том, как император относился к по­ ступавшим на его имя прошениям, можно судить по "высочайшим резолю­ циям". На ходатайстве губернатора А. П. Энгельгардта в 1893 году о прове­ дении телеграфа на Мурман Алек­ сандр III написал: "Давно бы пора"; на предложение об увеличении суммы на выдачу ссуд переселенцам на Мурман­ ский берег сделана резолюция "Жела­ тельно"; на соображении губернатора о ликвидации таможенной черты, отде­ ляющей город Колу от колонистского Мурманского побережья, государь по­ метил: "Мне кажется, что это все спра­ ведливо". Пожелания императора тут же на­ правлялись "к надлежащему исполне­ нию". Таможенная черта была отодви­ нута к югу от города Колы. Сумма еже­ годных ассигнаций на ссуды переселен­ цам была удвоена. Департамент эконо­ мии выделил 200 тысяч рублей на со­ оружение телеграфной линии на Мур­ ман. 7 сентября 1895 года Энгельгардт донес министру внутренних дел: "Теле­ графная линия от Колы до Екатеринин­ ской гавани уже окончена, и между этими пунктами открыто телефонное сообщение". От Екатерининской гавани линия разветвлялась на восток до Гав­ рилова и на запад до норвежской грани­ цы (становище Столбовое). Весной 1894 года на Кольский Север командировали инженера путей сооб­ щения Бориса Александровича Риппа- са для изыскания трассы будущей же­ лезной дороги на Мурман. В столице усиленно обсуждался во­ прос о сооружении нового военного порта для русского флота. Руководите­ ли Морского ведомства (управляющий Н. М. Чихачев, начальник генерального штаба Н. Н. Обручев) предлагали со­ здать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Александр III не раз­ делял их мнений. В случае войны Гер­ мания легко могла блокировать порт в Либаве и держать флот взаперти. Алек­ сандр III хотел "устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была гавань, не замерзающая круглый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы... из нее можно было бы прямо выходить в море". Подыскать нужную гавань для "глав­ ной морской базы" русского военного флота на Мурман отправился выдаю­ щийся государственный деятель, ми­ нистр финансов Сергей Юльевич Витте. В своих "Воспоминаниях" он пишет: "Император высказывал мне та­ кого рода мысль - свою мечту, - чтобы на север была проведена железная до­ рога, чтобы край этот, интересы которо­ го он принимал очень близко к сердцу, не был обделен железными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные дороги, которые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба". В поездке на Мурман Витте сопро­ вождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодо­ рожный деятель С. И. Мамонтов, журна­ лист Е. Л. Кочетов, юный художникА. А. Борисов, архангельские чиновники и моряки. Плыли на лучшем пароходе - "Ломоносове", имевшем скорость хода более 20 километров в час, превосхо­ дившем "по удобству и красоте многие европейские пароходы". Из всех осмотренных бухт Мурман­ ского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. Витте был вос­ хищен ее видом. "Такой грандиозной га­ вани, - писал министр, - я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Влади­ востокская гавань. Мы эту гавань по­ дробно осматривали, стояли там не­ сколько суток"; она замечательна "как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности". Во второй половине июня 1894 года на Мурмане стояла прекрасная погода, круглосуточно светило солнце, на море играли киты. Витте, по его словам, "ночью часто закуривал папиросы по­ средством зажигательного стекла". Край не казался мрачным и непригод­ ным для жизни. , Возвратившись в Петербург, Витте подал. Александру III обстоятельный отчет о поездке и свои соображения о сооружении военного порта. Он предла­ гал: 1) военно-морскую базу для русско­ го флота устроить в Екатерининской га­ вани; 2) провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу; 3) по­ строить на Мурмане мощную электро­ станцию, чтобы иметь там сильное ос­ вещение. К своему докладу Витте при­ ложил особую записку "Либава или Мурман?", в которой аргументированно обосновал преимущества Екатеринин­ ской гавани перед балтийским портом в случае возникновения войны с Герма­ нией. Проект Витте не был утопией. При Им- ператоре-Миротворце (такое прозвание получил Александр III) Россия ни с кем не воевала, успешно развивалась экономи­ ка, шло бурное железнодорожное стро­ ительство (с 1891 года быстро сооружа­ лась транссибирская магистраль к Тихо­ му океану). Умный и практичный министр знал финансовые возможности России, видел нараставшую германскую угрозу и намечал мероприятия нужные и вполне осуществимые. Зная, что "Император Александр III имел влечение к Русскому Северу", Витте и его окружение питали надежду на скорое воплощение их планов в жизнь: "В будущем Екатерининске... не­ пременно будет русский флот... появят­ ся и законная власть, и порядок, и сама цивилизация со всеми ее атрибутами, плодами и благами... даст Бог, осущест­ вление Петербург-Мурманской линии не за горами". Изыскатель трассы же­ лезной дороги Риппас писал: "Надо от­ решиться отложных, закоснелых взгля­ дов на наш Север... Непростительно считать Лапландию страною льдов, мрака и всяких ужасов... При соответст­ венных и энергичных мерах правитель­ ства она не замедлит занять весьма почтенное место между другими стра­ нами государства и будет лучшей час­ тью нашего Севера". С одобрения Александра III Морской Генеральный штаб стал посылать в мурманские воды для охраны их от ино­ странных браконьеров военный крей­ сер (в 1893 году - "Наездник", в 1894 году - "Вестник", в 1895 году - "Джигит", в 1896 году - "Самоед", с 1897 года - транспортное судно под военным фла­ гом "Бакан"). Базой для них являлась Екатерининская гавань. Сюда крейсера приводили суда незаконно промышляв­ ших в наших территориальных водах иностранцев к мировому судье, кото­ рый подвергал их 10-рублевому штра­ фу с конфискацией добычи. В 1894 году гидрограф Михаил Ефи­ мович Жданко произвел тщательное обследование Екатерининской гавани, нанес на карту ряд географических на­ званий: мыс Чижова (в честь создателя Архангельско-Мурманского пароходст­ ва), гора Вестника (охранного крейсе­ ра), озеро Ларина (ближайшее от гава­ ни, по имени командира крейсера "Вест­ ник"), озеро Боковое получило название озеро Игнатьева (мичмана крейсера "Вестник"), озеро Продолговатое - озеро Чайковского (другого мичмана на том же крейсере). На снимке: С. Ю. Витте - министр финансов. 1902 г. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz