Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
r o i p r ПОЛЯРНОМУ - 100 HI •>V*®R m <5Й^'«ЯЙК6ь.':ѵ. ш яШШк Щщ кщ Ш •: - - ...... ( ііІ К Ш І іШ й О 3 1 в ц Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в N s N b 78. 80. 83.) 4. ПОЖЕЛАНИЯ ИМПЕРАТОРА После убийства народовольцами царя Александра II в 1881 году российский пре стол занял его сын Александр III. Еще в 22-летнем возрасте он близко познакомился с Русским Севером, воз главляя комиссию по оказанию помощи голодающему населению Вологодской и Архангельской губерний. О Мурмане Александр III знал по рассказам бывше го начальника конвоя (личной охраны) генерал-адъютанта Шереметьева, с 1883 года возглавлявшего Арскую кито бойную компанию (предприятие в южной части Мотовского залива). Александр III хотел видеть Россию мощной и процветающей державой, до статочно защищенной от внешних напа дений, обеспеченной железнодорож ными путями от центра страны до Тихо го океана на востоке и до Ледовитого океана на севере. По свидетельству лейб-медика, академика Н. А. Вельями нова, "он не обладал выдающимися ум ственными способностями, но бесспор но не был лишен природного "здравого смысла" и известной житейской мудрос ти... Он работал не покладая рук... глу боко, до самозабвения любил Россию, верил в ее большое будущее и считал своим святым долгом служить ей всеми своими силами". Александр III охотно одобрял предло жения, направленные на развитие Мур мана и поднятие благосостояния про мыслового населения. 8 февраля 1883 года царь распорядился восстановить Кольский уезд, упраздненный после ра зорения города Колы и присоединен ный административно к Кемскому уезду. В распоряжение уездных влас тей "для разъездов по делам службы и преследования норвежских рыбопро мышленников, нарушающих интересы приморского населения", был предо ставлен 30-сильный пароход, получив ший название "Мурман", и особый кор мовой флаг: белый с двумя скрещенны ми посредине якорями и положенным на них гербом Архангельской губернии. Местом стоянки парохода стала Екате рининская гавань, в южной стороне ко торой, близ перешейка, были устроены пристань на сваях, мастерская, кузни ца, угольные склады и для проживания команды парохода "красивый, с резь бою в русском стиле, дом". Все эти по стройки были завершены в 1891 году. По ходатайству местной обществен ности Александр III в 1886 году запре тил беспошлинный ввоз спиртных на питков из-за границы и торговлю ими на Мурманском берегу. О том, как император относился к по ступавшим на его имя прошениям, можно судить по "высочайшим резолю циям". На ходатайстве губернатора А. П. Энгельгардта в 1893 году о прове дении телеграфа на Мурман Алек сандр III написал: "Давно бы пора"; на предложение об увеличении суммы на выдачу ссуд переселенцам на Мурман ский берег сделана резолюция "Жела тельно"; на соображении губернатора о ликвидации таможенной черты, отде ляющей город Колу от колонистского Мурманского побережья, государь по метил: "Мне кажется, что это все спра ведливо". Пожелания императора тут же на правлялись "к надлежащему исполне нию". Таможенная черта была отодви нута к югу от города Колы. Сумма еже годных ассигнаций на ссуды переселен цам была удвоена. Департамент эконо мии выделил 200 тысяч рублей на со оружение телеграфной линии на Мур ман. 7 сентября 1895 года Энгельгардт донес министру внутренних дел: "Теле графная линия от Колы до Екатеринин ской гавани уже окончена, и между этими пунктами открыто телефонное сообщение". От Екатерининской гавани линия разветвлялась на восток до Гав рилова и на запад до норвежской грани цы (становище Столбовое). Весной 1894 года на Кольский Север командировали инженера путей сооб щения Бориса Александровича Риппа- са для изыскания трассы будущей же лезной дороги на Мурман. В столице усиленно обсуждался во прос о сооружении нового военного порта для русского флота. Руководите ли Морского ведомства (управляющий Н. М. Чихачев, начальник генерального штаба Н. Н. Обручев) предлагали со здать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Александр III не раз делял их мнений. В случае войны Гер мания легко могла блокировать порт в Либаве и держать флот взаперти. Алек сандр III хотел "устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была гавань, не замерзающая круглый год, а с другой стороны, гавань эта должна была быть совершенно открыта, то есть чтобы... из нее можно было бы прямо выходить в море". Подыскать нужную гавань для "глав ной морской базы" русского военного флота на Мурман отправился выдаю щийся государственный деятель, ми нистр финансов Сергей Юльевич Витте. В своих "Воспоминаниях" он пишет: "Император высказывал мне та кого рода мысль - свою мечту, - чтобы на север была проведена железная до рога, чтобы край этот, интересы которо го он принимал очень близко к сердцу, не был обделен железными дорогами. Он говорил мне о том, как бы он был рад, если бы ему удалось видеть там железные дороги, которые обеспечили бы этому краю подвоз хлеба". В поездке на Мурман Витте сопро вождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодо рожный деятель С. И. Мамонтов, журна лист Е. Л. Кочетов, юный художникА. А. Борисов, архангельские чиновники и моряки. Плыли на лучшем пароходе - "Ломоносове", имевшем скорость хода более 20 километров в час, превосхо дившем "по удобству и красоте многие европейские пароходы". Из всех осмотренных бухт Мурман ского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. Витте был вос хищен ее видом. "Такой грандиозной га вани, - писал министр, - я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Влади востокская гавань. Мы эту гавань по дробно осматривали, стояли там не сколько суток"; она замечательна "как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности". Во второй половине июня 1894 года на Мурмане стояла прекрасная погода, круглосуточно светило солнце, на море играли киты. Витте, по его словам, "ночью часто закуривал папиросы по средством зажигательного стекла". Край не казался мрачным и непригод ным для жизни. , Возвратившись в Петербург, Витте подал. Александру III обстоятельный отчет о поездке и свои соображения о сооружении военного порта. Он предла гал: 1) военно-морскую базу для русско го флота устроить в Екатерининской га вани; 2) провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу; 3) по строить на Мурмане мощную электро станцию, чтобы иметь там сильное ос вещение. К своему докладу Витте при ложил особую записку "Либава или Мурман?", в которой аргументированно обосновал преимущества Екатеринин ской гавани перед балтийским портом в случае возникновения войны с Герма нией. Проект Витте не был утопией. При Им- ператоре-Миротворце (такое прозвание получил Александр III) Россия ни с кем не воевала, успешно развивалась экономи ка, шло бурное железнодорожное стро ительство (с 1891 года быстро сооружа лась транссибирская магистраль к Тихо му океану). Умный и практичный министр знал финансовые возможности России, видел нараставшую германскую угрозу и намечал мероприятия нужные и вполне осуществимые. Зная, что "Император Александр III имел влечение к Русскому Северу", Витте и его окружение питали надежду на скорое воплощение их планов в жизнь: "В будущем Екатерининске... не пременно будет русский флот... появят ся и законная власть, и порядок, и сама цивилизация со всеми ее атрибутами, плодами и благами... даст Бог, осущест вление Петербург-Мурманской линии не за горами". Изыскатель трассы же лезной дороги Риппас писал: "Надо от решиться отложных, закоснелых взгля дов на наш Север... Непростительно считать Лапландию страною льдов, мрака и всяких ужасов... При соответст венных и энергичных мерах правитель ства она не замедлит занять весьма почтенное место между другими стра нами государства и будет лучшей час тью нашего Севера". С одобрения Александра III Морской Генеральный штаб стал посылать в мурманские воды для охраны их от ино странных браконьеров военный крей сер (в 1893 году - "Наездник", в 1894 году - "Вестник", в 1895 году - "Джигит", в 1896 году - "Самоед", с 1897 года - транспортное судно под военным фла гом "Бакан"). Базой для них являлась Екатерининская гавань. Сюда крейсера приводили суда незаконно промышляв ших в наших территориальных водах иностранцев к мировому судье, кото рый подвергал их 10-рублевому штра фу с конфискацией добычи. В 1894 году гидрограф Михаил Ефи мович Жданко произвел тщательное обследование Екатерининской гавани, нанес на карту ряд географических на званий: мыс Чижова (в честь создателя Архангельско-Мурманского пароходст ва), гора Вестника (охранного крейсе ра), озеро Ларина (ближайшее от гава ни, по имени командира крейсера "Вест ник"), озеро Боковое получило название озеро Игнатьева (мичмана крейсера "Вестник"), озеро Продолговатое - озеро Чайковского (другого мичмана на том же крейсере). На снимке: С. Ю. Витте - министр финансов. 1902 г. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz