Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 2. РУХНУВШИЕ НАЧИНАНИЯ % В 1803 году при активном содействии 3 правительства группа поморских капита- I листов (Анфилатов, Митрополов и др.) уч­ ! редила Беломорскую промысловую ком- I панию. Её покровителем и акционером I (внес 42 тысячи рублей) являлся министр I коммерции Н. П. Румянцев, Казна предо- I ставила компании ссуду в 150 тысяч руб- I лей. Царь Александр I в знак одобрения намерений компании купил 10 акций по I 250 рублей каждая. Общий капитал компа- I нии составил 444 тысячи рублей. I Правление ее купило более десятка I разного типа судов, среди которых выде­ лялись корабли "Александр Невский", "Граф Румянцев", "Князь Константин", * транспортный шлюп "Пчела". I Местом базирования промысловых и I торговых судов была избрана Екатери- I; нинская гавань. По подряду компании I кольский купец Алексей Попов построил в I гавани жилые и производственные поме- I щения, соорудил причал и подсобные I службы. I Непосредственно деятельностью ком- I пании руководил опытный поморский про­ , мышленник Влас Ермолин. На Шпицбер­ гене было устроено зимовье для зверобо­ ев - "груманланов", наняты бывалые ра­ ботники и судовые кормщики. . Первые мероприятия прошли удачно В I октябре 1805 года с Новой Земли в Екате- 1 рининскую гавань возвратилось судно "Святой Николай и Федор" (23 человека), которое доставило добытых моржей, тю- :: леней, морских зайцев, песцов и оленей на 4141 рубль, чистая прибыль составила 1057 рублей. "Александр Невский" отвез в Петербург на продажу 189 тонн трески и палтуса Однако в сентябре 1805 года во время жестокого шторма разбился корабль "Свя­ той Николай и Максим", шедший со Шпиц- I бергена с промысловой добычей, затем погибли суда "Зосима и Савватий" и "Свя- (■ той Михаил". В Северной Атлантике фран­ цузский фрегат 8 июня 1806 года захватил I "Графа Румянцева", команду, 48 человек, взял в плен, а разграбленный корабль I сжег. Наполеон объявил блокаду Британ- I ских островов. Торговля в портах северо­ западной Европы нарушилась. Компания стала нести убытки. Вместо промыслов I занялась скупкой рыбы, сала и других про- I дуктов у поморов и лопарей. Несмотря на потери, компания не хоте­ ла свертывать свою деятельность, обра- 1 тилась к правительству с прошением о I передаче в ее собственность местности вокруг Екатерининской гавани и сооруже­ ний Кольского острога, который "совер- ( шенно обветшал и напрасно гниет", на I дрова для салогрейни, устроенной на ост­ рове Екатерининском. 12 июня 1806 года I Комитет министров дал согласие на отвод I компании Екатерининского острова "с ус- I ловием, чтобы возвратить оный в ведом­ ство Адмиралтейств-коллегии, если бы I представилась надобность в гавани для военных судов или других потребностей". На уничтожение старинного Кольского острога правительство не согласилось. После присоединения России к континен­ тальной блокаде Британских островов обо­ стрились наши отношения с Англией. 5 мая 1809 года у входа в Кольский залив появил­ ся английский фрегат, который стал обстре­ ливать из пушек поморские суда и рыбацкие становища. 7 мая англичане захватили Ека­ терининскую гавань, взяли в ней десять судов, принадлежащих компании, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, значительное количество крупы, го­ роха, толокна, сала, мяса, запасы пеньки, веревки, якоря, свечи, гвозди, доски, про­ мысловые снасти, инструменты, посуду и т. п. общей стоимостью 48272 рубля 50 копе­ ек. Кольский городничий Иван Владимиров отправил донесение губернатору о том, что "неприятель находится в Екатерингавани, овладев оною и взяв тут разных купецких 7 судов, в том числе кольских 4, а строение опустошает". Все награбленное командир фрегата Андрей Уэлс отправил на захва­ ченных судах как военную добычу вАнглию. Утром 17 мая англичане покинули Ека­ терининскую гавань и обосновались на острове Кильдине, продолжали грабить и разрушать рыбацкие становища на Мур­ манском берегу. В 1813 году Беломорская компания, об­ ремененная долгами, обанкротилась. В Екатерининской гавани остались следую­ щие постройки: две казармы площадью по 150 квадратных метров каждая, стоявшие возле перешейка, кузница баня, коровий хлев, купорная изба с кладовыми на угоре, светелка с голландской печью (жилье при­ казчиков), погреб, контора и кухня, скла­ ды. Желающих продолжить дело не на­ шлось. Часть имущества была продана с торгов. Пайщики получили лишь двенад­ цатую долю вложенного капитала. Екате­ рининская гавань опустела. В июле 1822 года ее посетил известный исследователь Арктики Ф. П. Литке. "Нельзя вообразить стоянки безопаснее и спокойнее, чем эта гавань", - писал он. Литке отметил непригодность Колы как порта: "Кольская губа под самым городом столь мелка, что самые малые суда толь­ ко в полную воду туда приходить могут". В 1826 году Морское ведомство отпра­ вило для описания берегов Кольского полуострова гидрографа М. Ф. Рейнеке и штурмана Я. Харлоза. Они определили астрономические координаты гавани и ее пригодность для стоянки судов. Мест­ ность была почти безлюдной: "Близ гава­ ни пасутся олени, принадлежащие коля- нам... На мысах южнее Екатерининской гавани находятся рыбачьи хижины и вежи * (шалаши), обитаемые с весны до июля ло­ парями, приходящими для ловли семги". В результате поражения в Крымской войне Россия по Парижскому трактату 1856 года лишилась права иметь на Чер­ ном море военный флот и береговые ук­ репления. После отмены крепостного права, в эпоху великих реформ, в правя­ щих верхах России возникла идея, компен­ сировать ослабление позиций на юге со­ зданием военно-морской базы на севере, в одной из незамерзающих бухт Мурманз. Для ознакомления с местностью з 1870 году из Кронштадта вышла эскадра под командованием вице-адмирала К. Н. По- | сьета, в состав которой входили корвет ■ "Варяг", клипер "Жемчуг" и шхуна "Секс­ тан” . Вместе с Посьетом на Мурман ехал покровитель российского флота, сын : Александра !!, великий князь Алексей, ко­ торого сопровождали лучшие специалис­ ты и знатоки мурманских вод: профессор Н. Я. Данилевский, академик А. Ф. Мид- дендорф, натуралист Ф. Ф. Яржинский: из Архангельска прибыли к нему губернатор Н. А. Качалов, промышленник, пылкий сторонник развития Севера М. К. Сидоров, поморские купцы и мореходы. 20 июля 1870 года великий князь и его окружение осматривали Екатерининскую гавань. Сошлись на мнении о необходимос­ ти создания на Мурмане - е Екатерининской гавани или на Кильдине - портового города. Окончательно вопрос должны были решить в Петербурге после всестороннего обсуж­ дения в Морском ведомстве 3 сентября, возвращаясь с Мурмана, эс­ кадра прибыла з Копенгаген, /здесь пла­ ватели узнали о том, что накануне под Седаном потерпела полное поражение от пруссаков французская армия, в плен попал и император Наполеон III. Это событие изменило международную обстановку в Европе Россия в односто­ роннем порядке отменила ограничитель­ ные статьи Парижского договора и присту­ пила к восстановлению черноморского военного флота. Необходимость в базе на Мурмане на время отпала Рухнуло и это начинание. Однако результатом поездки великого князя на Север явилось созда­ ние регулярного пароходства вдоль Муо- манского берега Уже в 1871 году парохо­ ды "Алексей" и "Качалов' совершили за навигацию по 8 рейсов. В Екатерининской газани Пароходство устроило пристань и склад для угля, а позднее - и жилой дог.' для служителей. (Продолжение следуе т )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz