Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 2. РУХНУВШИЕ НАЧИНАНИЯ % В 1803 году при активном содействии 3 правительства группа поморских капита- I листов (Анфилатов, Митрополов и др.) уч ! редила Беломорскую промысловую ком- I панию. Её покровителем и акционером I (внес 42 тысячи рублей) являлся министр I коммерции Н. П. Румянцев, Казна предо- I ставила компании ссуду в 150 тысяч руб- I лей. Царь Александр I в знак одобрения намерений компании купил 10 акций по I 250 рублей каждая. Общий капитал компа- I нии составил 444 тысячи рублей. I Правление ее купило более десятка I разного типа судов, среди которых выде лялись корабли "Александр Невский", "Граф Румянцев", "Князь Константин", * транспортный шлюп "Пчела". I Местом базирования промысловых и I торговых судов была избрана Екатери- I; нинская гавань. По подряду компании I кольский купец Алексей Попов построил в I гавани жилые и производственные поме- I щения, соорудил причал и подсобные I службы. I Непосредственно деятельностью ком- I пании руководил опытный поморский про , мышленник Влас Ермолин. На Шпицбер гене было устроено зимовье для зверобо ев - "груманланов", наняты бывалые ра ботники и судовые кормщики. . Первые мероприятия прошли удачно В I октябре 1805 года с Новой Земли в Екате- 1 рининскую гавань возвратилось судно "Святой Николай и Федор" (23 человека), которое доставило добытых моржей, тю- :: леней, морских зайцев, песцов и оленей на 4141 рубль, чистая прибыль составила 1057 рублей. "Александр Невский" отвез в Петербург на продажу 189 тонн трески и палтуса Однако в сентябре 1805 года во время жестокого шторма разбился корабль "Свя той Николай и Максим", шедший со Шпиц- I бергена с промысловой добычей, затем погибли суда "Зосима и Савватий" и "Свя- (■ той Михаил". В Северной Атлантике фран цузский фрегат 8 июня 1806 года захватил I "Графа Румянцева", команду, 48 человек, взял в плен, а разграбленный корабль I сжег. Наполеон объявил блокаду Британ- I ских островов. Торговля в портах северо западной Европы нарушилась. Компания стала нести убытки. Вместо промыслов I занялась скупкой рыбы, сала и других про- I дуктов у поморов и лопарей. Несмотря на потери, компания не хоте ла свертывать свою деятельность, обра- 1 тилась к правительству с прошением о I передаче в ее собственность местности вокруг Екатерининской гавани и сооруже ний Кольского острога, который "совер- ( шенно обветшал и напрасно гниет", на I дрова для салогрейни, устроенной на ост рове Екатерининском. 12 июня 1806 года I Комитет министров дал согласие на отвод I компании Екатерининского острова "с ус- I ловием, чтобы возвратить оный в ведом ство Адмиралтейств-коллегии, если бы I представилась надобность в гавани для военных судов или других потребностей". На уничтожение старинного Кольского острога правительство не согласилось. После присоединения России к континен тальной блокаде Британских островов обо стрились наши отношения с Англией. 5 мая 1809 года у входа в Кольский залив появил ся английский фрегат, который стал обстре ливать из пушек поморские суда и рыбацкие становища. 7 мая англичане захватили Ека терининскую гавань, взяли в ней десять судов, принадлежащих компании, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, значительное количество крупы, го роха, толокна, сала, мяса, запасы пеньки, веревки, якоря, свечи, гвозди, доски, про мысловые снасти, инструменты, посуду и т. п. общей стоимостью 48272 рубля 50 копе ек. Кольский городничий Иван Владимиров отправил донесение губернатору о том, что "неприятель находится в Екатерингавани, овладев оною и взяв тут разных купецких 7 судов, в том числе кольских 4, а строение опустошает". Все награбленное командир фрегата Андрей Уэлс отправил на захва ченных судах как военную добычу вАнглию. Утром 17 мая англичане покинули Ека терининскую гавань и обосновались на острове Кильдине, продолжали грабить и разрушать рыбацкие становища на Мур манском берегу. В 1813 году Беломорская компания, об ремененная долгами, обанкротилась. В Екатерининской гавани остались следую щие постройки: две казармы площадью по 150 квадратных метров каждая, стоявшие возле перешейка, кузница баня, коровий хлев, купорная изба с кладовыми на угоре, светелка с голландской печью (жилье при казчиков), погреб, контора и кухня, скла ды. Желающих продолжить дело не на шлось. Часть имущества была продана с торгов. Пайщики получили лишь двенад цатую долю вложенного капитала. Екате рининская гавань опустела. В июле 1822 года ее посетил известный исследователь Арктики Ф. П. Литке. "Нельзя вообразить стоянки безопаснее и спокойнее, чем эта гавань", - писал он. Литке отметил непригодность Колы как порта: "Кольская губа под самым городом столь мелка, что самые малые суда толь ко в полную воду туда приходить могут". В 1826 году Морское ведомство отпра вило для описания берегов Кольского полуострова гидрографа М. Ф. Рейнеке и штурмана Я. Харлоза. Они определили астрономические координаты гавани и ее пригодность для стоянки судов. Мест ность была почти безлюдной: "Близ гава ни пасутся олени, принадлежащие коля- нам... На мысах южнее Екатерининской гавани находятся рыбачьи хижины и вежи * (шалаши), обитаемые с весны до июля ло парями, приходящими для ловли семги". В результате поражения в Крымской войне Россия по Парижскому трактату 1856 года лишилась права иметь на Чер ном море военный флот и береговые ук репления. После отмены крепостного права, в эпоху великих реформ, в правя щих верхах России возникла идея, компен сировать ослабление позиций на юге со зданием военно-морской базы на севере, в одной из незамерзающих бухт Мурманз. Для ознакомления с местностью з 1870 году из Кронштадта вышла эскадра под командованием вице-адмирала К. Н. По- | сьета, в состав которой входили корвет ■ "Варяг", клипер "Жемчуг" и шхуна "Секс тан” . Вместе с Посьетом на Мурман ехал покровитель российского флота, сын : Александра !!, великий князь Алексей, ко торого сопровождали лучшие специалис ты и знатоки мурманских вод: профессор Н. Я. Данилевский, академик А. Ф. Мид- дендорф, натуралист Ф. Ф. Яржинский: из Архангельска прибыли к нему губернатор Н. А. Качалов, промышленник, пылкий сторонник развития Севера М. К. Сидоров, поморские купцы и мореходы. 20 июля 1870 года великий князь и его окружение осматривали Екатерининскую гавань. Сошлись на мнении о необходимос ти создания на Мурмане - е Екатерининской гавани или на Кильдине - портового города. Окончательно вопрос должны были решить в Петербурге после всестороннего обсуж дения в Морском ведомстве 3 сентября, возвращаясь с Мурмана, эс кадра прибыла з Копенгаген, /здесь пла ватели узнали о том, что накануне под Седаном потерпела полное поражение от пруссаков французская армия, в плен попал и император Наполеон III. Это событие изменило международную обстановку в Европе Россия в односто роннем порядке отменила ограничитель ные статьи Парижского договора и присту пила к восстановлению черноморского военного флота. Необходимость в базе на Мурмане на время отпала Рухнуло и это начинание. Однако результатом поездки великого князя на Север явилось созда ние регулярного пароходства вдоль Муо- манского берега Уже в 1871 году парохо ды "Алексей" и "Качалов' совершили за навигацию по 8 рейсов. В Екатерининской газани Пароходство устроило пристань и склад для угля, а позднее - и жилой дог.' для служителей. (Продолжение следуе т )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz