Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 6 июля исполняется 100 лет со дня официального открытия города Александровска (ныне - Полярный). До основания Мур­ манска (1916 г.) Александров» играл первенствующую роль в политической и культурной жизни Кольского Севера. Небольшой городок при Екатерининской гавани являлся столицей (админи­ стративным центром) нашего края. Настоящие заметки дают обзор досоветской истории города- юбиляра. 1. УРОЧИЩЕ КОРАБЕЛЬНОЕ Своим рождением город обязан бухте, расположенной между запад­ ным берегом Кольского залива и ост­ ровом, лежащим к югу от устья Оле­ ньей губы, в десяти километрах от вы­ хода в Северный океан. ■ Сведения об этой местности восхо­ дят к XVI веку. В 1574 году царский писец Василий Агалин, составляя по­ датную книгу, среди оброчных угодий ГІеченгского монастыря отметил сено­ косные угодья - "в Кольской губе... за Оленьим островом поженки", за кото­ рые монахи платили казне "по десять денег на год". Первое поселение при бухте возник­ ло в конце правления Петра Великого. 8 ноября 1723 года царь подписал указ о создании казенного Кольского кито­ ловства. Промысловой базой для него была избрана гавань, впоследствии получившая название Екатеринин­ ской. Сохранился документ, в котором перечислены все сооружения, сделан­ ные в 1724-1729 годах. В том докумен­ те, в частности, говорится: "Гавен для зимовья и починок кораблей и прочих судов, и при том 3 избы для купоренья бочек... 4 анбара для клажи провиан­ та, кузницы, 2 сарая, компанейский двор, в нем 4 ямы сальных, меди в салогрейных котлах 105 пуд 2 фунта; 6 чанов сальных, 2 избы с сеньми, да кузница, 6 магазинов (складов), по­ греб, анбар, лошадь, при том дворе пристань для выгрузки; всему двору и прочему цена например 3000 рублев". Китобойная компания имела на Кольском заливе три промысловых ко­ рабля и "при них 3 бота и 19 шлюпок" и для разъездов яхту - общей стоимос­ тью 23004 рубля 50 копеек. Предприятие оказалось убыточным и было ликвидировано. Оставшиеся постройки временами использова­ лись как жилые помещения для про­ мышленников и мореходов. Кем и когда дано название "Екатери­ нинская гавань", пока не установлено. При Петре Великом бухта именова­ лась просто "Гавань", но в документах начала 40-х годов XVIII века она уже значится как"Катерингавань” и "Екате­ рининская гавань". Возможно, назва­ ние появилось при императрице Ека­ терине I (1725-1727 гг.). Вероятно, в архивах Адмиралтейской коллегии, хранящихся в С.-Петербурге, можно найти ответ на этот вопрос. В связи с нараставшей угрозой шведского нападения на Русский Север в конце 30-х годов XVIII века в Архангельске началось строительство военных кораблей. Было принято ре­ шение о крейсерстве русской эскадры в водах Мурмана и северной Норве­ гии. В 1740 году с архангельских ста­ пелей сошло семь многопушечных ко­ раблей. Выход их в открытый океан надолго задерживался льдами Белого моря. Поэтому в качестве зимней сто­ янки боевых судов решили использо­ вать Екатерининскую гавань. В Колу выехали командированные Адмиралтейской коллегией лейтенант Винков и геодезист Зубов с заданием сделать опись гавани, "чтобы узнать удобно ли будет в зимнее время сто­ ять там кораблям и фрегатам, и к за- щищению их сделать обороны, а для клажи провиантов и материалов по­ строить магазины и для служителей покои". В распоряжении Винкова име­ лись 2 бота и 2 шлюпки под командо­ ванием навигатора Михаила Страхо­ ва. Все лето 1741 года производилось описание Кольского залива и состав­ ление карты местности. Тем време­ нем Швеция 28 июля напала на Рос­ сию; война длилась до 16 июня 1743 года. Адмиралтейская коллегия сочла по­ лученные от Винкова карты недоста­ точными. В 1742 году в помощь Винко- ву "для съемки плана будущей крепос­ ти" был прислан опытный инженер. На этот раз задание было выполнено ус­ пешно. Появилась довольно надеж­ ная карта Кольской губы со всеми за­ ливами и Екатерининской гаванью. В Архангельске была сформирова­ на Северная эскадра во главе с вице­ адмиралом П. П. Брендалем. В Екате­ рининской гавани спешно построили две казармы, госпиталь и другие необ­ ходимые помещения. Здесь в 1741­ 1742 годах зимовали суда: "Леферм" (66 пушек), "Исаакий" (54 пушки), "Пан­ телеймон" (54 пушки) и фрегат "Апол­ лон" (32 пушки), которыми командовал капитан В. Ф. Льюис. В летнее время суда курсировали в северных водах. Вскоре к ним присоединились корабли "Счастье" и "Фридемакер" (по 66 пушек). Осенью 1743 года все суда ушли в Кронштадт. Вплоть до 1915 года гавань ни разу не использовалась для военных целей, но неоднократно служила для других надобностей. Во время бурной погоды в бухте не­ редко укрывались торговые и промыс­ ловые суда, в том числе вывозившие лес, сплавляемый по Туломе. В одном из документов отмечается: "В 1745 году посыланы были в Екатеринин­ скую гавань для исправления и киле- вания находившегося тогда с лесами корабля корабельные два подмасте­ рья". Компания графа П. И. Шувалова неподалеку от Екатерининской гавани устроила таможенный досмотр (брандвахту) иностранных кораблей. В поморской народной лоции середи­ ны XVIII века говорится: "Пройдучи Медведок остров, где брандвахта со­ держится... на наволоке есть крест, прям губы стоят корабли и лодки". Местное население, по свидетель­ ству гидролога М. Ф. Рейнеке, называ­ ло Екатерининскую бухту "Корабель­ ным урочищем" или сокращенно - "Ко­ рабельной", а остров Екатерининский - "Гаванским". В марте 1765 года в Екатерининскую гавань пришли корабли "Чичагов", "Панов" и "Бабаев" под командовани­ ем В. Я. Чичагова с экипажем 178 че­ ловек. Воеводская канцелярия изве­ щала архангельского губернатора: "Прибыли в Кольский острог из Екате­ рининской гавани адмиралтейские служители и требуют от Кольской ра­ туши немалого числа лодок и оленьих подвод". 9 мая 1765 года арктическая экспедиция Чичагова отправилась в высокие широты, в ноябре она возвра­ тилась из плавания и зимовала в Коль­ ском заливе, квартируя преимущест­ венно в Коле. После второго плавания по Ледовитому океану суда ушли в Ар­ хангельск. Летом 1767 года в Коле, на горе Со- ловараке, началось строительство временной астрономической обсерва­ тории для наблюдения за редким яв­ лением - прохождением Венеры по диску Солнца, которое ожидалось 23 мая (3 июня по новому стилю) 1769 года. В Екатерининскую гавань на трех судах доставили из Архангельска 665 бревен, 1140 тесин, 12000 кирпичей и другие материалы и инструменты. Оборудованием обсерватории и на­ блюдениями руководил профессор С. Я. Румовский. В 1771 году изучением Мурмана за­ нимался сотрудник Петербургской Академии наук Н. Я. Озерецковский. В своем описании Кольского края он от­ метил удобство Екатерининской гава­ ни, возле которой были "построены светлицы для пребывания мореход­ цев... В ней никакая буря судов обес­ покоить не может; она же ни в самые жестокие морозы не замерзает. Можно сказать, что заливец сей как бы нарочно сделан для пристани". (Продолжение следует.) На снимках: местоположение ко­ рабельной гавани; В. Я. Чичагов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz