Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед 9. МУРМАНСКОЕ СТАНОВИЩЕ Последний отрезок пути — от Колы до становищ — промышленники совершали на парусно-гребных судах, построенных в Коле. В суровые зимы мороз сковывал залив на расстоянии нескольких верст. У помо­ ров на этот счет существовала поговорка: "Кольская губа что царская тюрьма: есть вход, да нет выхода". Однако выход на­ ходили. "Ежели ж случится, — говорится в описании 1786 года, — что морской залив близ Колы покрыт еще льдом, в та­ ком случае промышленники суда свои та­ щат на себе веревками, а когда ветр попутной, то, подняв парус, достигают от­ крытого моря безо всякого труда... Под суда свои, дабы не повредились, подкла- дывают особлевые из смолистого дерева под киль полозья, кои называются крень...” Из Кольского залива поморы в боль­ шинстве своем двигались к полуострову Рыбачий — основному району весенних тресковых промыслов, где каждый "подъемщик" артелей имел свой стан. По описи 1608 года, на Западном Мур­ мане было 20 становищ, в которых стояла 121 изба. Наиболее крупные становища — Типуново (21 изба), Лавышево (15 изб), Локнаволок (14 изб), Кегор (11 изб). Станом называлась совокупность хо­ зяйственных заведений, необходимых для лова и переработки рыбы, включая жилье, погреба, салотопню, приспособ­ ления для сушки рыбы и сетей. В купчей грамоте от 5 августа 1692 года говорится: "Я, кольской стрелец Антипа Аврамов сын продал... на Оникиевском острову стан свой: избу и сени, и поварню, и ба­ ню, и анбар... и сальные сосуды, чаны, кошницы и бочки... и все становищное строение... А цены порядил я, Антипа. за свое становище со всею снастью 7 рублей денег” . Все посещавшие Мурман отмечали тя­ желые условия быта рыбаков, особенно тех, кто пришел сюда "из покруту". то есть отрабатывать свои долги кредитору. Не желая тратиться, хозяева строили из­ бы из дешевого леса, кое-как, без ка­ ких-либо удобств. Вот описание стана, сделанное в 1861 году капитан-лейтенан­ том из Кронштадта Рудневым: "Изба в одно окно, вход в нее с левой стороны: войдете, вправо большие сени, завален­ ные провизией, бочками жира и треской в бочках; пол земляной; влево — стена и дверь в жилой покой; по обе стороны нары человек на 20... большая неуклю­ жая печка, только для хлебов... Возле избы стоит другая, очень небольшая, в середине ее каменья — это кухня. Ря­ дом 2— 3 сарая средней величины. В од­ ном лежат принадлежности лова, в дру­ гом штабелями сложена соленая тре­ ска...” Автор книги "Мурман и его промысла" (1885) В. Л. Кушелев указывает на "у ж а с ­ ную гигиеническую обстановку станов: "В большинстве изб нет печей, а сущест­ вуют только очаги. Битком набита такая изба, где на нарах в два ряда, бок о бок. спят промышленники. Ночью в избе теп­ ло от людского испарения, но воздух тог­ да делается невыносимым от сырости и запаха просушивающегося ппатья. В избе развесипи мокрую свою одежду вернувшиеся в тине и грязи промышлен­ ники... В избушке ночует столько промыс­ лового люда, сколько могут в нее влезть... У свежего человека положи­ тельно захватывает дух при входе в избу любого становища” . В апреле, когда происходил лов трески на длинный ярус, наживленный мойвой на Мурмане еще держались холода. Поэт К. К. Случевский, посетивший наш край в 1885 году, так изобразил промысловую страду в одном из своих стихотворений: ...В морозный вихрь и снег — а э т о ль не напасти? Не день, не два, с терпеньем без границ А р те л ь в морской волне ра сп утывает снасти, Сбивая лед с промерзших рукавиц. Но вот с уловом артель возвращается в становище. И тут рыбаку-труженику не сладко: ...В дому помору хуже: Т у т , как и в море, вечно сир и нищ, Ж и в е т он впроголодь, а с п и т во тьме и стуж е На гнойных нарах мрачных становищ. После "вёшни" летний промысел ка­ зался рыбакам уже легким. Обратный путь в беломорские селения промышлен­ ники совершали на хозяйской лодье. при­ езжали к семьям с рыбой и заработками. Поскольку на море нередко гибли, в деревнях, полгода не имея вестей с Му- рмана, с тревогой ждали прибытия кор­ мильцев. В начале XX века, в связи с развитием пароходного сообщения, многовековой путь "через Лаппандию” на Мурман пре­ кратил свое существование. Н есколько в е к о в существо­ в а л путь из Поморья на Мур­ ман, назы вавш ий ся ’’ч ер е з Л апландию ” . По нем у д в и га ­ лись на тресковые промы слы многие сотни ры баков, ехали служ илые лю ди , п ер е в о зи ­ ли сь почта и ден еж ная казна. Это бы л тяжкий, мучени­ ческий путь по бездорож ью , особенно в снеж ные метели и морозы . П редлагаемы е заметки имеют ц елью н е столько на­ учно осветить историю с е л е ­ ний на этом пути, сколько , мо­ жет быть, взглянуть на их прош лое глазам и о ч е в и д ц е в — путешественников и и ссл е­ доват елей, представить бы ­ л о е язы ком документов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz