Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед 9. МУРМАНСКОЕ СТАНОВИЩЕ Последний отрезок пути — от Колы до становищ — промышленники совершали на парусно-гребных судах, построенных в Коле. В суровые зимы мороз сковывал залив на расстоянии нескольких верст. У помо ров на этот счет существовала поговорка: "Кольская губа что царская тюрьма: есть вход, да нет выхода". Однако выход на ходили. "Ежели ж случится, — говорится в описании 1786 года, — что морской залив близ Колы покрыт еще льдом, в та ком случае промышленники суда свои та щат на себе веревками, а когда ветр попутной, то, подняв парус, достигают от крытого моря безо всякого труда... Под суда свои, дабы не повредились, подкла- дывают особлевые из смолистого дерева под киль полозья, кои называются крень...” Из Кольского залива поморы в боль шинстве своем двигались к полуострову Рыбачий — основному району весенних тресковых промыслов, где каждый "подъемщик" артелей имел свой стан. По описи 1608 года, на Западном Мур мане было 20 становищ, в которых стояла 121 изба. Наиболее крупные становища — Типуново (21 изба), Лавышево (15 изб), Локнаволок (14 изб), Кегор (11 изб). Станом называлась совокупность хо зяйственных заведений, необходимых для лова и переработки рыбы, включая жилье, погреба, салотопню, приспособ ления для сушки рыбы и сетей. В купчей грамоте от 5 августа 1692 года говорится: "Я, кольской стрелец Антипа Аврамов сын продал... на Оникиевском острову стан свой: избу и сени, и поварню, и ба ню, и анбар... и сальные сосуды, чаны, кошницы и бочки... и все становищное строение... А цены порядил я, Антипа. за свое становище со всею снастью 7 рублей денег” . Все посещавшие Мурман отмечали тя желые условия быта рыбаков, особенно тех, кто пришел сюда "из покруту". то есть отрабатывать свои долги кредитору. Не желая тратиться, хозяева строили из бы из дешевого леса, кое-как, без ка ких-либо удобств. Вот описание стана, сделанное в 1861 году капитан-лейтенан том из Кронштадта Рудневым: "Изба в одно окно, вход в нее с левой стороны: войдете, вправо большие сени, завален ные провизией, бочками жира и треской в бочках; пол земляной; влево — стена и дверь в жилой покой; по обе стороны нары человек на 20... большая неуклю жая печка, только для хлебов... Возле избы стоит другая, очень небольшая, в середине ее каменья — это кухня. Ря дом 2— 3 сарая средней величины. В од ном лежат принадлежности лова, в дру гом штабелями сложена соленая тре ска...” Автор книги "Мурман и его промысла" (1885) В. Л. Кушелев указывает на "у ж а с ную гигиеническую обстановку станов: "В большинстве изб нет печей, а сущест вуют только очаги. Битком набита такая изба, где на нарах в два ряда, бок о бок. спят промышленники. Ночью в избе теп ло от людского испарения, но воздух тог да делается невыносимым от сырости и запаха просушивающегося ппатья. В избе развесипи мокрую свою одежду вернувшиеся в тине и грязи промышлен ники... В избушке ночует столько промыс лового люда, сколько могут в нее влезть... У свежего человека положи тельно захватывает дух при входе в избу любого становища” . В апреле, когда происходил лов трески на длинный ярус, наживленный мойвой на Мурмане еще держались холода. Поэт К. К. Случевский, посетивший наш край в 1885 году, так изобразил промысловую страду в одном из своих стихотворений: ...В морозный вихрь и снег — а э т о ль не напасти? Не день, не два, с терпеньем без границ А р те л ь в морской волне ра сп утывает снасти, Сбивая лед с промерзших рукавиц. Но вот с уловом артель возвращается в становище. И тут рыбаку-труженику не сладко: ...В дому помору хуже: Т у т , как и в море, вечно сир и нищ, Ж и в е т он впроголодь, а с п и т во тьме и стуж е На гнойных нарах мрачных становищ. После "вёшни" летний промысел ка зался рыбакам уже легким. Обратный путь в беломорские селения промышлен ники совершали на хозяйской лодье. при езжали к семьям с рыбой и заработками. Поскольку на море нередко гибли, в деревнях, полгода не имея вестей с Му- рмана, с тревогой ждали прибытия кор мильцев. В начале XX века, в связи с развитием пароходного сообщения, многовековой путь "через Лаппандию” на Мурман пре кратил свое существование. Н есколько в е к о в существо в а л путь из Поморья на Мур ман, назы вавш ий ся ’’ч ер е з Л апландию ” . По нем у д в и га лись на тресковые промы слы многие сотни ры баков, ехали служ илые лю ди , п ер е в о зи ли сь почта и ден еж ная казна. Это бы л тяжкий, мучени ческий путь по бездорож ью , особенно в снеж ные метели и морозы . П редлагаемы е заметки имеют ц елью н е столько на учно осветить историю с е л е ний на этом пути, сколько , мо жет быть, взглянуть на их прош лое глазам и о ч е в и д ц е в — путешественников и и ссл е доват елей, представить бы л о е язы ком документов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz