Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

П о п у т и н а М у р м а н Иван УШАКОВ, к р а е в е д — г іштшяяяяшттяяяшя^швшяшятяашяяятяштяшяяттяттт Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, назы­ вавшийся "через Лапландию ”. По нему двигались на тресковые про­ мыслы многие сотни рыбаков, еха­ л и служилые лю ди , перевозились почта и денежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют це­ лью не столько научно осветить ис­ торию селений на этом пути, сколь­ ко, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — пу­ тешественников и исследователей, представить былое языком доку­ ментов. 1. КИЦА Дорожная станция на мысу при впадении речки Кицы в реку Колу носила название "К и ц а ” . В описании чиновника Н. Ядовина (1870) сказано: "Станция Кицкая в 37 вер­ стах от Масельгской, а от Колы до Кицкой 30 верст; здесь 2 избы лопарских и третья стро­ ящаяся содержателем станции” . Летом пе­ редвигались на лодке по реке Коле, там, где она течет плавно или образует плесы, по тайболам — пешком, а зимою — на оленях. "В Кице, — писала этнограф В. Н. Харузи­ на, — ясно заметна на самих лопарях бли­ зость города. Наши ямщики все отлично зна­ ют русский язык. Один из них даже окончил курс в Кольском училище. В костюме они также стараются приблизиться к городским жителям” (1887). Все исследователи отмечают необычай­ ную любовь лопарей к своим оленям. "Для нас, — говорил А. Г. Слезскинскому кицкий лопарь Семен в 1896 году, — ничего нет краше тундры да олешков. Проехать зимою по тундре куда как приятно... Лопину не надо боле, что есть. Живет он не хуже своих отцов — и ладно. Куда ему еще...” Нетребователь­ ность, удовлетворенность жизнью - 1- харак­ терная черта лопарского населения. Почитание оленя проявлялось во всем — в песне, художественном творчестве и в отношении к животному. "Редко можно встретить вежу или тупу, — отмечала В. Н. Харузина, — на деревянной, прокоптевшей стене которой не увидишь грубо вырезанное ножом изображение оленя. Рисунок прими­ тивный, в общих чертах только передающий замысеп художника... Иногда олень впря­ жен в кереж ку или болок (лопарские сани), иногда бежит один, иногда его сопровожда­ ет человек в лыжах и собака...” Сами лопари ездили обычно в кережках — санках наподобие лодочки с усеченной кормой, а проезжавшие по тракту из Кан­ далакши в Колу привилегированные путники — в болоках, то есть крытых кережках, с па­ русинным верхом (кибитках). "Хорошо ус­ троенный болок, — поясняет автор "Путево­ дителя по Северу” Д. Н. Островский, —те­ пел, покоен и удобен в дурную погоду или на очень длинных перегонах” . Впечатляюща картина мчащейся оленьей райды (обоза): "Перегоняя друг друга, не­ сутся олени, стараясь из всех сил догнать своего переднего товарища и не разбирая ни камней, ни круч, ни выбоин. С обеих сторон над ухом путника слышится свистящий храп, мелькают разинутые морды, болтаются о к ­ ровавленные языки, черные глаза горят ди­ ким огоньком. В этой сумятице рогов, в вих­ ре летящего из-под копыт и залепляющего глаза снега, несется райда две-три версты, пока не вылетит из лесу на попянку или на простор озера, где райдник вдруг сворачива­ ет своего оленя в сторону, выскакивает из кережки и втыкает в снег свой хорей (двух­ саженную палку) - знак остановки... Олени жадно хватают снег. Далее они бегут уже обыкновенной мерной рысью один за дру­ гим, вереницей, тяжело дыша и высунув языки, как собаки. Через каждые 7— 10 верст снова короткая остановка” . Кицкая станция почти ничем не отпича- пась от прочих. Финский лингвист М. А. Каст- рен, прибыв в Кицу в марте 1842 года, уви­ ден "что-то черневшее на бпестящей бепиз- не снега. Подойдя ближе, рассмотрел нес­ колько десятков закутанных в теплые шубы мурманцев, преспокойно спавших, по недо­ статку места в избе, прямо на снегу, в то время как ночной хопод .. вероятно, доходил до 30 градусов” . Когда на станцию прибывал чиновник или проезжая почта, поморы ос­ тавляли избу и устраивались "под открытым небом". , Зимняя дорога на Копу обставлялась ве­ хами — "треножниками из кольев" — и бы ла всегда короче летней. При пешем пере движении груз путников несли на себе лопа­ ри, используя крошни — "заплечные носил­ ки наподобие лошадиной дуги, переплетен­ ной веревками” . Так называемые ’’пассажи­ ры” шпи по тропинке среди мелкого берез­ няка, через болотца по гнипым и разрушив­ шимся мосткам. Нетренированному путнику летнее передвижение по тайболам давалось нелегко. Исследователь Мурмана А. Г. Слез- скинский (1896) пишет: "...Достигли, наконец, Кицы, вошли в избу и в изнеможении опус­ тились на нары; в коленях ощущалась страшная боль, ноги сильно горели, пятки одеревенели. Кицкая станция представляет бревенчатую избу с ппоской крышей, двумя мапенькими окнами и одной дверью” площа­ дью в 10,3 квадратных метра. По описанию 1904 года выселок Кильдин- ского общества Кица имел 3 дома, 2 тупы и 2 амбара. У восьми постоянных жителей выселка насчитывалось 86 оленей и 4 овцы. При прокпадке железной дороги в годы первой мировой войны в честь исконных обитателей местности близлежащую стан­ цию назвали Лопарской.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz