Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед 6. М А С Е Л Ь Г А Погост Масельга находился на водо разделе, в середине Лапландии: на север течет река Кола, на юг — река Куренга. Название погоста происходит от лопар ского "Маа-селькэ” , что в старинном пе реводе означает "Верхняя земля” (бук вально: "Земля-горбина", возвышен ность). Путешественники восторгались красотой здешних мест. "Хребет Маасе- льга, — писал Б. А. Риппас, — состоит из системы варак и седловин. Местность весьма живописна... сплошь покрыта редким сосновым лесом с подстилкою из чистого ягеля. Ягельный ковер этот при известном освещении местами настолько нежен и красив, что мог бы, кажется, послужить мотивом для материи на дам ское бальное платье... Виды по Мурдозе- ру и на горы прелестны и разнообразны... Я думаю, из одного этого уголка худож ники могли бы вынести целую выставку картин” . В начале XVII века в погосте учтено 7 веж и 13 взрослых лопарей; по ревизии 1722 года записано 29 душ мужского по ла. В 1782 году в Масельге проживало 16 семей (68 человек обоего пола), у кото рых имелось 88 оленей. Основными занятиями масельгских ло парей являлись рыбная ловля на озерах и лесная охота. Оленей держали только для транспортных нужд, прежде всего — для исполнения ямских перевозок. Местоположение зимнего погоста, в котором, собираясь с озер, лопари жи ли от Рождества до Егория (по старому стилю: с 25 декабря по 23 апреля), при мерно раз в двадцать лет менялось. В на чале XVII века погост находился на Пе- лесмозере, в 1710 году — на Щучьем ручье, в середине XIX века — на Колозе- ре. в начале XX века — "у Домашнего озера", в 1917 году — на Пулозере. Исстари Масельгский ям (дорожная станция) играл важную роль в сообщении между Кандалакшей и Колой. После от мены ямской повинности (1780) перевоз ку людей и грузов по ямскому пути стали осуществлять наемные возчики. Станции внутри Лапландии, отмечал зоолог А. Л. Ященко в 1887 году, "содержатся или не сколькими лопарями на паях, или же од ним более зажиточным. Надсмотр за ка зенными избами (построенными для пут ников) лежит на одном из ямщиков или сдается частному лопарю. Получая 12 рублей в год, надсмотрщик обязуется привезти на зиму 12 возов дров... В лет них ямщиках служат и лопари, и лопарки. В ямщики нанимаются большей частью старики по причине ничтожной платы, за которую соглашается идти редкий моло дой лопарь, старики же и бабы рады и этой работе". Содержатель станции по лучал от казны 400 рублей в год. Бесплат но по тракту перевозились чиновники и другие лица, имевшие "билет” на ка зенную подводу. С остальных взимались "прогоны ” по 2,5— 3 копейки с версты по санному пути. В феодальную эпоху поморы-рыбаки шли на Мурман к весеннему лову трески обычно пешим способом, целыми парти ями. В хорошую погоду они двигались весело, с озорством. Знаменитые фин ские лингвисты М. А. Кастрен и Э. Лен- нрот, будучи в Масельге в марте 1842 года, наблюдали следующую картину: "Они шли толпами в двадцать, тридцать и даже пятьдесят человек — мужчин, женщин, стариков, молодых парней и де вушек. Большая часть тащила за собой оленьи санки, на которых навалены были шубы, хлебы, якори, котлы и т. п. Встре чались и кережи, запряженные собака ми... Толпы эти шли с песнями и криками, а лица большей части выражали удаль и отвагу” . С и стем а вольнонаемного труда, ха рактерная для капитализма, повысила человеческое достоинство работника. Поморы уже не соглашались пересекать Лапландию пешком по снежному бездо рожью. Владельцы промыслов, отправ ляя работников на Мурман. выдавали им определенную сумму денег на проезд в становища на оленях. Для лопарей Ма- сельги открылась возможность иметь не малый заработок на перевозке промыш ленников в Колу. Масельгцы стали в большей мере разводить оленей и зани маться зимним извозом. Вот статистические данные за 1870 год. В Масельге проживало 69 человек (35 мужского и 34 женского пола); среди них действительных работников 37 человек (23 мужчины и 14 женщин). Погост состо ял из 12 туп и 1 вежи: за пределами зимнего селения насчитывалось 8 веж и 4 избушки. Скота числилось — 514 оле ней и 30 овец; хозяйственных построек — 21 амбар; речных малых судов — 31. морских рыболовных и разъездных судов не имелось. Доходы от разных занятий распределялись следующим образом: оленеводство (включая и извоз) давало 56,8 процента, озерное и речное рыбо ловство — 13,9 процента, лесная охота — 14,6 процента, прочие занятия — 14,7 процента всего дохода. Охотниками за год убито 30 диких оленей, 1 медведь. 2 лисицы и 1 куница; куропаток и гусей добыто на 6 рублей. Основная масса лопарей жила доволь но бедно, но крупные оленеводы и тор говцы имели немалые капиталы. Чинов ник А. А. Мухин в своей книге "О Мур мане и Лопландии” опубликовал, в част ности, подлинный "счет", который вел кольский купец с масельгским лопарем Петром Семеновичем Кобелевым в 1899— 1900 годах. Последний приобре тал в нужном ему количестве крупчатку (белую пшеничную муку лучшего помо ла), пшено, калачи (один раз — 325, дру гой — 500 штук), постное масло, чай, сахар, кофе, крахмал, изюм, винные яго ды, пития (28 бутылок водки и одну — на ливки). В числе взятых товаров: два чу гун ны х котла, топоры, чайник, тарелки, миски, чашки, сахарницы, противень, ко черга, стекла, олифа, мел, 8 кусков обо ев, смола, "чернила на 15 копеек” , по рох, свинец, керосин, мыло, полотенце, брюки, юбка, гарусные чулки, полотно, равендук, фланель и т. п. Имеются помет ки о доставке товаров на дом (26 фев раля 1900 года — ” 16 фунтов чаю и 1 пуд 17 фунтов сахару с Черным"; в другой раз — "сахару 1 пуд 19 фунтов с Анисимо вым” ). Со своей стороны П. С. Кобелев по ставлял купцу сигов, оленье мясо, шку ры. Но за русские товары он расплачи вался преимущественно деньгами: из 842 рублей 71 копейки по счету за взятое внесено "наличными” 629 рублей. Закупки рядовых лопарей гораздо скромнее. Таможенный надзиратель в январе 1897 года доносил: уезжая из Колы, лопарь обычно увозит "от 2 до 5 пудов соли, от 2 до 10 фунтов сахару и от 0,5 до 2 фунтов чаю для своего семейства". В 1904— 1907 годах под руководством инженера Николаева и подрядчика Воро нина была проложена "Мурманская до рога” между озером Имандра и Колой протяженностью 95 верст. Строители про рубили просеку шириною в 6 сажен, вы корчевали пни и корни, убрали камни, насыпали и выровняли полотно шириною в полторы сажени, через речки устроили мосты на ряжевых устоях. Сооружение дороги обошлось казне в 22313 рублей 26 копеек. Для Масельги сообщение с Ко лой улучшилось, но экономическое зна чение дороги для края было ничтожно. Событием несравненно более крупным явилось строительство железной дороги на Мурман в марте— апреле 1916 года. По одну сторону Масельгского погоста воз никла станция Оленья (1341 км от Петро града), по другую — станция Пулозеро. Большинство масельгских лопарей в начале XX века жило у Пулозера. В 1906 году здесь находилось 18 домо хозяйств, в 1911 году — 20 семей, носив ших преимущественно фамилии Кобеле- вых, Коньковых и Бархатовых. Путешественник В. Н. Никольский в 1913 году дал следующее описание по госта: "На высоком моренном берегу рас положилось несколько лопарских изб, среди которых резко выделяется окра шенный в желтую краску дом почто во-телеграфной конторы. Чуть-чуть в сто роне стоит деревянная церковь. За погос том лес, перед ним порожистый приток, соединяющий Пулозеро с Колозером... Население здесь летом очень немногочи сленное: наши ямщики, один русский, ло парь с двумя лопарками да телеграфный чиновник... Священника при церкви нет. Временами он приезжает из Кильдинско- го погоста, за 70 верст. Тогда лопари съезжаются для исповеди, причастия, крестин, венчания и прочего. Умерших хоронят без священника и только по те леграфу дают ему знать об этом, прося отслужить по ним заупокойные службы ” . Старую Масельгу по географическому положению можно считать предшествен ницей современного Оленегорска. Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, назы вавшийся ’’через Лапландию ”. По нему двигались на тресковые про мыслы многие сотни рыбаков, еха л и служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют це лью не столько научно осветить ис торию селений на этом пути, сколь ко, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — пу тешественников и исследователей, представить былое языком доку ментов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz