Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед 6. М А С Е Л Ь Г А Погост Масельга находился на водо­ разделе, в середине Лапландии: на север течет река Кола, на юг — река Куренга. Название погоста происходит от лопар­ ского "Маа-селькэ” , что в старинном пе­ реводе означает "Верхняя земля” (бук­ вально: "Земля-горбина", возвышен­ ность). Путешественники восторгались красотой здешних мест. "Хребет Маасе- льга, — писал Б. А. Риппас, — состоит из системы варак и седловин. Местность весьма живописна... сплошь покрыта редким сосновым лесом с подстилкою из чистого ягеля. Ягельный ковер этот при известном освещении местами настолько нежен и красив, что мог бы, кажется, послужить мотивом для материи на дам­ ское бальное платье... Виды по Мурдозе- ру и на горы прелестны и разнообразны... Я думаю, из одного этого уголка худож­ ники могли бы вынести целую выставку картин” . В начале XVII века в погосте учтено 7 веж и 13 взрослых лопарей; по ревизии 1722 года записано 29 душ мужского по­ ла. В 1782 году в Масельге проживало 16 семей (68 человек обоего пола), у кото­ рых имелось 88 оленей. Основными занятиями масельгских ло­ парей являлись рыбная ловля на озерах и лесная охота. Оленей держали только для транспортных нужд, прежде всего — для исполнения ямских перевозок. Местоположение зимнего погоста, в котором, собираясь с озер, лопари жи ­ ли от Рождества до Егория (по старому стилю: с 25 декабря по 23 апреля), при­ мерно раз в двадцать лет менялось. В на­ чале XVII века погост находился на Пе- лесмозере, в 1710 году — на Щучьем ручье, в середине XIX века — на Колозе- ре. в начале XX века — "у Домашнего озера", в 1917 году — на Пулозере. Исстари Масельгский ям (дорожная станция) играл важную роль в сообщении между Кандалакшей и Колой. После от­ мены ямской повинности (1780) перевоз­ ку людей и грузов по ямскому пути стали осуществлять наемные возчики. Станции внутри Лапландии, отмечал зоолог А. Л. Ященко в 1887 году, "содержатся или не­ сколькими лопарями на паях, или же од­ ним более зажиточным. Надсмотр за ка­ зенными избами (построенными для пут­ ников) лежит на одном из ямщиков или сдается частному лопарю. Получая 12 рублей в год, надсмотрщик обязуется привезти на зиму 12 возов дров... В лет­ них ямщиках служат и лопари, и лопарки. В ямщики нанимаются большей частью старики по причине ничтожной платы, за которую соглашается идти редкий моло­ дой лопарь, старики же и бабы рады и этой работе". Содержатель станции по­ лучал от казны 400 рублей в год. Бесплат­ но по тракту перевозились чиновники и другие лица, имевшие "билет” на ка­ зенную подводу. С остальных взимались "прогоны ” по 2,5— 3 копейки с версты по санному пути. В феодальную эпоху поморы-рыбаки шли на Мурман к весеннему лову трески обычно пешим способом, целыми парти­ ями. В хорошую погоду они двигались весело, с озорством. Знаменитые фин­ ские лингвисты М. А. Кастрен и Э. Лен- нрот, будучи в Масельге в марте 1842 года, наблюдали следующую картину: "Они шли толпами в двадцать, тридцать и даже пятьдесят человек — мужчин, женщин, стариков, молодых парней и де­ вушек. Большая часть тащила за собой оленьи санки, на которых навалены были шубы, хлебы, якори, котлы и т. п. Встре­ чались и кережи, запряженные собака­ ми... Толпы эти шли с песнями и криками, а лица большей части выражали удаль и отвагу” . С и стем а вольнонаемного труда, ха­ рактерная для капитализма, повысила человеческое достоинство работника. Поморы уже не соглашались пересекать Лапландию пешком по снежному бездо­ рожью. Владельцы промыслов, отправ­ ляя работников на Мурман. выдавали им определенную сумму денег на проезд в становища на оленях. Для лопарей Ма- сельги открылась возможность иметь не­ малый заработок на перевозке промыш­ ленников в Колу. Масельгцы стали в большей мере разводить оленей и зани­ маться зимним извозом. Вот статистические данные за 1870 год. В Масельге проживало 69 человек (35 мужского и 34 женского пола); среди них действительных работников 37 человек (23 мужчины и 14 женщин). Погост состо­ ял из 12 туп и 1 вежи: за пределами зимнего селения насчитывалось 8 веж и 4 избушки. Скота числилось — 514 оле­ ней и 30 овец; хозяйственных построек — 21 амбар; речных малых судов — 31. морских рыболовных и разъездных судов не имелось. Доходы от разных занятий распределялись следующим образом: оленеводство (включая и извоз) давало 56,8 процента, озерное и речное рыбо­ ловство — 13,9 процента, лесная охота — 14,6 процента, прочие занятия — 14,7 процента всего дохода. Охотниками за год убито 30 диких оленей, 1 медведь. 2 лисицы и 1 куница; куропаток и гусей добыто на 6 рублей. Основная масса лопарей жила доволь­ но бедно, но крупные оленеводы и тор­ говцы имели немалые капиталы. Чинов­ ник А. А. Мухин в своей книге "О Мур­ мане и Лопландии” опубликовал, в част­ ности, подлинный "счет", который вел кольский купец с масельгским лопарем Петром Семеновичем Кобелевым в 1899— 1900 годах. Последний приобре­ тал в нужном ему количестве крупчатку (белую пшеничную муку лучшего помо­ ла), пшено, калачи (один раз — 325, дру­ гой — 500 штук), постное масло, чай, сахар, кофе, крахмал, изюм, винные яго­ ды, пития (28 бутылок водки и одну — на­ ливки). В числе взятых товаров: два чу­ гун ны х котла, топоры, чайник, тарелки, миски, чашки, сахарницы, противень, ко­ черга, стекла, олифа, мел, 8 кусков обо­ ев, смола, "чернила на 15 копеек” , по­ рох, свинец, керосин, мыло, полотенце, брюки, юбка, гарусные чулки, полотно, равендук, фланель и т. п. Имеются помет­ ки о доставке товаров на дом (26 фев­ раля 1900 года — ” 16 фунтов чаю и 1 пуд 17 фунтов сахару с Черным"; в другой раз — "сахару 1 пуд 19 фунтов с Анисимо­ вым” ). Со своей стороны П. С. Кобелев по­ ставлял купцу сигов, оленье мясо, шку­ ры. Но за русские товары он расплачи­ вался преимущественно деньгами: из 842 рублей 71 копейки по счету за взятое внесено "наличными” 629 рублей. Закупки рядовых лопарей гораздо скромнее. Таможенный надзиратель в январе 1897 года доносил: уезжая из Колы, лопарь обычно увозит "от 2 до 5 пудов соли, от 2 до 10 фунтов сахару и от 0,5 до 2 фунтов чаю для своего семейства". В 1904— 1907 годах под руководством инженера Николаева и подрядчика Воро­ нина была проложена "Мурманская до­ рога” между озером Имандра и Колой протяженностью 95 верст. Строители про­ рубили просеку шириною в 6 сажен, вы­ корчевали пни и корни, убрали камни, насыпали и выровняли полотно шириною в полторы сажени, через речки устроили мосты на ряжевых устоях. Сооружение дороги обошлось казне в 22313 рублей 26 копеек. Для Масельги сообщение с Ко­ лой улучшилось, но экономическое зна­ чение дороги для края было ничтожно. Событием несравненно более крупным явилось строительство железной дороги на Мурман в марте— апреле 1916 года. По одну сторону Масельгского погоста воз­ никла станция Оленья (1341 км от Петро­ града), по другую — станция Пулозеро. Большинство масельгских лопарей в начале XX века жило у Пулозера. В 1906 году здесь находилось 18 домо­ хозяйств, в 1911 году — 20 семей, носив­ ших преимущественно фамилии Кобеле- вых, Коньковых и Бархатовых. Путешественник В. Н. Никольский в 1913 году дал следующее описание по­ госта: "На высоком моренном берегу рас­ положилось несколько лопарских изб, среди которых резко выделяется окра­ шенный в желтую краску дом почто­ во-телеграфной конторы. Чуть-чуть в сто­ роне стоит деревянная церковь. За погос­ том лес, перед ним порожистый приток, соединяющий Пулозеро с Колозером... Население здесь летом очень немногочи­ сленное: наши ямщики, один русский, ло­ парь с двумя лопарками да телеграфный чиновник... Священника при церкви нет. Временами он приезжает из Кильдинско- го погоста, за 70 верст. Тогда лопари съезжаются для исповеди, причастия, крестин, венчания и прочего. Умерших хоронят без священника и только по те­ леграфу дают ему знать об этом, прося отслужить по ним заупокойные службы ” . Старую Масельгу по географическому положению можно считать предшествен­ ницей современного Оленегорска. Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, назы­ вавшийся ’’через Лапландию ”. По нему двигались на тресковые про­ мыслы многие сотни рыбаков, еха­ л и служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют це­ лью не столько научно осветить ис­ торию селений на этом пути, сколь­ ко, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — пу­ тешественников и исследователей, представить былое языком доку­ ментов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz