Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, назы вавшийся ,fчерез Лапландию ”. По нему двигались на тресковые про- мысль / многие сотни рыбаков, еха л и служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют це лью не столько научно осветить ис торию селений на этом пути, сколь ко, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — пу тешественников и исследователей, представить былое языком док у ментов. 5. РАСНАВОЛОК & северной оконечности Имандры, южнее современной железнодорожной станции Оленьей, находился известный в XIX веке пункт Раснаволок (по-лопарс ки "Расс-нярк” — в переводе "Травяной мыс” ). Здесь путь поморов на Мурман раздваивался: шедшие на весенние про мыслы к полуострову Рыбачий двигались отсюда на Колу, другие следовали на Ло- возеро, а из него — по разным марш рутам в становище Восточного Мурмана. Ежегодно во время прохождения про мышленников на Мурман в Раснаволоке проходил оживленный торг, своего рода ярмарка. Сюда приезжали торговцы с то варами, шла купля-продажа между при шлыми поморами,лопарями и колянами. Здесь, на бойком месте, поселились нес колько лопарских семей из Екострова и Масельги. При дорожной станции сто яли три казенных избы, мало приспособ ленных для отдыха и не вмещавших и пя той доли шедших на Мурман. Священник Г. К. Терентиев, ратуя за устройство "об ширного постоялого двора", в 1869 году писал: "В таком бесприютном месте, сре ди тундр и болот, сотни поморцев-рыбо- промышленников во время своего зим него путешествия на Мурманский берег имеют свой притон на несколько дней, дабы запастись жизненными потребнос тями на предстоящую дорогу по пустын ным тундрам и поправить свои изнурен ные силы после многих сотен верст пеше ходного путешествия. Но насколько при ятен и удобен роздых пешеходных ватаг под открытым небом, особенно при вью гах и слякоти, и сколь благотворно они действуют и влияют на их физические силы, о том лучше знают сами поморцы, кои каждую весну испытывают разные болезни” . В этой же статье, опубликованной а ’’Архангельских губернских ведомос тях” , Терентиев приводит следующие сведения: в 1869 году через Раснаволок прошло на Колу 904 помора и на Ловозе- ро — 1450 человек, которым здесь "про дано разными торговцами из двух амбар- цев и на площади: 1) печеного хлеба 740 пудов по 1 рублю 30 копеек за пуд; 2) хлебного вина... 15 ведер по 8 рублей; 3) сбитня на 25 рублей; 4) колачей из крупчатой муки 6 пудов по 5 рублей; 5) разных рыб: трески соленой 110 пудов по 1 рублю, свежей трески 45 пудов по 1 рублю 45 копеек, сигов свежих и соле ных 60 пудов по 2 рубля 50 копеек... Всего продано на 1.168 рублей". Возкой поморов из Раснаволока на Восточный Мурман занимались ловозер- ские лопари, которые благодаря этому ежегодно имели "денежный доход, пото му что за извоз, — по словам священника Терентиева, —- поморцы рассчитываются честно наличными деньгами, смотря по подряженным ценам, от 8 до 12 рублей и более с каждой артели из четырех че ловек с кладью при них” . В старину лапландский путь, в отличие от морского, назывался "через волок” (сухопутье). "Волочиться” означало "пе редвигаться по земле” . В XIX веке назва ние "Раснаволок” в просторечье приняло иной смысл и изменилось на "Разново- л о к” — место, откуда "волочатся" в раз ные стороны: на Колу и Ловозеро. В кон це XIX века путь в Восточную Лапландию именовали сокращенно — "Через". По ходатайству губернатора в 1888 году казна подрядом выстроила в Раснаволо ке, на зимней станции (в трех верстах от Имандры) для ночлега пришлого люда три просторных избы с нарами и камель ками — по официальной терминологии "казармы ". Расцвет Раснаволока увенчался по стройкой довольно красивой церкви во имя Алексея божьего человека в 1892— 1895 годах. Подряд на строитель ство взял раснаволоцкий лопарь Василий Захарович Кобелев; иконостас делали кольские столяры М. Г. Терентиев и Д. К. Яргин. Тринадцать икон (Спасителя в свя тительском облачении, Тайной вечери, Божьей матери, Трифона Печенгского, Николая чудотворца и др.) написал в Ко ле пинежский крестьянин Василий Архи пович Копеин. Средства на сооружение церкви (950 рублей) прислал известный в прошлом духовный деятель Иоанн Сер гиев, протоиерей Кронштадтский. Недав но он причислен к лику святых. Его сочи нения ныне издаются огромными тиража ми. С исчезновением "мурманской тропы" в 1905 году церковь из Раснаволока пере везли в Пулозеро. В Раснаволокском по госте в это время стояли 1 дом, 6 туп и 6 амбаров; жителей числилось 25 лопа рей обоего пола; скота у них: 2180 оленей и 24 овцы. В 1894 году на Кольском полуострове занимался изысканием трассы для ж е лезной дороги инженер Б. А. Риппас. Он имел возможность близко познакомиться с лопарями, жившими семьями на озерах в окрестностях Раснаволока. Близ до рожной станции он увидел восемь "раз бросанных в беспорядке избушек” . Ле том они пустовали и были даже не запер ты. "Зимою, во время проездов поморов на Мурман, — сообщает Риппас, — в Рас наволоке перебывает их в течение двух недель до 2000 человек... Тогда наезжа ют в погост, больше из Кандалакши, тор говцы с кое-какими товарами” и аренду ют у лопарей помещения. Ввиду этого избы сделаны просторные — ” в две-три горницы, из которых некоторые с русски ми печами, и даже есть оклееные обо ями” . Здесь инженер встретил лесника Фому Архипова — "лопаря в мундире и барашковой шапке с гербом” . У петербургского изыскателя остались от знакомства с лопарями, как он пишет, "хорошие впечатления. Это народ весе лый, развитой и деликатный... народ, ко торый живет поодиночке среди суровой природы, отважно плавает по бурным во дам, упорно борется с холодом и вьюгой, бьет медведя... Лопарь не похож на дика ря... Он знаком с различными техничес кими успехами цивилизации, но они мало прельщают его... В летней веже лопаря видишь какой-нибудь котел, несколько тряпок, сеть — и это вся его домашняя утварь, весь его комфорт. Иногда непо далеку от вежи — небольшой олений ша лаш да крошечный сарайчик — сундук на курьих ножках для хранения припасов". В популярной литературе XIX века Ла пландию нередко называли "царством смерти” , "ледяной Сахарой” . ’’Непрости тельно, — указывал Б. А. Риппас, — счи тать Лапландию страною льдов, мрака и всяких ужасов” , необходимо "отре шиться от ложных, закоснелых взгля дов” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz