Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, называв­ шийся ’’через Лапландию ”. По нему двигались на тресковые промыслы многие сотни рыбаков, ехали служилые люди, перевозились почта и д е ­ нежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снеж­ ные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют целью не столько научно осветить ис­ торию селений на этом пути, сколько, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — путешественников и исследователей, представить былое языком документов. 4 . ЗА Ш Е Е К Путь на Мурман через Лапландию был мученическим. Рыбаки в старину шли пешком, часть груза и ребятишек везли на собаках. Выходили на весенние про­ мыслы в марте, когда в Заполярье еще стояла зима с морозами и метелями. Только в XIX веке казна стала ставить в некоторых местах избы для ночлега. Летом и осенью передвижение по ’’трак­ ту” осуществлялось по рекам и озерам на лодках, а по межводью ("тайболам” ) — пешком, причем проводники-лопари несли грузы, а пассажиры шествовали налегке. О состоянии ’’тракта” кольский воевода извещал Петра I: "От Кольского острога до Ковды реки на 330 верстах только одна Кандалакшская волость да лопских два (Масельгский и Екостров- ский) погоста... И по той, государь, до­ роге в летнее время во многих местех путь непроходимый — болота и дря- би...” 5 отчете чиновника Н. Ядовина, кото­ рый в 1870 году обследовал Кольский тракт, сказано: "Станция Зашеечная в 30 верстах от Кандалакши; на ней новая изба шириною 2,5 сажени, длиною 3 са­ жени (5,2 м х 6,4 м); построена подрядчи­ ком станции зимою очень плохо; вместо мху положено в пазах сено. В трех вер­ стах другая изба на летней станции, ста­ рая, той же меры". Зашеек, находящийся у истока реки Нивы из озера Имандра, служил первой остановкой в Лапландии для шедших в Колу. В придорожной избенке, расска­ зывает С. В. Максимов, путники "находят немного: четыре закоптелых стены, за­ мшенные кое-как, с щелями... В углу печ­ ка. кое-как смятая из глины с песком, потрескавшаяся и закоптелая; подле нее — полусгнившие нары” . На всех жилья, как правило, не хватает, часть людей но­ чует где-нибудь у костра под елью, устро­ ив навес из паруса. В феодальную эпоху на оленях ехали только начальствующие лица — "боль­ шаки", промысловые старосты и чинов­ ники. Кабальные работники ("покручен- ники” ) двигались на лыжах. В порефор­ менный период картина меняется: воль­ нонаемные рыбаки и кормщики (главы артелей) получают от хозяев оленьи под­ воды. В отчете 1870 года о движении по Лапландии говорится: "В первые дни сле­ дуют малые партии пешеходов, затем больше и больше идущих и едущих; нако­ нец, небольшие партии едут. Число иду­ щих менее сравнительно с едущими. Пер­ вых считается от 700 до 1000 человек, последних до 1300 человек. Год от году более едущих, чем идущих... Промышлен­ ники, едущие на оленях, останавливают­ ся не на Зашеечной станции, а в 15 вер­ стах от Зашеечной к Екостровской, в ле­ су, на пустом месте, называемом Келиев или Кембиев, потому что тут есть мох для оленей, а на Зашеечной нет мху... Про­ мышленники для укрытия от погоды сру­ бают несколько дерев в лесу, прислоня­ ют их к растущим деревам и покрывают вехами, или делают лагери из парусов, и под деревами или в лагерях ночуют". Тракт от Кандалакши до Зашейка неод­ нократно расчищался и мостился. Ви­ це-губернатор Д. Н. Островский в 1898 году отмечал: "Местами пешеходная до­ рога так хороша, что производит впечат­ ление проезжей. На некоторых протяже­ ниях даже камни убраны в сторону и ле­ жат маленькими барьерами. Иногда до­ рога суживается в тропинку и вьется по гористым и каменистым переходам. На болотных местах проложены мостки и тротуары в четыре пластины с круг­ лыми бревнами по бокам". В 1903— 1905 годах казна, наняв подрядчиков, устро­ ила настоящую гужевую дорогу от Кан­ далакши до Имандры длиною 35 километ­ ров. Умбские заводчики Беляевы, заготов­ лявшие лес по берегам озера Имандра, доставили сюда небольшой пароход. На станции Зашеек появились лошади. Гео­ граф В. Н. Никольский, побывавший здесь в 1912 году, сообщает, что он и его спутники из Зашейка ехали в Кандалак­ шу "на лошадях по вполне приличной дороге, ничем не отличающейся, кроме бревенчатых настилов на болотах, от на­ ших русских проселочных дорог” . В е с н о й 1915 года, в условиях мировой войны, началось спешное сооружение железной дороги на Мурман. Чтобы ус­ корить строительство, решили использо­ вать озеро Имандра для подвоза рабочих и грузов сразу в несколько прибрежных пунктов и прокладывать рельсовый путь навстречу друг другу. У Зашейка постро­ или пристань и стапель. 7 августа закон­ чили укладку рельсов на трассе Канда­ лакша— Имандра. Теперь требовалось доставить на озеро, протянувшееся с се­ вера на юг на 100 километров, необходи­ мые плавучие средства. Эту задачу реши­ ли блестяще. В Кандалакшском порту по морскому дну на берег проложили рель­ совый настил, во время отлива подогнали железнодорожные платформы. При мор­ ском приливе уровень воды в Канда­ лакшском заливе поднимается на пять с лишним метров. Благодаря этому на платформы установили буксирный паро­ ход и несколько барж, которые закрепи­ ли и благополучно доставили к пристани в Зашеек. Здесь суда по стапелю спус­ тили на воду. На баржи погрузили паро­ воз и платформы, на которых суда только что были привезены к озеру, а также инструменты и материалы, и буксирный пароход потянул все это к местам строй­ ки. Около трех тысяч рабочих — землеко­ пов, возчиков, плотников — трудились на линии, не имея жилищ, достаточного пи­ тания и подходящей одежды. В июне 1915 года начались забастовочные выступле­ ния. ” 7 июня, — сообщал начальник дис­ танции инженер Д. Г. Никитин, — рабочие в количестве 400 человек подступили к конторе, угрожающе требуя расчета и выдачи паспортов на руки. 8 июня ут­ ром на работу большинство не вышло, сняв самоуправно меньшинство, остано­ вили и вернули на пункт Зашеек послан­ ных за дровами для хлебопечения людей и лошадей. Час от часу рабочие, подстре­ каемые зачинщиками, стекаются на пункт Зашеек. Необходима воинская ох­ рана. Прошу оказания немедленного со­ действия". Попытки успокоить рабочих и вернуть их на стройку не дали резуль­ тата. 720 рабочих ушли в Кандалакшу, сели на пароход "Василий Великий” и уе­ хали в Архангельск. С вводом в эксплуатацию Мурманской железной дороги Зашеек стал одной из ее станций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz