Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
По пути на Мурман Иван УШАКОВ, краевед Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, называв шийся ’’через Лапландию ”. По нему двигались на тресковые промыслы многие сотни рыбаков, ехали служилые люди, перевозились почта и д е нежная казна. Это был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снеж ные метели и морозы. Предлагаемые заметки имеют целью не столько научно осветить ис торию селений на этом пути, сколько, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — путешественников и исследователей, представить былое языком документов. 4 . ЗА Ш Е Е К Путь на Мурман через Лапландию был мученическим. Рыбаки в старину шли пешком, часть груза и ребятишек везли на собаках. Выходили на весенние про мыслы в марте, когда в Заполярье еще стояла зима с морозами и метелями. Только в XIX веке казна стала ставить в некоторых местах избы для ночлега. Летом и осенью передвижение по ’’трак ту” осуществлялось по рекам и озерам на лодках, а по межводью ("тайболам” ) — пешком, причем проводники-лопари несли грузы, а пассажиры шествовали налегке. О состоянии ’’тракта” кольский воевода извещал Петра I: "От Кольского острога до Ковды реки на 330 верстах только одна Кандалакшская волость да лопских два (Масельгский и Екостров- ский) погоста... И по той, государь, до роге в летнее время во многих местех путь непроходимый — болота и дря- би...” 5 отчете чиновника Н. Ядовина, кото рый в 1870 году обследовал Кольский тракт, сказано: "Станция Зашеечная в 30 верстах от Кандалакши; на ней новая изба шириною 2,5 сажени, длиною 3 са жени (5,2 м х 6,4 м); построена подрядчи ком станции зимою очень плохо; вместо мху положено в пазах сено. В трех вер стах другая изба на летней станции, ста рая, той же меры". Зашеек, находящийся у истока реки Нивы из озера Имандра, служил первой остановкой в Лапландии для шедших в Колу. В придорожной избенке, расска зывает С. В. Максимов, путники "находят немного: четыре закоптелых стены, за мшенные кое-как, с щелями... В углу печ ка. кое-как смятая из глины с песком, потрескавшаяся и закоптелая; подле нее — полусгнившие нары” . На всех жилья, как правило, не хватает, часть людей но чует где-нибудь у костра под елью, устро ив навес из паруса. В феодальную эпоху на оленях ехали только начальствующие лица — "боль шаки", промысловые старосты и чинов ники. Кабальные работники ("покручен- ники” ) двигались на лыжах. В порефор менный период картина меняется: воль нонаемные рыбаки и кормщики (главы артелей) получают от хозяев оленьи под воды. В отчете 1870 года о движении по Лапландии говорится: "В первые дни сле дуют малые партии пешеходов, затем больше и больше идущих и едущих; нако нец, небольшие партии едут. Число иду щих менее сравнительно с едущими. Пер вых считается от 700 до 1000 человек, последних до 1300 человек. Год от году более едущих, чем идущих... Промышлен ники, едущие на оленях, останавливают ся не на Зашеечной станции, а в 15 вер стах от Зашеечной к Екостровской, в ле су, на пустом месте, называемом Келиев или Кембиев, потому что тут есть мох для оленей, а на Зашеечной нет мху... Про мышленники для укрытия от погоды сру бают несколько дерев в лесу, прислоня ют их к растущим деревам и покрывают вехами, или делают лагери из парусов, и под деревами или в лагерях ночуют". Тракт от Кандалакши до Зашейка неод нократно расчищался и мостился. Ви це-губернатор Д. Н. Островский в 1898 году отмечал: "Местами пешеходная до рога так хороша, что производит впечат ление проезжей. На некоторых протяже ниях даже камни убраны в сторону и ле жат маленькими барьерами. Иногда до рога суживается в тропинку и вьется по гористым и каменистым переходам. На болотных местах проложены мостки и тротуары в четыре пластины с круг лыми бревнами по бокам". В 1903— 1905 годах казна, наняв подрядчиков, устро ила настоящую гужевую дорогу от Кан далакши до Имандры длиною 35 километ ров. Умбские заводчики Беляевы, заготов лявшие лес по берегам озера Имандра, доставили сюда небольшой пароход. На станции Зашеек появились лошади. Гео граф В. Н. Никольский, побывавший здесь в 1912 году, сообщает, что он и его спутники из Зашейка ехали в Кандалак шу "на лошадях по вполне приличной дороге, ничем не отличающейся, кроме бревенчатых настилов на болотах, от на ших русских проселочных дорог” . В е с н о й 1915 года, в условиях мировой войны, началось спешное сооружение железной дороги на Мурман. Чтобы ус корить строительство, решили использо вать озеро Имандра для подвоза рабочих и грузов сразу в несколько прибрежных пунктов и прокладывать рельсовый путь навстречу друг другу. У Зашейка постро или пристань и стапель. 7 августа закон чили укладку рельсов на трассе Канда лакша— Имандра. Теперь требовалось доставить на озеро, протянувшееся с се вера на юг на 100 километров, необходи мые плавучие средства. Эту задачу реши ли блестяще. В Кандалакшском порту по морскому дну на берег проложили рель совый настил, во время отлива подогнали железнодорожные платформы. При мор ском приливе уровень воды в Канда лакшском заливе поднимается на пять с лишним метров. Благодаря этому на платформы установили буксирный паро ход и несколько барж, которые закрепи ли и благополучно доставили к пристани в Зашеек. Здесь суда по стапелю спус тили на воду. На баржи погрузили паро воз и платформы, на которых суда только что были привезены к озеру, а также инструменты и материалы, и буксирный пароход потянул все это к местам строй ки. Около трех тысяч рабочих — землеко пов, возчиков, плотников — трудились на линии, не имея жилищ, достаточного пи тания и подходящей одежды. В июне 1915 года начались забастовочные выступле ния. ” 7 июня, — сообщал начальник дис танции инженер Д. Г. Никитин, — рабочие в количестве 400 человек подступили к конторе, угрожающе требуя расчета и выдачи паспортов на руки. 8 июня ут ром на работу большинство не вышло, сняв самоуправно меньшинство, остано вили и вернули на пункт Зашеек послан ных за дровами для хлебопечения людей и лошадей. Час от часу рабочие, подстре каемые зачинщиками, стекаются на пункт Зашеек. Необходима воинская ох рана. Прошу оказания немедленного со действия". Попытки успокоить рабочих и вернуть их на стройку не дали резуль тата. 720 рабочих ушли в Кандалакшу, сели на пароход "Василий Великий” и уе хали в Архангельск. С вводом в эксплуатацию Мурманской железной дороги Зашеек стал одной из ее станций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz