Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
По пути на Мурман Иван УШ А КО В , к р а е в е д Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, называвшийся ’’через Лапландию ” . По нему двигались на тресковые промыслы многие сотни рыбаков, ехали служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Это был тяж кий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Постепенно он благоустраивался. В местах остановок строились избы для ночлега. Незадолго до февральской революции от крылось сообщение с Мурманом по железной дороге. Стало возможным в любое время быстро и удобно проехать ’’через Лапландию ” поездом. Старинный ямской путь (иначе — ’’Кольский тракт” ) был забыт. Предлагаемые заметки имеют целью не столько научно осветить историю селений на этом пути, сколько, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — путешественников и исследователей, представить былое язы ком документов. В предыдущих заметках вы, уважаемые читатели, познакомились с пер выми населенными пунктами на пути к земле кольской — Ковдой и Княжой Губой. 3.КАНДАЛАКША Название ’’Кандалакша” (’’Кандский залив” ) происходит от реки Канды, где первоначально жили русские поселен цы-солевары, которые потом избрали для нового поселения устье реки Нивы. Здесь в 1526 году для крещеных лопа рей была построена церковь во имя Ио анна Предтечи. В середине XVI века со ловецкий монах Феодорит основал близ волости, на левобережье Нивы, монас тырь. Царь Иван IV пожаловал ему ’’для монастырского строенья и лопского кре щенья” половину угодий Кандалакш ской волости. Монахи поставили храм Рождества Пресвятой Богородицы, за вели солеварни и мореходные суда. В мае 1589 года селение полностью истребили шведы ("немцы ” ). Соловецкая летопись сообщает: ” В ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалаш- ской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце то нули, и монастырь и церковь и волость пожгли и животы (имущество) поимали все, а людей побили 450 человек” . При поддержке правительства и Соло вецкого монастыря монастырь вскоре во зобновился, а затем заселилась при шельцами и волость Кандалакша. В нача ле XVII столетия Кандалакшский монас тырь ежегодно вываривал более 10000 пудов соли, которую на 8 лодьях отправ лял на продажу в Холмогоры. Но в конце 1614 года трагедия повторилась. ’’Прихо дили к ним, — говорится в жалованной грамоте царя Михаила, — литовские и не мецкие люди и русские воры, и монас тырь выграбили и... сож гли” . В Канда лакшской волости в это время числилось 40 крестьянских дворов. Монастырь в Кандалакше просуще ствовал до 1742 года, когда он по "с ку дости” был упразднен, владения припи саны к Соловецкому монастырю, а Рож дественская церковь стала кладбищен ской. Кандалакшские крестьяне в значитель ной мере занимались тресковыми про мыслами на Мурманском берегу. В пис цовой книге 1608 года учтено 30 станов, принадлежавших волостным людям, и 4 промысловых избы Кандалакшского монастыря. Это более 17 процентов от общего числа станов. З о второй половине XVIII века канда- лакшане освоили подледный способ лова сельди, который стал приносить им ос новной доход. Сельское хозяйство и охо та имели подсобное значение. В 1785 году губернские власти проводи ли опрос населения по 53 анкетным воп росам. Вот некоторые из ответов канда- лакшан. "Для опыта хлебопашество крес тьянами производимо было, но по холод ному здесь климату, а особливо и за по ложением каменистой и болотистой поч вы земли, в урожае было весьма малое число, а ныне уже за таковым обстоя тельством и совсем не производится и другого растения, кроме репы, никако- ва не имеется... Коров содержат по од ной, по две и до трех в доме, кормят зимою сеном и белым мхом, а коз не держат, а коровы дают молока по мапу... В пищу употребляют по большей части в посты хлеб, капусту, репу, рыбу и губы (грибы) и ягоды, а в мясоеды и молоко, а пьют всегда квас... В зиму упражняются в заготовлении к весне рыболовных се тей, тож и бочек, всем прирыбных сель дяных промыслах, а летом косят сено, тож и ловят рыбу, осенью сено и дрова к домам возят, також и рыбные ловли производят. Женщины и девки в зиму прядут и вяжут, а весною ткут, летом косят сено и гребут, також и рыбу ловят, осенью тож при вывозке сен и дров об ращаются, еще летом ягоды и губы соби рают... Для возки ямских подвод лошадей содержат... не более 8 во всем селении, а оленей в восьми домах одно сто... В ле сах водятся медведи, лисицы и куницы, зайцы, белки и выдры, в тундрах дикие олени, коих отчасти для продажи иногда выпромышливают. В море промышляют сельди, треску, сиги и кумжи, тож на тонях и семгу, а в реках семгу ж и кумжи; в добрые годы бывало сельдей прода вали до 1000 бочек, семги до 800 пудов, кумеж не более как до 70 пудов... Холсты и овчины употребляют своего произведе ния, а иное все покупается... В домашнем быту имеют крестьяне для варения пищи медные котлы, також и горшки, а иные имеют и оловянную посуду. Мужчины платье носят верхнее шубы и кафтаны сукна сермяжного, женщины — сарафа ны вседневные холщевые, а празднич ные крашенинные, китайчатые и кумаш- ние...” Большое внимание уделялось сенокос ным угодьям. Часть их находилась в под ворном владении. "Свои луга, — отмечал Н. Я. Данилевский, — кандалакшане на зывают полями; они с примерным трудо любием обносят их изгородями, очищают от мхов и уравнивают, срезая кочки, удо бряют навозом". Сена собирают около 50 пудов на душу. Во время Крымской войны Кандалак ша понесла значительный урон. 21 июля 1854 года в 4 часа дня с английского фрегата "Эвридика" на шести баркасах, "вооруженных на носу и корме по одной, а на середине по две пушки", на берег высадилось 150 матросов. Большинство жителей села пребывали на сенокосах и промыслах. Англичане забрали нес колько кур, теленка, три пуда семги, вы рвали репу на огородах, в Предтеченской церкви взяли медный крест "с изображе нием распятого Господа” , при этом ходи ли по деревне ” с обнаженными сабля ми” . Второй раз англичане подошли к Кан далакше 6 июля 1855 года. Крестьяне, вооруженные охотничьими ружьями, не пустили неприятеля в деревню. Англича не подвергли Кандалакшу девятичасово му обстрелу из корабельной артиллерии. В результате в селении сгорело 46 крес тьянских дворов, 29 амбаров, церковь, хлебный склад, разрушено несколько других построек. Кроме того, на море были захвачены врагом три судна: лодьи Антона Жидких с мукою (2995 рублей убытка), Андрея Кяльмина с 627 бочонка ми сельди и Евдокима Плотникова с раз ными товарами (убыток 3004 рубля 36 копеек). "Разбой англичанки” надолго остался в памяти кандалакшан. В 1873 году по Лапландии путешество вал писатель Василий Иванович Немиро вич-Данченко. "На обоих берегах Нивы, •— рассказывает он, — разбросано боль шое село Кандалакша. Мелкие трехокон ные избы и рядом большие почерневшие дома; пропасть амбарушков, бань; кар басы, целыми десятками обсыхающие на берегу... сельдяные невода, развешан ные на шестах; пирамиды сельдянок (бо чек) на улице, на крышах домов, на за дворках, и повсюду душный густой запах свежепросоленной сельди. Дальше за се лением — длинный семужий забор пере городил реку от одного берега до друго го. На взморье колышутся 2— 3 шхуны да несколько шняк; вдалеке, словно крылья чаек, серебрятся паруса ловецких кар басов да синеют неуклюжие, грубые очертания многочисленных гранитных ос тровов; направо и налево вздымаются не правильные очертания морского бере га” . Около трети кандалакшских крестьян, преимущественно беднота, не имевшая орудий лова, ходила на мурманские про мыслы в качестве покрученников, то есть по обязательству отработать долги. Су ществовал обычай: хозяева промысло вых станов угощали своих работников пе ред отправкой в путь. "Обед прощаль ный, — пишет этнограф С. В. Максимов, — по обыкновению бывает сытный и жирный, где первым блюдом — треска, облитая яйцами и плавающая в масле, последним — жареная семга или навага; все это подправляемое обильным коли чеством национальной водки, а у тарова- того хозяина и ромом и хересом, которые так дешево достаются в Норвегии” . А на следующий день — расставание на шесть месяцев, "прощанья со всеми родными и соседями” . На океанских промыслах рыбаки нередко тонули. И в этом заклю чался весь драматизм проводов — ” с неизменным бабьим воем на целую дере вню” . Но вот сборы кончились: "мужья, братья и сыновья, обрядившись по-до- рожному и помолившись на свою сель скую церковь, целой ватагой идут на дальний Мурман” . В о второй половине XVII века Канда лакша являлась одним из центров рас кола — движения против церковной ре формы патриарха Никона. Здесь в 1654— 1655 годах (одиннадцать меся цев) находился в ссылке известный цер ковный деятель Иван Неронов, выступав ший за сохранение "древнего благоче стия” . Его ученики Сила, Алексей и Фе дор стали вдохновителями борьбы за "старую веру". По свидетельству соло вецких старцев, в Кандалакшу "вся стра на Помория стекалась вопрошать их о благочестии” . Правительство жестоко карало упор ных раскольников. Большинство канда лакшан примирилось с новшествами, хо тя многие втайне разделяли воззрения староверов. В 1909 году кандалакшский священник Василий Рябов отмечал: две трети его прихожан в духе раскола не ходят на исповедь и причащение, все крестятся двухперстно, предпочитают мо литься пред старыми иконами, служить по старым книгам и т. п.” Интерес к вопросам вероучения долго сохранялся у кандалакшан. П е р е п и сы в а лись и читались сочинения раскольников, разные сборники нравоучительных про изведений. Показателен такой факт: в 1721 году, отправляясь на Грумант (Шпицберген), кандалакшане братья В а силий и Иван Корташовы с товарищами брали с собой книгу "Жемчюг", содер жащую "перлы ” древней мудрости, рас суждения о вере и праведной жизни. Существовала устойчивая традиция обучать детей грамоте домашним путем. По описи 1826 года занятия посещали в Кандалакше 14 детей. Церковноприход ская школа в селе была открыта лишь в 1889 году. В 1889/1900 учебном году ее посещали 15 мальчиков и 6 девочек. За нятия велись в комнате причтового дома. Библиотека имела 285 книг и журналов. Школа конца XIX — начала XX века давала довольно скудные знания. Даже в христианском учении выпускники раз бирались слабо. ” У большинства прихо жан, — признавался священник, — вера выражается в приверженности к внешне му богопочтению... Вместо знания на чальных истин веры, заповедей и молитв среди них сильно распространены приме ты и разного рода заговоры и наговоры, так, например, заговаривают болезни, лечат наговоренной водицей” , масса суе верий, ко всем нововедениям "относятся недоверчиво и подозрительно” . В селе имелись две церкви: приход ская Иоанна Предтечи постройки 1786 го да и кладбищенская Рождества Богоро дицы, сооруженная в 1864 году на средст ва казны взамен сожженной англичана ми в 1855 году. Обе церкви были одногла выми, "в виде корабля” , обшитые тесом и окрашенные охрой. Высота первой — 15 метров, колокольни — 22 метра; высота второй — 13 метров. Путешест венники отмечали интересные росписи на стенах кандалакшских церквей (сцены суда при втором пришествии Иисуса Хри ста и другие). Отношения крестьян внутри общины были сложными. На первый взгляд, каза лось, община — образец справедливости: угодья делились по душам и тонями еже годно чередовались; подати и повинности раскладывались соответственно трудо вым силам и земельному обеспечению. Вопросы решались на сходках. Староста выбирался. Но фактического равенства никогда не существовало. В общине гос подствовали и заправляли всеми делами богатеи. В Кандалакше, писал чиновник Н. Н. Макшеев в 1892 году, "проживают кулаки. Они опутали деревню паутиною эксплоатации и высасывают из крестьян последние соки... Есть кабак. И так крес тьяне пропились и замотались, что коров у них осталось мало... лошадей всего 6 на деревню. Бедность поразительная, не смотря на то, что кандалакшане уловили в прошлом году до 40000 боченков сель ди” . В 1904 году в Кандалакше появился политический ссыльный Григорий Павло вич Андреев, осужденный за революци онную пропаганду среди крестьян Там бовской губернии на 8 лет поселения под надзором полиции. Довольно скоро он приобрел у местных жителей авторитет умного собеседника, который может тол ково объяснить любые жизненные воп росы. 30 июня 1907 года сельский сход поста новил поставить на реке Ниве забор для лова семги и воспрепятствовать Умбско- му лесозаводу сплавлять бревна по реке. Представителей заводской администра ции кандалакшане встретили камнями. Управляющий заводом обратился к влас тям за помощью. Из Кеми на пароходе "Сергей Витте” выехали на место проис шествия 12 полицейских и 10 служителей. Исправник Д. Шарин доносил: ’’Внезап ное появление мое в селе Кандалакше в ночь на 10 июля с частью воинской команды и вооруженными стражниками, арестование писаря Ермолина и крестья нина Рогозерова сразу подействовало на крестьян села Кандалакши вполне отрез вляюще. Они... совершенно отказались от всяких намерений в будущем делать ка кие-либо самоуправства” . В виде наказа ния крестьян обязали "возместить из держки по поездке в Кандалакшу солдат и стражников в сумме 76 рублей 52 ко пейки” . м алоимущая часть жителей Канда лакши накануне мировой войны система тически нанималась работать при Умб- ском заводе и получала на рубке и спла ве леса, заготовляемого "в окрестностях озера Имандры, около 600 рублей" за период с конца ноября до середины мар та. В 1910 году в Кандалакше насчитыва лось 117 крестьянских дворов, 297 чело век мужского и 299 женского пола, вклю чая и "оседло проживающих крестьян других волостей” . Скота имелось: лоша дей — 14, коров — 40, оленей — 800, овец — 430; сельди продано: весенней — 32529 бочонков, летней и осенней — 7529 бочонков, средняя цена сельди — 85 копеек за бочонок весом 12 кг. Первая мировая война внесла в жизнь села огромные изменения. Многие ушли по мобилизации в действующую армию и флот. В Кандалакше стал сооружаться порт, через который поступали грузы для строительства Мурманской железной до роги. Кандалакша пополнилась многими сотнями рабочих и служащих. Возник лю бительский театр, который ставил раз влекательные спектакли по комедиям А. Аверченко, Н. Хлопова и др., испол нялись музыкальные произведения и ро мансы. Ввиду тяжелых условий труда и быта в Кандалакше неоднократно происходи ли волнения рабочих. Февральскую рево люцию в Кандалакше портовики и строи тели железной дороги приветствовали на митингах и собраниях. Поморы выражали надежду на скорое окончание войны и лучшую жизнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz