Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

По пути на Мурман Иван УШ А КО В , к р а е в е д Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, называвшийся ’’через Лапландию ” . По нему двигались на тресковые промыслы многие сотни рыбаков, ехали служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Это был тяж кий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Постепенно он благоустраивался. В местах остановок строились избы для ночлега. Незадолго до февральской революции от­ крылось сообщение с Мурманом по железной дороге. Стало возможным в любое время быстро и удобно проехать ’’через Лапландию ” поездом. Старинный ямской путь (иначе — ’’Кольский тракт” ) был забыт. Предлагаемые заметки имеют целью не столько научно осветить историю селений на этом пути, сколько, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — путешественников и исследователей, представить былое язы ком документов. В предыдущих заметках вы, уважаемые читатели, познакомились с пер­ выми населенными пунктами на пути к земле кольской — Ковдой и Княжой Губой. 3.КАНДАЛАКША Название ’’Кандалакша” (’’Кандский залив” ) происходит от реки Канды, где первоначально жили русские поселен­ цы-солевары, которые потом избрали для нового поселения устье реки Нивы. Здесь в 1526 году для крещеных лопа­ рей была построена церковь во имя Ио­ анна Предтечи. В середине XVI века со­ ловецкий монах Феодорит основал близ волости, на левобережье Нивы, монас­ тырь. Царь Иван IV пожаловал ему ’’для монастырского строенья и лопского кре­ щенья” половину угодий Кандалакш ­ ской волости. Монахи поставили храм Рождества Пресвятой Богородицы, за­ вели солеварни и мореходные суда. В мае 1589 года селение полностью истребили шведы ("немцы ” ). Соловецкая летопись сообщает: ” В ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалаш- ской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце то­ нули, и монастырь и церковь и волость пожгли и животы (имущество) поимали все, а людей побили 450 человек” . При поддержке правительства и Соло­ вецкого монастыря монастырь вскоре во­ зобновился, а затем заселилась при­ шельцами и волость Кандалакша. В нача­ ле XVII столетия Кандалакшский монас­ тырь ежегодно вываривал более 10000 пудов соли, которую на 8 лодьях отправ­ лял на продажу в Холмогоры. Но в конце 1614 года трагедия повторилась. ’’Прихо­ дили к ним, — говорится в жалованной грамоте царя Михаила, — литовские и не­ мецкие люди и русские воры, и монас­ тырь выграбили и... сож гли” . В Канда­ лакшской волости в это время числилось 40 крестьянских дворов. Монастырь в Кандалакше просуще­ ствовал до 1742 года, когда он по "с ку ­ дости” был упразднен, владения припи­ саны к Соловецкому монастырю, а Рож­ дественская церковь стала кладбищен­ ской. Кандалакшские крестьяне в значитель­ ной мере занимались тресковыми про­ мыслами на Мурманском берегу. В пис­ цовой книге 1608 года учтено 30 станов, принадлежавших волостным людям, и 4 промысловых избы Кандалакшского монастыря. Это более 17 процентов от общего числа станов. З о второй половине XVIII века канда- лакшане освоили подледный способ лова сельди, который стал приносить им ос­ новной доход. Сельское хозяйство и охо­ та имели подсобное значение. В 1785 году губернские власти проводи­ ли опрос населения по 53 анкетным воп­ росам. Вот некоторые из ответов канда- лакшан. "Для опыта хлебопашество крес­ тьянами производимо было, но по холод­ ному здесь климату, а особливо и за по­ ложением каменистой и болотистой поч­ вы земли, в урожае было весьма малое число, а ныне уже за таковым обстоя­ тельством и совсем не производится и другого растения, кроме репы, никако- ва не имеется... Коров содержат по од­ ной, по две и до трех в доме, кормят зимою сеном и белым мхом, а коз не держат, а коровы дают молока по мапу... В пищу употребляют по большей части в посты хлеб, капусту, репу, рыбу и губы (грибы) и ягоды, а в мясоеды и молоко, а пьют всегда квас... В зиму упражняются в заготовлении к весне рыболовных се­ тей, тож и бочек, всем прирыбных сель­ дяных промыслах, а летом косят сено, тож и ловят рыбу, осенью сено и дрова к домам возят, також и рыбные ловли производят. Женщины и девки в зиму прядут и вяжут, а весною ткут, летом косят сено и гребут, також и рыбу ловят, осенью тож при вывозке сен и дров об­ ращаются, еще летом ягоды и губы соби­ рают... Для возки ямских подвод лошадей содержат... не более 8 во всем селении, а оленей в восьми домах одно сто... В ле­ сах водятся медведи, лисицы и куницы, зайцы, белки и выдры, в тундрах дикие олени, коих отчасти для продажи иногда выпромышливают. В море промышляют сельди, треску, сиги и кумжи, тож на тонях и семгу, а в реках семгу ж и кумжи; в добрые годы бывало сельдей прода­ вали до 1000 бочек, семги до 800 пудов, кумеж не более как до 70 пудов... Холсты и овчины употребляют своего произведе­ ния, а иное все покупается... В домашнем быту имеют крестьяне для варения пищи медные котлы, також и горшки, а иные имеют и оловянную посуду. Мужчины платье носят верхнее шубы и кафтаны сукна сермяжного, женщины — сарафа­ ны вседневные холщевые, а празднич­ ные крашенинные, китайчатые и кумаш- ние...” Большое внимание уделялось сенокос­ ным угодьям. Часть их находилась в под­ ворном владении. "Свои луга, — отмечал Н. Я. Данилевский, — кандалакшане на­ зывают полями; они с примерным трудо­ любием обносят их изгородями, очищают от мхов и уравнивают, срезая кочки, удо­ бряют навозом". Сена собирают около 50 пудов на душу. Во время Крымской войны Кандалак­ ша понесла значительный урон. 21 июля 1854 года в 4 часа дня с английского фрегата "Эвридика" на шести баркасах, "вооруженных на носу и корме по одной, а на середине по две пушки", на берег высадилось 150 матросов. Большинство жителей села пребывали на сенокосах и промыслах. Англичане забрали нес­ колько кур, теленка, три пуда семги, вы­ рвали репу на огородах, в Предтеченской церкви взяли медный крест "с изображе­ нием распятого Господа” , при этом ходи­ ли по деревне ” с обнаженными сабля­ ми” . Второй раз англичане подошли к Кан­ далакше 6 июля 1855 года. Крестьяне, вооруженные охотничьими ружьями, не пустили неприятеля в деревню. Англича­ не подвергли Кандалакшу девятичасово­ му обстрелу из корабельной артиллерии. В результате в селении сгорело 46 крес­ тьянских дворов, 29 амбаров, церковь, хлебный склад, разрушено несколько других построек. Кроме того, на море были захвачены врагом три судна: лодьи Антона Жидких с мукою (2995 рублей убытка), Андрея Кяльмина с 627 бочонка­ ми сельди и Евдокима Плотникова с раз­ ными товарами (убыток 3004 рубля 36 копеек). "Разбой англичанки” надолго остался в памяти кандалакшан. В 1873 году по Лапландии путешество­ вал писатель Василий Иванович Немиро­ вич-Данченко. "На обоих берегах Нивы, •— рассказывает он, — разбросано боль­ шое село Кандалакша. Мелкие трехокон­ ные избы и рядом большие почерневшие дома; пропасть амбарушков, бань; кар­ басы, целыми десятками обсыхающие на берегу... сельдяные невода, развешан­ ные на шестах; пирамиды сельдянок (бо­ чек) на улице, на крышах домов, на за­ дворках, и повсюду душный густой запах свежепросоленной сельди. Дальше за се­ лением — длинный семужий забор пере­ городил реку от одного берега до друго­ го. На взморье колышутся 2— 3 шхуны да несколько шняк; вдалеке, словно крылья чаек, серебрятся паруса ловецких кар­ басов да синеют неуклюжие, грубые очертания многочисленных гранитных ос­ тровов; направо и налево вздымаются не­ правильные очертания морского бере­ га” . Около трети кандалакшских крестьян, преимущественно беднота, не имевшая орудий лова, ходила на мурманские про­ мыслы в качестве покрученников, то есть по обязательству отработать долги. Су­ ществовал обычай: хозяева промысло­ вых станов угощали своих работников пе­ ред отправкой в путь. "Обед прощаль­ ный, — пишет этнограф С. В. Максимов, — по обыкновению бывает сытный и жирный, где первым блюдом — треска, облитая яйцами и плавающая в масле, последним — жареная семга или навага; все это подправляемое обильным коли­ чеством национальной водки, а у тарова- того хозяина и ромом и хересом, которые так дешево достаются в Норвегии” . А на следующий день — расставание на шесть месяцев, "прощанья со всеми родными и соседями” . На океанских промыслах рыбаки нередко тонули. И в этом заклю ­ чался весь драматизм проводов — ” с неизменным бабьим воем на целую дере­ вню” . Но вот сборы кончились: "мужья, братья и сыновья, обрядившись по-до- рожному и помолившись на свою сель­ скую церковь, целой ватагой идут на дальний Мурман” . В о второй половине XVII века Канда­ лакша являлась одним из центров рас­ кола — движения против церковной ре­ формы патриарха Никона. Здесь в 1654— 1655 годах (одиннадцать меся­ цев) находился в ссылке известный цер­ ковный деятель Иван Неронов, выступав­ ший за сохранение "древнего благоче­ стия” . Его ученики Сила, Алексей и Фе­ дор стали вдохновителями борьбы за "старую веру". По свидетельству соло­ вецких старцев, в Кандалакшу "вся стра­ на Помория стекалась вопрошать их о благочестии” . Правительство жестоко карало упор­ ных раскольников. Большинство канда­ лакшан примирилось с новшествами, хо­ тя многие втайне разделяли воззрения староверов. В 1909 году кандалакшский священник Василий Рябов отмечал: две трети его прихожан в духе раскола не ходят на исповедь и причащение, все крестятся двухперстно, предпочитают мо­ литься пред старыми иконами, служить по старым книгам и т. п.” Интерес к вопросам вероучения долго сохранялся у кандалакшан. П е р е п и сы в а­ лись и читались сочинения раскольников, разные сборники нравоучительных про­ изведений. Показателен такой факт: в 1721 году, отправляясь на Грумант (Шпицберген), кандалакшане братья В а ­ силий и Иван Корташовы с товарищами брали с собой книгу "Жемчюг", содер­ жащую "перлы ” древней мудрости, рас­ суждения о вере и праведной жизни. Существовала устойчивая традиция обучать детей грамоте домашним путем. По описи 1826 года занятия посещали в Кандалакше 14 детей. Церковноприход­ ская школа в селе была открыта лишь в 1889 году. В 1889/1900 учебном году ее посещали 15 мальчиков и 6 девочек. За­ нятия велись в комнате причтового дома. Библиотека имела 285 книг и журналов. Школа конца XIX — начала XX века давала довольно скудные знания. Даже в христианском учении выпускники раз­ бирались слабо. ” У большинства прихо­ жан, — признавался священник, — вера выражается в приверженности к внешне­ му богопочтению... Вместо знания на­ чальных истин веры, заповедей и молитв среди них сильно распространены приме­ ты и разного рода заговоры и наговоры, так, например, заговаривают болезни, лечат наговоренной водицей” , масса суе­ верий, ко всем нововедениям "относятся недоверчиво и подозрительно” . В селе имелись две церкви: приход­ ская Иоанна Предтечи постройки 1786 го­ да и кладбищенская Рождества Богоро­ дицы, сооруженная в 1864 году на средст­ ва казны взамен сожженной англичана­ ми в 1855 году. Обе церкви были одногла­ выми, "в виде корабля” , обшитые тесом и окрашенные охрой. Высота первой — 15 метров, колокольни — 22 метра; высота второй — 13 метров. Путешест­ венники отмечали интересные росписи на стенах кандалакшских церквей (сцены суда при втором пришествии Иисуса Хри­ ста и другие). Отношения крестьян внутри общины были сложными. На первый взгляд, каза­ лось, община — образец справедливости: угодья делились по душам и тонями еже­ годно чередовались; подати и повинности раскладывались соответственно трудо­ вым силам и земельному обеспечению. Вопросы решались на сходках. Староста выбирался. Но фактического равенства никогда не существовало. В общине гос­ подствовали и заправляли всеми делами богатеи. В Кандалакше, писал чиновник Н. Н. Макшеев в 1892 году, "проживают кулаки. Они опутали деревню паутиною эксплоатации и высасывают из крестьян последние соки... Есть кабак. И так крес­ тьяне пропились и замотались, что коров у них осталось мало... лошадей всего 6 на деревню. Бедность поразительная, не­ смотря на то, что кандалакшане уловили в прошлом году до 40000 боченков сель­ ди” . В 1904 году в Кандалакше появился политический ссыльный Григорий Павло­ вич Андреев, осужденный за революци­ онную пропаганду среди крестьян Там­ бовской губернии на 8 лет поселения под надзором полиции. Довольно скоро он приобрел у местных жителей авторитет умного собеседника, который может тол­ ково объяснить любые жизненные воп­ росы. 30 июня 1907 года сельский сход поста­ новил поставить на реке Ниве забор для лова семги и воспрепятствовать Умбско- му лесозаводу сплавлять бревна по реке. Представителей заводской администра­ ции кандалакшане встретили камнями. Управляющий заводом обратился к влас­ тям за помощью. Из Кеми на пароходе "Сергей Витте” выехали на место проис­ шествия 12 полицейских и 10 служителей. Исправник Д. Шарин доносил: ’’Внезап­ ное появление мое в селе Кандалакше в ночь на 10 июля с частью воинской команды и вооруженными стражниками, арестование писаря Ермолина и крестья­ нина Рогозерова сразу подействовало на крестьян села Кандалакши вполне отрез­ вляюще. Они... совершенно отказались от всяких намерений в будущем делать ка­ кие-либо самоуправства” . В виде наказа­ ния крестьян обязали "возместить из­ держки по поездке в Кандалакшу солдат и стражников в сумме 76 рублей 52 ко­ пейки” . м алоимущая часть жителей Канда­ лакши накануне мировой войны система­ тически нанималась работать при Умб- ском заводе и получала на рубке и спла­ ве леса, заготовляемого "в окрестностях озера Имандры, около 600 рублей" за период с конца ноября до середины мар­ та. В 1910 году в Кандалакше насчитыва­ лось 117 крестьянских дворов, 297 чело­ век мужского и 299 женского пола, вклю ­ чая и "оседло проживающих крестьян других волостей” . Скота имелось: лоша­ дей — 14, коров — 40, оленей — 800, овец — 430; сельди продано: весенней — 32529 бочонков, летней и осенней — 7529 бочонков, средняя цена сельди — 85 копеек за бочонок весом 12 кг. Первая мировая война внесла в жизнь села огромные изменения. Многие ушли по мобилизации в действующую армию и флот. В Кандалакше стал сооружаться порт, через который поступали грузы для строительства Мурманской железной до­ роги. Кандалакша пополнилась многими сотнями рабочих и служащих. Возник лю­ бительский театр, который ставил раз­ влекательные спектакли по комедиям А. Аверченко, Н. Хлопова и др., испол­ нялись музыкальные произведения и ро­ мансы. Ввиду тяжелых условий труда и быта в Кандалакше неоднократно происходи­ ли волнения рабочих. Февральскую рево­ люцию в Кандалакше портовики и строи­ тели железной дороги приветствовали на митингах и собраниях. Поморы выражали надежду на скорое окончание войны и лучшую жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz