Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
н т м т т Ъ л ь с к о г о И Р А И ван УШ А КО В , к р а е в е д ПО ПУТИ НА МУРМАН Несколько веков существовал путь из Поморья на Мурман, называвшийся "через Лапландию". По нему двигались на тресковые промыслы многие сотни рыбаков, ехали служилые люди, перевозились почта и денежная казна. Э то был тяжкий, мученический путь по бездорожью, особенно в снежные метели и морозы. Постепенно он благоустраивался. В местах остановок строились избы для ночлега. Незадолго до февральской революции открылось сообщение с Мурманом по железной дороге. Стало возможным в любое время быстро и удобно проехать "через Лапландию" поездом. Старинный ямской путь (иначе — "Кольский тракт") был забыт. Предлагаемые заметки имеют целью не столько научно осветить историю селений на этом пути, сколько, может быть, взглянуть на их прошлое глазами очевидцев — путешественников и исследователей, представить былое языком документов. 1. КОВДА К о л ь с к а я земля для направлявшихся на Мурман по ямскому пути начиналась с Ковды. Первое упоминание о погосте Ковда встречается в Соловецкой рукописи, ко торая под 1542 г. сообщает о происшед шем в этом районе землетрясении. Основными источниками дохода ков- дян являлись лов семги и сельди, а в зим нее время — выварка соли из морской воды. В 1589 году Ковда, наряду с другими поморскими волостями, подверглась на падению шведов и финнов. В Соловецкой летописи сказано: ” 7 сентября приходили немецкие люди (иноземцы) к морю на поморские места рекою Ковдою в во лость Ковду... Церковь и дворы пожгли и людей побили... А приходило тех немец ких людей 700 человек” . Явившийся вско ре после разорения села царский писец Третьяк Зайцев нашел в Ковде лишь три крестьянских двора и 12 запустевших со леварниц. К 1611 году волость в значительной мере восстановила свои силы. В Ковде насчитывалось 22 двора, в которых жили 27 семей; действовали две варницы: на Бабьем море — Архипа Кожина и в По- яконде — Валаамского монастыря. Имелся и храм: ’’А в волости церковь теплая Николы чудотворца древяная, верх шатровой, — говорилось в писцовой книге Алая Михалкова, — а в церкве образы, книги и ризы да колокол один строения волостных людей". В 60-х годах XVII века Поморье было взволновано нововведениями патриарха Никона, который изменил ряд церковных обрядов и прислал исправленные бого служебные книги. Монахи Соловецкого монастыря не приняли реформу и почти восемь лет сопротивлялись посланным против них правительственным войскам (1668— 1676 гг.). Окрестные крестьяне со чувствовали борцам за "древнее благо честие". Летом 1674 года кормщик Евсют- ка из Ковды дважды на своем судне при езжал к мятежным монахам, привез им 100 пудов палтусины и письмо расколь ника Фадея Петрова, который сидел в тюрьме в Сумском остроге и вдохнов лял своих сторонников на продолжение борьбы —- "велел им осаду крепить на крепко... и они де воры по ево письму на низких местех по городу нарубили брев нами тарасы (срубы) и насыпали хрящем (камнем), и дров навозили лет на де сять". По описи 1712 года Ковда имела 14 крестьянских дворов. По ревизии 1763 го да в селении насчитывалось 78 душ м уж ского пола. Согласно военному учету 1839.года, в Ковде стояло 52 дома. Во время Крымской войны Ковда, как и многие другие поморские селения, под верглась разорению. 22 июля 1854 года к Ковде подошел английский винтовой пароход-фрегат "Эвридика" под началь ством капитана Э. Оммани с экипажем 250 человек. На баркасах моряки высади лись на берег и с обнаженными саблями, при пистолетах, вступили в покинутое крестьянами село. Они захватили 40 овец, 35 кур, 5 ружей, 6 кос, 1 топор, побили посуду в питейном заведении, бесчинствовали на погосте: "сняли с во рот церковной ограды медный крест, в церкви разбили кружку, на обществен ном кладбище все медные кресты и об раза, врезанные в поставленные пред могилами столбики, опрокинув оные” . С Никольской церкви, построенной в 1705 году, сняли и увезли два колокола, один девяти пудов весом, второй в 30 фунтов, оставив вместо него где-то похищенный колокол весом 1 пуд 2 фунта. Девятипу довый колокол, хранившийся в Англии в виде военного трофея, был торжествен но передан Соловецкому монастырю 4 августа 1912 года. В XIX веке Ковда жила преимущест венно за счет доходов от обильных сель дяных промыслов, сосредоточенных в Кандалакшском заливе. Всю зиму ков- дяне готовили тару под рыбу. Бытописа тель С. В. Максимов, направляясь на Му рман в 1856 году, отмечал, что в Ковде лежали "почти у каждого дома и чуть не целые лоленицы небольших боченков, плохо сплоченных из весьма тоненьких досок продолговатой формы. Это — сельдянки, которые известны едва ли не во всей России... Здешние сельдянки все-таки плотнее и дольше живут, чем. например, сороцкие, гридинские и дру гие” . В селении выделялись дома зажи точных судовладельцев и торговцев. Жи лища были украшены "множеством кар тин, содержание которых большею час- тию составляют эпизоды недавней войны и большая часть которых развешана да же в сенях". Поморы отличались госте приимством, угощали проезжего пирога ми с рыбой, чаем со сливками, Вяземски ми пряниками и кедровыми орешками. По учету 1881 года в Ковде насчитыва лось 68 дворов, жителей 197 человек мужского и 205 — женского пола; скота: 16 лошадей, 50 коров, 2 быка, 8 телят, 340 овец, 60 оленей дохода от лова семги — 1200 рублей, сельди — 2000 рублей в год; платилось податей и сборов: по душных — по 1 рублю 75 копеек, оброч ных — по 75 копеек, на содержание шко лы — по 6,5 копейки, мирских — по 83 копейки с ревизской души в год. Нищих (питающихся милостыней) жило 4 женщи ны и 8 детей-сирот. Самым добычливым являлся весенний подледный лов сельди. В середине ап реля ковдяне артелями выходили на мор ские тони. "При изобильном лове боче- нок, вмещающий до 30 фунтов сельдей, ценится 20 копеек, включая сюда цену самого соснового боченка 4— 6 копеек". Летом и осенью сельдь ловилась в мо ре сетями с лодок. Кроме того, больше размерными неводами промышляли бе лух и нерп. В конце XIX века в окрестностях Ковды возникли три лесопильных завода: на ос трове Березовом — Н. Русанова, на ост ровах Еловом и Засеченном — К. Нюлан- дера (финский капитал) и на острове Ове чьем — К. Стюарта (английский капитал). Часть ковдян зимою стала работать по подряду на лесозаготовках. Однако с на ступлением промыслового времени все они обращались к своему привычному и более выгодному занятию — рыболов ству. С лесопильных заводов в июне 1906 года до крестьянской Ковды впервые до неслись слова "Марсельезы": "Вставай, подымайся, рабочий народ, иди на врага, люд голодный..." Ковдские лесопильщи- ки подхватили эстафету архангельских товарищей. Прекратив работу, с красны ми флагами и революционными песнями, они пришли к заводским конторам и по требовали улучшения своего положения. Местные поморы не откликнулись на ста чечную борьбу рабочих, хотя и сочувство вали им. В 1908 году Общество естествоиспыта телей при Юрьевском (Тартуском) уни верситете открыло в Ковде биологичес кую станцию. Руководитель студенческой практики профессор К. К. Сент-Илер в одной из своих статей дал описание Ковды: "Село расположено очень краси во — амфитеатром; над ним возвышается скала, под которой лежит часть села: там же находится церковь. Дома довольно чистенькие, просторные, есть несколько лавок: но улица имеет весьма непривле кательный вид... набросаны бревна, дос ки... Летом на лошадях не ездят, единст венный способ сообщения — по морю” . Обсто ятельное исследование о про мыслах в селе Ковде опубликовал Васи лий Евгеньевич Розов. Основываясь на записях Ковдской церкви он приводит данные об уловах сельди с 1887 по 1911 год. Накануне первой мировой войны в селе было 130 дворов, производилось около 40 тысяч бочонков соленой сельди, большей частью шедшей на архангель ский рынок. В среднем на двор вылав ливалось и приготовлялось по 250 бочон ков, из которых на собственное потреб- пение шло около 70 бочонков (весом по 30 фунтов). Семги добывалось около 500 пудов в год. Бочонок сельди продавался скупщикам на месте промысла по 35— 40 копеек, пуд осенней семги — 10— 12 руб лей. "Для пропитания, — пишет чиновник Р. П. Якобсон, — ковдяне ловят все лето рыбу в озерах: Серяк, Орлов и Верхов- ское. Зимой человек 50 с 25 лошадьми занимаются заготовкой и вывозкой леса для местных заводов. Один дроворуб и возчик в зиму зарабатывают 200— 300 рублей” . Кроме того, около 30 ковдян работали на сплаве бревен, получая в день от 1 рубля 20 копеек до полутора рублей. После долгих трений каждый ле сопильный завод согласился платить за право сплава леса по реке Ковде сель скому обществу по 350 рублей в год. В 1915 году близ селения началась про кладка линии железной дороги на Мур ман. Руководил работами на участке внук декабриста инженер Василий Петрович Ивашев. На расчистке просеки и на пере возке разных грузов, необходимых строи телям дороги, трудились и ковдяне. Достопримечательностью Ковды явля ется старинная клетская церковь во имя святого Николая, покровителя морехо дов. Содержалась она за счет доходов от лова семги в реке Ковде. "Лучшие места, — читаем в описании Р. П. Якобсона (1910 год), — сдаются с торгов, а вырученные деньги идут в пользу местной церкви” . Никольская церковь сооружена в 1705 году в виде избы с двухъярусной крышей на два ската и главой с крестом; высота — 14,3 метра. С запада к ней примыкают теплая трапезная (помещение для ожи дающих богослужения), паперть и крыль цо, а с востока — алтарная пристройка. Вблизи храма отдельно стоит шатровая звонница, о которой в дореволюционном описании сказано: "Колокольня деревян ная, двухъярусная, в среднем ярусе одно окошко с южной стороны; в верхнем яру се, где висят колокола, шпиц колокольни утвержден на деревянных столбах, меж ду коими устроены деревянные точеные перила, кругом колокольня обита тесом и окрашена... Колоколов на ней три: пер вый весом 3 пуда, второй 2 и третий 1 пуд” . Внутри храма находился замеча тельный по своему составу иконостас, медное паникадило весом 8 пудов, древ няя церковная утварь и богослужебные книги. В настоящее время производится реставрация Никольской церкви, кото рая, к сожалению, идет медленно и не квалифицированно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz