Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШ А КОВ , пр оф е с сор М у рм а н с ко го п е дин с ти ту та ПО СТАРОМУ МУРМАНУ Е К О С Т Р О В Со времени Ивана Грозного на восточ­ ном берегу Имандры (южнее современ­ ной железнодорожной станции Хибины) располагался лопарский погост Екостров (иначе — Иокостров, Экостров), жители которого несли государеву службу — во­ зили командированных людей, денежную казну, разные грузы и почту в одну сторо­ ну — до Кандалакши, в другую — до Масельги. В писцовой книге 1574 года сказано: "Погостец Екострова... живут государевы крещеные лопари тяглые... Всего 6 веж, а людей в них 10 человек... А ловят они... рыбу про свою нужу (потребность) да на лесу зверь бьют и птицу ловят...” По ревизии 1782 года в Екостровском погосте насчитывалось 14 домохозяйств, жителей — 42 мужского и 39 человек женского пола, все хорошо знали рус­ ский язык; оленей имели 159 голов. Ос­ новное занятие — озерное рыболовство. 6 хозяйств промышляли на Мурманском берегу. Екостров, лежавший на Кольском трак­ те, в разное время посещался путешест­ венниками и исследователями. Некото­ рые из них оставили зарисовки местной жизни. Этнограф В. Н. Харузина в 1887 году сделала описания быта екостровских ло­ парей. Зимою они жили в тупах, а летом — в вежах. "Лопарская тупа, — пишет Харузина, — разделяется на три части. Сначала идут темные сени, откуда уже выходит дверь наружу, потом отделено помещение для овец, которые не выносят мороза, как олени; жилая комната тупы составляет третью часть ее. Около ее камелька (печки) на полу и на лавках проводят всю зиму закутанные в теплую меховую одежду лопари... Летнее жили­ ще вежа — четырехгранная и наверху срезанная пирамида, обложенная с на­ ружной стороны дерном, до того малень­ кая, что на первый взгляд кажется невоз­ можным войти в нее через крохотную дощатую дверь, обращенную к югу... Об­ щеупотребительное кушанье лопарей ле­ том — уха из сигов. Зимой ее заменяет оленье мясо... Уху они едят с ржаными лепешками... В случае голодовки хлеб заменяют так называемой "сосновой ка­ шей” — "пиэць-хуть” , то есть смесью муки с сосновой корой” . Изготовлением одежды, обуви и голов­ ных уборов занимались женщины, прояв­ ляя при этом "много искусства и много вкуса, — рассказывает „Харузина. — "Яры ” — зимние лопарские сапоги, высокие, доходящие до колен, с мягкой подошвой и загнутыми кверху носками, шьются из узких полосок белой и темной оленьей шкуры. Между этими полосками вводят узкие полоски разноцветного сук­ на, такие же треугольники, зубчики и т. п. Мы п р о д о л ж а е м п у б л и к о ­ в а ть се рию статей Ивана Ф е д о ­ р овича Уш а ко в а , п о с в ящ е н ны х истории М у рм а н с ко г о бере га . В прош лом ном ере ч и та тели м о гли п о з н а к о м и т ь с я с ис тори ­ ей п о сел е н и й В о с то ч н а я Лица и И о ка н га . Лопарки шьют яры не только крепкими и не пропускающими снег или воду, но они заботятся также о красивом, ориги­ нальном рисунке... Умение хорошо шить ставится в особое достоинство лопарской женщине” . В быту жителей тундры много особен­ ного, национального, выработанного ве­ ковым опытом. Вместе с тем, отмечает В. Н. Харузина, "лопари жадно перенима­ ют русскую культуру... Вместо дымных и грязных туп и веж заводят русские из­ бы с русскими печами... Лопарь с особен­ ной гордостью меняет свой остроконеч­ ный колпак на русский картуз и теппую бузурунку на городской пиджак, бросает старинные игры и заменяет их кадрилью и лансье (французскими танцами); на место старых песен затягивает русские — заводские или солдатские” . Подробное описание жизни екостров­ ских лопарей дап зоолог А. Л. Ященко, изучавший фауну местности в 1887 году. Ученый отметил имущественное расслое­ ние среди лопарей: "Более зажиточные имеют у себя работника-лопина, которо­ му обыкновенно или ничего не платят или платят очень мало. Последний, кажется, вполне довольствуется одеждой и пищей. Обязанности такого батрака состоят в на- блюдении^над оленями хозяина и в. ис­ полнении различных домашних работ. Богатый лопарь и для себя, и для жены имеет "чапорный печок” — одежду из шкуры молодых оленей — и белые "яры"... Чем зажиточнее лопарь, тем больше найдется у него отделки сукном и бисером... При вышивке бисером иные лопарки выказывают некоторое искус­ ство и фантазию, нередко с большим изя­ ществом. По весне екостровские лопари покида­ ли свои тупы и отправлялись на промыс­ лы. "Зимняя одежда прячется по амба­ рам, а взамен ее вытаскиваются невода, сетки и прочие рыбачьи принадлежности. Лопарь собирается со всей семьей, с со­ баками и, если есть, овцами и едет на отведенное ему миром озеро в свою про­ шлогоднюю вежу...” Рыбной ловлей занимались преимуще­ ственно женщины. Мужскими промысла­ ми считались лесная охота и оленеводст­ во. Пушных зверей добывали с помощью придавливающих ловушек. ’’Оленя (дико­ го) лопари промышляют пищалью (ружь­ ем-кремневкой) и ганчесом (петлей-за­ падней), в котором олень запутывается головой. При охоте на оленя с пищалью лопарь, завидя оленя или стадо, подкра­ дывается с подветренной стороны и стре­ ляет сажен за 40 или больше (85—90 метров). Лопарь считает удачным, если убьет за зиму оленей десять... Шкуры оленей, медведей и пушных зверей, а также излишек рыбы — все это... идет в обмен на муку и сукно к кулаку-купцу, наживающему чрез то хорошие деньги' . В конце XIX века, во время мартовско­ го шествия на Мурман, в Екострове еже­ дневно ночевало около 320 поморов. За недостатком места в станционных избах ставипось не менее 25 "балаганов : ва­ рили рыбу и готовили чай на кострах. При сильных морозах, сообщает исследова­ тель А. Г. Слезскинский, некоторые "от­ мораживают себе ноги и пальцы на ру­ ках” . Екостров являлся центром сельского общества, в которое входили погосты Ба- бинский, Масельгский, Нотозерский, Со- нгельский и выселок Енский (всего 307 ревизских душ). По учету 1904 года в Еко­ строве, у Белой губы, в 42 верстах от Зашейка, проживало всего лишь 16 лопа­ рей, имевших 290 оленей и 14 овец. Поми­ мо дорожной станции в Екострове стоял дом телеграфного ведомства (12 .жите­ лей). С конца XIX века резко ухудшилась промысловая обстановка у полуострова Рыбачий. Треска подходила поздно и держалась далеко от берегов. Весен­ ние промыслы стали убыточными. Рыба хорошо ловилась лишь на Восточном Му­ рмане. Поморские хозяева прекратили отправку артелей сухопутьем через Лап­ ландию. На летние мурманские промыс­ лы поморы выезжали на пароходах пос­ ле открытия навигации на Белом море. "Пароходство, — отмечал начальник на­ учной экспедиции Л. Л. Брейтфус, — .. за­ ставило забыть ту историческую тропу чрез Лапландию, между Кандалакшей и Колою, которою промышленники... в те­ чение многих веков пешком и на оленях сообщались с океаном, проходя на его берега ранней весной” . Погребения погибших в пути обознача­ ли продолговатые каменные кладки, по­ лучившие в народе название "жальни­ ков” . По обычаю, проходя мимо этих пе­ чальных памятников, люди ненадолго об­ нажали головы. Писатель С. В. Макси­ мов, будучи в поморских селениях, слы­ шал рассказы о том, что ” по Мурманской дорожке много жальников насыпано", и женские причитания о "добрых молод­ цах” , сложивших головы вдали от своих домов: ’’...Без покаяния они приняли смертушку напрасную, телеса у них по­ шли без погребения, не отданы матуш- ке-сырой земле...” Среди коренных жителей Екострова преобпадали две фамилии: Архиповы и Бархатовы. В воспоминаниях путешест­ венников они упоминаются как умелые проводники по Центральной Лапландии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz