Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШ А КОВ , пр оф е с сор М у рм а н с ко го п е дин с ти ту та ПО СТАРОМУ МУРМАНУ Е К О С Т Р О В Со времени Ивана Грозного на восточ ном берегу Имандры (южнее современ ной железнодорожной станции Хибины) располагался лопарский погост Екостров (иначе — Иокостров, Экостров), жители которого несли государеву службу — во зили командированных людей, денежную казну, разные грузы и почту в одну сторо ну — до Кандалакши, в другую — до Масельги. В писцовой книге 1574 года сказано: "Погостец Екострова... живут государевы крещеные лопари тяглые... Всего 6 веж, а людей в них 10 человек... А ловят они... рыбу про свою нужу (потребность) да на лесу зверь бьют и птицу ловят...” По ревизии 1782 года в Екостровском погосте насчитывалось 14 домохозяйств, жителей — 42 мужского и 39 человек женского пола, все хорошо знали рус ский язык; оленей имели 159 голов. Ос новное занятие — озерное рыболовство. 6 хозяйств промышляли на Мурманском берегу. Екостров, лежавший на Кольском трак те, в разное время посещался путешест венниками и исследователями. Некото рые из них оставили зарисовки местной жизни. Этнограф В. Н. Харузина в 1887 году сделала описания быта екостровских ло парей. Зимою они жили в тупах, а летом — в вежах. "Лопарская тупа, — пишет Харузина, — разделяется на три части. Сначала идут темные сени, откуда уже выходит дверь наружу, потом отделено помещение для овец, которые не выносят мороза, как олени; жилая комната тупы составляет третью часть ее. Около ее камелька (печки) на полу и на лавках проводят всю зиму закутанные в теплую меховую одежду лопари... Летнее жили ще вежа — четырехгранная и наверху срезанная пирамида, обложенная с на ружной стороны дерном, до того малень кая, что на первый взгляд кажется невоз можным войти в нее через крохотную дощатую дверь, обращенную к югу... Об щеупотребительное кушанье лопарей ле том — уха из сигов. Зимой ее заменяет оленье мясо... Уху они едят с ржаными лепешками... В случае голодовки хлеб заменяют так называемой "сосновой ка шей” — "пиэць-хуть” , то есть смесью муки с сосновой корой” . Изготовлением одежды, обуви и голов ных уборов занимались женщины, прояв ляя при этом "много искусства и много вкуса, — рассказывает „Харузина. — "Яры ” — зимние лопарские сапоги, высокие, доходящие до колен, с мягкой подошвой и загнутыми кверху носками, шьются из узких полосок белой и темной оленьей шкуры. Между этими полосками вводят узкие полоски разноцветного сук на, такие же треугольники, зубчики и т. п. Мы п р о д о л ж а е м п у б л и к о в а ть се рию статей Ивана Ф е д о р овича Уш а ко в а , п о с в ящ е н ны х истории М у рм а н с ко г о бере га . В прош лом ном ере ч и та тели м о гли п о з н а к о м и т ь с я с ис тори ей п о сел е н и й В о с то ч н а я Лица и И о ка н га . Лопарки шьют яры не только крепкими и не пропускающими снег или воду, но они заботятся также о красивом, ориги нальном рисунке... Умение хорошо шить ставится в особое достоинство лопарской женщине” . В быту жителей тундры много особен ного, национального, выработанного ве ковым опытом. Вместе с тем, отмечает В. Н. Харузина, "лопари жадно перенима ют русскую культуру... Вместо дымных и грязных туп и веж заводят русские из бы с русскими печами... Лопарь с особен ной гордостью меняет свой остроконеч ный колпак на русский картуз и теппую бузурунку на городской пиджак, бросает старинные игры и заменяет их кадрилью и лансье (французскими танцами); на место старых песен затягивает русские — заводские или солдатские” . Подробное описание жизни екостров ских лопарей дап зоолог А. Л. Ященко, изучавший фауну местности в 1887 году. Ученый отметил имущественное расслое ние среди лопарей: "Более зажиточные имеют у себя работника-лопина, которо му обыкновенно или ничего не платят или платят очень мало. Последний, кажется, вполне довольствуется одеждой и пищей. Обязанности такого батрака состоят в на- блюдении^над оленями хозяина и в. ис полнении различных домашних работ. Богатый лопарь и для себя, и для жены имеет "чапорный печок” — одежду из шкуры молодых оленей — и белые "яры"... Чем зажиточнее лопарь, тем больше найдется у него отделки сукном и бисером... При вышивке бисером иные лопарки выказывают некоторое искус ство и фантазию, нередко с большим изя ществом. По весне екостровские лопари покида ли свои тупы и отправлялись на промыс лы. "Зимняя одежда прячется по амба рам, а взамен ее вытаскиваются невода, сетки и прочие рыбачьи принадлежности. Лопарь собирается со всей семьей, с со баками и, если есть, овцами и едет на отведенное ему миром озеро в свою про шлогоднюю вежу...” Рыбной ловлей занимались преимуще ственно женщины. Мужскими промысла ми считались лесная охота и оленеводст во. Пушных зверей добывали с помощью придавливающих ловушек. ’’Оленя (дико го) лопари промышляют пищалью (ружь ем-кремневкой) и ганчесом (петлей-за падней), в котором олень запутывается головой. При охоте на оленя с пищалью лопарь, завидя оленя или стадо, подкра дывается с подветренной стороны и стре ляет сажен за 40 или больше (85—90 метров). Лопарь считает удачным, если убьет за зиму оленей десять... Шкуры оленей, медведей и пушных зверей, а также излишек рыбы — все это... идет в обмен на муку и сукно к кулаку-купцу, наживающему чрез то хорошие деньги' . В конце XIX века, во время мартовско го шествия на Мурман, в Екострове еже дневно ночевало около 320 поморов. За недостатком места в станционных избах ставипось не менее 25 "балаганов : ва рили рыбу и готовили чай на кострах. При сильных морозах, сообщает исследова тель А. Г. Слезскинский, некоторые "от мораживают себе ноги и пальцы на ру ках” . Екостров являлся центром сельского общества, в которое входили погосты Ба- бинский, Масельгский, Нотозерский, Со- нгельский и выселок Енский (всего 307 ревизских душ). По учету 1904 года в Еко строве, у Белой губы, в 42 верстах от Зашейка, проживало всего лишь 16 лопа рей, имевших 290 оленей и 14 овец. Поми мо дорожной станции в Екострове стоял дом телеграфного ведомства (12 .жите лей). С конца XIX века резко ухудшилась промысловая обстановка у полуострова Рыбачий. Треска подходила поздно и держалась далеко от берегов. Весен ние промыслы стали убыточными. Рыба хорошо ловилась лишь на Восточном Му рмане. Поморские хозяева прекратили отправку артелей сухопутьем через Лап ландию. На летние мурманские промыс лы поморы выезжали на пароходах пос ле открытия навигации на Белом море. "Пароходство, — отмечал начальник на учной экспедиции Л. Л. Брейтфус, — .. за ставило забыть ту историческую тропу чрез Лапландию, между Кандалакшей и Колою, которою промышленники... в те чение многих веков пешком и на оленях сообщались с океаном, проходя на его берега ранней весной” . Погребения погибших в пути обознача ли продолговатые каменные кладки, по лучившие в народе название "жальни ков” . По обычаю, проходя мимо этих пе чальных памятников, люди ненадолго об нажали головы. Писатель С. В. Макси мов, будучи в поморских селениях, слы шал рассказы о том, что ” по Мурманской дорожке много жальников насыпано", и женские причитания о "добрых молод цах” , сложивших головы вдали от своих домов: ’’...Без покаяния они приняли смертушку напрасную, телеса у них по шли без погребения, не отданы матуш- ке-сырой земле...” Среди коренных жителей Екострова преобпадали две фамилии: Архиповы и Бархатовы. В воспоминаниях путешест венников они упоминаются как умелые проводники по Центральной Лапландии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz