Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 7. Характер и нравы варзужан Дать точное представление о характере и нравах людей отдаленной эпохи непро сто. Историк опирается на записки очевид цев, отразившие субъективные впечатле ния их авторов. Они могут быть поверхно стны и не всегда справедливы. Но свиде тельства разных наблюдателей зачастую совпадают, и это дает основание считать их более или менее объективными. Чиновник по крестьянским делам, ве давший Терским побережьем (второй стан Кольского уезда), Н. Н. Макшеев отмечал: поморы отличаются "патриархальными нравами, очень религиозны, чему доказа тельством служат находящиеся в каждом селении церкви, которые переполняются молящимися в праздничный день и содер жатся в порядке. Из каждой семьи кто-ни будь да побывал в Соловецком монастыре по обещанию, которое дается обыкновен но в несчастных случаях, в особенности во время звериного промысла” . В старину каждой из трех варзужских церквей община выделяла по 4 лука уго дий. После исчезновения системы луко- владения на нужды церквей поступал до ход от продажи семги, добытой на заборах в храмовые праздники: день апостолов Петра и Павла (29 июня), Успения богоро дицы (15 августа) и Рождества Богородицы (8 сентября). Священнослужителям варзу жане оказывали должное уважение, пре доставляли им в бесплатное пользование тони и покосы. После освобождения от вотчинной вла сти варзужане обрели чувство независи мости, привыкли решать свои дела само стоятельно на сельском сходе. "Без поводу хорошо ходим",- гордились поморы. При езжие чиновники и путешественники неиз менно отмечали открытость характера терчан, отсутствие у них угодливости перед начальством. Петербуржец А. Г. Слез- скинский после посещения волости писал: "Народ в обращении развязный, слово охотливый и отличается чисто местными своеобразными взглядами на все окружа ющее... Наружность поморов здоровая, свежая, приятная". Одевались варзужане как горожане: мужчины носили обычно су конные пиджаки и кожаные сапоги, а жен щины - сарафаны из шерстяной материи и ситца ярких цветов, а на ногах ботинки. В домах имелись самовары и чайные прибо ры. В 1884 году в Варзуге была открыта цер ковноприходская школа. Шире стала обра щаться среди жителей печатная книга. Од нако цивилизация слабо затронула сель скую глушь. Местные сказители знали де сятки былин, старинных песен и преданий. Собиратель фольклора А. В. Марков в 1901 году отмечал такие особенности ха рактера терчан: "Они не любят опасных и рискованных предприятий, например, не ездят на Мурман и на далекий промысел морских зверей, а ловят только у Терского берега, не занимаются торговлей с Норве гией... Они отличаются терпеливостью, сосредоточенностью и мягкостью в обра щении как в семье, так и в народе". Как и писатель С. В. Максимов, Марков аттесту ет терских поморов как людей добрых, приветливых, доверчивых, честных, гос теприимных и добродушных. Варзужане любили чистоту и порядок. "Избы все просторные,- писал географ В. Р. Алеев,- отапливаются по-белому, а не курные, с хозяйственными пристройка ми. Кругом развешано множество сетей. Тут же несколько карбасов. Во всем видна солидность и хозяйственность". Дворовый участок систематически убирали от сора. Мостки вдоль улиц и от кормилицы-реки до крыльца дома не только подметали, но и мыли с песком до белизны. По описи 1826 года в селе насчитывалось 193 бани. Поморы уважительно относились к ло парям. Ежегодно ко дню Николы зимнего (6 декабря) многие из них приезжали в Варзугу для торговли. Как хороших знако мых варзужане принимали лопарей в сво их домах. Подружившись, русский и ло парь обменивались нательными крестами и становились "крестными братьями", всячески помогали друг другу, ездили в гости, дарили подарки. Несколько месяцев в году варзужане проводили вне селения. "На тоню,- отме чал В. Р. Алеев,- с августа переселяются они со всем семейством и скотом. До но ября или дольше, смотря по погоде, в селе остаются только чиновники да торговцы". Варзужане любили петь хором - и на тонях во время безделья, и на покосах, и в пути. Наряду со старинными песнями в начале XX века, по свидетельству А. В. Маркова, на Терском берегу повсюду слы шались и современные, так называемые "городские", исполняемые под гармошку, вроде "Разлука", "В темнице несносной" и т. п. При успешном промысле, возвратясь домой, варзужане по давнему обычаю де лали благодарственное приношение своей приходской церкви. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz