Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута Мы продолжаем публиковать серию статей Ивана Федоровича Ушакова. Географически они ох­ ватывают территорию ” от Коль­ ской губы в Русский конец ” . Настоящие заметки содержат исторические сведения о некото­ рых пунктах, находившихся на Восточном Мурмане в досовет­ ское время. ВАРЗИНО ИДРОЗДОВКА История Крайнего Севера знает не­ мало трагедий. Одна из них сверши­ лась близ устья реки Варзиной. В мае 1553 года английское прави­ тельство снарядило и отправило три корабля на поиски Северного морско­ го пути в Китай и Индию. В Ледовитом океане буря разбросала суда. Два из них сошлись и после долгих блужда­ ний по Арктике 18 сентября бросили якорь в Нокуевском заливе. Третий корабль ветром занесло в Белое мо­ ре, откуда, сопровождаемый помора­ ми, он проследовал в Холмогоры. На адмиральском корабле, ставшем близ устья Варзиной, находилось 38 человек во главе с начальником экс­ педиции Хью Уиллоуби (в другом рус­ ском написании — Гуго Виллоуби). Корабль назывался "Добрая надеж­ да” и имел 120 тонн водоизмещения. На другом корабле, именовавшемся "Доброе доверие", находилось 28 че­ ловек. Помимо моряков на судах было 9 купцов с товарами, два хирурга, 4 артиллериста при орудиях. В судовом іжурнале Хью Уиллоуби вел записи о ходе плавания и пребы­ вании на стоянке. ” В бухте, — отме­ чал он, — много тюленей и больших рыб, а на материке мы видели мед­ ведей, больших оленей и иных стран­ ных животных и птиц, как, например, диких лебедей, чаек, а также других, неизвестных нам и возбуждавших на­ ше удивление” . На кораблях имелись большие запа­ сы продовольствия, необходимая одежда, приспособленные для жилья каюты. Вроде ничто не предвещало беды. "Простояв неделю, — сообщает далее Уиллоуби, — и видя, что время года позднее, погода установилась плохая — с морозами,снегом и гра­ дом, как будто бы дело было в сере­ дине зимы, мы решили тут зазимовать. Поэтому мы послали трех человек на юго-юго-запад посмотреть, не найдут ли они людей. Они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще четырех человек на за­ пад, но и они вернулись, не найдя людей. Тогда мы послали трех чело­ век в юго-восточном направлении, ко­ торые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища” . На этом записи обрываются. Все участники экспедиции, зимовавшей возле устья реки Варзиной, погибли, как предполагают, от холода, по недо­ статку топлива. Среди вещей Гаври­ ила Уиллоуби (родственника капита­ на) нашлось завещание, составленное в январе 1554 года. Следовательно, в это время какая-то часть англичан была жива. Осенью 1554 года в Холмогоры к царскому наместнику князю Семену Ивановичу Микулинскому явились ка­ релы и известили: "Нашли де мы на Мурманском море два корабля, стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, а товаров на них мно­ го” . Корабли с имуществом и остан­ ками погибших на следующий год бы­ ли переданы английским купцам. Хорошо известная трагедия зимовки Виллема Баренца по числу умерших далеко уступает гибели экспедиции Хью Уиллоуби на Мурмане: в 1597 году на Новой Земле, в Ледяной гавани, скончались сам Баренц и четверо его спутников, а 12 человек на двух лод­ ках достигли Колы и благополучно вернулись на родину. В Нокуевском заливе оборвалась жизнь 66 человек. Память о "мертвых кораблях” запе­ чатлелась в названии местности. В пи­ сцовой книге 1608 года читаем: "Ста­ новище Карабельное, а в нем... 3 из­ бы двинян посацких людей... Станови­ ще Ноккуева, а в нем... 2 избы с Двины посацких людей” . В "Книге Большому Чертежу” (1627 год) сказано: ” А про­ меж Сидорова ручья и речки Арзиной становище Корабельное, а на устье речки Арзиной на море остров” . В Нокуевском заливе стоянки для кораблей (больших мореходных су­ дов), как, например, на Кильдине и Цып-наволоке, не существовало. Происхождение названия "Корабель­ ное” явно связано с конкретным слу­ чаем, происшедшем зимой 1553— 1554 гг. Неподалеку от Варзина находится бухта Дроздовка, которая стала из­ вестна в научном мире благодаря ин­ тересным археологическим находкам, сделанным в 1976— 1978 годах. На стоянке первобытных людей как только сняли слой дерна, в Дроздовке археологи увидели множество камен­ ных изделий, изготовленных несколь­ ко тысячелетий назад. Поражало раз­ нообразие орудий и тщательность их обработки. "Преобладали, — пишет руководитель раскопок Н. Н. Турина, — сланцевые наконечники разных размеров и форм — очень длинные, изящных пропорций, сделанные очень аккуратно, с прямым или выемчатым основанием, удобным для скрепления с древком. Иногда наконечники копий поражали массивностью, имели длину более 15 сантиметров. Присутствова­ ли и сланцевые кинжалы с рукоятью. Помимо наконечников было очень много скребков из кварца, крупных и мелких, кварцевые резцы для об­ работки дерева, многочисленные сла­ нцевые топоры...” На Дроздовке жили древние охотники на тюленей, мор­ жей и нерп, о чем свидетельствовали обнаруженные поблизости костные остатки этих морских животных. Еще более древней оказалась сто­ янка "Устье Дроздовки” . Возраст ее — пять с половиной тысяч лет. Здесь обнаружены очаги в виде каменных выкладок округлой формы, кострища с прослойкой золы и мелких угольков. Найдены глиняные толстостенные со­ суды яйцевидного облика, покрытые гребенчатым орнаментом, с обожжен­ ным днищем, различные каменные орудия, украшения. Некоторые изде­ лия ошлифованы или обработаны ре­ тушью. Особенно ценными явились находки произведений искусства. На стоянке Дроздовка обнаружена фигурка бело­ го медведя, изготовленная из легко поддающегося обработке мыльного камня, а та кж е рисунки рыболовного забора и реки, сделанные на кости. Богатыми интересными находками оказались и соседние стоянки Маяк, Нерпичья Губа, Варзина-8 и другие. Археологические открытия в районе Дроздовки и Варзина показали, что Восточный Мурман еще в каменном веке был хозяйственно освоен древ­ ними жителями Кольского Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz