Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
...ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ В недавние времена доискивались: когда возникла Кола! Во всех справочниках стояла подозрительная (и оказавшаяся неверной] дата — 1264 год. Сейчас это происходит с Кандалакшей. Щит на привокзальной площади с надписью, что она основана в XI веке, убрали. Но от ис каний древнего происхождения родного селения не отказались. 10 октября сего года в «Полярной правде» опубликована очередная статья пытливого краеведа Е. Ф. Разина «Стоял «монастырь опщей». Это было в старину» (№ 196). этого несколько кандалакшан пересели лись к устью реки Колы, положив ос нование новому селению. Прочие кре_ стьяне пользовались угодьями совмест но с монахами: половина промысловой добычи шла монастырю, а другая — во лости. Об этом ясно сказано в писцо вой книге Алая Михалкова: прежде ос- Еоенные угодья были «вопчие у мона стыря с волостью» и промышляли на них монахи «с волостными людьми вме_ К а н д а л а к ш а «Меня буквально увлек век XVI, — пишет Ефим Федотович,- — там пока находятся первые упоминания о север ной нашей Кандалакше». Автор обратил внимание на то, что в Книге Большому чертежу при устье ре ки Нивы отмечен «монастырь», тогда как на устьях Варзуги, Умбы и Ковды стояли «погосты». Это различие вызва ло недоумение краеведа: почему «ста ринные документы не очень-то четко поясняют, что это было за поселение» в устье реки Нивы. В результате сопо.. ставлений и размышлений Е. Ф. Разин пришел к выводу, что «монастырем» тогда назывались «дворы около хра ма» — «дворы богадельные под назва нием «кельи для нищих». Такое утверждение автора статьи представляется мне заблуждением, ко торое может стать еще одним мифом в краеведении. В конце XVI столетия, когда изго товлялся Большой чертеж (карта Рос сийского государства), погостами назы_ вались или небольшие русские поселе ния при церквях, или — у нас на Коль ском Севере — лопарские поселения. В писцовых книгах и разных докумен тах приказного делопроизводства де ревня Кандалакша называлась «воло стью». . В Соловецкой летописи под 1589 го дом сообщается о нападении шведов: «В ночи приходили немецкие люди к морю, в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в мо настыре братию и в волости всех лю дей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь и церковь и волость пожгли, И животы (имущество) поимали все, а людей побили 450 человек». Монастырь на другой год возобновился (см. очерк «Легенда о колоколе и ее истоки» в газете «Комсомолец Заполярья», вы шедшей 14 апреля 1990 года, № 15). Крестьянской же волости еще несколь ко лет,не существовало. По-видимому, она вновь появилась уже после состав ления Большого чертежа (при Борисе Годунове). В писцовой книге 1608—1611 годов сказано: «В Кандалакшской губе на усть реки Нивы над морем против Кандо- лошские волости за рекою на наволоке (мысу) монастырь опщей»- Странно, что слов «против Кандолош- ские волости» Е. Ф. Разин... не заметил: их нет в приводимой им выдержке из писцовой книги. «Все поселения того Бремени — погосты, а о Кандалакше в документах этой далекой поры — лишь монастырь да монастырь», — удивля ется исследователь источников XVI ве ка. Вынесенные в заголовок статьи слова «монастырь опщей» остались несбъяс. ненными. Или, точнее, неверно объяс ненными. Е. ф. Разин отнес Кандалакш ский монастырь к типу «приходских мо- настырьков», которых, как «центров бла готворительности», было немало в ста рой России: «Если есть церковь, если привлекала она нуждающийся люд, по_ могала ему, то и название поселению не погост, а монастырь». Почему же монастырь назывался об щим? Что это — совместно мужской и женский? Таких монастырей никогда не существовало. Так какой же смысл вкла дывался в это понятие? Обратимся к до кументам. В 1575 году саксонец Генрих Штаден, проезжая через селение по пути в Колу, записал: «Кандалакша — «незащищенный посад с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вместе монахами и их слугами». Кандалакшский монастырь возник в середине XVI века. Главное назначение его — поддержание и укрепление пра вославной веры среди окрестных лопа рей. Первая жалованная грамота мона_ стырю датирована 1553/54 годом. Иван Грозный дал обители «для монастыр ского строенья и для лопского креще нья» половину местных угодий — 7]Д лука, а другую половину оставил во вла дении кандалакшских крестьян. После сте», а 9 с четвертью- «новог.рибылых луков» числились «опроче волостных людей» и пользовались ими только мо нахи. Принцип «Тебе половина и мне по ловина» действовал и в дальнейшем. Осенью 1614 года Кандалакшский мона стырь подвергся разорению. «Приходи ли к нам, — писали в челобитной царю Михаилу Федоровичу игумен Сильвестр с братией, — литовские и немецкие лю ди и русские веры, и монастырь вы. грабили и государевы жаловалные гра моты и всякие крепости (документы на владение угодьями) сожгли». В Смутное время на Север бежало, спасаясь от голода и насилий, немало крестьян из внутренней России. В Кан далакше поселилось около 40 семей «пришлых бобылей». В волости на 11 мал 1614 года насчитывалось 30 дворов «тутошних» крестьян. 20 мая 1615 го да Кандалакшскому монастырю была дана новая жалованная царская грамо та, согласно которой 20 семей «при шлых бобылей» оставались в волости на положении черносошных (государевых) крестьян, а другие 20 поселенцев, «ко торые живут своими дворы, Кандалаш- скому монастырю... и впредь иные уч- нут приходити и дворы свои ставити, техѵ дворовых новых бобылей Канда- лашскому монастырю с нашими тяглы ми кандалашскими крестьяны вперед делити пополам». Кандалакшский монастырь не походил на какую-то богадельню, приют для ни щих, как полагает Е. Ф. Разин- Это посе ление монахов с довольно развитым промысловым хозяйством. Как показы вают жалованные грамоты царя Федо ра Ивановича (1585, 1592 и 1596 годов), во владениях монастыря действовали четыре соляные варницы, в Холмого- рах монахи имели торговое подворье, и «что у них ходит монастырских 8 ло дей с солью на Колмогоры», с тех су дов пошлин брать не велено. В грамоте Михаила Федоровича от 13 марта 1622 года определено и количество — «с продажной соли десяти тысяч пуд»- Креме того, монастырь добывал много семги и других промысловых продук тов. Содержал ли монастырь нищих? При зрение неспособных пропитать себя и нуждающихся в уходе практиковалось постоянно. Возьмем переписную книгу 1712 года. При самом монастыре — «две келейки, а в них живут нищые» (Левка глухой и хромой, Сергушка хро мой, Петрушка немой и так далее, в том числе и лопари); все они выполня ют посильную работу — «тружаются в монастыре ис платья» (то есть, кроме питания, в качестве платы выдается оде жда). Монастырь в это время имел пять соляных варниц — в Лувеньге, Ковнице, Княжой, Широкой и Кукиной губах. Здесь отмечены «три келейки, а в них живут нищые». Статья Е. Ф. Разина завершается во просом: «Откуда же пошла сна» — Кандалакша? Вопрос не из легких. Выскажу еБее мнение на этот счет. Первоначально русские люди посели лись на реке Канде. Летом они занима лись рыболовством, а зимою солеваре нием. Когда окрестные леса оскудели и стало трудно заготовлять д р о Е а д л я выварки соли, крестьяне покинули Кан- ду и поселились при устье реки Нивы незадолго до основания монастыря. По гост Кандалакша упомянут в соловецкой рукописи, хранящейся в Публичней биб лиотеке имени Салтыкова-Щедрина под 1542 годом. Селения по побережьям Белого меря по большей части носят названия тех рек, на которых они стоят: Ковда, Ум- ба, Варзуга и т. д. По логике селение при устье реки Нивы должно было име новаться Нива или Усть-Нива, но не Кан далакша. Надо полагать, пришельцы с Канды считали себя кандалакшанами по названию губы (залива) Канда-лахти, что в переводе с языков финской Еет- ви означало Кандский залив (аналог у русского населения: залив, оконечность которого подходит к устью реки Оне ги, называется Онежским), Следы первоначального пребыЕания жителей Кандалакши на солеварнях при реке Канде сохранились в географиче ских названиях, зафиксированных в до кументах XVI—начала XVII вв. В писцо вой книге Алая Михалкова в перечне кандалакшских владений указаны «теня на усть Канды, речка Канда... три лука от Федосеева порожка на море бере гом до Варничного наволока. Островок против (С) тефановы варницы.-.» Вполне понятно желание углубить родословную’ своего селения, но при дется признать, что начинать историю Кандалакши ранее 1526 года нет осно ваний. И. УШАКОВ, преподаватель Мурманского пед института.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz