Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

...ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ В недавние времена доискивались: когда возникла Кола! Во всех справочниках стояла подозрительная (и оказавшаяся неверной] дата — 1264 год. Сейчас это происходит с Кандалакшей. Щит на привокзальной площади с надписью, что она основана в XI веке, убрали. Но от ис­ каний древнего происхождения родного селения не отказались. 10 октября сего года в «Полярной правде» опубликована очередная статья пытливого краеведа Е. Ф. Разина «Стоял «монастырь опщей». Это было в старину» (№ 196). этого несколько кандалакшан пересели­ лись к устью реки Колы, положив ос­ нование новому селению. Прочие кре_ стьяне пользовались угодьями совмест­ но с монахами: половина промысловой добычи шла монастырю, а другая — во­ лости. Об этом ясно сказано в писцо­ вой книге Алая Михалкова: прежде ос- Еоенные угодья были «вопчие у мона­ стыря с волостью» и промышляли на них монахи «с волостными людьми вме_ К а н д а л а к ш а «Меня буквально увлек век XVI, — пишет Ефим Федотович,- — там пока находятся первые упоминания о север­ ной нашей Кандалакше». Автор обратил внимание на то, что в Книге Большому чертежу при устье ре­ ки Нивы отмечен «монастырь», тогда как на устьях Варзуги, Умбы и Ковды стояли «погосты». Это различие вызва­ ло недоумение краеведа: почему «ста­ ринные документы не очень-то четко поясняют, что это было за поселение» в устье реки Нивы. В результате сопо.. ставлений и размышлений Е. Ф. Разин пришел к выводу, что «монастырем» тогда назывались «дворы около хра­ ма» — «дворы богадельные под назва­ нием «кельи для нищих». Такое утверждение автора статьи представляется мне заблуждением, ко­ торое может стать еще одним мифом в краеведении. В конце XVI столетия, когда изго­ товлялся Большой чертеж (карта Рос­ сийского государства), погостами назы_ вались или небольшие русские поселе­ ния при церквях, или — у нас на Коль­ ском Севере — лопарские поселения. В писцовых книгах и разных докумен­ тах приказного делопроизводства де­ ревня Кандалакша называлась «воло­ стью». . В Соловецкой летописи под 1589 го­ дом сообщается о нападении шведов: «В ночи приходили немецкие люди к морю, в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в мо­ настыре братию и в волости всех лю­ дей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь и церковь и волость пожгли, И животы (имущество) поимали все, а людей побили 450 человек». Монастырь на другой год возобновился (см. очерк «Легенда о колоколе и ее истоки» в газете «Комсомолец Заполярья», вы­ шедшей 14 апреля 1990 года, № 15). Крестьянской же волости еще несколь­ ко лет,не существовало. По-видимому, она вновь появилась уже после состав­ ления Большого чертежа (при Борисе Годунове). В писцовой книге 1608—1611 годов сказано: «В Кандалакшской губе на усть реки Нивы над морем против Кандо- лошские волости за рекою на наволоке (мысу) монастырь опщей»- Странно, что слов «против Кандолош- ские волости» Е. Ф. Разин... не заметил: их нет в приводимой им выдержке из писцовой книги. «Все поселения того Бремени — погосты, а о Кандалакше в документах этой далекой поры — лишь монастырь да монастырь», — удивля­ ется исследователь источников XVI ве­ ка. Вынесенные в заголовок статьи слова «монастырь опщей» остались несбъяс. ненными. Или, точнее, неверно объяс­ ненными. Е. ф. Разин отнес Кандалакш­ ский монастырь к типу «приходских мо- настырьков», которых, как «центров бла­ готворительности», было немало в ста­ рой России: «Если есть церковь, если привлекала она нуждающийся люд, по_ могала ему, то и название поселению не погост, а монастырь». Почему же монастырь назывался об­ щим? Что это — совместно мужской и женский? Таких монастырей никогда не существовало. Так какой же смысл вкла­ дывался в это понятие? Обратимся к до­ кументам. В 1575 году саксонец Генрих Штаден, проезжая через селение по пути в Колу, записал: «Кандалакша — «незащищенный посад с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вместе монахами и их слугами». Кандалакшский монастырь возник в середине XVI века. Главное назначение его — поддержание и укрепление пра­ вославной веры среди окрестных лопа­ рей. Первая жалованная грамота мона_ стырю датирована 1553/54 годом. Иван Грозный дал обители «для монастыр­ ского строенья и для лопского креще­ нья» половину местных угодий — 7]Д лука, а другую половину оставил во вла­ дении кандалакшских крестьян. После сте», а 9 с четвертью- «новог.рибылых луков» числились «опроче волостных людей» и пользовались ими только мо­ нахи. Принцип «Тебе половина и мне по­ ловина» действовал и в дальнейшем. Осенью 1614 года Кандалакшский мона­ стырь подвергся разорению. «Приходи­ ли к нам, — писали в челобитной царю Михаилу Федоровичу игумен Сильвестр с братией, — литовские и немецкие лю­ ди и русские веры, и монастырь вы. грабили и государевы жаловалные гра­ моты и всякие крепости (документы на владение угодьями) сожгли». В Смутное время на Север бежало, спасаясь от голода и насилий, немало крестьян из внутренней России. В Кан­ далакше поселилось около 40 семей «пришлых бобылей». В волости на 11 мал 1614 года насчитывалось 30 дворов «тутошних» крестьян. 20 мая 1615 го­ да Кандалакшскому монастырю была дана новая жалованная царская грамо­ та, согласно которой 20 семей «при­ шлых бобылей» оставались в волости на положении черносошных (государевых) крестьян, а другие 20 поселенцев, «ко­ торые живут своими дворы, Кандалаш- скому монастырю... и впредь иные уч- нут приходити и дворы свои ставити, техѵ дворовых новых бобылей Канда- лашскому монастырю с нашими тяглы­ ми кандалашскими крестьяны вперед делити пополам». Кандалакшский монастырь не походил на какую-то богадельню, приют для ни­ щих, как полагает Е. Ф. Разин- Это посе­ ление монахов с довольно развитым промысловым хозяйством. Как показы­ вают жалованные грамоты царя Федо­ ра Ивановича (1585, 1592 и 1596 годов), во владениях монастыря действовали четыре соляные варницы, в Холмого- рах монахи имели торговое подворье, и «что у них ходит монастырских 8 ло­ дей с солью на Колмогоры», с тех су­ дов пошлин брать не велено. В грамоте Михаила Федоровича от 13 марта 1622 года определено и количество — «с продажной соли десяти тысяч пуд»- Креме того, монастырь добывал много семги и других промысловых продук­ тов. Содержал ли монастырь нищих? При­ зрение неспособных пропитать себя и нуждающихся в уходе практиковалось постоянно. Возьмем переписную книгу 1712 года. При самом монастыре — «две келейки, а в них живут нищые» (Левка глухой и хромой, Сергушка хро­ мой, Петрушка немой и так далее, в том числе и лопари); все они выполня­ ют посильную работу — «тружаются в монастыре ис платья» (то есть, кроме питания, в качестве платы выдается оде­ жда). Монастырь в это время имел пять соляных варниц — в Лувеньге, Ковнице, Княжой, Широкой и Кукиной губах. Здесь отмечены «три келейки, а в них живут нищые». Статья Е. Ф. Разина завершается во­ просом: «Откуда же пошла сна» — Кандалакша? Вопрос не из легких. Выскажу еБее мнение на этот счет. Первоначально русские люди посели­ лись на реке Канде. Летом они занима­ лись рыболовством, а зимою солеваре­ нием. Когда окрестные леса оскудели и стало трудно заготовлять д р о Е а д л я выварки соли, крестьяне покинули Кан- ду и поселились при устье реки Нивы незадолго до основания монастыря. По­ гост Кандалакша упомянут в соловецкой рукописи, хранящейся в Публичней биб­ лиотеке имени Салтыкова-Щедрина под 1542 годом. Селения по побережьям Белого меря по большей части носят названия тех рек, на которых они стоят: Ковда, Ум- ба, Варзуга и т. д. По логике селение при устье реки Нивы должно было име­ новаться Нива или Усть-Нива, но не Кан­ далакша. Надо полагать, пришельцы с Канды считали себя кандалакшанами по названию губы (залива) Канда-лахти, что в переводе с языков финской Еет- ви означало Кандский залив (аналог у русского населения: залив, оконечность которого подходит к устью реки Оне­ ги, называется Онежским), Следы первоначального пребыЕания жителей Кандалакши на солеварнях при реке Канде сохранились в географиче­ ских названиях, зафиксированных в до­ кументах XVI—начала XVII вв. В писцо­ вой книге Алая Михалкова в перечне кандалакшских владений указаны «теня на усть Канды, речка Канда... три лука от Федосеева порожка на море бере­ гом до Варничного наволока. Островок против (С) тефановы варницы.-.» Вполне понятно желание углубить родословную’ своего селения, но при­ дется признать, что начинать историю Кандалакши ранее 1526 года нет осно­ ваний. И. УШАКОВ, преподаватель Мурманского пед­ института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz