Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Щ Ш ' тш шШШ ж щ Ё : Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА Путешествие историка-краеведа по морскому берегу от Верес-Губы (Б \т-ф ьорда) до Кольско го залива (Продолжение. Начало в N° 97, 103. 108, 112.) 9. ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ГАВАНЬ В ранних источниках мало сведений об этом уголке Кольского залива. В XVI веке здесь находились угодья колян и муномашских (кильдинских) лопарей. ” В Кольской губе... за Оленьим остро вом, — читаем в писцовой книге, — ло- женки (сенокосы), да повыше Салмы ло- же н ки ” . "Салма" по-лопарски, а затем и в языке русских поморов означает "пролив” . В данном случае речь идет, видимо, о проливе между материком и Большим Оленьим островом. Водное пространство южнее Оленьей губы издавна привлекало внимание мо ряков как удобная стоянка Для судов. Именно тут по указу Петра Великого от 8 ноября 1723 года была создана промысловая база Кольского китоловст ва, при этом Салму назвали в честь же ны императора Екатерин-гаванью. По описи 1729 года здесь находились: "Га- вен для зимовья и починок кораблей и прочих судов, и при том 3 избы для купорения бочек... 4 анбара для клажи провианта кузницы, 2 сарая; компаней ский двор, в нем 4 ямы сальных, меди в сологрейных котлах 105 пуд 2 фунта; 6 чанов сальных, 2 избы с сеньми, да кузница, 6 магазинов (складов), погреб, анбар, лошадь, при том дворе пристань для выгрузки. Всему двору и прочему цена 3000 рублей. Да товару в остатке по продажной цене 5682 руб. 82 коп.” . После смерти Петра в руководстве го сударственного предприятия оказались люди некомпетентные и бездеятельные. По убыточности Кольское китоловство закрылось. Во время русско-шведской войны 1741— 1743 годов Екатерининская га вань служила местом базирования Се верной эскадры Балтийского военного флота (4 боевых корабля под командо ванием капитана Лювеса), Для личного состава эскадры были построены при гавани 2 казармы и госпиталь. В 1765— 1766 годах Екатерининскую гавань, по рекомендации М. В. Ломоно сова, использовала для работ в Арктике научная экспедиция В. Я. Чичагова. В периоды обострений отношений с Англией и Швецией русское прави тельство посылало на Север свои воен но-морские силы. Так, в 1779 году Екате рина II направила для охраны Мурман ского побережья эскадру из 6 судов под командованием контр-адмирала Хме- тевского. Каждый раз в той или иной мере корабли пользовались Екатери нинской гаванью. Кольский залив и в частности мест ность Екатерининской гавани неодно кратно изучались гидрографами и сни мались на карту (морскими офицерами Винковым, Ломовым и другими) по зада нию Адмиралтейств-коллегии. По ведомству Петербургской акаде мии наук описание Кольского края вел молодой ученый Н. Я. Озерецковский. Екатерининская гавань, отмечал он, от всяких ветров защищена каменными го рами; ” в ней никакая буря судов обес покоить не может; она же ни в самые жестокие зимы никогда не замерзает. Можно сказать, что заливец сей как бы нарочно сделан для пристани” . На Ека терининском острове были "построены светлицы для пребывания мореходцев” . В 1803 году группа поморских купцов создала крупное рыбопромышленное и зверобойное предприятие — Беломор скую компанию. Ей покровительствовал министр коммерции граф Н. П. Румян цев, по ходатайству которого правитель ство "даровало для нужд компании Ека терининскую гавань” и предоставило большие привилегии. Акционером ком пании стал и царь Александр I. Компания, располагая капиталом 444 тысячи рублей, построила в Екатеринин ской гавани все необходимое для де ятельности — пристань, жилые и произ водственные помещения, склады, ре монтные мастерские и т. д., завела про мысловые корабли, наняла специали стов и рабочих. Но международные со бытия (наполеоновские войны, контине нтальная блокада) затрудняли торговые операции, а затем губительно коснулись и самой компании. В 1806 году фран цузы уничтожили "только что отстроен ный китоловный корабль Беломорской компании... при самом выходе из Коль ской губы” . А 7 мая 1809 года англий ский корвет разорил базу компании в Екатерининской гавани. Англичане за хватили 10 промысловых и транспорт ных судов, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, а также порох, свинец и различное имущество. В 1813 году, обанкротившись, компания прекратила свое существование. В начале 90-х годов XIX века встал вопрос о создании Северного флота и военно-морской базы для него. Пред стояло выбрать место для портового го рода. Архангельский губернатор Алек сандр Платонович Энгельгардт реко мендовал незамерзающую Екатеринин скую гавань. Для осмотра местности ле том 1894 года на Мурман прибыл ми нистр финансов С. Ю. Витте. Вот его впечатления: "Замечательная гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности... Такой гран диозной гавани я никогда в своей жизни не видел” . Вместо военно-морской базы прави тельство Николая II решило соорудить в Екатерининской гавани "коммерчес кий порт” и выделило для этого 400 ты сяч рублей. В 1896— 1899 годах в южной части Екатерининской гавани русские и нор вежские рабочие соорудили набереж ную, пристани, рельсовую и шоссейную дороги, водопровод, бассейн с пресной водой, пакгаузы, мастерские, склады, 40 деревянных домов, различные службы. Торжественное открытие города сос тоялось в Иванов день — 24 июня 1899 года. На церемонии присутствовали: ве ликий князь Владимир Александрович, губернские чиновники, русские и ино странные журналисты, гости из сосед них стран. На рейде стояли расцвечен ные флагами корабли — крейсер "Свет лана” , военное судно "Пахтусов", нор вежский броненосец, пароходы "Импе ратор Николай II” , "Королева Ольга Ко нстантиновна” , "Сергей Витте", "Федор Чижов", "Трифон Печенгский” , "Андрей Первозванный” и несколько других па ровых и парусных судов. Моряки под музыку маршировали по набережной близ красивого Никольского храма, по строенного по рисункам Виктора Михай ловича Васнецова при деятельном учас тии Саввы Ивановича Мамонтова и его абрамцевского кружка. Русская пресса по поводу открытия нового города писала: "С этого дня Рос сия обладает в Ледовитом океане пер вым незамерзающим портом и может "ногою твердой стать” у открытого оке ана” . Журналисты, обозревавшие мест ность в лучшее время года, писали: го ристая тундра сплошь покрыта морош кою, черникою, голубикою, брусникою; вода чистая: озера с форелью; на по жнях — хорошая трава. | Новорожденный город, ставший адми- | нистративным центром края, представ- | лял собой маленький поселок, населе- | ние которого не достигало и 300 чело- | век, из них 50 являлись колонистами, j а большинство остальных — служащими ] разных государственных учреждений. 15 | зданий занимали разные службы: поч- ] тово-телеграфная контора, портовое уп- ] равление, больница, училище, машин- j ный зал электрического освещения, каз- I начейство, полицейское управление. ] арестный дом, гостиница, баня и прочие. Близ отмели, которая при отливе пре вращалась в невысокий перешеек с ост ровом Екатерининским, помещались причал и строения для парохода "М ур ман” , сооруженные ранее для нужд местной администрации. По соседству с городом обосновалась Биологическая станция, переместившаяся сюда с Соло вков. Средоточием культурной жизни стал Народный дом, где устраивались пуб личные чтения, спектакли, а в 1913 году открылся кинематограф. Город, возникший при Екатерининской гавани, получил название "Александ- ровск" — в честь царя Александра III. Будучи еще наследником трона, в 1867 году он возглавил Комитет помощи голо дающим на Севере и с тех пор считал себя покровителем Севера. Восточный берег гавани, почти отвес ная скала, называвшаяся Синяковской горкой (по имени жившего тут колони ста), был назван горой Энгельгардта. Надпись на металлической доске, при крепленной к горе, напоминала: "Сия гора в память основателя Александ- ровска наименована горою Энгельгард та” . В заключение хочется привести зари совку города, сделанную биологом Б. Шванвичем летом 1913 года: "Столи ца Мурмана не может похвастаться зна чительной величиной, ибо жителей в ней считается 500 человек... Поднявшись по шоссе, видишь площадь с лужами, ок руженную казенными учреждениями... Проспект представляет из себя прямую улицу с деревянным тротуаром... Кругом серые скалы, мох, вереск и похожие на кустарник кривые и приземистые дерев ца. Несколько отступя от проспекта в тундру, стоит Народный дом. Самое существенное в нем — помещение для собраний и увеселений... Лавок в городе штук пять, но больших только две, а ос тальные торгуют лишь тогда, когда при ходит пароход... Из помянутых двух больших лавок одна русская, другая норвежская. Рассказывают, что когда-то на норвежской лавке висела вывеска: "Шестрандъ съ ребятами", что должно было означать "Шестранд с сы новьями” ... На Мурман заграничные то вары ввозятся беспошлинно... Поэтому в Александровске можно очень дешево покупать разные норвежские изделия, как-то: спички, сигары, фуфайки, непро мокаемую морскую одежду, чай, сахар и прочее... Общественная жизнь, конеч но, очень слаба. Кинематограф, впро чем, появился. В Народном доме быва ют иногда чтения... Никогда не забуду спектакля... Местные силы разыгрывали какой-то фарс, затем девочки и маль чики читали стихи... В антракте граммо фон играл гимн... Биологическая стан ция состоит теперь из трех больших де ревянных зданий... С Александровском соединена телефоном". В годы первой мировой войны Екате рининская гавань входила в систему обороны Кольского залива. На рейде стояли военные корабли, в городе раз мещалась флотская рота. Для защиты гавани у входа в нее поставили бо- но-сетевые заграждения. Из Англии в Александровск проложили кабель международного телеграфа, построили 2 казармы и 4 барака для военнослужа щих, артиллерийский склад, полевую ра диостанцию. В советское время (1930) город Алек сандровск получил название "Поляр ный” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz