Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Щ Ш ' тш шШШ ж щ Ё : Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА Путешествие историка-краеведа по морскому берегу от Верес-Губы (Б \т-ф ьорда) до Кольско го залива (Продолжение. Начало в N° 97, 103. 108, 112.) 9. ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ГАВАНЬ В ранних источниках мало сведений об этом уголке Кольского залива. В XVI веке здесь находились угодья колян и муномашских (кильдинских) лопарей. ” В Кольской губе... за Оленьим остро­ вом, — читаем в писцовой книге, — ло- женки (сенокосы), да повыше Салмы ло- же н ки ” . "Салма" по-лопарски, а затем и в языке русских поморов означает "пролив” . В данном случае речь идет, видимо, о проливе между материком и Большим Оленьим островом. Водное пространство южнее Оленьей губы издавна привлекало внимание мо­ ряков как удобная стоянка Для судов. Именно тут по указу Петра Великого от 8 ноября 1723 года была создана промысловая база Кольского китоловст­ ва, при этом Салму назвали в честь же­ ны императора Екатерин-гаванью. По описи 1729 года здесь находились: "Га- вен для зимовья и починок кораблей и прочих судов, и при том 3 избы для купорения бочек... 4 анбара для клажи провианта кузницы, 2 сарая; компаней­ ский двор, в нем 4 ямы сальных, меди в сологрейных котлах 105 пуд 2 фунта; 6 чанов сальных, 2 избы с сеньми, да кузница, 6 магазинов (складов), погреб, анбар, лошадь, при том дворе пристань для выгрузки. Всему двору и прочему цена 3000 рублей. Да товару в остатке по продажной цене 5682 руб. 82 коп.” . После смерти Петра в руководстве го­ сударственного предприятия оказались люди некомпетентные и бездеятельные. По убыточности Кольское китоловство закрылось. Во время русско-шведской войны 1741— 1743 годов Екатерининская га­ вань служила местом базирования Се­ верной эскадры Балтийского военного флота (4 боевых корабля под командо­ ванием капитана Лювеса), Для личного состава эскадры были построены при гавани 2 казармы и госпиталь. В 1765— 1766 годах Екатерининскую гавань, по рекомендации М. В. Ломоно­ сова, использовала для работ в Арктике научная экспедиция В. Я. Чичагова. В периоды обострений отношений с Англией и Швецией русское прави­ тельство посылало на Север свои воен­ но-морские силы. Так, в 1779 году Екате­ рина II направила для охраны Мурман­ ского побережья эскадру из 6 судов под командованием контр-адмирала Хме- тевского. Каждый раз в той или иной мере корабли пользовались Екатери­ нинской гаванью. Кольский залив и в частности мест­ ность Екатерининской гавани неодно­ кратно изучались гидрографами и сни­ мались на карту (морскими офицерами Винковым, Ломовым и другими) по зада­ нию Адмиралтейств-коллегии. По ведомству Петербургской акаде­ мии наук описание Кольского края вел молодой ученый Н. Я. Озерецковский. Екатерининская гавань, отмечал он, от всяких ветров защищена каменными го­ рами; ” в ней никакая буря судов обес­ покоить не может; она же ни в самые жестокие зимы никогда не замерзает. Можно сказать, что заливец сей как бы нарочно сделан для пристани” . На Ека­ терининском острове были "построены светлицы для пребывания мореходцев” . В 1803 году группа поморских купцов создала крупное рыбопромышленное и зверобойное предприятие — Беломор­ скую компанию. Ей покровительствовал министр коммерции граф Н. П. Румян­ цев, по ходатайству которого правитель­ ство "даровало для нужд компании Ека­ терининскую гавань” и предоставило большие привилегии. Акционером ком­ пании стал и царь Александр I. Компания, располагая капиталом 444 тысячи рублей, построила в Екатеринин­ ской гавани все необходимое для де­ ятельности — пристань, жилые и произ­ водственные помещения, склады, ре­ монтные мастерские и т. д., завела про­ мысловые корабли, наняла специали­ стов и рабочих. Но международные со­ бытия (наполеоновские войны, контине­ нтальная блокада) затрудняли торговые операции, а затем губительно коснулись и самой компании. В 1806 году фран­ цузы уничтожили "только что отстроен­ ный китоловный корабль Беломорской компании... при самом выходе из Коль­ ской губы” . А 7 мая 1809 года англий­ ский корвет разорил базу компании в Екатерининской гавани. Англичане за­ хватили 10 промысловых и транспорт­ ных судов, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, а также порох, свинец и различное имущество. В 1813 году, обанкротившись, компания прекратила свое существование. В начале 90-х годов XIX века встал вопрос о создании Северного флота и военно-морской базы для него. Пред­ стояло выбрать место для портового го­ рода. Архангельский губернатор Алек­ сандр Платонович Энгельгардт реко­ мендовал незамерзающую Екатеринин­ скую гавань. Для осмотра местности ле­ том 1894 года на Мурман прибыл ми­ нистр финансов С. Ю. Витте. Вот его впечатления: "Замечательная гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности... Такой гран­ диозной гавани я никогда в своей жизни не видел” . Вместо военно-морской базы прави­ тельство Николая II решило соорудить в Екатерининской гавани "коммерчес­ кий порт” и выделило для этого 400 ты­ сяч рублей. В 1896— 1899 годах в южной части Екатерининской гавани русские и нор­ вежские рабочие соорудили набереж­ ную, пристани, рельсовую и шоссейную дороги, водопровод, бассейн с пресной водой, пакгаузы, мастерские, склады, 40 деревянных домов, различные службы. Торжественное открытие города сос­ тоялось в Иванов день — 24 июня 1899 года. На церемонии присутствовали: ве­ ликий князь Владимир Александрович, губернские чиновники, русские и ино­ странные журналисты, гости из сосед­ них стран. На рейде стояли расцвечен­ ные флагами корабли — крейсер "Свет­ лана” , военное судно "Пахтусов", нор­ вежский броненосец, пароходы "Импе­ ратор Николай II” , "Королева Ольга Ко­ нстантиновна” , "Сергей Витте", "Федор Чижов", "Трифон Печенгский” , "Андрей Первозванный” и несколько других па­ ровых и парусных судов. Моряки под музыку маршировали по набережной близ красивого Никольского храма, по­ строенного по рисункам Виктора Михай­ ловича Васнецова при деятельном учас­ тии Саввы Ивановича Мамонтова и его абрамцевского кружка. Русская пресса по поводу открытия нового города писала: "С этого дня Рос­ сия обладает в Ледовитом океане пер­ вым незамерзающим портом и может "ногою твердой стать” у открытого оке­ ана” . Журналисты, обозревавшие мест­ ность в лучшее время года, писали: го­ ристая тундра сплошь покрыта морош­ кою, черникою, голубикою, брусникою; вода чистая: озера с форелью; на по­ жнях — хорошая трава. | Новорожденный город, ставший адми- | нистративным центром края, представ- | лял собой маленький поселок, населе- | ние которого не достигало и 300 чело- | век, из них 50 являлись колонистами, j а большинство остальных — служащими ] разных государственных учреждений. 15 | зданий занимали разные службы: поч- ] тово-телеграфная контора, портовое уп- ] равление, больница, училище, машин- j ный зал электрического освещения, каз- I начейство, полицейское управление. ] арестный дом, гостиница, баня и прочие. Близ отмели, которая при отливе пре­ вращалась в невысокий перешеек с ост­ ровом Екатерининским, помещались причал и строения для парохода "М ур­ ман” , сооруженные ранее для нужд местной администрации. По соседству с городом обосновалась Биологическая станция, переместившаяся сюда с Соло­ вков. Средоточием культурной жизни стал Народный дом, где устраивались пуб­ личные чтения, спектакли, а в 1913 году открылся кинематограф. Город, возникший при Екатерининской гавани, получил название "Александ- ровск" — в честь царя Александра III. Будучи еще наследником трона, в 1867 году он возглавил Комитет помощи голо­ дающим на Севере и с тех пор считал себя покровителем Севера. Восточный берег гавани, почти отвес­ ная скала, называвшаяся Синяковской горкой (по имени жившего тут колони­ ста), был назван горой Энгельгардта. Надпись на металлической доске, при­ крепленной к горе, напоминала: "Сия гора в память основателя Александ- ровска наименована горою Энгельгард­ та” . В заключение хочется привести зари­ совку города, сделанную биологом Б. Шванвичем летом 1913 года: "Столи­ ца Мурмана не может похвастаться зна­ чительной величиной, ибо жителей в ней считается 500 человек... Поднявшись по шоссе, видишь площадь с лужами, ок­ руженную казенными учреждениями... Проспект представляет из себя прямую улицу с деревянным тротуаром... Кругом серые скалы, мох, вереск и похожие на кустарник кривые и приземистые дерев­ ца. Несколько отступя от проспекта в тундру, стоит Народный дом. Самое существенное в нем — помещение для собраний и увеселений... Лавок в городе штук пять, но больших только две, а ос­ тальные торгуют лишь тогда, когда при­ ходит пароход... Из помянутых двух больших лавок одна русская, другая норвежская. Рассказывают, что когда-то на норвежской лавке висела вывеска: "Шестрандъ съ ребятами", что должно было означать "Шестранд с сы­ новьями” ... На Мурман заграничные то­ вары ввозятся беспошлинно... Поэтому в Александровске можно очень дешево покупать разные норвежские изделия, как-то: спички, сигары, фуфайки, непро­ мокаемую морскую одежду, чай, сахар и прочее... Общественная жизнь, конеч­ но, очень слаба. Кинематограф, впро­ чем, появился. В Народном доме быва­ ют иногда чтения... Никогда не забуду спектакля... Местные силы разыгрывали какой-то фарс, затем девочки и маль­ чики читали стихи... В антракте граммо­ фон играл гимн... Биологическая стан­ ция состоит теперь из трех больших де­ ревянных зданий... С Александровском соединена телефоном". В годы первой мировой войны Екате­ рининская гавань входила в систему обороны Кольского залива. На рейде стояли военные корабли, в городе раз­ мещалась флотская рота. Для защиты гавани у входа в нее поставили бо- но-сетевые заграждения. Из Англии в Александровск проложили кабель международного телеграфа, построили 2 казармы и 4 барака для военнослужа­ щих, артиллерийский склад, полевую ра­ диостанцию. В советское время (1930) город Алек­ сандровск получил название "Поляр­ ный” .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz