Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРА: ■ Иван УШАКОВ, краевед 5. Церковь Успения Богородицы Вслед за Никольской церковью 1491 года в Варзуге, на левом берегу реки, появилась церковь во имя апостолов Петра и Павла, а на правом берегу - церковь Успения (кон чины) Пречистой Божьей матери. В описи 1563 года упомянуты на правобережье еще две церкви: патриаршая во славу свя того покровителя Афанасия Великого и со ловецкая во имя Зосимы и Савватия. Од нако богослужение шло лишь в трех старых храмах. Роль церкви в жизни прихожан огромна. Древняя мудрость гласит: не хлебом еди- : ным жив человек, но и словом Божьим. I Храм сближал и объединял людей. В цер кви они слушали чтение священных книг, участвовали в хоровом пении. Сюда соби рались для обсуждения вопросов мирской жизни. Здесь объявляли царские указы;' официальные сообщения о политических событиях, текущие распоряжения властей. В храме крестили детей, венчали вступаю щих в брак, отпевали умерших. Сюда шли І на исповедь и причащение, получить бла гословение священника на добрые дела, заказывали молебен. Когда церковь вет шала или сгорала, строили новую, по воз можности более красивую и величествен ную. Выдающимся творением стала Успен ская церковь, законченная строительством и освященная в августе 1674 года. Ее высо та - 34 метра, ширина (без галереи) - 14 с половиной метров. Одноглавый шатровый храм издали кажется удивительно строй ным, напоминающим свечу, поставленную Богу. Обращает на себя внимание весьма удачная пропорциональность всех частей и элементов церкви. С близкого расстояния она выглядит монументальной и нарядной. Особую прелесть придают зданию так на зываемые "бочки" - кровли в виде заост ренных кверху полукружий, ярус башенок наподобие ожерелья, пластинчатое покры тие шейки и главки, венчающих шатер. Во всей постройке нет ни одной детали, кото рая бы портила художественный облик , церкви. Изящны резные столбики крылец, I узорные коньки на крыше приделов, во ротнички шатра. Строители стремились обеспечить зда нию долговечность. Церковь срублена из наиболее стойкой местной древесины - со сны. Чтобы нижние ряды бревен менее гнили, для них отбирали особо смолистые деревья, пазы делали снизу, между брев нами клали два слоя бересты. Круто-пока тые поверхности кровель - от главки до низу - обеспечивали быстрый стек влаги. Бревенчатый остов здания не намокал: он закрыт тесовой обшивкой, которую в слу чае обветшания можно было заменить но вой. Отсутствие печей резко уменьшало опасность возникновения пожара. Кресто образно сделанные прирубы усиливали ус тойчивость здания. Мастер Климент, строитель Успенской церкви в Варзуге, превосходно знал при емы и традиции поморского зодчества. Его творение в несколько измененном виде со хранилось до нашего времени и является главной достопримечательностью древне го села. 6. Описание 1785 года В 1614-1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспас ского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзуж- ские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. В середине XVII века многие варзужане выехали из села и поселились поближе к морским промыслам, образовав деревни Кузомень, Тетрино и другие. Северная война (1700-1721 гг.) крайне ухудшила положение народа. Крестьяне были задавлены массой поборов и казен ных служб. Екатерина II в 1764 году ликвидировала духовные вотчины, перевела монастыр ских и патриарших (к тому времени - сино дальных) крестьян в разряд государствен ных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Затем жителям По морья предоставили свободу предприни мательства и торговли. Наконец, прави тельство отменило казенные службы и промысловые сборы. Это значительно об легчило положение трудового населения. После длительного периода упадка про мыслов в Поморье начался бурный рост предпринимательской деятельности. Наи более энергичные поморы заводили суда, строили промысловые станы, увеличивали добычу рыбы и морского зверя, расширя ли торговлю. Многие варзужане разбога тели или значительно поправили свое ма териальное положение. В 1784 году архангельский генерал-гу бернатор Тимофей Иванович Тутолмин ре шил сделать подробное описание вверен ной ему губернии. Сбор сведений о крае проводился по анкете, содержавшей 53 вопроса. Наиболее толковые чиновники и солдаты объезжали селения и опрашивали на сходах местных жителей по всем пунк там анкеты. Описание Варзужской волости дает об стоятельную картину хозяйственной дея тельности, домашнего быта, внутриобщин- ных отношений, обычаев и образа жизни крестьян. Село, отстоявшее в 453 верстах от уезд ного центра Колы, занимало территорию в длину по реке полторы версты и шириною по берегу 50 сажен. В состав волости вхо дило 7 деревень: Оленица, Кашкаранцы. Кузомень, Чаваньга, Тетрино, Чапома и Пя- лица. Всего в волости насчитывалось 185 дворов, а жителей - 1106 человек (52 6 - мужского пола и 580 - женского). Грамот ных мужчин было 52 человека в 37 дворах. Мореходных судов имелось 13 общей гру зоподъемностью 10785 пудов. Скота: 2 64 коровы, 30 быков, 739 овец. Вместо лоша дей держали оленей - 503 головы. Сена снимали в год 5943 копны. Морскими про мыслами занимались 153 двора, ловом семги - 145 дворов, сельди - 47. Во владении волости находилось 106 се мужьих тонь и 12 озер (Панское, Ингель- ское, Ирмо, Япомское, Аренское, Межное, Сергозеро, Бабозеро, Кичозеро, Сальниц- кое, Ондомоозеро и Чаваньгское), в кото рых ловилась для собственного потребле ния "белая рыба" - сиги, щуки, окуни, на лимы, плотва, хариусы. Рыба продавалась преимущественно в местах промысла скупщикам, которых на судах являлось 19 человек. На своих судах в Архангельск отвозилось до 1000 пудов семги и до 100 боче’к сельди. Среди крестьян существовало сильное имущественное неравенство. Вот некото рые сведения о состоятельных варзужа- нах. Яким Афанасьевич Кузнецов имел мо реходное судно - кочмару "Святой Дмит рий" грузоподъемностью 360 пудов.. 3 ко ровы, 12 оленей; кроме промысла морских зверей и семги ездил на Мурманский берег на лов трески. Иван Иванович Кожин имел 5 коров, бы ка, 10 овец, 10 оленей, мореходное судно грузоподъемностью 840 пудов. Устин Никитич Логинов имел два море ходных судна - кочмару "Святой Стефан" на 1800 пудов груза и "Святой Иоанн" на 600 пудов; "на морских тонях ловит семгу и на льдах побойкою из винтовок промыш ляет лысунов и серку, а товар свой отвозит на собственных своих кочмарах для прода жи в Архангельск",- сообщается в посе мейной описи. Богатыми промышленниками являлись Афанасий Григорьевич Дворников, Доро фей Никифорович Котлов и его брат Анд рей, Федор Михайлович Елисеев, Кузьма Васильевич Кожин. Всреднем в Варзуге вылавливалось в год около 1500 пудов семги. Налогообложение по лукам уже исчез ло. "Раскладки платежа податей с промыс лов, с тоней, судов или по другому имуще ству,- объясняли варзужане,- у нас не бы вает... Всякой колик.о имеет в семье по ревизии душ, с того и платит". Женщины зимою "прядут лен и ткут хол сты про себя на рубахи, також прядут ко нопля на рыболовные и нерполовные сети и неводы". О нарядах варзужанок сказано так: "Женщины на головах носят самшуры, сороки с рогами по древнему обыкнове нию, вышитые бумагой красной, шелком и золотом; девки - на головах чолки и венки бисерные с лопастями из разных шелковых материй и шейные забороски, бисерные и золотом вышивные". Относительно увеселений крестьяне от ветили: "Бывают дневные игрища, а вечер них не бывает; горы (катания на санках) бывают и гуляют на оленях. О святой неде ле - качели, о Троицине и Петрове днях хороводы бывают". В волости насчитывалось 7 церквей (в том числе в Кузомени - Дмитриевская) и 3 колокольни. Даже после расселения по приморским деревням Варзуга оставалась крупнейшим селением Терского побережья. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz