Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута 3. ТРИФОНОВА ПУСТЫНЬ 15 декабря 1583 года скончался осно­ ватель Печенгского монастыря, крести­ тель лопарей Трифон. Умирая, он обра­ тился к своим ученикам с прощальным словом: "Честно и воздержанно храните ваше иночество... Не ослабевайте, бра­ тия. упованием на Бога". Трифон, зная об агрессивных замыслах шведов, предска­ зал трагическую участь монастыря: "Многие примут мучение от острия ме­ ча” , но Бог "силен и паки обновит свою обитель". 89-летний старец обратился к монахам с просьбой: "Не скорбите обо мне, ибо таков удел всякого человека... Погребите меня у церкви Успения Пре- святыя Богородицы, в пустыне, куда я часто отходил на богомыслие и молча­ ние". 30 ноября 1589 года шведы разорили Печенгский монастырь, убили 116 чело­ век. Уцелевшие иноки обосновались в Коле. Монастырь на Печенге исчез, но завещание Трифона не было забыто. В писцовой книге 1608 года читаем: "На усть реки Маны место первоначальное Печенгского монастыря... тут же лежит начальник (зачинатель) Печенгского мо­ настыря строитель Трифон, а над ним зделана часовня' В середине XVII века церковь причис­ лила Трифона к русским чудотворцам. Соловецкий писатель Сергий Шелонин составил Житие и Службу в похвалу но­ вому святому. В конце XVII века кольские воеводы уже ездили на поклонение мо­ щам преподобного Трифона. Известный путешественник и исследо­ ватель Севера Ф. П Литке, посетив За­ падный Мурман в июле 1823 года, писал: "Печенга есть Мекка того края: каждый благочестивый лопарь считает обязан­ ностью поклониться, хотя раз в жизни, мощам святого угодника; в затруднитель­ ных случаях дают они обеты идти в Пе- ченгу на богомолье; многие делают это для излечения от болезней". Бытовало мнение, что люди нередко по чудодейст- вию святого Трифона выздоравливали. В 1707— 1709 годах над могилою Три­ фона была поставлена церковь Сретения Господня. Сюда ежегодно на 2 февраля съезжались со всей Лапландии бого­ мольцы. Одновременно шел оживленный торг между лопарями и русскими. Прино­ сились пожертвования "чудотворцу Три­ фону” , шедшие причту приходской церк­ ви. Согласно описи 1842 года, в Сретен­ ской церкви находились "три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень рез­ ная под золотом” и его учеников Ионы и Германа. Церковь, трапеза и паперть были объединены "в одной стопе с шат­ ровою главою; колоколов три” . По сведениям церковных историков, это "святое место” никогда не было в за­ бвении: близ могилы Трифона жили "благочестивые насельники и старицы” . В 1857 году духовное ведомство откры­ ло здесь отдельный от Печенгского "при­ ход при Сретенской церкви” . Это подня­ ло значение Трифоновой пустыни. В связи с 300-летием со дня кончины святого Трифона Синод принял решение о возобновлении монастыря на реке Пе­ ченге. 16 июля 1886 года в Трифонову пустынь, отстоявшую от окончания Пе­ ченгском губы в 15 верстах, прибыла пер­ вая партия соловецких монахов для ус­ троения обители. Здесь стояла ветхая церковь, маленький домик для причта, четыре лопарских тупы (избушки), в од­ ной из которых жил сторож. 70 лет пус­ тынь с церковью и жилыми постройками занимала четырехугольный участок в пе­ риметре около двух верст, ограниченный ” с севера и востока реками Маною и Пе- ченгою, а с юга и запада горами. Пло­ щадь эта была сплошное болото, с сопко­ образными горушками, имевшее в неко­ торых местах трясины до двух сажен глу­ бины” . Монахи отремонтировали церковь, очистили и поновили иконы, приступили к прокладке дороги к Трифонову ручью, куда приставали рейсовые пароходы. 11 сентября 1895 года Комитет минист­ ров постановил перенести Трифоно-Пе- ченгский монастырь к Печенгской губе, а "при Сретенской церкви, как месте упо­ коения основателя Печенгского монасты­ ря преподобного Трифона, устроить скит того монастыря” . Однако вместо скита фактически возникло отделение монас­ тыря. В 1900 году в пустыни стояло 11 домов и 14 нежилых строений. Поток па­ ломников с развитием пароходства по­ стоянно возрастал. В 1913 году "святое место” посетило 1436 человек, в том чис­ ле 25 туристов, 60 человек "интеллигент­ ной публики” , 42 норвежца. В 1917 году было 3650 паломников. Известность и слава Трифона как святого чудотворца вышла за пределы Кольского Севера. В церковной литературе его называли "благодатным светильником” , "благове- стником Христовым” ; лопари считали его "крестником Господа Бога” . Посещав­ шим Печенгу богомольцам и странникам показывали реликвии: "слиток камня, кирпича и глины с вплавленною челове­ ческою костью с места разорения древ­ него Печенгского монастыря и два руч­ ных жернова, принесенных, по преда­ нию, преподобным Трифоном из Коль­ ского поселка за 150 верст” . 4. ПОГОСТ МОСКВА На картах Лапландии такого названия нет. Но в живой речи и даже в деловых документах оно существовало и относи­ лось к Печенгскому лопарскому погосту, на земле которого обосновался Трифо- но-Печенгский монастырь. Сначала его употребил какой-то острослов. Вероятно, незлобиво, от тоскливой жизни, видя не­ казистый облик лопарского селения. В результате упорного труда монахов и сотен почти даровых работников-бого- мольцев монастырь превратился в хоро­ шо благоустроенный городок. Москов­ ский журналист Е. В. Гешин. побывавший на Мурмане летом 1911 года, увидел в су­ ровой заполярной тундре "цветущий, полный жизни оазис... — Трифоно-Пе- ченгский монастырь с его мастерскими, водяными двигателями, электрическим освещением, моторными лодками, цвету­ щим сельским хозяйством, с его комфор­ том... Все здания монастыря соединены телефоном...” Журналиста поразил ог­ ромный контраст между этой "культур­ ной колонией” и "ужасающим мраком и бедностью” соседствующих колонистов и лопарей. Пока, отмечал Е. В. Гешин, процветающий монастырь "не улучшает жизни” окрестного населения и едва ли ’’сможет когда-либо в будущем сыграть для жителей нашей северной окраины роль культурного светоча ” . Лопарский погост, именуемый Моск­ вой, находился в 5 верстах от монастыря, построившегося при устье Трифонова ру­ чья, и часто посещался монахами. В 1905 году в нем жило 63 лопаря, державших 3080 оленей и 60 овец. Селение состояло из 18 туп с таким же количеством ам­ баров. В общем, погост как погост, мало чем отличавшийся от прочих лопарских посе­ лений. Вся примечательность его заклю ­ чена в прозвании. Фотоснимок погоста можно видеть в книге Н. Ф Королькова "Трифоно-Печенгский монастырь” (С-Пб., 1908. с. 117) с характерным пояс­ нением: В шутку называемый монахами Москва. Но почему Москва, а скажем, не Пете­ рбург? Москва издревле являлась святы­ ней для русского народа, третьим Римом, "царствующим градом' Писатель XVII века, первый кольский воевода А. Пали- цын так отзывался о нем: Велик и пре- высок, непобедим же и прекрасен, и всем прелюбезен ". Петербург не мог затмить "матушку Москву” . Наш нацио­ нальный поэт любовь к столице выразил известными словами: "Москва... Как мно­ го в этом звуке для сердца русского сли­ лось! Как много в нем отозвалось!" Что отзывалось в душе печенгского мо­ наха при звуке "М о скв а "? Думаю, рож ­ далась мысль о великом городе с его древними храмами, красивыми домами, с кипучей жизнью... Ведь вокруг на мно­ гие сотни верст простиралась унылая глушь, и поездка в "М о скву" давала не много впечатлений. Гражданская война и иностранная о к­ купация Мурмана подорвали благососто­ яние печенгских лопарей. В статистичес­ ком обзоре 1919 года говорится: "Погост Москва живет на иждивении монастыря” .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz