Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
Иван УШАКОВ, профессор Мурманского пединститута 3. ТРИФОНОВА ПУСТЫНЬ 15 декабря 1583 года скончался осно ватель Печенгского монастыря, крести тель лопарей Трифон. Умирая, он обра тился к своим ученикам с прощальным словом: "Честно и воздержанно храните ваше иночество... Не ослабевайте, бра тия. упованием на Бога". Трифон, зная об агрессивных замыслах шведов, предска зал трагическую участь монастыря: "Многие примут мучение от острия ме ча” , но Бог "силен и паки обновит свою обитель". 89-летний старец обратился к монахам с просьбой: "Не скорбите обо мне, ибо таков удел всякого человека... Погребите меня у церкви Успения Пре- святыя Богородицы, в пустыне, куда я часто отходил на богомыслие и молча ние". 30 ноября 1589 года шведы разорили Печенгский монастырь, убили 116 чело век. Уцелевшие иноки обосновались в Коле. Монастырь на Печенге исчез, но завещание Трифона не было забыто. В писцовой книге 1608 года читаем: "На усть реки Маны место первоначальное Печенгского монастыря... тут же лежит начальник (зачинатель) Печенгского мо настыря строитель Трифон, а над ним зделана часовня' В середине XVII века церковь причис лила Трифона к русским чудотворцам. Соловецкий писатель Сергий Шелонин составил Житие и Службу в похвалу но вому святому. В конце XVII века кольские воеводы уже ездили на поклонение мо щам преподобного Трифона. Известный путешественник и исследо ватель Севера Ф. П Литке, посетив За падный Мурман в июле 1823 года, писал: "Печенга есть Мекка того края: каждый благочестивый лопарь считает обязан ностью поклониться, хотя раз в жизни, мощам святого угодника; в затруднитель ных случаях дают они обеты идти в Пе- ченгу на богомолье; многие делают это для излечения от болезней". Бытовало мнение, что люди нередко по чудодейст- вию святого Трифона выздоравливали. В 1707— 1709 годах над могилою Три фона была поставлена церковь Сретения Господня. Сюда ежегодно на 2 февраля съезжались со всей Лапландии бого мольцы. Одновременно шел оживленный торг между лопарями и русскими. Прино сились пожертвования "чудотворцу Три фону” , шедшие причту приходской церк ви. Согласно описи 1842 года, в Сретен ской церкви находились "три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень рез ная под золотом” и его учеников Ионы и Германа. Церковь, трапеза и паперть были объединены "в одной стопе с шат ровою главою; колоколов три” . По сведениям церковных историков, это "святое место” никогда не было в за бвении: близ могилы Трифона жили "благочестивые насельники и старицы” . В 1857 году духовное ведомство откры ло здесь отдельный от Печенгского "при ход при Сретенской церкви” . Это подня ло значение Трифоновой пустыни. В связи с 300-летием со дня кончины святого Трифона Синод принял решение о возобновлении монастыря на реке Пе ченге. 16 июля 1886 года в Трифонову пустынь, отстоявшую от окончания Пе ченгском губы в 15 верстах, прибыла пер вая партия соловецких монахов для ус троения обители. Здесь стояла ветхая церковь, маленький домик для причта, четыре лопарских тупы (избушки), в од ной из которых жил сторож. 70 лет пус тынь с церковью и жилыми постройками занимала четырехугольный участок в пе риметре около двух верст, ограниченный ” с севера и востока реками Маною и Пе- ченгою, а с юга и запада горами. Пло щадь эта была сплошное болото, с сопко образными горушками, имевшее в неко торых местах трясины до двух сажен глу бины” . Монахи отремонтировали церковь, очистили и поновили иконы, приступили к прокладке дороги к Трифонову ручью, куда приставали рейсовые пароходы. 11 сентября 1895 года Комитет минист ров постановил перенести Трифоно-Пе- ченгский монастырь к Печенгской губе, а "при Сретенской церкви, как месте упо коения основателя Печенгского монасты ря преподобного Трифона, устроить скит того монастыря” . Однако вместо скита фактически возникло отделение монас тыря. В 1900 году в пустыни стояло 11 домов и 14 нежилых строений. Поток па ломников с развитием пароходства по стоянно возрастал. В 1913 году "святое место” посетило 1436 человек, в том чис ле 25 туристов, 60 человек "интеллигент ной публики” , 42 норвежца. В 1917 году было 3650 паломников. Известность и слава Трифона как святого чудотворца вышла за пределы Кольского Севера. В церковной литературе его называли "благодатным светильником” , "благове- стником Христовым” ; лопари считали его "крестником Господа Бога” . Посещав шим Печенгу богомольцам и странникам показывали реликвии: "слиток камня, кирпича и глины с вплавленною челове ческою костью с места разорения древ него Печенгского монастыря и два руч ных жернова, принесенных, по преда нию, преподобным Трифоном из Коль ского поселка за 150 верст” . 4. ПОГОСТ МОСКВА На картах Лапландии такого названия нет. Но в живой речи и даже в деловых документах оно существовало и относи лось к Печенгскому лопарскому погосту, на земле которого обосновался Трифо- но-Печенгский монастырь. Сначала его употребил какой-то острослов. Вероятно, незлобиво, от тоскливой жизни, видя не казистый облик лопарского селения. В результате упорного труда монахов и сотен почти даровых работников-бого- мольцев монастырь превратился в хоро шо благоустроенный городок. Москов ский журналист Е. В. Гешин. побывавший на Мурмане летом 1911 года, увидел в су ровой заполярной тундре "цветущий, полный жизни оазис... — Трифоно-Пе- ченгский монастырь с его мастерскими, водяными двигателями, электрическим освещением, моторными лодками, цвету щим сельским хозяйством, с его комфор том... Все здания монастыря соединены телефоном...” Журналиста поразил ог ромный контраст между этой "культур ной колонией” и "ужасающим мраком и бедностью” соседствующих колонистов и лопарей. Пока, отмечал Е. В. Гешин, процветающий монастырь "не улучшает жизни” окрестного населения и едва ли ’’сможет когда-либо в будущем сыграть для жителей нашей северной окраины роль культурного светоча ” . Лопарский погост, именуемый Моск вой, находился в 5 верстах от монастыря, построившегося при устье Трифонова ру чья, и часто посещался монахами. В 1905 году в нем жило 63 лопаря, державших 3080 оленей и 60 овец. Селение состояло из 18 туп с таким же количеством ам баров. В общем, погост как погост, мало чем отличавшийся от прочих лопарских посе лений. Вся примечательность его заклю чена в прозвании. Фотоснимок погоста можно видеть в книге Н. Ф Королькова "Трифоно-Печенгский монастырь” (С-Пб., 1908. с. 117) с характерным пояс нением: В шутку называемый монахами Москва. Но почему Москва, а скажем, не Пете рбург? Москва издревле являлась святы ней для русского народа, третьим Римом, "царствующим градом' Писатель XVII века, первый кольский воевода А. Пали- цын так отзывался о нем: Велик и пре- высок, непобедим же и прекрасен, и всем прелюбезен ". Петербург не мог затмить "матушку Москву” . Наш нацио нальный поэт любовь к столице выразил известными словами: "Москва... Как мно го в этом звуке для сердца русского сли лось! Как много в нем отозвалось!" Что отзывалось в душе печенгского мо наха при звуке "М о скв а "? Думаю, рож далась мысль о великом городе с его древними храмами, красивыми домами, с кипучей жизнью... Ведь вокруг на мно гие сотни верст простиралась унылая глушь, и поездка в "М о скву" давала не много впечатлений. Гражданская война и иностранная о к купация Мурмана подорвали благососто яние печенгских лопарей. В статистичес ком обзоре 1919 года говорится: "Погост Москва живет на иждивении монастыря” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz