Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
( л / / Ч i - 1 Ж .* jjf Ж , щ 9 К Я в * Т. Ш 1 m Js v . ■J==B==^-JjrggS==a>-i i1 Иван УШАКОВ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА Путешествие историка-краеведа по морскому берегу от Верес-Губы (Буг-фьорда) до Кольского залива При изучении дореволюционного прошлого Кольского Севера мне встречались сведения, относящиеся к отдельным местностям, где про исходили примечательные события или интересные деталями былой жизни наших предков на этих землях. Обзор сведений о географических пунктах я начинаю с тех пределов, которые были известны в старину нашим отечественным картографам, и заканчиваю местами, ставшими средоточием русского населения на Мурмане. 1. СЕРГИЙ-КАМЕНЬ С огласно Большому Чертежу — гео графической карте XVI века, — владе ния Московского государства прости рались до ” усть реки Тенуя” , то есть до Тана-фьорда в Северной Скандина вии, хотя новгородские сборщики ходили за данью, взимаемой с лопарей, вплоть до Малангена (южнее Тромсё). Но с 1602 года российско-норвежская граница проходила по западным пределам Няв- демского погоста (ныне г. Нейден в Нор вегии), в котором жили православные лопари, подданные русского государя. В писцовой книге 1608 года сказано: "Волостка Нявдема” , в ней три вежи (жилища), 13 человек мужского пола; дань с них ’’емлют кольские даныцики” ; ” в Мурманской конец (в сторону Норве гии) межа им на морском берегу по Че остров, а в лесех — по Челис ручеек” . Это была фактическая граница двух го сударств — России и Датского Королев ства, в которое входила тогда Норвегия. В источниках XVIII века появляется то поним "Сергий-камень” — взаимоприз- нанный пограничный знак, разделявший земли России и Дании. В описи лесов, составленной лейтена нтами флота Иваном Фроловым и Нико лаем Нелединским в 1763 году, читаем: "Рубеж между Дацкой земли и Российс кой расстоянием от погоста Нявдемского чрез реку Нано на северо-запад 70 верст до Сергия камня, которой имеет межи рубеж к Морю Акиану, пошед на восток, прямо к острову Бугие верст с 80” . Зимой 1786—87 гг. архангельские зем лемеры "снимали планы” пограничной местности. Работать приходилось в труд ных условиях. "За превеликими крутыми горами и снегами, — доносили геодези сты Киселев и Жилин, — до вешнего времени и до настов проходить им невоз можно” . Но задание свое они все-таки выполнили, положили на карту земли "российских лопарей греческого испове дания... Нявдемского погоста до межи королевско-датских финмарцов (жите лей Финмаркена — северной провинции Норвегии) до разделяющего Сергии ка меня 200 верст... от города Колы сухим путем” . В описании 1787 года сказано, что няв- демские лопари платят дань не только России, но и "датской короне за воды, потому что они жительствуют при заливе Окияна моря и ловят рыбу” . Когда возникло название ” Сергий-ка- мень” , определить трудно. Кто такой Се ргий, можно только гадать. Возможно, им являлся один из первооснователей Колы, по словам голландца Симона ван Салингена, "известный в ту пору... Сер гий Вянзин, строитель монастыря Петра и Павла в Мальмусе" (Коле). На Мурмане примечательных камней было несколько: Белый камень, Алаш-камень (костровый); одно из мест рыбного промысла называлось "стано вище у Камени на Килдине” . Особенно достоин внимания Валитов камень, о ко тором в источниках конца XVI века гово рится: новгородский наместник Валит "ту Мурманскую землю учал войною приводити под свою власть... и побивал немец (разбил иноземцев), а... во славу свою... положил камень... А тот камень, что в Варенге, и по сей день слывет Валитов камень” . Местоположение Сергий-камня уточ няет гидрограф М. Ф. Рейнеке. Это мыс Верес (норвежское название Бугие) ” в 50 верстах западнее Ворьемы, на мери диане местечка Вадсэ". По разграничению 1826 года, эта мест ность — территория Нявденского двое- данного погоста — отошла к Норвегии. 2. ПОГОСТ БОРИСА И ГЛЕБА В "Книге Большому Чертежу” — опи сании дорожной карты Московского государства, которой пользовались в правительственных учреждениях (приказах), — сообщается: "С левые сто роны реки Паза, от моря 20 верст, погост Бориса и Глеба” . По "Росписи лопарс ким погостам” 1623— 24 годов в нем чис лилось десять лопарей "русской веры” , ” а на тое Паз реки, — говорится далее, — стоит храм святых страстотерпец (му чеников) Бориса и Глеба Печенского мо настыря, поставление строителя Трифо на” . Ныне здесь, на границе с Норвегией, находится Борисоглебская гидроэлект ростанция. Борис и Глеб — младшие сыновья ки евского князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после сме рти отца, они были убиты старшим бра том Святополком Окаянным. Как пове ствует сказание об их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, чтобы изба вить Русь ” от усобныя рати” (братоубий ственной войны). Церковь объявила их "страстотерпцами” и причислила к лику святых. Бориса и Глеба весьма чтили в народе как правозвестников миролю бия и братства. Вероятно, неспроста церковь, постав ленная на левом берегу реки Паз, в не посредственной близости от владений Швеции и Дании, носила такое название. Русская сторона не ставила своей зада чей захват чужих территорий и тем как бы взывала к миру и добрососедству. Смысл своей деятельности основатель Печенгского монастыря Трифон видел в ограждении северо-западных преде лов России от проникновения "от тамо близких стран люторския и калвинския ереси” , то есть защиту русских поддан ных (лопарей) от протестантизма. О времени постройки Борисоглебской церкви свидетельствует надпись на хра- мозданном кресте: "Крест сей соору жен... в лето 7073 года, месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Ил ларион при начальнике Трифоне” . В пе реводе с мировой на христианскую эру это 4 июня 1565 года. В дальнейшем погост Бориса и Глеба именовался Пазрецким. В донесении 9 октября 1686 года сообщается: "А Бо рисоглебской церкви в приходе два пого ста — Пазрецкой да Нявдемской, и те погосты ведает духовенство той Борисог лебской церкви поп Иван Агеев". В 1785 году в погосте на Паз-реке проживало 11 семей лопарей: пятеро Харловых, двое Калининых, двое Лазаревых, Летов и Ро- жнин. При разграничении 1826 года мест ность близ храма Бориса и Глеба оста лась в пределах Российской империи, тогда как прочее левобережье реки Паз, ради "доброго соседства” , отошло к Но рвегии. В 1872— 1874 годах здесь поставили новую Борироглебскую церковь, а ста ринная стала реликвией — памятью о святом Трифоне Печенгском. Исследо ватель промысловой жизни Мурмана А. Г. Слезскинский в 1896 году дал ее краткое описание: "Древняя церковь Бо риса и Глеба представляет собою раз валившуюся деревянную избу. Половина избы отводилась для молящихся, а в дру гой помещался иконостас и алтарь. В ал таре вся церковная утварь ветхая: ...де ревянный подсвечник ...священническое облачение, на котором изображены од ноглавые и двуглавые орлы, по преда нию подаренные в храм Грозным... ’ В конце XIX века Борисоглебскую ме стность стали навещать туристы. Товари щество Архангельско-Мурманского па роходства построило близ церкви Бориса и Глеба гостиницу в пятью меблирован ными номерами для комфортного про живания "русских и иностранных тури стов” , в которой они за сходную плату могли всегда получить "чай, обед и ужин ” . Частыми посетителями местно сти были соседи-норвежцы. Иногда яв лялись и англичане — любители спор тивного лова семги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz