Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

( л / / Ч i - 1 Ж .* jjf Ж , щ 9 К Я в * Т. Ш 1 m Js v . ■J==B==^-JjrggS==a>-i i1 Иван УШАКОВ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА Путешествие историка-краеведа по морскому берегу от Верес-Губы (Буг-фьорда) до Кольского залива При изучении дореволюционного прошлого Кольского Севера мне встречались сведения, относящиеся к отдельным местностям, где про­ исходили примечательные события или интересные деталями былой жизни наших предков на этих землях. Обзор сведений о географических пунктах я начинаю с тех пределов, которые были известны в старину нашим отечественным картографам, и заканчиваю местами, ставшими средоточием русского населения на Мурмане. 1. СЕРГИЙ-КАМЕНЬ С огласно Большому Чертежу — гео­ графической карте XVI века, — владе­ ния Московского государства прости­ рались до ” усть реки Тенуя” , то есть до Тана-фьорда в Северной Скандина­ вии, хотя новгородские сборщики ходили за данью, взимаемой с лопарей, вплоть до Малангена (южнее Тромсё). Но с 1602 года российско-норвежская граница проходила по западным пределам Няв- демского погоста (ныне г. Нейден в Нор­ вегии), в котором жили православные лопари, подданные русского государя. В писцовой книге 1608 года сказано: "Волостка Нявдема” , в ней три вежи (жилища), 13 человек мужского пола; дань с них ’’емлют кольские даныцики” ; ” в Мурманской конец (в сторону Норве­ гии) межа им на морском берегу по Че остров, а в лесех — по Челис ручеек” . Это была фактическая граница двух го­ сударств — России и Датского Королев­ ства, в которое входила тогда Норвегия. В источниках XVIII века появляется то­ поним "Сергий-камень” — взаимоприз- нанный пограничный знак, разделявший земли России и Дании. В описи лесов, составленной лейтена­ нтами флота Иваном Фроловым и Нико­ лаем Нелединским в 1763 году, читаем: "Рубеж между Дацкой земли и Российс­ кой расстоянием от погоста Нявдемского чрез реку Нано на северо-запад 70 верст до Сергия камня, которой имеет межи рубеж к Морю Акиану, пошед на восток, прямо к острову Бугие верст с 80” . Зимой 1786—87 гг. архангельские зем­ лемеры "снимали планы” пограничной местности. Работать приходилось в труд­ ных условиях. "За превеликими крутыми горами и снегами, — доносили геодези­ сты Киселев и Жилин, — до вешнего времени и до настов проходить им невоз­ можно” . Но задание свое они все-таки выполнили, положили на карту земли "российских лопарей греческого испове­ дания... Нявдемского погоста до межи королевско-датских финмарцов (жите­ лей Финмаркена — северной провинции Норвегии) до разделяющего Сергии ка­ меня 200 верст... от города Колы сухим путем” . В описании 1787 года сказано, что няв- демские лопари платят дань не только России, но и "датской короне за воды, потому что они жительствуют при заливе Окияна моря и ловят рыбу” . Когда возникло название ” Сергий-ка- мень” , определить трудно. Кто такой Се­ ргий, можно только гадать. Возможно, им являлся один из первооснователей Колы, по словам голландца Симона ван Салингена, "известный в ту пору... Сер­ гий Вянзин, строитель монастыря Петра и Павла в Мальмусе" (Коле). На Мурмане примечательных камней было несколько: Белый камень, Алаш-камень (костровый); одно из мест рыбного промысла называлось "стано­ вище у Камени на Килдине” . Особенно достоин внимания Валитов камень, о ко­ тором в источниках конца XVI века гово­ рится: новгородский наместник Валит "ту Мурманскую землю учал войною приводити под свою власть... и побивал немец (разбил иноземцев), а... во славу свою... положил камень... А тот камень, что в Варенге, и по сей день слывет Валитов камень” . Местоположение Сергий-камня уточ­ няет гидрограф М. Ф. Рейнеке. Это мыс Верес (норвежское название Бугие) ” в 50 верстах западнее Ворьемы, на мери­ диане местечка Вадсэ". По разграничению 1826 года, эта мест­ ность — территория Нявденского двое- данного погоста — отошла к Норвегии. 2. ПОГОСТ БОРИСА И ГЛЕБА В "Книге Большому Чертежу” — опи­ сании дорожной карты Московского государства, которой пользовались в правительственных учреждениях (приказах), — сообщается: "С левые сто­ роны реки Паза, от моря 20 верст, погост Бориса и Глеба” . По "Росписи лопарс­ ким погостам” 1623— 24 годов в нем чис­ лилось десять лопарей "русской веры” , ” а на тое Паз реки, — говорится далее, — стоит храм святых страстотерпец (му­ чеников) Бориса и Глеба Печенского мо­ настыря, поставление строителя Трифо­ на” . Ныне здесь, на границе с Норвегией, находится Борисоглебская гидроэлект­ ростанция. Борис и Глеб — младшие сыновья ки­ евского князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после сме­ рти отца, они были убиты старшим бра­ том Святополком Окаянным. Как пове­ ствует сказание об их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, чтобы изба­ вить Русь ” от усобныя рати” (братоубий­ ственной войны). Церковь объявила их "страстотерпцами” и причислила к лику святых. Бориса и Глеба весьма чтили в народе как правозвестников миролю­ бия и братства. Вероятно, неспроста церковь, постав­ ленная на левом берегу реки Паз, в не­ посредственной близости от владений Швеции и Дании, носила такое название. Русская сторона не ставила своей зада­ чей захват чужих территорий и тем как бы взывала к миру и добрососедству. Смысл своей деятельности основатель Печенгского монастыря Трифон видел в ограждении северо-западных преде­ лов России от проникновения "от тамо близких стран люторския и калвинския ереси” , то есть защиту русских поддан­ ных (лопарей) от протестантизма. О времени постройки Борисоглебской церкви свидетельствует надпись на хра- мозданном кресте: "Крест сей соору­ жен... в лето 7073 года, месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Ил­ ларион при начальнике Трифоне” . В пе­ реводе с мировой на христианскую эру это 4 июня 1565 года. В дальнейшем погост Бориса и Глеба именовался Пазрецким. В донесении 9 октября 1686 года сообщается: "А Бо­ рисоглебской церкви в приходе два пого­ ста — Пазрецкой да Нявдемской, и те погосты ведает духовенство той Борисог­ лебской церкви поп Иван Агеев". В 1785 году в погосте на Паз-реке проживало 11 семей лопарей: пятеро Харловых, двое Калининых, двое Лазаревых, Летов и Ро- жнин. При разграничении 1826 года мест­ ность близ храма Бориса и Глеба оста­ лась в пределах Российской империи, тогда как прочее левобережье реки Паз, ради "доброго соседства” , отошло к Но­ рвегии. В 1872— 1874 годах здесь поставили новую Борироглебскую церковь, а ста­ ринная стала реликвией — памятью о святом Трифоне Печенгском. Исследо­ ватель промысловой жизни Мурмана А. Г. Слезскинский в 1896 году дал ее краткое описание: "Древняя церковь Бо­ риса и Глеба представляет собою раз­ валившуюся деревянную избу. Половина избы отводилась для молящихся, а в дру­ гой помещался иконостас и алтарь. В ал­ таре вся церковная утварь ветхая: ...де­ ревянный подсвечник ...священническое облачение, на котором изображены од­ ноглавые и двуглавые орлы, по преда­ нию подаренные в храм Грозным... ’ В конце XIX века Борисоглебскую ме­ стность стали навещать туристы. Товари­ щество Архангельско-Мурманского па­ роходства построило близ церкви Бориса и Глеба гостиницу в пятью меблирован­ ными номерами для комфортного про­ живания "русских и иностранных тури­ стов” , в которой они за сходную плату могли всегда получить "чай, обед и ужин ” . Частыми посетителями местно­ сти были соседи-норвежцы. Иногда яв­ лялись и англичане — любители спор­ тивного лова семги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz