Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 45, 46.) 12. КОРАБЛЬ "Корабельных” названий на Кольском Севере много: бухта Корабельная близ Цып-Наволока, становище Корабельное на Кильдине, Корабельная пахта в Ара-Губе, мыс Корабельный к северу от устья Поноя, Корабельный камень неподалеку от Колы и другие. На Терском берегу, между Кашкаранцами и устьем Варзуги, находится гора Ко­ рабль, замечательная тем, что в ней, как сказано в описании Русской Лапландии, есть "пустоты, стены которых усеяны кристаллами стекловидного кварца и аметиста. Кристалпы аметиста не так крупны, но имеют высокий и ровный цвет". Аметистовое месторождение горы Корабль исследовал капитан Н. В. Широкшин, который рассказал о нем в 1835 году в 'Торном журнале” (ч. 1 кн. 3). Большие надежды на открытие полезных ископаемых на Севере возлагал М. В. Ломоносов. По мнению ученого, берега Белого моря ’’должны быть не скудны минералами, где состоят из камня” , и советовал "больше в прииске тамошних подземных сокровищ трудиться” . 13. ЯМЫ Со времен татарского ига ’’ямами” на Руси назывались дорожные станции, где жили возчики (ямщики), перевозившие казенные грузы и служилых людей. Такой ям был, например, в Кандалакше. В 1703 году кандалакшские монахи жаловались на бесчинства кольских стрельцов: "...казначея старца Иосифа... ругаючи, свезли за реку на ямской двор” . В наказе депутату Уложенной Комиссии 1767 года кандалакшские крестьяне писали, что они живут "при ямской дороге" и возят "проез­ жающих от города Архангельского в Кольской острог и из Колы к городу Архангель­ скому всякого звания людей” . . Ямскую гоньбу внутри Лапландии власти возлагали на лопарей. Места смены оленей и возчиков по пути из Кандалакши в Колу также назывались "ямами” . Так, в одном документе читаем: в Масельге "лопин Панфил... съехал с яму на иные вотчины” . Однако в источниках встречаются и другого рода "ямы ” . В показаниях сийских монахов царскому писцу Василию Агалину (1574) отмечается: забор (изгородь для лова семги) в реке Варзуге ниже селения ” за три версты... на Ямы... держали двиняне” . 27 декабря 1581 года варзужанин Козьма Юкшеев отдал вкладом Троице-Сергиеву монастырю свой двор в селе, "а во дворе, — говорится в данной грамоте, — хором изба на змосте с комнатою, да клеть на подклете, да сени, да сенник на дву хлевах, да мыльня, да по другую сторону ворот горенка на подклете, да сени, да клеть на подклете, да на улици против двора анбар, да на яме, где лодьи приставают, анбар; да огородец за двором капустник” . В соловецкой описи варзуж- ского подворья 1669 года сказано: "Да на Яму идучи, анбар монастырский” . Таким образом, речь идет не о яме — дорожной станции, а о лодейной стоянке, глубоком месте в реке. Возле него стояли склады (амбары). Само селение рас­ полагалось выше по реке, за порогами, через которые крупные суда не могли проходить. От Ямы в село двигались сухопутьем. В переписной книге 1563 года в Варзуге отмечен "в посаде двор... держат его гонцам на приезд". Существовала подобная стоянка судов и в понойской Лахте. В документе 1752 года читаем: "На лодейной Яме недержано (не использовано) лесу... кольев 200 и 25 лесин” . Была "Яма" и у Кольской пристани. В гидрографическом описании М. Ф. Рейнеке 1826 года сказано: "Кольские лодьи входят в осушный залив между городом и Клад­ бищенским островом. Тут глубина 6 сажень, песок с илом". Поморская лоция середины XVI11 века рекомедовала кормщикам: "В Коле реке на левой руке на наволоке крест, в сухую воду (при отливе) глубины 7 фут, а на дне гладко: ...под таможней в сухую воду 11 фут, а от выше писанного наволока рекою ход пройдучись прям таможни на средине и поворотить носом на ворота Гостиного двора на Яму” . Близ таможни находилась каменистая отмель — корга. Кормщики, не знакомые с рельефом дна, брали в Коле проводника. В отчете соловецкого приказ­ чика за 1745 год указан расход: "лоцману, что с Ямы под Колу вел яхту денег дано 20 копеек” . 14. ВОЛОКИ В старину поморы обычно спрямляли путь по морю, перетаскивая на плечах и волоком свои парусные и гребные суда. Григорий Истома, совершивший плавание вдоль Мурманского берега, рассказывал, что ему встретился "мы с” (по-видимому, полуостров Рыбачий), который ’’настолько вдается в море, что его едва можно обогнуть в восемь дней. Чтобы не тратить на это время мы с великим трудом перетащили на плечах через перешеек в полмили шириной и свои суденышки, и поклажу". Свидетельством существования волоков на Мурмане является наличие нескольких "Волоковых” губ. "Волоком ” называлась ложбина, по которой, сообщает М. Ф. Рейнеке, "лет за ТЧ) коляне перетаскивали свои суда, чтобы не огибать мыса Летинского", который находится у входа в Кольский залив. Перенос судна через волок на Мурмане можно видеть на гравюре конца XVI века в книге Геррита де Вера о плаваниях Баренца. Однако основных волоков было два: через перешеек полуострова Рыбачий, о кото­ ром в Книге Большому Чертежу (1627) сказано: "волок Мотка 15 верст” , и волок на основании мыса Святой Нос. 15. ДВОРЫ На западной стороне Кольского залива, от мыса Чевруй до губы Оленьей, есть три небольших бухточки, называемые Дворами. В них во время бурь укрывались лодки колян и других промышленников. Кто и когда поставил тут "дворы ", неизвестно. В конце XIX века здесь поселилась на правах колонистов финская семья из 7 человек. По описи 1904 года, в колонии Дворы стоял один дом, хозяин которого имел корову и три овцы. Дворы ничем не знамениты, разве своим оригинальным названием. 16. ЖЕЛЕЗНЫЕ ВОРОТА В Софийской первой летописи под 1032 годом сообщается о походе новгородцев на дальний Север: "изыде из Новагорода на Железная врата, и опять (назад) мало их прииде". Трудно сказать, до какого места дошли новгородские первопроходцы. Железными воротами называют пространство, сжатое с двух сторон каменными громадами. Таких мест на Севере немало. Есть Железные ворота близ устья Северной Двины, у Мудью- га. Известны они и в нашем крае. Железными воротами называется узкий проход между двумя возвышенностями в истоках реки Средней, впадающей в Кольский залив, а также теснина в урочище Песканец, к востоку от реки Харловки. Еще одни Железные ворота, не зафиксированные в "Географическом словаре Кольского полуострова” , упомянул в своих путевых записках (1891) чиновник по крестьянским делам Н. Н. Макшеев. Такое название носило скалистое ущелье близ селения Чапомы на Терском берегу. 17. КАРАУЛЬНАЯ БАРАКА Караульной варакой называется гора на правом берегу Туломы недалеко от Колы. Название "Караульная” обычно объясняют тем, что якобы "в августе 1854 года, во время бомбардировки города Колы английским военным судном "Миранда” , за горой укрывались жители” . Но это заблуждение. Колянам не было надобности уходить так далеко от своих домов. Они находились при обстреле за горой Соловаракой. Название возникло задолго до нападения англичан на Колу. В словаре А. И. Шренка "Областные выражения русского языка в Архангельской губернии” , изданном Русским Географическим обществом в 1850 году, дается поясне­ ние: "Варака— ...у лопарей — гора с плоскою вершиною... Близ Колы находятся горы Соловарака, Караульная и другие” . Иностранные вторжения научили жителей Колы бдительности. В декабре 1589 года шведы и финны подошли к ним по суше (по местному речению "горою "), в августе 1591 года — по реке Туломе, в феврале 1611 года — на лыжах от Нотозера. Враг мог появиться и зимой, и летом. Приходилось выставлять в разных местах дозоры и заста­ вы. Воеводский посыльный Иван Лылов на расспросе в Москве весной 1699 года сказал, что служилые люди из Кольского острога "для обережи посылаютца и караулят непрестанно ’, кроме того, для разведки к шведскому рубежу "изстари посылованы вестовщиками бывали стрельцы и пушкари” . Во время войн со Швецией охрана города усиливалась — на опасные направления назначались вооруженные заставы из 10— 16 человек. По ведомости, на 31 марта 1704 года "на отъезжих караулах" находилось 32 человека, в том числе четыре стрельца ” на Нотозерском карауле” . В челобитной Петру I в мае 1711 года кольские стрельцы и пушкари писали: "Служим мы... в городе на стенных и по заставам на отъезжих многих караулах многолюдством, да мы же посылаемы на два — Швецкой и на Дацкой рубежи для проведыванья вестей, чтоб неприятельские щвецкия воинския люди морем на кораб­ лях или пеши горою под Кольский острог и под иныя твои, великого государя, городы и волости войною безвестно не подошли и разорения какова не учинили...” 18. УМБСКИЙ ПОГОСТ Погостами на Кольском полуострове назывались лопарские селения. Но в XV— XVI веках так же звались русские поселения близ церквей. Книга Большому Чертежу сохранила ранние названия: погост Бориса и Глеба на Паз-реке, погосты Ковда, Умба. два погоста на реке Варзуге. Наряду с погостами в конце XVI века существовали обычные русские селения — "волости” . Селение Умба возникло в середине XV века. Как и Варзуга, оно для безопасности располагалось за порогами, но затем переместилось в низовье реки. В документе 1585 года читаем: "Вверх по реке Умбе, от волости десять верст, погост старой, где стояла волость Умба преж сего, а на погосте церковь Воскресение Христово пуста: и на том погосте косят сено". В 1589 году Умба вслед за Кандалакшей подвергалась разгрому шведов. Об этом свидетельствует грамота от 28 мая 1591 года о предоставлении умбянам льгот на 1592 и 1593 годы с тем, чтобы они "после немецкого приходу и пожару... в два года в волости дворы поставили" 19. ЧУДСКОЕ КЛАДБИЩЕ В 1877 году в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете поступили для научного изучения два черепа с Чудского (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz